ГККП «Аграрно-технический колледж имени Д.Конаева»
План урока №19
|
Название модуля/темы |
«Русский язык и литература» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тема урока |
3.3.1. Г.Бельгер "Дедушка Сергали |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Учительница |
Абдуллаева Дилафруз Абдимиталовна |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Курс |
I-курс |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Группа |
Швея №9-241 |
Грейдер №9-241 |
Аэл №9-241 |
Аэл №9-242 |
Асл №9-241 |
Асл №9-242 |
Тр №9-241 |
||||||||||||||||||||||||||||
|
Дата урока |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Тип урока |
Урок изложения нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Цель, задачи или результаты обучения урока
|
Научить учащихся анализировать прочитанный текст и формулировать практические вопросы. Рассмотреть тему малой родины в контексте произведения Г. Бельгера "Дедушка Сергали". Ознакомить с лексикой, не имеющей эквивалентов в других языках, и научить определять их значение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Перечень ожидаемых результатов и профессиональных навыков, которым студенты овладеют во время учебных занятий.
|
Учащиеся смогут анализировать произведение Г. Бельгера «Дедушка Сергали» и выявлять основные темы, такие как связь человека с малой родиной. Они будут уметь формулировать вопросы по тексту, отражающие его основные идеи и персонажей. Ученики поймут значимость малой родины как духовной и культурной основы личности. Учащиеся научатся объяснять значение слов и выражений без эквивалентов в других языках, используя примеры из текста. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Исследование - методический инструментарий, литература |
Салханова Ж. Х., Кыинова Ж. К., Бектурова А. Е. Русский язык и литература. - Алматы: Мектеп, 2020. – 10 класс . стр. 53 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Технические инструменты, материалы |
Учебники, вспомогательные записи, карточки, задания на рабочих листах.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Этапы урока |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1. Организационный момент: (5 минут) |
Приветствие учащихся, проверка списка студентов по журналу, уделение внимания внешнему виду учеников. Создание позитивного психологического климата |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2 Период проверки домашнего задания (20 минут) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3. Период подготовки к объяснению нового материала (прогнозирование новой темы (5 минут)
|
Прогнозирование новой темы, создание мотивации для изучения произведения Вопросы для обсуждения: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4. Период объяснения нового материала (20 минут).
|
Добрый день! Сегодняшняя тема Герольд Карлович Бельгер. Герольд Карлович Бельгер родился 28 октября 1934 года в Берлине в семье еврейских эмигрантов. Его отец, Карл Бельгер, был известным немецким архитектором, а мать — пианисткой. В 1941 году по указу Сталина, как этнический немец, в числе всех немцев СССР, был депортирован в Казахскую ССР, в казахский аул возле нынешнего села Ыскака Ыбыраева на реке Ишим, где молодой Герольд в совершенстве овладел казахским языком. Вырос в ауле, учился в казахской средней школе, затем на филологическом факультете Казахского педагогического института в Алма-Ате. После окончания института работал учителем русского языка, затем в литературном журнале «Жулдыз», с 1964 года — писателем-прозаиком, переводчиком и критиком. С 1971 года член Союза писателей Казахстана. С 1992 года был заместителем главного редактора немецкоязычного альманаха «Феникс». Бельгер с малых лет жил и трудился в Казахстане, работая не покладая рук и выпуская по 7-8 книг в год. В честь 75-летия, министерством культуры и образования профинансирован десятитомник писателя. Герольд Карлович является автором свыше 40 книг, в том числе романов «Дом скитальца», «Туюк Су», «Разлад», а также 1600 публикаций в периодической печати. В 1994—1995 годах депутат Верховного Совета Республики Казахстан. Увлекался шахматами. 