
Краткосрочное планирование 9 класс
Раздел долгосрочного плана: 1.1
Раздел Культура народов мира.
Школа: Школа-гимназия №2
Дата:24.05.2019 ФИО учителя: Кинжагараева Динара К
Класс: 9 Участвовали: Отсутствовали:
Тема урока А.Кунанбаев
«Слова назидания». 17 Слово
Учебные цели для достижения
на этом уроке (ссылка на
учебную программу)
9.1.4.1 Определять основную мысль текста, учитывая
структуру текста.
9.2.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной теме,
синтезируя различные точки зрения и формулируя пути
решения проблемы;
9.3.6.1 Анализировать содержание художественных
произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая
содержание произведения;
9.4.7.1 применять знаки препинания в сложносочинённых
предложениях.
Цель урока Все учащийся смогут:
Определять основную мысль текста.
Большинство учащихся будут уметь:
анализировать содержание «17 слова» А.Кунанбаева,
выявляя авторскую позицию и основную мысль
произведения;
применять знаки препинания в сложносочинённых
предложениях.
Некоторые учащиеся смогут:
Участвовать в дискуссии по предложенной теме, синтезируя
различные точки зрения и формулируя пути решения
проблемы.

Критерий оценивания (из ЦО)Для цели обучения 9.1.1.1 9.2.5.1
Уровень мыслительных навыков: знание и понимание;
применение.
Критерии
оценивания
Дескрипторы
Рассказывает кто такой
А.Кунанбаев
Определяет
основную мысль
текста,учитывает
структуру текста.
Называет годы жизни
А.Кунанбаева
Перечисляет произведения Абая
Указывает когда и как были
опубликованы слова назидания.
9.2..5.1
Участвует в
дискуссии
Даёт свой ответ на вопрос; Что
для человека важнее всего ?
Представляет себя на месте
Воли, Разума, Сердца.
Доказывает свою необходимость.
Высказывает своё мнение о
науке.
Для цели обучения 9.3.6.1 9.4.5.1
Уровень мыслительных навыков: Навыки высокого порядка
Критерии
оценивания
Дескрипторы
9.3.6.1
Анализирует
содержание «17
слова»
А.Кунанбаева.
Читает текст
Определяет его основную мысль.
Выявляет авторскую позицию.
Применяет знаки
препинания в
сложносочинённы
х предложениях..
Составляет из данных слов
предложения
Расставляет знаки препинания
Определяет вид предложений
Делает синтаксический разбор
предложений.
Языковые цели
Учащиеся могут:
-Строить речь логично и последовательно, демонстрируя
нормы устной и письменной речи.
Предметно-специфический словарь и терминология :
жизнь,сердце, разум, воля. наука, слова назидания.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
русский.
Полезный набор (ы) фраз для диалогов и письма:
«Я считаю ,что автор хотел сказать…..» « Я думаю, что
автор ...»
« По-моему, главная мысль произведения….» «Как ты
думаешь, что автор хотел сказать……? «Что нового ты
узнал……?
Что такое назидание?

Привитие ценностей Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе
воспитывается через «Слова назидания» А Кунанбаева..
Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому
признаку
Межпредметная связь Казахская литература, история.
Использование ИКТ Презентация на интерактивной доске. Интернет ресурсы итд
Предшествующие знания по
теме
Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных
в предыдущих классах , в том числе на тех, которые
направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов, на
анализ текста, на формирование грамотности речи.
Ход урока
Запланированные
этапы урока
Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока
(2 мин)
I Организационный момент.
Приветствие учителя.
Позитивный настрой. Стратегия «Комплименты»
Учащиеся поворачиваются друг другу и говорят
комплименты.
2. Объединение в группы. Стратегия «Карточки».
Раздаю карточки , ученики рассаживаются в группы.
«Разум», «Сердце» , «Воля».
II Определение цели урока в устной форме.
- Научитесь определять основную мысль текста,
учитывая структуру текста.
- Анализировать содержание художественных
произведений, выявляя авторскую позицию.
- Писать эссе по предложенной теме, обосновывая своё
мнение.
Слайд №1
Тема урока
Слайд №2
(цели урока)
Середина урока
(35 мин)
III Подготовка к определению темы урока и
восприятию нового материала.
Г. Стратегия «Мозговой штурм».Предлагаю учащимся
сформулировать тему урока по названию групп,
ключевым словам.
Ф.О «Словесная похвала»
IV Изучение нового материала
Задание №1
Послушайте фрагмент биографии Абая Кунанбаева
Г. Ответьте на вопросы через графический
органайзер ( линия времени ) ,
1. Кто такой Абай Кунанбаев?
Слайд №3
( Ключевые слова,
иллюстрации,
портрет А
Кунанбаева)
Аудио визуальное
прослушивание

