Урок русского языка в 1-м классе по теме "Звуки и
буквы"
Сенгалиева Айгуль
Темирхановна учитель начальных
классов
Разделы: Начальная
школа
Тема: «Звуки и буквы».
Цели:
-
Совершенствовать фонетические знания и
умения.
-
Способствовать развитию зрительного
внимания, фонематического слуха.
-
Формировать навыки одновременного
звуко-буквенного анализа и синтеза.
-
Развивать мышление и формировать процесс
мыслительной деятельности.
-
Воспитывать чувство товарищества,
сотрудничества.
Оборудование:
1) Карта
путешествия
2) Раздаточные карточки (для работы в
парах)
например:
на обороте ответы
и т.д.
3) Сигнальные карточки (желтый – правильный
ответ, черный – неправильный)
4) Тетрадь для печатания(карандаши: синий,
красный, зеленый) – у каждого ученика
5) Плакат на доске для
тестирования
6) Запись
пословицы
ХОД УРОКА
1.
Учитель: Сегодня совершим путешествие в
страну «Буквы
и звуки». Путешествие будет веселым и интересным.
Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые
встретятся вам на пути. А справиться с этими заданиями вам помогут
верные помощники. Назовите их.
Дети: Внимание и память
У: А ещё хорошая дисциплина. Ведь на борт
самолета берутся самые надежные товарищи, самые ответственные люди.
Девизом нашего полета станет пословица
Дети читают
хором: «Не
беда ошибиться, беда не исправиться»
2. Наша первая
станция: «Разминка»
Запись на доске:
НОС
ЛАК
ЗИМА
СОН
СОБАКА РИС
РАМА
КОНИ
ЛЕС
1) Прочитайте 1 столбик, 2 столбик, 3
столбик
2) Прочитайте верхнюю строчку, нижнюю, среднюю
3) Найдите и прочитайте односложные слова.
Д: Нос, сон, лак, рис, лес.
У: Двусложные
Д: Рама, кони, зима
У: Слово состоящее из трех
слогов
Д: Собака
4) Назовите двусложные слова, где первый слог стоит в сильной
позиции
Д: Рама, кони
5) Какие слова начинаются с глухого
согласного?
Д: Сон, собака, кони
6) А какие со звонкого согласного?
Д: Нос, рама, лак, зима, рис, лес
7) Прочитайте слова, которые начинаются с парного
согласного.
Д: Собака, кони, сон, зима
У: С непарного
согласного
Д: Нос, рама, лак, рис, лес
8) Назовите слова, где первый звук в слове звучит
мягко.
Д: Зима, рис, лес
У: Где звучит твердо
Д: Нос, сон, рама, лак, собака,
кони
Вывод:
У: Согласный звук может быть
каким?
Д: Твердым или мягким, парным или непарным, глухим
или звонким
У: Что определяет гласный в
слове?
Д: Количество слогов, влияет на мягкость или
твердость согласного, может быть в сильной или в слабой
позиции
3.
Смекалкино (работа в парах)
1) Дети по карточкам в тетрадях для
печатанья составляют слова (1 – 2 минуты).
2) На обратной стороне карточки
ответы (самопроверка)
3) Выполняют задание: в первом слове а) обвести красным
кружком букву обозначающую гласный звук; б) согласные подчеркните,
если звук согласный мягкий – зеленым, твердый –
синим.
Обмениваются друг с другом
тетрадями, проверяют, дают друг другу советы, откладывают печатные
тетради в сторону. Учитель проверяет работу, после сдачи тетрадей
на проверку.
4.
Угадай-ка
Игра «Найди лишнюю
букву» (работа в парах)
На доске плакат:
Совещаются в парах и показывают свою готовность:
а) 1
ученик: лишняя буква
Р
2
ученик: Буква Р
обозначает согласный звук, а АОУ гласные и т.д.
б) Лишняя буква И
Этот звук делает согласный мягким, а АОУ
твердым.
в) Лишняя буква О. Это гласный, а СКН –
обозначают согласные звуки.
г) РНЛС – С – парный глухой согласный, а РНЛ – непарный звонкий
согласный.
Вы подключили к работе зрительное внимание, а теперь подключим
слуховое внимание.
5.
Игровая (с
помощью сигналов) ответ обосновывается.
Игра: «Нет или да, а не знаешь, так
беда»
У: Звук мы видим?
Д: Нет
У: Букву мы можем
написать?
Д: Да
У: Гласный звук произносится легко, его можно
спеть?
Д: Да
У: Сколько согласных, столько и
слогов?
Д: Нет
У: Согласные бывают парные и
непарные?
Д: Да
У: Гласные бывают звонкие и
глухие?
Д: Нет
У: Сколько гласных столько и
слогов?
Д: Да
У: Продолжите цепочку: звуки
––>
Д: Звуки ––>
слог ––> слово ––>
предложение ––> речь.
Начали со звука, закончили цепочку речью. Это звенья. Все они
связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить
правильно, красиво, учимся мыслить, грамотно излагать свои мысли, а
в дальнейшем и грамотно писать. В страну «Буквы и звуки» мы
вернемся ещё не раз. А наше путешествие не заканчивается. На
следующем уроке мы попадем в страну: «Развитие
речи»
6. Конечная
С помощью сигнальных карточек дети
оценивают свою работу. Высказывают своё мнение по поводу своей
работы.
– Что особенно понравилось на уроке?
– Какие трудности возникли?