21 января 2015 года, после шестого инфаркта, впал в кому. Скончался 7 февраля 2015 года. Похоронен на Кенсайском кладбище Алматы «Дедушка Сергали» — рассказ советского писателя Геролда Карловича Бельгера, в котором автор затрагивает тему взаимоотношений между поколениями и жизнь пожилых людей. «Дедушка Сергали» — это рассказ, который глубоко затрагивает темы старости, одиночества, изменений в обществе и взаимоотношений между поколениями. Герой, дедушка Сергали, — это мудрый старик, проживший долгую жизнь, полную трудностей и переживаний. Однако в старости он сталкивается с утратой своего места в изменяющемся мире. Образ Сергали отражает жизненный опыт и стойкость старшего поколения, его приверженность традициям, простым радостям жизни, которые могут быть недооценены или забыты современными молодыми людьми. Сергали — это не просто старик, а человек, у которого за плечами богатая жизнь, полная опыта, воспоминаний и глубокой связи с природой. Он многое пережил и видел, но с возрастом он чувствует себя изолированным и забытым обществом, что становится одним из ключевых мотивов рассказа. Несмотря на это, его внутренняя гармония, мироощущение и понимание происходящих вокруг него изменений демонстрируют философский подход к жизни. Через рассказ автор также поднимает важные вопросы: как часто молодые люди забывают о ценности прошлого, утрачивают связь с теми, кто старше их, и как важно уважение и внимание к пожилым людям. История дедушки Сергаля показывает, что люди старшего возраста, несмотря на внешнюю слабость, могут сохранять в себе силу, мудрость и понимание, которых порой не хватает более молодым поколениям. Писатель через описание взаимоотношений дедушки с окружающим миром подчеркивает важность личных связей и уважения к старшим. Дедушка Сергали становится символом поколения, которое медленно уходит, оставляя за собой неизгладимый след в истории и памяти. Таким образом, рассказ «Дедушка Сергали» не только заставляет задуматься о старости, но и служит призывом к сохранению взаимного уважения и заботы между поколениями, напоминая о значимости человеческого общения и понимания в любом возрасте. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5. Период утверждения нового материала (30 минут) |
Задание. Хронологическая таблица, основанная на изложенной информации о жизни Герольда Карловича Бельгера:
Тест по теме
1. Где
родился Герольд Карлович Бельгер? Ответ: б) Берлин
2. Когда
Бельгер был депортирован в Казахстан? Ответ: а) 1941 год
3. На каком
факультете учился Герольд Бельгер в Казахском педагогическом
институте? Ответ: б) Филологическом
4. С каким
журналом Герольд Бельгер начал свою литературную карьеру? Ответ: б) «Жулдыз»
5. Сколько
книг написал Герольд Карлович Бельгер за свою жизнь? Ответ: б) 40 книг
6. В каком
году Бельгер был избран депутатом Верховного Совета Республики
Казахстан? Ответ: а) 1994—1995 года
7. Как
называется рассказ, в котором Герольд Бельгер затрагивает тему
старости, одиночества и взаимоотношений между поколениями? Ответ: б) «Дедушка Сергали»
8. Какому
мотиву посвящен рассказ «Дедушка Сергали»? Ответ: б) Старости и одиночеству |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
6. Информация о домашнем задании (2 минуты) |
Салханова Ж. Х., Кыинова Ж. К., Бектурова А. Е. Русский язык и литература.. - Алматы: Мектеп, 2020. – 10 класс. 53 стр. Домашнее задание: Самостоятельно прочитат рассказ Бельгера "Дедушка Сергали".
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
7.Подведение итогов урока и рефлексия (8 минут) |
Я узнал, насколько сильно воздействует на восприятие мира опыт старшего поколения, и как важно ценить их мудрость и знания. История дедушки Сергаля показала, как даже в старости человек может сохранять внутреннюю гармонию, несмотря на изменения в обществе. Кроме того, я осознал, как важно помнить и уважать прошлое, не забывать традиции и сохранять связь с теми, кто старше нас. Это помогает строить более крепкие и уважительные отношения в обществе, что особенно важно в нашем быстро меняющемся мире. В целом, урок оставил глубокое впечатление, и я буду стараться лучше понимать и ценить опыт и чувства пожилых людей, уважать их вклад в историю и культуру. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Председатель "Общественно-
гуманитарных дисциплин": Дилафруз Абдуллаева
Преподаватель русского
языка и литературы: Дилафруз Абдуллаева
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
19 Новый поурочный Г.К.Белгер Дедушка Сергали
19 Новый поурочный Г.К.Белгер Дедушка Сергали
ГККП «Аграрно-технический колледж имени Д.Конаева»
План урока №19
|
Название модуля/темы |
«Русский язык и литература» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тема урока |
3.3.1. Г.Бельгер "Дедушка Сергали |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Учительница |
Абдуллаева Дилафруз Абдимиталовна |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Курс |
I-курс |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Группа |
Швея №9-241 |
Грейдер №9-241 |
Аэл №9-241 |
Аэл №9-242 |
Асл №9-241 |
Асл №9-242 |
Тр №9-241 |
||||||||||||||||||||||||||||
|
Дата урока |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Тип урока |
Урок изложения нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Цель, задачи или результаты обучения урока
|
Научить учащихся анализировать прочитанный текст и формулировать практические вопросы. Рассмотреть тему малой родины в контексте произведения Г. Бельгера "Дедушка Сергали". Ознакомить с лексикой, не имеющей эквивалентов в других языках, и научить определять их значение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Перечень ожидаемых результатов и профессиональных навыков, которым студенты овладеют во время учебных занятий.
|
Учащиеся смогут анализировать произведение Г. Бельгера «Дедушка Сергали» и выявлять основные темы, такие как связь человека с малой родиной. Они будут уметь формулировать вопросы по тексту, отражающие его основные идеи и персонажей. Ученики поймут значимость малой родины как духовной и культурной основы личности. Учащиеся научатся объяснять значение слов и выражений без эквивалентов в других языках, используя примеры из текста. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Исследование - методический инструментарий, литература |
Салханова Ж. Х., Кыинова Ж. К., Бектурова А. Е. Русский язык и литература. - Алматы: Мектеп, 2020. – 10 класс . стр. 53 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Технические инструменты, материалы |
Учебники, вспомогательные записи, карточки, задания на рабочих листах.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Этапы урока |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1. Организационный момент: (5 минут) |
Приветствие учащихся, проверка списка студентов по журналу, уделение внимания внешнему виду учеников. Создание позитивного психологического климата |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2 Период проверки домашнего задания (20 минут) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3. Период подготовки к объяснению нового материала (прогнозирование новой темы (5 минут)
|
Прогнозирование новой темы, создание мотивации для изучения произведения Вопросы для обсуждения: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4. Период объяснения нового материала (20 минут).
|
Добрый день! Сегодняшняя тема Герольд Карлович Бельгер. Герольд Карлович Бельгер родился 28 октября 1934 года в Берлине в семье еврейских эмигрантов. Его отец, Карл Бельгер, был известным немецким архитектором, а мать — пианисткой. В 1941 году по указу Сталина, как этнический немец, в числе всех немцев СССР, был депортирован в Казахскую ССР, в казахский аул возле нынешнего села Ыскака Ыбыраева на реке Ишим, где молодой Герольд в совершенстве овладел казахским языком. Вырос в ауле, учился в казахской средней школе, затем на филологическом факультете Казахского педагогического института в Алма-Ате. После окончания института работал учителем русского языка, затем в литературном журнале «Жулдыз», с 1964 года — писателем-прозаиком, переводчиком и критиком. С 1971 года член Союза писателей Казахстана. С 1992 года был заместителем главного редактора немецкоязычного альманаха «Феникс». Бельгер с малых лет жил и трудился в Казахстане, работая не покладая рук и выпуская по 7-8 книг в год. В честь 75-летия, министерством культуры и образования профинансирован десятитомник писателя. Герольд Карлович является автором свыше 40 книг, в том числе романов «Дом скитальца», «Туюк Су», «Разлад», а также 1600 публикаций в периодической печати. В 1994—1995 годах депутат Верховного Совета Республики Казахстан. Увлекался шахматами. 