Материалдар / "МИР ФРАЗЕОЛОГИИ"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

"МИР ФРАЗЕОЛОГИИ"

Материал туралы қысқаша түсінік
Цель разработки: - углубить свои теоретические знания по данной теме; - создать серию заданий для обучаемых , которые проходят эту тему, найти или придумать такие задания, которые будут направлены не только на усвоение материала по фразеологии, но и на - - -развитие речи и приобретение навыка употреблять известные фразеологизмы в разговорной или литературной речи; - постараться дать обучаемому, изучающему эту тему, более-менее полное представление о фразеологизмах русского языка, об их месте в лексико-семантической системе, об их происхождении и классификации. Попытаться сделать интересные задания (ведь, как известно, при выполнении интересного задания материал усваивается и запоминается намного лучше).
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
28 Қараша 2021
343
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Методическая разработка «Мир Фразеологии» Автор работы: Аманкулов Ахмет

1 слайд
Методическая разработка «Мир Фразеологии» Автор работы: Аманкулов Ахмет

Цели проекта: • углубить свои теоретические знания по данной теме; • создать серию заданий для обучаемых , которые прох

2 слайд
Цели проекта: • углубить свои теоретические знания по данной теме; • создать серию заданий для обучаемых , которые проходят эту тему, найти или придумать такие задания, которые будут направлены не только на усвоение материала по фразеологии, но и на развитие речи и приобретение навыка употреблять известные фразеологизмы в разговорной или литературной речи; • постараться дать обучаемому, изучающему эту тему, более-менее полное представление о фразеологизмах русского языка, об их месте в лексико-семантической системе, об их происхождении и классификации. Попытаться сделать интересные задания (ведь, как известно, при выполнении интересного задания материал усваивается и запоминается намного лучше).

Дорогой ученик! Русские фразеологизмы – наше бесценное культурное и национальное достояние. Фразеологизмы являются важнейшим

3 слайд
Дорогой ученик! Русские фразеологизмы – наше бесценное культурное и национальное достояние. Фразеологизмы являются важнейшим и тонким инструментом в создании произведений устного народного творчества, художественной и мемуарной литературы. Все эти сокровища не только надежно хранятся в бесчисленных библиотеках, но и в тайнах нашего языкового познания. Фразеологическая составляющая в силу своей изначальной образности и выразительности придает речевой деятельности говорящего и пишущего неповторимое семантическое своеобразие, красочность, эмоциональность. Фразеологический арсенал языковой личности наиболее ярко раскрывается в живой, эмоционально окрашенной литературной речи или в литературном просторечье . Проделав упражнения вы узнаете и выучите значения разных крылатых выражений, фразеологизмов. В будущем знание их значения не только сможет помочь вам в адекватном употреблении фразеологизмов в собственной речи с целью придания ей большей образности и своеобразия, но и облегчит понимание различных текстов.

Теоретическая часть. Фразеология (от греческого phrases оборот речи, logos - учение) – особый раздел лингвистики, в котор

4 слайд
Теоретическая часть. Фразеология (от греческого phrases оборот речи, logos - учение) – особый раздел лингвистики, в котором изучаются семантические, морфолого- синтаксические и стилистические особенности фразеологизмов. Фразеологизмы - это неразложимые словосочетания, употребляющиеся не в прямом смысле, сущность которых можно заменить одним или двумя словами.

Фразеологизм имеет ряд существенных признаков: • воспроизводимость, • идиоматичность (устойчивость), • семантическую целостно

5 слайд
Фразеологизм имеет ряд существенных признаков: • воспроизводимость, • идиоматичность (устойчивость), • семантическую целостность значения, • расчлененность своего состава, • незамкнутость структуры.

Содержание. 1.Задания, направленные на отработку умения находить фразеологизмы в различных текстах.(№1,№2) 2. Задания, направле

6 слайд
Содержание. 1.Задания, направленные на отработку умения находить фразеологизмы в различных текстах.(№1,№2) 2. Задания, направленные на отработку умения находить антонимичные и синонимичные фразеологизмы. (№3,№4,№5) 3 . Задания, сделанные в форме кроссвордов, которые будут помогать ученику запоминать значения фразеологизмов. (№6,№7) 4 . Задания, которые помогут ученику разобраться со значением фразеологизмов, их написанием, а также формами, в которых они употребляются. (№8,№9,№10,№11) 5. Задания, которые помогут ученику понять, как же могут реализовываться в жизни фразеологизмы; помогут понять разницу между прямым смыслом словосочетания, и непосредственно смыслом фразеологизма. (№12) 6. Ответы.

Фразеология Практическая часть

7 слайд
Фразеология Практическая часть

№ 1 . В данных предложениях найдите фразеологизмы и отметьте их: • Не все из влиятельных людей и не всегда охотно идут навстре

8 слайд
№ 1 . В данных предложениях найдите фразеологизмы и отметьте их: • Не все из влиятельных людей и не всегда охотно идут навстречу его просьбам и настойчивым требованиям. • За дверью послышались громкие аплодисменты и симпатичный голос княжны Рожкиной… У секретаря затрепетало под сердцем. Муки Тантала были ему не по силам • С восторгом разоблачителя журналист описывал, как лаборатория Данкевича переливает из пустого в порожнее, растрачивая государственные средства • Я решительно отказался выступать завтра, очень расстроен смертью Алеши, в голове каша, не сумею связать двух слов • Писатель обязан шагать в ногу со временем.

№ 2 Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы. • 1) Евсей Стахеевич Лиров, благовидный, хотя и

9 слайд
№ 2 Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы. • 1) Евсей Стахеевич Лиров, благовидный, хотя и не слишком ловкий молодой человек, а по чину и званию своему птица невысокого полета, отсто яв в пятиглавом соборе обедню, пустился по не изменному местному обычаю в объезд по всем лакейским и передним. 2) Лиров стоял у косяка дверей в переднюю, глядел во все глаза на зани мательную беседу прокурора с полковником о здра вии его превосходительства господина губернато ра и ее превосходительства супруги его. 3) Прого ворив это, Лиров встал как вкопанный и не ре шался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил. 4) Лиров подошел, не помня себя, к треугольному столику, прикрытому синею изма ранною ярославской салфеткой. 5) Из Стахея вы шел бойкий, разбитной детина, который семнад цати годов уже по грамотной части заткнул за пояс весь Воронеж. 6) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал.

№ 3. Найдите синонимичные фразеологизмы и соедините их. Голову морочить Рукой подать Считать ворон

10 слайд
№ 3. Найдите синонимичные фразеологизмы и соедините их. Голову морочить Рукой подать Считать ворон Дать по шее Одного поля ягоды Голубей гонять Два шага Гнуть в три погибели Дать по шапке Одним лыком шиты Гнуть в бараний рог Заговаривать зубы

№ 4.Найдите антонимичные фразеологизмы. Черная кровь Выдерживать характер Гонять лодыря

11 слайд
№ 4.Найдите антонимичные фразеологизмы. Черная кровь Выдерживать характер Гонять лодыря Без царя в голове Грош цена За тридевять земель Повернуть оглобли назад Голубая кровь Два шага Цены нет Голова на плечах Гнуть спину

№ 5.Найдите антонимы к фразеологизмам: «через пень-колоду», «идти на попятный», «играть в кошки-мышки». • Через пень-колоду:

12 слайд
№ 5.Найдите антонимы к фразеологизмам: «через пень-колоду», «идти на попятный», «играть в кошки-мышки». • Через пень-колоду: в поте лица, тяп- ляп, спустя рукава, шаляй-валяй. • Идти на попятный (двор): повернуть оглобли назад, повернуть на 180 градусов, выдержать характер, бить отбой, дать задний ход, дать отбой. • Играть в кошки-мышки: втереть очки, отвести глаза, играть в прятки, метать петли, морочить голову, открывать глаза, обвести вокруг пальца, пустить пыль в глаза.

№ 6. Существуют обороты, принятые во многих языках и полностью сохраняющие смысл: ахиллесова пята; волк в овечьей шкуре. Есть

13 слайд
№ 6. Существуют обороты, принятые во многих языках и полностью сохраняющие смысл: ахиллесова пята; волк в овечьей шкуре. Есть так называемые аналоги - выражения, близкие по смыслу, но различающиеся образами. Подберите к данным иностранным устойчивым вы ражениям русские аналоги. • 1) Везти сов в Афины (греч.). • 2) Рыба еще в воде, а он сковороду на огонь ставит (армянск). • 3) Дождь льет алебардами (франц.). • 4) Дождь льет кошками и собаками (англ.).

№ 7. Прочитайте буквальные переводы иноязычных фразеологизмов. Каким русским фразео логическим оборотам они соответствуют? •

14 слайд
№ 7. Прочитайте буквальные переводы иноязычных фразеологизмов. Каким русским фразео логическим оборотам они соответствуют? • 1) Одним камнем дважды ударить - ...; • 2) жить как петух на откорме - ...; • 3) король не кузен - ...; • 4) принять пузыри за фонари - ....

№ 8. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. • Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал . Ира узнал

15 слайд
№ 8. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. • Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал . Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила . Кирилл целый день бездельничал . Мы догадывались, что он нас обманывает . Первого сентября Уля проснулась очень рано .

№ 9. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Держать ... востро (уши, ухо) Смотреть сквозь ..

16 слайд
№ 9. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Держать ... востро (уши, ухо) Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные) С ... нос (голубиный, гулькин) Делать из ... слона (комара, мухи) Не в своей ... (чашке, тарелке)

№ 10. В каких фразеологизмах имеются ошибки? • Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы з

17 слайд
№ 10. В каких фразеологизмах имеются ошибки? • Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

№ 11. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения. •

18 слайд
№ 11. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения. • Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали сложа руки. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык. У лягушки дух захватило от страшной высоты. Яшка сломя голову остановился.

№ 12. Даны рисунки с зашифрованными в них фразеологизмами. Одна из картинок в каждой паре буквально переводит фразеологизм.

19 слайд
№ 12. Даны рисунки с зашифрованными в них фразеологизмами. Одна из картинок в каждой паре буквально переводит фразеологизм. На другой нарисован фразеологизм с его лексическим значением. Отгадайте все фразеологизмы. Лить как из ведра Больной вопрос Тянуть время Бояться собственной тени Трещать по швам Брать кого-либо под крылышко Сидеть сложа руки Браться за ум Со скрипом Бросаться в глаза Белая ворона Быть не ко двору Бить в одну точку Валится из рук Биться как рыба об лед Вогнать кого-либо в краску Блуждать в потемках Лезть из кожи вон

20 слайд

21 слайд

22 слайд

23 слайд

Заключение. Методическая разработка, ее интересные задания, необычные иллюстрации позволят обучаемому быстро и эффективно за

24 слайд
Заключение. Методическая разработка, ее интересные задания, необычные иллюстрации позволят обучаемому быстро и эффективно запомнить фразеологизмы.

Литература. • Толковый словарь крылатых слов и выражений. / Автор-составитель А. Кирсанова. М.: «Мартин», 2006. – 448с • Ру

25 слайд
Литература. • Толковый словарь крылатых слов и выражений. / Автор-составитель А. Кирсанова. М.: «Мартин», 2006. – 448с • Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.- М.: Дрофа, 2002. -336 с. • Интернет - ресурс