2. Назовите годы жизни Абая Кунанбаева?
3. какие произведения написал Абай?
4. К какому литературному жанру относятся «Слова
назидания»
5. Когда и как были опубликованы «Слова назидания»
Ф.О. «Две звезды-одно пожелание»
(два удачных момента в работе, пожелание-то, что
можно исправить)
Дескрипторы
Обменивается информацией
Отвечает на вопросы
Составляет органайзер по прослушанному,
извлекая информацию.
Презентует
Каждая группа демонстрирует свои работы.
Задание №2
Обсудите ответы на вопросы в парах.
1. Что для человека важнее всего: воля, разум,
наука, сердце?
2. Представьте себя на месте Воли, Разума и Сердца.
Как бы каждый из них доказывал свою
необходимость человеку?
3. Как решил их спор наука?
П.Г
Стратегия «Подумай, обсуди в паре, поделись»
Ученики работают в парах, группе, обсуждают ответы
на вопросы, выбирают спикера, который представляет
группу.
Дескрипторы
Правильно отвечает на вопрос.
Аргументирует свой ответ
Ф.О Самооценивание
V Закрепление
Задание 3
Прочитайте текст «Слова назидания» 17 слово.
Определите его основную мысль. Какова авторская
позиция?
Приём «Фишбоун»
И. К. После прочтения текста заполняется схема.
Задаётся вопрос, который они вписывают в голову
скелета. Как наука решила спор между волей, разумом и
сердцем? Далее идёт поиск основных понятий
темы(причины), которой они заполняют верхние
«кости рыбы»,нижние «кости» -суть понятий (факты)
затем находят решение поставленной проблемы и
записывают в хвост.
Составление «рыбьего скелета» индивидуально, затем
происходит обмен мнениями , суммирование
«Линия времени»
Слайд №4
«Подумай, обсуди в
паре, поделись»
Фишбоун
Слайд №5
Текст «Слова
назидания»

информации в единую схему, представленную на доске.
Приём «Фишбоун» помогает учащимся выделить
проблему, находить её подтверждения и формулировать
вывод.
Работа со схемой учит ребят работать индивидуально и
в группах , а также с уважением и вниманием
относиться к мнению других. Кроме того «рыбья кость»
стимулирует творческое мышление и развивает
критическое.
Дескрипторы
Вписывает проблему, вопрос
Определяет и вписывает причины.
Указывает факты .
Даёт ответ на поставленный вопрос (вывод)
Проводит обман мнениями
Ф.О учителя. « Словесное поощрение учителя»
И.Г Задание для дифференциации.
№3 Задание для учащиеся с высокой мотивацией:
Сделайте синтаксический разбор из упражнений №6 и
№8.
Если вы все трое мирно уживётесь в одном человеке,
то прахом с его ног можно будет исцелять незрячих.
Самозабвенный глупец не задумывается над тем, что
постоянно выставляет себя на посмешище (Из «слов
назидания» Абая).
Задания для учащихся со средней мотивацией:
Посмотрите на предложения и сравните. Чем они
отличаются?
1. У нас не повернётся язык осудить человека, который
совершает то или иное дело, оставаясь благочестивым .
2. Подкупает его чистое, благое намерение , и мы
сожалеем лишь о том, что этот человек не обладает ещё
и знаниями.
3. Молодость не вечна, но глупец не задумывается над
этим
Задания для учащихся со слабой мотивацией:
Составьте из данных слов сложные предложения.
1. В тебе, упомянула, о которых, ты не, ещё много,
достоинств.
2. Нельзя, карьеры, добиться, богатства, если меня нет,
уважения, в жизни, мастерства.
3. Не найдёте, Сердцу, я отдам, согласия, предпочтение.
Дескриптор
Делает синтаксический разбор
Сравнивает предложения
«Рыбий скелет»
Слайд №6
Слайд №7
Синквейн
(Одно существ.
Два прилагат-х
Три глагола

