Материалдар / Талдықорған жоғары политехникалық колледжі
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Талдықорған жоғары политехникалық колледжі

Материал туралы қысқаша түсінік
Психология .Структура психики. Основные формы психики.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
07 Маусым 2020
911
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Структура психики - основные формы психики: память, внимание, мышление, восприятие, речь Психология и психология спорта дл

1 слайд
Структура психики - основные формы психики: память, внимание, мышление, восприятие, речь Психология и психология спорта для специальности «Физическая культура и спорт» Исламжанова Г.Б.Талдыкорганский высший политехнический колледж

Психика • Психика является формой активного отображения субъектом объективной реальности, возникающей в процессе взаимодейств

2 слайд
Психика • Психика является формой активного отображения субъектом объективной реальности, возникающей в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

• «Основная функция психики - регуляция целенаправленного поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее

3 слайд
• «Основная функция психики - регуляция целенаправленного поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека». • Очевидно, что психика связана с определением целост ного отношения человека к миру и поиска своего места в нем. У. Джемс

Две функции психики по отношению к внешнему миру: • Творчество (создание новой реальности) • Адаптация (приспособление к сущ

4 слайд
Две функции психики по отношению к внешнему миру: • Творчество (создание новой реальности) • Адаптация (приспособление к существующей реальности) • Антитеза творчества - разрушение — уничтожение созданной другими людьми реальности (культуры) • Антитеза адаптации - дезадаптация в ее различных формах (неврозы, наркомания, преступное поведение и т. д.) Я.А. Пономаре в

• Три основные функции психики: • Познавательная (когнитивная) • Регулятивная • Коммуникативная • Адаптация и творчество возмо

5 слайд
• Три основные функции психики: • Познавательная (когнитивная) • Регулятивная • Коммуникативная • Адаптация и творчество возможны только посредством реализации этих функций. Б.Ф. Ломов

Функции психики по Б.Ф. Ломову

6 слайд
Функции психики по Б.Ф. Ломову

Когнитивная функция (Б.Ф. Ломов) имеет ряд специфичных черт: • Она динамична. Психика никогда не останавливается в своем разв

7 слайд
Когнитивная функция (Б.Ф. Ломов) имеет ряд специфичных черт: • Она динамична. Психика никогда не останавливается в своем развитии, она меняется под действием отражающейся реальности, которая окружает человека. • Имеет несколько образов. Психика подвержена изменениям под влиянием психологических качеств отдельно взятой личности, ее самочувствия в эмоциональном и физическом плане в настоящий момент времени, и развития в целом ситуации. • Реальность отражается с психической стороны. Вся жизнедеятельность человека наполнена картинками. Это снимки и копии происходящих событий, тех проявлений предметов, которые мы видим вокруг себя.

Функция регуляции поведения и деятельности (Б.Ф. Ломов) Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения: • Мотивацио

8 слайд
Функция регуляции поведения и деятельности (Б.Ф. Ломов) Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения: • Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности. • Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. • Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения. • Процессы, связанные с эмоциями обеспечивают отражение наших отношений к реальности, механизм «обратной связи» и регуляцию внутреннего состояния.

Коммуникативная функция (Б.Ф. Ломов) • Обеспечивает передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной

9 слайд
Коммуникативная функция (Б.Ф. Ломов) • Обеспечивает передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми.

Выделяет три функции психики по адаптационному критерию взаимодействия организма с окружающей средой: • Отражение окружа

10 слайд
Выделяет три   функции психики  по адаптационному критерию взаимодействия организма с окружающей средой: • Отражение окружающей действительности • Обеспечение целостности организма • Регуляция поведения А. Г. Маклаков

Функции человеческой психики реализуются через ее формы:

11 слайд
Функции человеческой психики реализуются через ее формы:

Свойства психики • Устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно- количественный уровень деятельности и пове

12 слайд
Свойства психики • Устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно- количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека • То есть психические свойства – это индивидуальные особенности психической жизни человека

• Психические свойства многосистемны: они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства

13 слайд
• Психические свойства многосистемны: они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения. Совокупность психических свойств образует психический склад личности.

Отдельные психические свойства индивида, вступая в системное взаимодействие между собой, образуют качества личности. Основные

14 слайд
Отдельные психические свойства индивида, вступая в системное взаимодействие между собой, образуют качества личности. Основные психические качества личности это:

1) Темперамент

15 слайд
1) Темперамент

2) Направленность

16 слайд
2) Направленность

3) Способности

17 слайд
3) Способности

4) Характер

18 слайд
4) Характер

Познавательные психические процессы • Психические процессы — процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динам

19 слайд
Познавательные психические процессы • Психические процессы  — процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции и т.д.) • Познание -  это термин, обозначающий человеческую способность думать, вспоминать и предвидеть

• Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях

20 слайд
• Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов.

Познавательные психические процессы Ощущен ия Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши о

21 слайд
Познавательные психические процессы Ощущен ия Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств Восприя тия Отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих пред-метов Память Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего- либо Воображ ение Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта Мышлен ие Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития Речь Процесс общения, осуществляемый с помощью языка

Внимание • Внимание не имеет своего содержания, проявляется как бы внутри всех психических процессов и неотделимо от них. • В

22 слайд
Внимание • Внимание не имеет своего содержания, проявляется как бы внутри всех психических процессов и неотделимо от них. • Внимание – особая форма психической активности и необходимое условие всякой деятельности. Это психическое состояние, относительно устойчивый уровень психической деятельности, проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности.

Виды внимания: • Непроизвольное внимание • Произвольное внимание • Послепроизвольное внимание

23 слайд
Виды внимания: • Непроизвольное  внимание • Произвольное  внимание • Послепроизвольное  внимание

Ощущения • Это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира

24 слайд
Ощущения • Это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды и классификация ощущений • По известным еще древним грекам пяти органам чувств выделяют следующие виды ощущений: зритель

25 слайд
Виды и классификация ощущений • По известным еще древним грекам пяти органам чувств выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные). Кроме того, существуют промежуточные ощущения между тактильными и слуховыми – вибрационные.

Восприятие • это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздейств

26 слайд
Восприятие • это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия • Простые – зрительные, слуховые, осязательные. • Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если оди

27 слайд
Виды восприятия • Простые  –  зрительные, слуховые, осязательные. • Сложные  виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые- осязательные; зрительно-двигательные и слухо- двигательные. • Специальные  виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п.

Память • это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений

28 слайд
Память • это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.

Виды памяти 1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память бывает образной, эмоциональной и сло

29 слайд
Виды памяти  1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память бывает образной, эмоциональной и словесно-логической. 2. По степени волевой регуляции, наличию или отсутствию цели и специальных мнемических действий различают  непроизвольную память,  когда информация запоминается сама собой, и произвольную память, при которой запоминание осуществляется целенаправленно с помощью специальных приемов. 3. По продолжительности сохранения материала различают  кратковременную, долговременную и оперативную  память

Мышление • это опосредованное, обобщенное отражение действительности в ее наиболее существенных связях и отношениях, проис

30 слайд
Мышление • это опосредованное, обобщенное отражение действительности в ее наиболее существенных связях и отношениях, происходящее в единстве с речью. Мышление – это процесс, благодаря которому человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и восприятии. Иными словами, с помощью мышления можно получить знания, недоступные органам чувств. Ступень абстрактного мышления свойственна только человеку.

Виды мышления • Наглядное (конкретное). Оно непосредственно опирается на образы предметов • Дискурсивное (абстрактно-понятийно

31 слайд
Виды мышления • Наглядное (конкретное).  Оно непосредственно опирается на образы предметов • Дискурсивное (абстрактно-понятийное, словесно-логическое).  Это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом. • Практическое (техническое, конструктивное). Это процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности и направленный на создание реальных предметов и явлений путем изменения окружающей действительности при помощи орудий. • На открытие законов, свойств объектов, объяснение явлений направлено  теоретическое (объяснительное)  мышление.

Воображение • это познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материалов

32 слайд
Воображение  • это познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, своеобразная форма отражения человеком реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Виды воображения • Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, кот

33 слайд
Виды воображения • Пассивное  воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. • Активное  воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. • Воссоздающее (репродуктивное)  воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию (по карте, чертежу, схеме, по уже оформленным кем-то материалам).

Речь • Один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется ро

34 слайд
Речь • Один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими.

Виды речи. • Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую

35 слайд
Виды речи.  • Внешняя  речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо. • Внутренняя  речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

Психические процессы регулирования поведения и деятельности. • Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведе

36 слайд
Психические процессы регулирования поведения и деятельности. • Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. • Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций — ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.

• Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. • В противоположность непроизвольным действиям соз

37 слайд
• Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. • В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. 

Функции воли: • Первая - побудительная - непосредственно связана с мотивационными факторами и заключается в инициировании того

38 слайд
Функции воли: • Первая - побудительная - непосредственно связана с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и субъективных препятствий. • Вторая функция волевых процессов - тормозная - состоит в сдерживании мотивов и желаний, несогласующихся с главными целями деятельности и личности. • Выделяют еще одну функцию воли – генетическую. Это связано с тем, что в волевых действиях личность и ее психические процессы проявляются, формируются и развиваются. 

Взаимосвязь психических процессов • В современных публикациях все чаще утверждается, что психические процессы тесно взаимосвя

39 слайд
Взаимосвязь психических процессов • В современных публикациях все чаще утверждается, что психические процессы тесно взаимосвязаны. Они, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, который и есть психика. Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования.