Использование приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Использование приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

#1 слайд
Использование приемов
формирования читательской
грамотности на уроках русского
языка и литературы
Читательская грамотность — это не просто умение
читать и понимать прочитанное. Это комплексный
навык, который позволяет не только извлекать
информацию из текста, но и анализировать,
интерпретировать и критически оценивать
прочитанное. В современном мире, где информация
доступна в огромных объемах, умение эффективно
читать и понимать тексты становится ключевым
фактором успешной учебы, работы и жизни.
1 слайд
Использование приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы Читательская грамотность — это не просто умение читать и понимать прочитанное. Это комплексный навык, который позволяет не только извлекать информацию из текста, но и анализировать, интерпретировать и критически оценивать прочитанное. В современном мире, где информация доступна в огромных объемах, умение эффективно читать и понимать тексты становится ключевым фактором успешной учебы, работы и жизни.
#2 слайд
1. Создание совместной среды.
2. Разделение на группы по
методу «Рандомное деление на
группы»
http://castlots.org/razdelit-na-gruppy/
2 слайд
1. Создание совместной среды. 2. Разделение на группы по методу «Рандомное деление на группы» http://castlots.org/razdelit-na-gruppy/
#3 слайд
Приём «Облако слов»
3 слайд
Приём «Облако слов»
#4 слайд
Прием «Картирование идей»
Описание : Предварительный
просмотр информации с помощью
ментальных карт.
Задание : Создание ментальной
карты на основе прочитанного текста,
популярных ключевых идей.
Цель : Структурировать информацию
и улучшить понимание текста.
( на примере двух текстов)
4 слайд
Прием «Картирование идей» Описание : Предварительный просмотр информации с помощью ментальных карт. Задание : Создание ментальной карты на основе прочитанного текста, популярных ключевых идей. Цель : Структурировать информацию и улучшить понимание текста. ( на примере двух текстов)
#5 слайд
Иными словами, читательская грамотность —
гораздо больше, чем просто чтение. Это умение логически
и критически мыслить с опорой на текст. Кроме того, как
дальше будет видно по набору конкретных навыков,
составляющих читательскую грамотность, это проявление
понятийного мышления человека и его кругозора, потому
что всё это задействуется при интерпретации смысла
текста.
Вот несколько ключевых аспектов и приемов,
которые способствуют развитию читательской
грамотности:
Понимание текста : Умение из-за чувства прочитанного,
анализировать и интерпретировать информацию.
Критическое мышление : способность оценивать
информацию и сопоставлять ее с собственным опытом и
знаниями.
Коммуникация : Чтение как средство для участия в
социальной жизни, обмена мнениями
5 слайд
Иными словами, читательская грамотность — гораздо больше, чем просто чтение. Это умение логически и критически мыслить с опорой на текст. Кроме того, как дальше будет видно по набору конкретных навыков, составляющих читательскую грамотность, это проявление понятийного мышления человека и его кругозора, потому что всё это задействуется при интерпретации смысла текста. Вот несколько ключевых аспектов и приемов, которые способствуют развитию читательской грамотности: Понимание текста : Умение из-за чувства прочитанного, анализировать и интерпретировать информацию. Критическое мышление : способность оценивать информацию и сопоставлять ее с собственным опытом и знаниями. Коммуникация : Чтение как средство для участия в социальной жизни, обмена мнениями
#6 слайд
Приемы формирования читательской грамотности
1. «Ролевая аннотация»
2. «Интервью с персонажем»
3. «Карта мыслей» или «Интеллект-карта»
4. «Креативная перезапись»
5. «Диалог с текстом»
6. «Фантастический финал»
7.«Потерянные буквы»
8. «Синквейн»
9. «Картирование идей»
10. «Дебаты по тексту»
11. «Заполни пропуск»
12. «Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»
13. «Картирование аргументов»
6 слайд
Приемы формирования читательской грамотности 1. «Ролевая аннотация» 2. «Интервью с персонажем» 3. «Карта мыслей» или «Интеллект-карта» 4. «Креативная перезапись» 5. «Диалог с текстом» 6. «Фантастический финал» 7.«Потерянные буквы» 8. «Синквейн» 9. «Картирование идей» 10. «Дебаты по тексту» 11. «Заполни пропуск» 12. «Прием «Знаю, узнал, хочу узнать» 13. «Картирование аргументов»
#7 слайд
14. «Прием «Эмоциональная школа»
15. «Создание мини-словариков
по новым словам»
16. «Чтение с остановками»
17. «Создание визуальных схем»
19. «Ролевая игра»
20. «Создание комиксов»
21. «Творческое письмо»
22. «Визуализация текста»
23. «Задания с выбором»
24. «Создание заглавий»
25. «Письмо от лица героя»
26. «Интервью с персонажем»
27. «Творческое переосмысление»
28. «Сравнительный анализ»
7 слайд
14. «Прием «Эмоциональная школа» 15. «Создание мини-словариков по новым словам» 16. «Чтение с остановками» 17. «Создание визуальных схем» 19. «Ролевая игра» 20. «Создание комиксов» 21. «Творческое письмо» 22. «Визуализация текста» 23. «Задания с выбором» 24. «Создание заглавий» 25. «Письмо от лица героя» 26. «Интервью с персонажем» 27. «Творческое переосмысление» 28. «Сравнительный анализ»
#8 слайд
29. «Создание вопросов»
30. «Рефлексия»
31. «Критический анализ источников»
32. «Письмо к редактору»
33. «Эссе с аргументацией»
34. Приём «Прогноз сюжета на основе
ключевых слов»
35. Приём «Скетчноутинг»
36. Приём «Графический органайзер»
8 слайд
29. «Создание вопросов» 30. «Рефлексия» 31. «Критический анализ источников» 32. «Письмо к редактору» 33. «Эссе с аргументацией» 34. Приём «Прогноз сюжета на основе ключевых слов» 35. Приём «Скетчноутинг» 36. Приём «Графический органайзер»
#9 слайд
Сосредоточьтесь на конфликте или противоречии: Проблемные
вопросы обычно связаны с противоречиями или конфликтами в
тексте. Найдите места, где возникают разные точки зрения или
возникают вопросы без однозначного ответа.
Используйте "что если" и "почему": Это простые, но
эффективные вопросы для выявления проблем. Например, "Что
если бы герой поступил иначе?" или "Почему автор выбрал
именно такой способ изложения?"
Проверьте разные интерпретации: Проблемные вопросы должны
открывать возможность для нескольких интерпретаций или
точек зрения. Старайтесь избегать вопросов, на которые можно
ответить "да" или "нет".
Задавайте вопросы, которые требуют размышлений: Хороший
проблемный вопрос заставляет задуматься и обсудить. Он
должен стимулировать анализ и обсуждение, а не просто
требовать запоминания фактов.
Свяжите текст с реальной жизнью: Проблемные вопросы могут
быть более интересными, если они отражают реальность или
актуальные проблемы. Например, "Как проблемы, описанные в
тексте, соотносятся с сегодняшним миром?"
9 слайд
Сосредоточьтесь на конфликте или противоречии: Проблемные вопросы обычно связаны с противоречиями или конфликтами в тексте. Найдите места, где возникают разные точки зрения или возникают вопросы без однозначного ответа. Используйте "что если" и "почему": Это простые, но эффективные вопросы для выявления проблем. Например, "Что если бы герой поступил иначе?" или "Почему автор выбрал именно такой способ изложения?" Проверьте разные интерпретации: Проблемные вопросы должны открывать возможность для нескольких интерпретаций или точек зрения. Старайтесь избегать вопросов, на которые можно ответить "да" или "нет". Задавайте вопросы, которые требуют размышлений: Хороший проблемный вопрос заставляет задуматься и обсудить. Он должен стимулировать анализ и обсуждение, а не просто требовать запоминания фактов. Свяжите текст с реальной жизнью: Проблемные вопросы могут быть более интересными, если они отражают реальность или актуальные проблемы. Например, "Как проблемы, описанные в тексте, соотносятся с сегодняшним миром?"
#10 слайд
Приемы формирования читательской грамотности
10 слайд
Приемы формирования читательской грамотности
#11 слайд
11 слайд
#12 слайд
12 слайд
#13 слайд
13 слайд
#14 слайд
14 слайд
#15 слайд
15 слайд
#16 слайд
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
16 слайд
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
#17 слайд
Прием «Картирование аргументов»
1. Создать ментальную карту, где на одной стороне размещают аргументы в поддержку
своей точки зрения, а на другой — контраргументы. Это помогает им увидеть разные
стороны вопроса и подготовиться к аргументации.
Тема задания: "Выбор между желаниями и обязанностями в "Преступлении и наказании"
(на примере произведения "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского)
2. Работа в группах:
- Учащиеся обсуждают и записывают аргументы по каждой из ветвей:
- Желания Раскольникова
- Обязанности Раскольникова
-Конфликт между желаниями и обязанностями
-Аргументы в пользу следования желаниям
-Аргументы в пользу следования обязанностям
-Последствия выбора Раскольникова в пользу желаний
-Последствия выбора Раскольникова в пользу обязанностей
- Урок для читателя
- Заключение
17 слайд
Прием «Картирование аргументов» 1. Создать ментальную карту, где на одной стороне размещают аргументы в поддержку своей точки зрения, а на другой — контраргументы. Это помогает им увидеть разные стороны вопроса и подготовиться к аргументации. Тема задания: "Выбор между желаниями и обязанностями в "Преступлении и наказании" (на примере произведения "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского) 2. Работа в группах: - Учащиеся обсуждают и записывают аргументы по каждой из ветвей: - Желания Раскольникова - Обязанности Раскольникова -Конфликт между желаниями и обязанностями -Аргументы в пользу следования желаниям -Аргументы в пользу следования обязанностям -Последствия выбора Раскольникова в пользу желаний -Последствия выбора Раскольникова в пользу обязанностей - Урок для читателя - Заключение
#18 слайд
«Карта мыслей» или «Интеллект-карта»
Участники создают схематическую карту, на которой
отображают основные идеи и мысли текста. Это помогает
визуализировать информацию и структурировать материал.
- Пример: после чтения рассказа «Муму» создайте карту
мыслей, включив ключевые события и мотивы героев.
- Место Действия
-Основные Персонажи
- Конфликт
- Символизм
- Развитие сюжета
- Кульминация
- Развязка
- Тема
- Заключение
18 слайд
«Карта мыслей» или «Интеллект-карта» Участники создают схематическую карту, на которой отображают основные идеи и мысли текста. Это помогает визуализировать информацию и структурировать материал. - Пример: после чтения рассказа «Муму» создайте карту мыслей, включив ключевые события и мотивы героев. - Место Действия -Основные Персонажи - Конфликт - Символизм - Развитие сюжета - Кульминация - Развязка - Тема - Заключение
#19 слайд
«Заполни пропуск»
Описание: участникам предварительно предлагается
текст для ознакомления. После него текст убираем, и
выдаем листы с тем же текстом, где пропущены слова.
Задание: Прочитать и заполнить пропуски.
19 слайд
«Заполни пропуск» Описание: участникам предварительно предлагается текст для ознакомления. После него текст убираем, и выдаем листы с тем же текстом, где пропущены слова. Задание: Прочитать и заполнить пропуски.
#20 слайд
ВОСПИТАННЫЕ ЛЮДИ
(Из письма А.П.Чехова брату Николаю )
Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:
… Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягкие,
вежливые, уступчивые…
… Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.
… Не лгут даже в пустяках… Они не лезут с откровенностями, когда их не
спрашивают…
… Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие…
… Они не суетны…
… Если имеют в себе талант, то уважают его… Они жертвуют для него всем…
… Они воспитывают в себе эстетику*…
… Тут нужны беспрерывные дневной и ночной труд, вечное чтение, воля… Тут
дорог каждый час.
20 слайд
ВОСПИТАННЫЕ ЛЮДИ (Из письма А.П.Чехова брату Николаю ) Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям: … Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягкие, вежливые, уступчивые… … Они уважают чужую собственность, а потому платят долги. … Не лгут даже в пустяках… Они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… … Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие… … Они не суетны… … Если имеют в себе талант, то уважают его… Они жертвуют для него всем… … Они воспитывают в себе эстетику*… … Тут нужны беспрерывные дневной и ночной труд, вечное чтение, воля… Тут дорог каждый час.
#21 слайд
ВОСПИТАННЫЕ ЛЮДИ
(Из письма А.П.Чехова брату Николаю )
___________люди должны удовлетворять следующим __________:
… Они уважают человеческую___________, всегда снисходительны, мягкие,
вежливые, ______________…
… Они уважают ___________собственность, а потому _________долги.
… Не лгут даже в _________… Они не лезут с откровенностями, _______их не
спрашивают…
… _____не унижают себя с тою________, чтобы вызвать в _______сочувствие…
… Они ____суетны…_чтение, воля… Тут дорог ____________час.
21 слайд
ВОСПИТАННЫЕ ЛЮДИ (Из письма А.П.Чехова брату Николаю ) ___________люди должны удовлетворять следующим __________: … Они уважают человеческую___________, всегда снисходительны, мягкие, вежливые, ______________… … Они уважают ___________собственность, а потому _________долги. … Не лгут даже в _________… Они не лезут с откровенностями, _______их не спрашивают… … _____не унижают себя с тою________, чтобы вызвать в _______сочувствие… … Они ____суетны…_чтение, воля… Тут дорог ____________час.
#22 слайд
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Участникам группы (каждому) выданы оригинальные приемы
для работы с текстом.
- Предлагается текст (литературное произведение или отрывок)
и применить один из методов на практике.
- Проводится презентация результатов работы каждой группы.
22 слайд
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - Участникам группы (каждому) выданы оригинальные приемы для работы с текстом. - Предлагается текст (литературное произведение или отрывок) и применить один из методов на практике. - Проводится презентация результатов работы каждой группы.
#23 слайд
Старый
дед и внучек.
Л.Н.Толстой
Стал
дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зу
бов
не
было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его
за стол
сажать
и давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать за печкой. Снес
ли
ему раз
обедать
в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бра
нить
старика
за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь он
а
ему
будет
давать обедать в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказ
ал.
Сидят
раз муж с женою дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет
: что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?»
А Миша и говорит: «Это я,
батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете,
чтобы
вас из этой лоханки кормить».
Муж
с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что о
ни
так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
23 слайд
Старый дед и внучек. Л.Н.Толстой Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зу бов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать и давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать за печкой. Снес ли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бра нить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь он а ему будет давать обедать в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказ ал. Сидят раз муж с женою дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет : что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что о ни так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
#24 слайд
1.Что такое читательская грамотность?
2. Преимущества использования приемов читательской
грамотности.
3. Основные приемы читательской грамотности.
4.Применение приемов на уроках русского языка
5.Применение приемов на уроках литературы
6. Интеграция приемов в учебный процесс
7. Оценка эффективности использования приемов
8. Оценка эффективности использования приемов
9. Оценка эффективности использования приемов
24 слайд
1.Что такое читательская грамотность? 2. Преимущества использования приемов читательской грамотности. 3. Основные приемы читательской грамотности. 4.Применение приемов на уроках русского языка 5.Применение приемов на уроках литературы 6. Интеграция приемов в учебный процесс 7. Оценка эффективности использования приемов 8. Оценка эффективности использования приемов 9. Оценка эффективности использования приемов
#25 слайд
РЕФЛЕКСИЯ
ОЦЕНИТЕ НАШ
МАСТЕР-КЛАСС
25 слайд
РЕФЛЕКСИЯ ОЦЕНИТЕ НАШ МАСТЕР-КЛАСС
шағым қалдыра аласыз