Составляет предложения
Ф.О « Лист самооценивания»
Стратегия «Авторский стул»
Автор эссе зачитывает свою работу всему классу.
VI Обобщение№
Индивидуальная работа.
Составить синквейн к слову – Разум.
Предложение из
четырёх слов.
Синоним для
ассоциации).
Конец урока
( 3 мин)
Стратегия «Авторский стул»
Дифференцированное домашнее задание
Подготовить презентацию -доклад на тему «Жизнь и
творчество Абая Кунанбаева»
Дифференциация – каким
способом вы хотите больше
оказывать поддержку? Какие
задания вы даете ученикам более
способным по сравнению с
другими?
Оценивание – как Вы
планируете проверять
уровень освоения материала
учащимися?
Охрана здоровья и
соблюдение техники
безопасности
Для учащихся с высокой
мотивацией
Приём «Мозговой штурм».
На начальной стадии урока
учащиеся выдвигают разные
идеи для определения темы
урока.
Метод «Фишбоун» (Рыбий
скелет)
Голова-вопрос темы.
Верхние косточки-основные
понятия.
Нижние косточки-суть
понятия.
Хвост-ответ на вопрос.
Приём помогает учащимся
выделить проблему, находить
подтверждения и
формулировать вывод.
«Синквейн»
Каждый ученик соединяет и
обобщает свои впечатления,
знания, воображения.
Технологии охраны здоровья.
Использование на уроках
тонизирующих упражнений и
активные виды работы.
Пункты Правил техники
безопасности, используемых
на данном уроке.
Рефлексия по уроку
Была ли реальной и
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на
самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

доступной цель урока
или учебные цели?
Все ли учащиеся
достигли цели обучения?
Если ученики еще не
достигли цели, как вы
думаете, почему?
Правильно проводилась
дифференциация на
уроке?
Эффективно ли
использовали вы время
во время этапов урока?
Были ли отклонения от
плана урока, и почему?
Общая оценка
Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?
1:
2:
Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся
преподавания и обучения)?1:
2:
Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на
что обратить внимание на следующем уроке?
?
Использованная литература:
1.Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров
по предмету «Русский язык и литература» в школах с казахским языком обучения
РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев
Интеллектуальные школы»,
2017г..
2. Типовая учебная программа по учебному предмету « Русский язык и литература» для
5-9 классов уровня основного среднего образования
(с нерусским языком обучения) по обновленному содержанию
3. http://okulyk-edu.kz Учебник Русский язык и литература,9 класс, Сапалы КЗ (проект)
4. http :// www . smk . edu . kz
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
А. Қунанбаев "Слова назидания" 17 слово
А. Қунанбаев "Слова назидания" 17 слово

Краткосрочное планирование 9 класс
Раздел долгосрочного плана: 1.1
Раздел Культура народов мира.
Школа: Школа-гимназия №2
Дата:24.05.2019 ФИО учителя: Кинжагараева Динара К
Класс: 9 Участвовали: Отсутствовали:
Тема урока А.Кунанбаев
«Слова назидания». 17 Слово
Учебные цели для достижения
на этом уроке (ссылка на
учебную программу)
9.1.4.1 Определять основную мысль текста, учитывая
структуру текста.
9.2.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной теме,
синтезируя различные точки зрения и формулируя пути
решения проблемы;
9.3.6.1 Анализировать содержание художественных
произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая
содержание произведения;
9.4.7.1 применять знаки препинания в сложносочинённых
предложениях.
Цель урока Все учащийся смогут:
Определять основную мысль текста.
Большинство учащихся будут уметь:
анализировать содержание «17 слова» А.Кунанбаева,
выявляя авторскую позицию и основную мысль
произведения;
применять знаки препинания в сложносочинённых
предложениях.
Некоторые учащиеся смогут:
Участвовать в дискуссии по предложенной теме, синтезируя
различные точки зрения и формулируя пути решения
проблемы.

