19 Новый поурочный Г.К.Белгер Дедушка Сергали

Тақырып бойынша 11 материал табылды

19 Новый поурочный Г.К.Белгер Дедушка Сергали

Материал туралы қысқаша түсінік
Поурочный Г.К.Белгер Дедушка Сергали
Материалдың қысқаша нұсқасы

ГККП «Аграрно-технический колледж имени Д.Конаева»


План урока №19


Название модуля/темы

«Русский язык и литература»

Тема урока

3.3.1. Г.Бельгер "Дедушка Сергали

Учительница

Абдуллаева Дилафруз Абдимиталовна

Курс

I-курс

Группа

Швея

9-241

Грейдер

9-241

Аэл

9-241

Аэл

9-242

Асл

9-241

Асл

9-242

Тр

9-241

Дата урока








Тип урока


Урок изложения нового материала

Цель, задачи или результаты обучения урока


Научить учащихся анализировать прочитанный текст и формулировать практические вопросы.

Рассмотреть тему малой родины в контексте произведения Г. Бельгера "Дедушка Сергали".

Ознакомить с лексикой, не имеющей эквивалентов в других языках, и научить определять их значение.

Перечень ожидаемых результатов и профессиональных навыков, которым студенты овладеют во время учебных занятий.


Учащиеся смогут анализировать произведение Г. Бельгера «Дедушка Сергали» и выявлять основные темы, такие как связь человека с малой родиной.

Они будут уметь формулировать вопросы по тексту, отражающие его основные идеи и персонажей.

Ученики поймут значимость малой родины как духовной и культурной основы личности.

Учащиеся научатся объяснять значение слов и выражений без эквивалентов в других языках, используя примеры из текста.

Исследование - методический инструментарий, литература


Салханова Ж. Х., Кыинова Ж. К., Бектурова А. Е. Русский язык и литература. - Алматы: Мектеп, 2020. – 10 класс . стр. 53

Технические инструменты, материалы


Учебники, вспомогательные записи, карточки, задания на рабочих листах.


Ход урока

Этапы урока


1. Организационный момент: (5 минут)

Приветствие учащихся, проверка списка студентов по журналу, уделение внимания внешнему виду учеников. Создание позитивного психологического климата

2 Период проверки домашнего задания (20 минут)

  1. Когда родился Юрий Домбровский?
    Ответ: 12 февраля 1909 года.

  2. Какое произведение Домбровского считается одним из самых известных?
    Ответ: Роман «Хранитель древностей» (1961).

  3. Какие темы затрагиваются в романе «Хранитель древностей»?
    Ответ: В романе затрагиваются темы сохранения культурного наследия, роли прошлого и истории, а также моральные и философские вопросы.

  4. Какое произведение Домбровского посвящено теме интеллигентности, власти и личной свободы?
    Ответ: Роман «Факультет ненависти» (1964).

  5. Какая основная проблема главного героя романа «Хранитель древностей», Николая Ивановича?
    Ответ: Николай Иванович сталкивается с угрозой уничтожения исторических памятников и пытается сохранить культурное наследие, осмысливая свою роль в мире, где история часто поддается переписыванию.

  6. Какие философские вопросы затрагиваются в произведениях Юрия Домбровского?
    Ответ: В его произведениях


3. Период подготовки к объяснению нового материала (прогнозирование новой темы (5 минут)


Прогнозирование новой темы, создание мотивации для изучения произведения Вопросы для обсуждения:

4. Период объяснения нового материала (20 минут).


Добрый день! Сегодняшняя тема Герольд Карлович Бельгер. Герольд Карлович Бельгер родился 28 октября 1934 года в Берлине в семье еврейских эмигрантов. Его отец, Карл Бельгер, был известным немецким архитектором, а мать — пианисткой. В 1941 году по указу Сталина, как этнический немец, в числе всех немцев СССР, был депортирован в Казахскую ССР, в казахский аул возле нынешнего села Ыскака Ыбыраева на реке Ишим, где молодой Герольд в совершенстве овладел казахским языком. Вырос в ауле, учился в казахской средней школе, затем на филологическом факультете Казахского педагогического института  в Алма-Ате.

