Ұлттық ойын "Асық ату"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
1 слайд
КАЗАХСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ
ГУ СОШ № 37 г. Павлодар
Учитель физкультуры
Султангазин Мурат Кайроллинович
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
КАЗАХСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ ГУ СОШ № 37 г. Павлодар Учитель физкультуры Султангазин Мурат Кайроллинович Описание презентации по отдельным слайдам:
2 слайд
ТЕМА: Казахские национальные игры “Асық ату”
ЦЕЛЬ : Формирование у детей уважения к историко-
культурному наследию казахского народа, а также
повышения интереса детей к знанию казахских
национальных игр, приучающих к ловкости и меткости.
2 слайд
ТЕМА: Казахские национальные игры “Асық ату” ЦЕЛЬ : Формирование у детей уважения к историко- культурному наследию казахского народа, а также повышения интереса детей к знанию казахских национальных игр, приучающих к ловкости и меткости.
3 слайд
Асық ату - популярное занятие детей кочевников - выявляла в игроках такие
качества как лидерство, зоркость, смелость, взаимовыручка, точность,
хладнокровие, впрочем как любой вид спорта.
Анкетирование
Я провел анкетирование среди учащихся начальных классов и выяснил, что
большинство детей не знают, что такое «Асық ату», не знают это вид спорта
или нет. Не знают правила игры. Большинство детей хотят научиться.
3 слайд
Асық ату - популярное занятие детей кочевников - выявляла в игроках такие качества как лидерство, зоркость, смелость, взаимовыручка, точность, хладнокровие, впрочем как любой вид спорта. Анкетирование Я провел анкетирование среди учащихся начальных классов и выяснил, что большинство детей не знают, что такое «Асық ату», не знают это вид спорта или нет. Не знают правила игры. Большинство детей хотят научиться.
4 слайд
Название сторон асыка
4 слайд
Название сторон асыка
5 слайд
Хан «алчи»
•
Хан «алчи» (детская игра) В этой игре могут
принимать участие от 5 до 10 детей. Вам
потребуется достаточное количество асыков.
Из них вам нужно будет выбрать самый
крупный и перекрасить его в красный цвет.
Этот асык будет «ханом». Вначале с помощью
считалочки выберете ведущего. Он должен
собрать все асыки в горсть, затем бросить их
перед остальными игроками, сидящими по
кругу. После - внимательно посмотреть, какой
стороной выпал «хан». Если «хан» выпал
стороной «бук», «шик» или «тайки» (см.
рисунок), то ведущий должен указательным
пальцем, при помощи большого пальца,
выбить близлежащие асыки. Выбитые асыки
он забирает себе. Не забывайте, что «хана»
можно выбить лишь самым последним
асыком, который выпал той же стороной, что
и сам «хан». Если ведущий случайно заденет
другие асыки рукой или асыком, то право
вести игру переходит к другому игроку. Если
«хан» выпадает стороной «алчи», то каждый
из вас должен постараться заполучить его
себе. Тот, кому попадет «хан», и будет
победителем. Следующую игру начинает
победитель.
5 слайд
Хан «алчи» • Хан «алчи» (детская игра) В этой игре могут принимать участие от 5 до 10 детей. Вам потребуется достаточное количество асыков. Из них вам нужно будет выбрать самый крупный и перекрасить его в красный цвет. Этот асык будет «ханом». Вначале с помощью считалочки выберете ведущего. Он должен собрать все асыки в горсть, затем бросить их перед остальными игроками, сидящими по кругу. После - внимательно посмотреть, какой стороной выпал «хан». Если «хан» выпал стороной «бук», «шик» или «тайки» (см. рисунок), то ведущий должен указательным пальцем, при помощи большого пальца, выбить близлежащие асыки. Выбитые асыки он забирает себе. Не забывайте, что «хана» можно выбить лишь самым последним асыком, который выпал той же стороной, что и сам «хан». Если ведущий случайно заденет другие асыки рукой или асыком, то право вести игру переходит к другому игроку. Если «хан» выпадает стороной «алчи», то каждый из вас должен постараться заполучить его себе. Тот, кому попадет «хан», и будет победителем. Следующую игру начинает победитель.
6 слайд
Омпы
Омпы - вертикальное положение
асыка. В эту игру могут играть от
2 до 10 детей. Начертите на земле
две черты, а между ними ровно
по середке проведите линию. На
этой линии будет кон. Каждый из
игроков ставит на кон по два
асыка. В центр кона поставьте
один асык в положении «омпы».
А теперь, выстроившись у черты,
по очереди выбивайте своим
асыком асыки на кону. Выбитые
вами асыки, забирайте себе. Тот,
кому удается выбить «омпы»,
забирает себе все асыки на кону.
Тот, у которого окажется большее,
чем у всех количество асыков,
будет победителем в этой игре .
6 слайд
Омпы Омпы - вертикальное положение асыка. В эту игру могут играть от 2 до 10 детей. Начертите на земле две черты, а между ними ровно по середке проведите линию. На этой линии будет кон. Каждый из игроков ставит на кон по два асыка. В центр кона поставьте один асык в положении «омпы». А теперь, выстроившись у черты, по очереди выбивайте своим асыком асыки на кону. Выбитые вами асыки, забирайте себе. Тот, кому удается выбить «омпы», забирает себе все асыки на кону. Тот, у которого окажется большее, чем у всех количество асыков, будет победителем в этой игре .
