Презентация. По страницам биографии М.М Пришвина
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
Туркестанская область, Жетысайский район
«КГУ ОСШ № 13 имени Н. Торекулова»
5 класс литературное чтение Преподаватель: Байменова Г.Т
Тема урока: По страницам биографии М.М Пришвина
Цель урока: Ознакомить с жизнью и творчеством
писателя, научить определить художественно -
выразительное средство (метафора)
1 слайд
Туркестанская область, Жетысайский район «КГУ ОСШ № 13 имени Н. Торекулова» 5 класс литературное чтение Преподаватель: Байменова Г.Т Тема урока: По страницам биографии М.М Пришвина Цель урока: Ознакомить с жизнью и творчеством писателя, научить определить художественно - выразительное средство (метафора)
2 слайд
Пришвин Михаил
Михайловича
(1873—1954)
2 слайд
Пришвин Михаил Михайловича (1873—1954)
3 слайд
Родился 23 января 1873 году в Елецком уезде Орловской
губернии, в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время
было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием
Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр,
Николай, Сергей, Лидия и Михаил).
Отцу будущего писателя Михаилу Дмитриевичу Пришвину досталось
хорошее состояние. Жил он по-барски, водил орловских рысаков,
выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами,
был страстным охотником.
Однажды отец проиграл в карты, поэтому пришлось продать конный
завод и заложить имение. Он не пережил потрясения и умер, разбитый
параличом. В романе «Кащеева цепь» Пришвин рассказывает, как
здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» — символ мечты,
которой он не смог достичь. Мать — Мария Ивановна (1842—1914
Игнатова), оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с
имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить
положение и дать детям достойное образование.
3 слайд
Родился 23 января 1873 году в Елецком уезде Орловской губернии, в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил). Отцу будущего писателя Михаилу Дмитриевичу Пришвину досталось хорошее состояние. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником. Однажды отец проиграл в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения и умер, разбитый параличом. В романе «Кащеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» — символ мечты, которой он не смог достичь. Мать — Мария Ивановна (1842—1914 Игнатова), оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.
4 слайд
В 1882 году Михаила Михайловича Пришвина
отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был
переведён в первый класс Елецкой классической гимназии. В гимназии
успехами не блистал — за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса
и в этом классе должен был очередной раз быть оставлен на второй год,
из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым — будущим
известным философом — был из гимназии отчислен «за дерзость
учителю». Заканчивать обучение пришлось в Тюменском
Александровском реальном училище (1893 год), куда будущий писатель
переехал под крыло своего дяди купца И. И. Игнатова. Не поддавшись
уговорам бездетного дяди унаследовать его бизнес, поехал продолжать
образование в Рижском политехникуме, в 1900—1902 годах на
агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего
получил диплом инженера-землеустроителя. До 1905 года работал
агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии — «Картофель
в огородной и полевой культуре» и др.
4 слайд
В 1882 году Михаила Михайловича Пришвина отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии. В гимназии успехами не блистал — за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был очередной раз быть оставлен на второй год, из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым — будущим известным философом — был из гимназии отчислен «за дерзость учителю». Заканчивать обучение пришлось в Тюменском Александровском реальном училище (1893 год), куда будущий писатель переехал под крыло своего дяди купца И. И. Игнатова. Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его бизнес, поехал продолжать образование в Рижском политехникуме, в 1900—1902 годах на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. До 1905 года работал агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии — «Картофель в огородной и полевой культуре» и др.
5 слайд
Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в
1906 году. Оставив свою профессию, стал
корреспондентом различных газет. Увлечение
этнографией и фольклором привело к решению
путешествовать по северу (Олонец, Карелия, Норвегия),
знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы,
передавая их в своеобразной форме путевых очерков
(книги «В краю непуганых птиц», 1907; «За волшебным
колобком», 1908). Стал известным в литературных
кругах, сближается с Ремизовым и Мережковским, а
также с М. Горьким и А. Толстым.
5 слайд
Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. Оставив свою профессию, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по северу (Олонец, Карелия, Норвегия), знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков (книги «В краю непуганых птиц», 1907; «За волшебным колобком», 1908). Стал известным в литературных кругах, сближается с Ремизовым и Мережковским, а также с М. Горьким и А. Толстым.
6 слайд
В годы Первой мировой войны был военным
корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.
После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на
Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на
Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии
охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу
«Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни
природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над
автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатый им в 1923, над
которым трудился до последних дней.
В начале 1930-х побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга
«Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень
жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле
написано в повести «Неодетая весна».
6 слайд
В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах. После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатый им в 1923, над которым трудился до последних дней. В начале 1930-х побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна».
7 слайд
Сам Пришвин главной книгой своей считал «Дневники»,
которые он вёл в течение почти полувека (1905-54) и объем
которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного
собрания его сочинений. Опубликованные после отмены
цензуры в 80-х годах, они позволили по-другому взглянуть
на М. М. Пришвина и его творчество. Постоянная духовная
работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко
прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках
(«Глаза земли», 1957; полностью опубл. в 1990-е годы), где, в
частности, дана правдивая картина процесса
«раскрестьянивания» России и сталинских репрессий,
выражено гуманистическое стремление писателя утвердить
«святость жизни» как высшую ценность.
7 слайд
Сам Пришвин главной книгой своей считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-54) и объем которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 80-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубл. в 1990-е годы), где, в частности, дана правдивая картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинских репрессий, выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.
8 слайд
М.М.Пришвин«Одиночный пузырь»
8 слайд
М.М.Пришвин«Одиночный пузырь»
9 слайд
Ответь на вопросы :
1. Где и когда родился М.М.Пришвин ?
2. Что является главным героем его произведения ?
3. Почему Пришвин так близок в своем творчестве к
природной среде?
4. Какими еще умениями и профессиональными
навыками известен писатель ?
5. О чем он мечтал в детстве ?
6. Как называется его первый рассказ ?
9 слайд
Ответь на вопросы : 1. Где и когда родился М.М.Пришвин ? 2. Что является главным героем его произведения ? 3. Почему Пришвин так близок в своем творчестве к природной среде? 4. Какими еще умениями и профессиональными навыками известен писатель ? 5. О чем он мечтал в детстве ? 6. Как называется его первый рассказ ?
10 слайд
10 слайд
11 слайд
Умер 16 января 1954 года, похоронен
на Введенском кладбище в Москве.
11 слайд
Умер 16 января 1954 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве.
12 слайд
Страница 136
Отрывки из рассказов «Еж», «Листопад»,
«Кладовая солнца»
Метафора – в переводе от греческого языка
«перенос» средство художественной
выразительности; слово или выражение в
переносном значении; Перенос названия одного
предмета на другой на основании их сходства.
Например: синий шелк неба-голубые небеса,
рябиновый костер
-красные ягоды рябины
12 слайд
Страница 136 Отрывки из рассказов «Еж», «Листопад», «Кладовая солнца» Метафора – в переводе от греческого языка «перенос» средство художественной выразительности; слово или выражение в переносном значении; Перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства. Например: синий шелк неба-голубые небеса, рябиновый костер -красные ягоды рябины
13 слайд
ЕЖ
Мышей у меня было много. Я слышал –ежик их ловит, и
решил:пусть он живет у меня и ловит мышей. Так положил я
этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком
глаза все смотрю на ежа.
Надолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола,
ежик развернулся , огляделся, туда пробовал идти , сюда, выбрал
себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
13 слайд
ЕЖ Мышей у меня было много. Я слышал –ежик их ловит, и решил:пусть он живет у меня и ловит мышей. Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза все смотрю на ежа. Надолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ежик развернулся , огляделся, туда пробовал идти , сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
14 слайд
Домашнее задание
Найти метафоры
14 слайд
Домашнее задание Найти метафоры