21 января 2015 года, после шестого инфаркта, впал в кому. Скончался 7 февраля 2015 года. Похоронен на Кенсайском кладбище Алматы «Дедушка Сергали» — рассказ советского писателя Геролда Карловича Бельгера, в котором автор затрагивает тему взаимоотношений между поколениями и жизнь пожилых людей. «Дедушка Сергали» — это рассказ, который глубоко затрагивает темы старости, одиночества, изменений в обществе и взаимоотношений между поколениями. Герой, дедушка Сергали, — это мудрый старик, проживший долгую жизнь, полную трудностей и переживаний. Однако в старости он сталкивается с утратой своего места в изменяющемся мире. Образ Сергали отражает жизненный опыт и стойкость старшего поколения, его приверженность традициям, простым радостям жизни, которые могут быть недооценены или забыты современными молодыми людьми. Сергали — это не просто старик, а человек, у которого за плечами богатая жизнь, полная опыта, воспоминаний и глубокой связи с природой. Он многое пережил и видел, но с возрастом он чувствует себя изолированным и забытым обществом, что становится одним из ключевых мотивов рассказа. Несмотря на это, его внутренняя гармония, мироощущение и понимание происходящих вокруг него изменений демонстрируют философский подход к жизни. Через рассказ автор также поднимает важные вопросы: как часто молодые люди забывают о ценности прошлого, утрачивают связь с теми, кто старше их, и как важно уважение и внимание к пожилым людям. История дедушки Сергаля показывает, что люди старшего возраста, несмотря на внешнюю слабость, могут сохранять в себе силу, мудрость и понимание, которых порой не хватает более молодым поколениям. Писатель через описание взаимоотношений дедушки с окружающим миром подчеркивает важность личных связей и уважения к старшим. Дедушка Сергали становится символом поколения, которое медленно уходит, оставляя за собой неизгладимый след в истории и памяти. Таким образом, рассказ «Дедушка Сергали» не только заставляет задуматься о старости, но и служит призывом к сохранению взаимного уважения и заботы между поколениями, напоминая о значимости человеческого общения и понимания в любом возрасте. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5. Период утверждения нового материала (30 минут) |
Задание. Хронологическая таблица, основанная на изложенной информации о жизни Герольда Карловича Бельгера:
Тест по теме
1. Где
родился Герольд Карлович Бельгер? Ответ: б) Берлин
2. Когда
Бельгер был депортирован в Казахстан? Ответ: а) 1941 год
3. На каком
факультете учился Герольд Бельгер в Казахском педагогическом
институте? Ответ: б) Филологическом
4. С каким
журналом Герольд Бельгер начал свою литературную карьеру? Ответ: б) «Жулдыз»
5. Сколько
книг написал Герольд Карлович Бельгер за свою жизнь? Ответ: б) 40 книг
6. В каком
году Бельгер был избран депутатом Верховного Совета Республики
Казахстан? Ответ: а) 1994—1995 года
7. Как
называется рассказ, в котором Герольд Бельгер затрагивает тему
старости, одиночества и взаимоотношений между поколениями? Ответ: б) «Дедушка Сергали»
8. Какому
мотиву посвящен рассказ «Дедушка Сергали»? Ответ: б) Старости и одиночеству |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
6. Информация о домашнем задании (2 минуты) |
Салханова Ж. Х., Кыинова Ж. К., Бектурова А. Е. Русский язык и литература.. - Алматы: Мектеп, 2020. – 10 класс. 53 стр. Домашнее задание: Самостоятельно прочитат рассказ Бельгера "Дедушка Сергали".
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
7.Подведение итогов урока и рефлексия (8 минут) |
Я узнал, насколько сильно воздействует на восприятие мира опыт старшего поколения, и как важно ценить их мудрость и знания. История дедушки Сергаля показала, как даже в старости человек может сохранять внутреннюю гармонию, несмотря на изменения в обществе. Кроме того, я осознал, как важно помнить и уважать прошлое, не забывать традиции и сохранять связь с теми, кто старше нас. Это помогает строить более крепкие и уважительные отношения в обществе, что особенно важно в нашем быстро меняющемся мире. В целом, урок оставил глубокое впечатление, и я буду стараться лучше понимать и ценить опыт и чувства пожилых людей, уважать их вклад в историю и культуру. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Председатель "Общественно-
гуманитарных дисциплин": Дилафруз Абдуллаева
Преподаватель русского
языка и литературы: Дилафруз Абдуллаева
шағым қалдыра аласыз