7 слайд
•
Игроки выставляют на кон по
одному-два асыка. Количество
игроков неограничено. Затем
по очереди от кона игроки
бросают битки (саха) на
расстояние, которое им
оптимально подходит для
выбивания кона. Очередность
определяется по принципу,
указанному выше. Игроки
могут намеренно попадают при
броске на битки соперников,
тогда они стреляют в кон с того
же расстояния первыми.
Вообщем чем дальше саха
игрока от кона, тем раньше он
стреляет. Игрок первым
выбивший асық из кона на три
табана, забирает весь кон. Если
никто из игроков за первый
бросок не сумел выбить кон,
они стреляют с
противоположной от кона
стороны, причем с той линии
на которой при первом броске
оказался биток.
7 слайд
• Игроки выставляют на кон по одному-два асыка. Количество игроков неограничено. Затем по очереди от кона игроки бросают битки (саха) на расстояние, которое им оптимально подходит для выбивания кона. Очередность определяется по принципу, указанному выше. Игроки могут намеренно попадают при броске на битки соперников, тогда они стреляют в кон с того же расстояния первыми. Вообщем чем дальше саха игрока от кона, тем раньше он стреляет. Игрок первым выбивший асық из кона на три табана, забирает весь кон. Если никто из игроков за первый бросок не сумел выбить кон, они стреляют с противоположной от кона стороны, причем с той линии на которой при первом броске оказался биток.
8 слайд
Алты атар .
•
В переводе с казахского (шесть
выстрелов). как обычно выставляются на
кон по одному альчику от игрока. В идеале
количество игроков должно быть равным
шести, но допускаются исключения из
правил. Таким же способом, как в
предыдущей игре разыгрывается
очередность. Однако, последний по
очереди игрок права бить не имеет, и
ставит свой биток в кон. по обе стороны от
кона проводятся черты (чаще всего куском
мела или силикатного кирпича), где-то на
три-четыре метра. Оттуда игроки
поочередно стреляют в кон, выбитые на
три табана асыки забирают себе. Если кто-
либо из игроков выбивает биток , который
находится на кону, он забирает весь
оставшийся кон. Каждый игрок имеет
право на 6 выстрелов. Если за все 6
выстрелов игроков биток в кону не
выбивается, оставшиеся альчики
последний игрок, ну тот , который
поставил свой биток на кон, забирает все
оставшиеся асыки. При следующей игре
он уже в розыгрыше очередности не
участвует, и бьет первым.
8 слайд
Алты атар . • В переводе с казахского (шесть выстрелов). как обычно выставляются на кон по одному альчику от игрока. В идеале количество игроков должно быть равным шести, но допускаются исключения из правил. Таким же способом, как в предыдущей игре разыгрывается очередность. Однако, последний по очереди игрок права бить не имеет, и ставит свой биток в кон. по обе стороны от кона проводятся черты (чаще всего куском мела или силикатного кирпича), где-то на три-четыре метра. Оттуда игроки поочередно стреляют в кон, выбитые на три табана асыки забирают себе. Если кто- либо из игроков выбивает биток , который находится на кону, он забирает весь оставшийся кон. Каждый игрок имеет право на 6 выстрелов. Если за все 6 выстрелов игроков биток в кону не выбивается, оставшиеся альчики последний игрок, ну тот , который поставил свой биток на кон, забирает все оставшиеся асыки. При следующей игре он уже в розыгрыше очередности не участвует, и бьет первым.
9 слайд
Круг
Вокруг кона чертится круг
метра 2-3 в диаметре и
линии по обе стороны как
в предыдущей игре. По
установленной
очередности игроки
стреляют с этих линий по
асыкам на кону. в случае
попадания, игрок забирает
себе асыки, выбитые за
круг, и продолжает
стрелять по асыкам в
круге, стараясь выбить их
из него. Если при броске
он не выбивает асыки из
круга, бросает уже
следующий по очереди
игрок. И так до полного
отсутствия альчиков в
круге.
9 слайд
Круг Вокруг кона чертится круг метра 2-3 в диаметре и линии по обе стороны как в предыдущей игре. По установленной очередности игроки стреляют с этих линий по асыкам на кону. в случае попадания, игрок забирает себе асыки, выбитые за круг, и продолжает стрелять по асыкам в круге, стараясь выбить их из него. Если при броске он не выбивает асыки из круга, бросает уже следующий по очереди игрок. И так до полного отсутствия альчиков в круге.
10 слайд
Уш табан
Асыки выставляются на
расстоянии одной стопы друг от
друга в ряд. Очередность
определяется так же. Только вот
расстояние здесь
выбирается поближе к кону. Но
даже очередность выбора
растояния не гарантирует права
пробить первому. Для того
чтобы иметь шанс первым
выстрелить, нужно чтобы саха
при броске заняла положение
"алшы".
10 слайд
Уш табан Асыки выставляются на расстоянии одной стопы друг от друга в ряд. Очередность определяется так же. Только вот расстояние здесь выбирается поближе к кону. Но даже очередность выбора растояния не гарантирует права пробить первому. Для того чтобы иметь шанс первым выстрелить, нужно чтобы саха при броске заняла положение "алшы".
11 слайд
11 слайд
12 слайд
12 слайд