После окончания института работал учителем русского языка, затем в литературном журнале «Жулдыз», с 1964 года — писателем-прозаиком, переводчиком и критиком. С 1971 года член Союза писателей Казахстана. С 1992 года был заместителем главного редактора немецкоязычного альманаха «Феникс».

Бельгер с малых лет жил и трудился в Казахстане, работая не покладая рук и выпуская по 7-8 книг в год. В честь 75-летия, министерством культуры и образования профинансирован десятитомник писателя. Герольд Карлович является автором свыше 40 книг, в том числе романов «Дом скитальца», «Туюк Су», «Разлад», а также 1600 публикаций в периодической печати.

В 1994—1995 годах депутат Верховного Совета Республики Казахстан. Увлекался шахматами.

21 января 2015 года, после шестого инфаркта, впал в кому. Скончался 7 февраля 2015 года. Похоронен на Кенсайском кладбище Алматы

«Дедушка Сергали» — рассказ советского писателя Геролда Карловича Бельгера, в котором автор затрагивает тему взаимоотношений между поколениями и жизнь пожилых людей. «Дедушка Сергали» — это рассказ, который глубоко затрагивает темы старости, одиночества, изменений в обществе и взаимоотношений между поколениями. Герой, дедушка Сергали, — это мудрый старик, проживший долгую жизнь, полную трудностей и переживаний. Однако в старости он сталкивается с утратой своего места в изменяющемся мире. Образ Сергали отражает жизненный опыт и стойкость старшего поколения, его приверженность традициям, простым радостям жизни, которые могут быть недооценены или забыты современными молодыми людьми.

Сергали — это не просто старик, а человек, у которого за плечами богатая жизнь, полная опыта, воспоминаний и глубокой связи с природой. Он многое пережил и видел, но с возрастом он чувствует себя изолированным и забытым обществом, что становится одним из ключевых мотивов рассказа. Несмотря на это, его внутренняя гармония, мироощущение и понимание происходящих вокруг него изменений демонстрируют философский подход к жизни.

Через рассказ автор также поднимает важные вопросы: как часто молодые люди забывают о ценности прошлого, утрачивают связь с теми, кто старше их, и как важно уважение и внимание к пожилым людям. История дедушки Сергаля показывает, что люди старшего возраста, несмотря на внешнюю слабость, могут сохранять в себе силу, мудрость и понимание, которых порой не хватает более молодым поколениям.

Писатель через описание взаимоотношений дедушки с окружающим миром подчеркивает важность личных связей и уважения к старшим. Дедушка Сергали становится символом поколения, которое медленно уходит, оставляя за собой неизгладимый след в истории и памяти.

Таким образом, рассказ «Дедушка Сергали» не только заставляет задуматься о старости, но и служит призывом к сохранению взаимного уважения и заботы между поколениями, напоминая о значимости человеческого общения и понимания в любом возрасте.

5. Период утверждения нового материала

(30 минут)


Задание. Хронологическая таблица, основанная на изложенной информации о жизни Герольда Карловича Бельгера:

Год

Событие

1934

28 октября Герольд Карлович Бельгер родился в Берлине в семье еврейских эмигрантов. Его отец был архитектором, а мать пианисткой.

1941

По указу Сталина Герольд с семьей был депортирован в Казахскую ССР, в аул возле села Ыскака Ыбыраева, где он овладел казахским языком.

1950-е гг.

Бельгер учился на филологическом факультете Казахского педагогического института в Алма-Ате.

1954

Окончил Казахский педагогический институт и начал работать учителем русского языка.

1960-1964

Работал в литературном журнале «Жулдыз», стал писателем-прозаиком, переводчиком и критиком.

1971

Вступил в Союз писателей Казахстана.

1992

Стал заместителем главного редактора немецкоязычного альманаха «Феникс».

1994-1995

Был депутатом Верховного Совета Республики Казахстан.

2000-е гг.

Работал активно, выпуская 7-8 книг в год, стал автором более 40 книг и около 1600 публикаций.

2010

В честь 75-летия Герольда Бельгера был профинансирован десятитомник его произведений.

21 января 2015 года

После шестого инфаркта Герольд Карлович Бельгер впал в кому.

7 февраля 2015 года

Герольд Карлович Бельгер скончался.

2015

Похоронен на Кенсайском кладбище в Алматы.

Тест по теме

1. Где родился Герольд Карлович Бельгер?
а) Москва
б) Берлин
в) Алма-Ата
г) Киев

Ответ: б) Берлин

2. Когда Бельгер был депортирован в Казахстан?
а) 1941 год
б) 1934 год
в) 1950 год
г) 1945 год

Ответ: а) 1941 год

3. На каком факультете учился Герольд Бельгер в Казахском педагогическом институте?
а) Историческом
б) Филологическом
в) Математическом
г) Философском

Ответ: б) Филологическом

4. С каким журналом Герольд Бельгер начал свою литературную карьеру?
а) «Новый мир»
б) «Жулдыз»
в) «Литературная газета»
г) «Звезда»

Ответ: б) «Жулдыз»

5. Сколько книг написал Герольд Карлович Бельгер за свою жизнь?
а) 20 книг
б) 40 книг
в) 60 книг
г) 100 книг

Ответ: б) 40 книг

6. В каком году Бельгер был избран депутатом Верховного Совета Республики Казахстан?
а) 1994—1995 года
б) 2000—2001 года
в) 1992—1993 года
г) 1989—1990 года

Ответ: а) 1994—1995 года

7. Как называется рассказ, в котором Герольд Бельгер затрагивает тему старости, одиночества и взаимоотношений между поколениями?
а) «Мудрый старик»
б) «Дедушка Сергали»
в) «Старость»
г) «Жизнь в ауле»

Ответ: б) «Дедушка Сергали»

8. Какому мотиву посвящен рассказ «Дедушка Сергали»?
а) Взаимоотношениям с природой
б) Старости и одиночеству
в) Молодежи и ее проблемам
г) Истории Казахстана

Ответ: б) Старости и одиночеству

6. Информация о домашнем задании

(2 минуты)


Салханова Ж. Х., Кыинова Ж. К., Бектурова А. Е. Русский язык и литература.. - Алматы: Мектеп, 2020. – 10 класс. 53 стр.

Домашнее задание: Самостоятельно прочитат рассказ Бельгера "Дедушка Сергали".


7.Подведение итогов урока и рефлексия (8 минут)

  1. Что нового я узнал на уроке?
    Сегодняшний урок был посвящен творчеству Герольда Карловича Бельгера, и я узнал много нового. В ходе обсуждения рассказа «Дедушка Сергали» я глубже понял важность взаимопонимания и уважения между поколениями. Рассказ затрагивает такие важные темы, как старость, одиночество и утрата связи с обществом, что заставляет задуматься о ценности каждого этапа жизни.

Я узнал, насколько сильно воздействует на восприятие мира опыт старшего поколения, и как важно ценить их мудрость и знания. История дедушки Сергаля показала, как даже в старости человек может сохранять внутреннюю гармонию, несмотря на изменения в обществе.

Кроме того, я осознал, как важно помнить и уважать прошлое, не забывать традиции и сохранять связь с теми, кто старше нас. Это помогает строить более крепкие и уважительные отношения в обществе, что особенно важно в нашем быстро меняющемся мире.

В целом, урок оставил глубокое впечатление, и я буду стараться лучше понимать и ценить опыт и чувства пожилых людей, уважать их вклад в историю и культуру.


Председатель "Общественно-

гуманитарных дисциплин": Дилафруз Абдуллаева


Преподаватель русского

языка и литературы: Дилафруз Абдуллаева

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
28.01.2025
114
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі