Материалдар / Современные теории и концепции обучения
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Современные теории и концепции обучения

Материал туралы қысқаша түсінік
мұғалімдерге
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Қаңтар 2018
171
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ

1 слайд
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Развивающе е обучение Теория гуманизаци и обучения Теория личностного обучения1 2 3Рассматриваемые вопросы:

2 слайд
Развивающе е обучение Теория гуманизаци и обучения Теория личностного обучения1 2 3Рассматриваемые вопросы:

Теория или концепция – это совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности процесса обучения. Т

3 слайд
Теория или концепция – это совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности процесса обучения. Теория или концепция необходимы, т.к. их назначение - объяснение или предсказание того, как будет осуществляться процесс обучения

Под развивающим обучением понимается новый, актив

4 слайд
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).  Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.  Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Развивающее обучение предполагает усвоение новых знаний, формирование новых умений, расширение личного

5 слайд
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Развивающее обучение предполагает усвоение новых знаний, формирование новых умений, расширение личного опыта. При развивающем обучении меняется характер учебной деятельности ученика. Ученик самостоятельно ищет новые способы решения. Ему нужно применить знания в новой ситуации либо самостоятельно разработать алгоритм решения, новый способ.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Главная цель концепции развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самост

6 слайд
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Главная цель концепции развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному усвоению знаний, поиску истины. Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития учащихся вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

7 слайд
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.  Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развития обучения.  Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождением В.В. Давыдову

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Основу системы развивающего обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы: пр

8 слайд
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Основу системы развивающего обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:   принцип обучения на высоком уровне трудности принцип ведущей роли теоретическ их знаний принцип осознания учащимися процесса учения принцип работы над развитием всех учащихся принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Технология развивающего обучения (РО) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где п

9 слайд
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ   Технология развивающего обучения (РО) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств: . В современной педагогике все группы качеств личности:  ЗУН - знания, умения, навыки;  СУД - способы умственных действий;  СУМ - самоуправляющие механизмы личности;  СЭН - эмоционально-нравственная сфера;  СДП - деятельностно-практическая среда. РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Важное условие развивающего обучения — это организация совместной деятельности обучающего и обучаемых,

10 слайд
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Важное условие развивающего обучения — это организация совместной деятельности обучающего и обучаемых, потому что теоретические знания лучше усваиваются, когда помощь преподавателя проявляется в форме его участия в коллективной дискуссии по выявлению теоретического вывода из обсуждения различных вариантов анализа жизненной ситуации, объективных фактов проявления психического. Значит, основными для развивающего обучения являются методы интерактивного обучения, в которые могут вноситься элементы других активных методов — проблемного и программированного обучения.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Одна из важнейших особенностей развивающего обучения -это ориентированность на конечный результат — на

11 слайд
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Одна из важнейших особенностей развивающего обучения -это ориентированность на конечный результат — на формирование главных психологических новообразований, прежде всего умственного развития обучаемых, способности творчески подходить к научным и практическим проблемам. Обучение, ориентирующееся на конечный продукт в виде главных психологических новообразований, есть развивающее обучение, а методы его осуществления названы инновационными (инновации — это новообразования).

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В процессе развивающего обучения наряду с развитием интеллектуальных или умственных качеств личности на

12 слайд
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В процессе развивающего обучения наряду с развитием интеллектуальных или умственных качеств личности наблюдаются и факты развития у учащихся нравственных качеств, т. е. тех качеств, которые являются, казалось бы, «привилегией» не обучения, а воспитания. Эти факты не случайны, а закономерны и свидетельствуют о воспитывающей роли развивающего обучения

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Знаменитая фраза древних мыслителей о том, что студент не сосуд, который нужно наполнить, а факел, кото

13 слайд
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Знаменитая фраза древних мыслителей о том, что студент не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, становится исключительно актуальной и основополагающей в развивающем обучении. В этом случае студент выступает не как потребитель (поглотитель) новой информации, а как субъект поиска, нахождения, оперирования знанием и применения добытых знаний в новой ситуации (жизненной, профессиональной, игровой и т. д.)

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ  Итак, развитие личности происходит не спонтанно, не «естественным» путем, не зависящим от субъективно

14 слайд
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ  Итак, развитие личности происходит не спонтанно, не «естественным» путем, не зависящим от субъективной деятельности людей, а под воздействием учения — хорошего или плохого, организованного или стихийного. Но хорошее учение — это правильно организованное обучение, и оно дает больший развивающий эффект. Поэтому научная организация обучения на базе психологической теории развивающего обучения является главной задачей методики преподавания любой науки в вузе.   

Среди всех актуальных проблем современного высшего образования гуманизация занимает особое приоритетное место по своему зна

15 слайд
Среди всех актуальных проблем современного высшего образования гуманизация занимает особое приоритетное место по своему значению и роли как основное стратегическое направление высшей школы. В нем заложена его цель – подготовка специалиста не только как профессионала, но и, прежде всего, как творческой личности, гуманиста и патриота.    Гуманизация высшего образования

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гуманизация (от лат. «humanus» – человечный, гуманный) есть совокупность философских, социоло

16 слайд
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гуманизация (от лат. «humanus» – человечный, гуманный) есть совокупность философских, социологических, гносеологических, психологических и педагогических взглядов, определяющих цели и задачи высших учебных заведений в подготовке и совершенствовании будущего специалиста как субъекта и объекта общественных отношений, как целостного человека. Многообразие его профессиональных, интеллектуальных и социально-психологических качеств позволяют ему успешно решать задачи научно- технического и социального прогресса. Тем самым гуманизация выступает как теоретическая основа высшего образования.   

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными но

17 слайд
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования… реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи». (Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.-М, 1990.-с. 21.). Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно- психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.   

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и проф

18 слайд
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности.  

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Теоретические основания проблемы гуманизации образования исторически складывались и совершен

19 слайд
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Теоретические основания проблемы гуманизации образования исторически складывались и совершенствовались в ХVI–ХVIII столетиях под плодотворным влиянием эпохи Возрождения, которую Маркс назвал величайшей из революций, какие до тех пор переживала Земля. Впервые получили свое глубокое обоснование и воплощение идеи гуманизма, защиты чести и достоинства личности, ее всестороннего развития, гармонии личных и общественных интересов. Гуманисты Возрождения объявили высшей ценностью личность человека .   

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Неоценимый вклад в развитие и обогащение этих основополагающих гуманистических идей в разное

20 слайд
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Неоценимый вклад в развитие и обогащение этих основополагающих гуманистических идей в разное время вносили французские просветители, немецкие философы, русские революционные демократы и марксисты, виднейшие представители мировой и отечественной педагогики. В прошлом недостаточно реализованные, их идеи сохраняют свою актуальность и для нашего времени, пребывающего в орбите мировой гуманистики и философско-педагогической мысли и крайне нуждающегося в дальнейшей творческой разработке проблем гуманизации.   

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гуманитаризация есть претворение в жизнь принципов гуманизации, учебно- практическая деятел

21 слайд
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  Гуманитаризация есть претворение в жизнь принципов гуманизации, учебно- практическая деятельность вузов по созданию материально- вещественных, организационно- экономических и духовно- психологических условий для разностороннего развития личности студента, воспитания на основе общечеловеческих и национальных ценностей народа. Гуманитаризация обеспечивает взаимодействие и взаимопроникнове ние естественно- научного, технического и гуманитарного образования как целостной совокупности знаний о человеке, природе и обществе. Взаимодействие гуманизации и гуманитаризаци и отражает единство теории и практики.

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гуманизация высшего образования – проблема не региональная, а интернациональная, решаемая во

22 слайд
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гуманизация высшего образования – проблема не региональная, а интернациональная, решаемая во многих цивилизованных странах и разрабатываемая в международных организациях. В Уставе ЮНЕСКО образование рассматривается как цель поддержания справедливости, свободы и мира. Международная конференция по образованию (1995 г.) провозгласила своей главной целью формирование человека, ибо «человек – не экономический фактор, не простое орудие, средство достижения цели», – в нем самом заложена самостоятельная цель развития».   

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Философской основой гуманизации высшего образования является учение о гуманизме как одном из с

23 слайд
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Философской основой гуманизации высшего образования является учение о гуманизме как одном из самых прогрессивных направлений общественной мысли, имеющем общечеловеческий характер и мировое значение. В «Декларации прав человека и гражданина», провозглашенной Национальным собранием Франции в 1789 году, естественными, священными и неотчуждаемыми правами человека были объявлены свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетателям.

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Эти права приобрели всемирно-историческое значение и вошли в мировую историю как символы гуман

24 слайд
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Эти права приобрели всемирно-историческое значение и вошли в мировую историю как символы гуманизма и всестороннего развития личности, как осознание человеком самого себя, своих личных и общественных задач. Гуманистический характер образования обусловлен насущными потребностями человека в получении общих и специальных знаний, обеспечивающих его социализацию и профессионализацию. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования способствуют гуманизации общества во всех его структурах, отражают происходящие в нем процессы и испытывают их влияние.

ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Вузы выступают не только как учебные и научные центры, но и как мощные очаги духовной культур

25 слайд
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Вузы выступают не только как учебные и научные центры, но и как мощные очаги духовной культуры, приобщения молодого поколения к ценностям культуры, их дальнейшего развития и распространения. В этом состоит одна из главных задач гуманитаризации высшего образования. Этот путь указали и обосновали выдающиеся представители мировой педагогики. Все классическое наследие дидактики от Яна Коменского до наших дней пронизывает центральная идея – формирование в процессе обучения личности ее нравственного облика и самостоятельного мышления. Педагогическая система, как указывал Коменский, «должна способствовать созданию таких школ, которые станут истинными и живыми мастерскими людей, а образовывать человека есть искусство искусств». Таков был замысел его главного труда – «Великой дидактики».   

Ориентация на личность в педагогической науке связана в первую очередь с разработкой способов реализации личностно ориентирова

26 слайд
Ориентация на личность в педагогической науке связана в первую очередь с разработкой способов реализации личностно ориентированных целей обучения и воспитания. Эти цели порождаются социально, формулируются психологией (дающей ответ, например, на вопрос о характеристиках творческой деятельности, к которой предстоит приобщить школьника) и выполняются педагогикой, обосновывающей и разрабатывающей соответствующие этим целям содержание образования и методы обучения. (В. В. Краевский). Личностно-ориентированное обучение

Ори...

27 слайд
Ори...