Критерий оценивания (из ЦО)Для цели обучения 9.1.1.1 9.2.5.1
Уровень мыслительных навыков: знание и понимание;
применение.
Критерии
оценивания
Дескрипторы
Рассказывает кто такой
А.Кунанбаев
Определяет
основную мысль
текста,учитывает
структуру текста.
Называет годы жизни
А.Кунанбаева
Перечисляет произведения Абая
Указывает когда и как были
опубликованы слова назидания.
9.2..5.1
Участвует в
дискуссии
Даёт свой ответ на вопрос; Что
для человека важнее всего ?
Представляет себя на месте
Воли, Разума, Сердца.
Доказывает свою необходимость.
Высказывает своё мнение о
науке.
Для цели обучения 9.3.6.1 9.4.5.1
Уровень мыслительных навыков: Навыки высокого порядка
Критерии
оценивания
Дескрипторы
9.3.6.1
Анализирует
содержание «17
слова»
А.Кунанбаева.
Читает текст
Определяет его основную мысль.
Выявляет авторскую позицию.
Применяет знаки
препинания в
сложносочинённы
х предложениях..
Составляет из данных слов
предложения
Расставляет знаки препинания
Определяет вид предложений
Делает синтаксический разбор
предложений.
Языковые цели
Учащиеся могут:
-Строить речь логично и последовательно, демонстрируя
нормы устной и письменной речи.
Предметно-специфический словарь и терминология :
жизнь,сердце, разум, воля. наука, слова назидания.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
русский.
Полезный набор (ы) фраз для диалогов и письма:
«Я считаю ,что автор хотел сказать…..» « Я думаю, что
автор ...»
« По-моему, главная мысль произведения….» «Как ты
думаешь, что автор хотел сказать……? «Что нового ты
узнал……?
Что такое назидание?

Привитие ценностей Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе
воспитывается через «Слова назидания» А Кунанбаева..
Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому
признаку
Межпредметная связь Казахская литература, история.
Использование ИКТ Презентация на интерактивной доске. Интернет ресурсы итд
Предшествующие знания по
теме
Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных
в предыдущих классах , в том числе на тех, которые
направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов, на
анализ текста, на формирование грамотности речи.
Ход урока
Запланированные
этапы урока
Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока
(2 мин)
I Организационный момент.
Приветствие учителя.
Позитивный настрой. Стратегия «Комплименты»
Учащиеся поворачиваются друг другу и говорят
комплименты.
2. Объединение в группы. Стратегия «Карточки».
Раздаю карточки , ученики рассаживаются в группы.
«Разум», «Сердце» , «Воля».
II Определение цели урока в устной форме.
- Научитесь определять основную мысль текста,
учитывая структуру текста.
- Анализировать содержание художественных
произведений, выявляя авторскую позицию.
- Писать эссе по предложенной теме, обосновывая своё
мнение.
Слайд №1
Тема урока
Слайд №2
(цели урока)
Середина урока
(35 мин)
III Подготовка к определению темы урока и
восприятию нового материала.
Г. Стратегия «Мозговой штурм».Предлагаю учащимся
сформулировать тему урока по названию групп,
ключевым словам.
Ф.О «Словесная похвала»
IV Изучение нового материала
Задание №1
Послушайте фрагмент биографии Абая Кунанбаева
Г. Ответьте на вопросы через графический
органайзер ( линия времени ) ,
1. Кто такой Абай Кунанбаев?
Слайд №3
( Ключевые слова,
иллюстрации,
портрет А
Кунанбаева)
Аудио визуальное
прослушивание

2. Назовите годы жизни Абая Кунанбаева?
3. какие произведения написал Абай?
4. К какому литературному жанру относятся «Слова
назидания»
5. Когда и как были опубликованы «Слова назидания»
Ф.О. «Две звезды-одно пожелание»
(два удачных момента в работе, пожелание-то, что
можно исправить)
Дескрипторы
Обменивается информацией
Отвечает на вопросы
Составляет органайзер по прослушанному,
извлекая информацию.
Презентует
Каждая группа демонстрирует свои работы.
Задание №2
Обсудите ответы на вопросы в парах.
1. Что для человека важнее всего: воля, разум,
наука, сердце?
2. Представьте себя на месте Воли, Разума и Сердца.
Как бы каждый из них доказывал свою
необходимость человеку?
3. Как решил их спор наука?
П.Г
Стратегия «Подумай, обсуди в паре, поделись»
Ученики работают в парах, группе, обсуждают ответы
на вопросы, выбирают спикера, который представляет
группу.
Дескрипторы
Правильно отвечает на вопрос.
Аргументирует свой ответ
Ф.О Самооценивание
V Закрепление
Задание 3
Прочитайте текст «Слова назидания» 17 слово.
Определите его основную мысль. Какова авторская
позиция?
Приём «Фишбоун»
И. К. После прочтения текста заполняется схема.
Задаётся вопрос, который они вписывают в голову
скелета. Как наука решила спор между волей, разумом и
сердцем? Далее идёт поиск основных понятий
темы(причины), которой они заполняют верхние
«кости рыбы»,нижние «кости» -суть понятий (факты)
затем находят решение поставленной проблемы и
записывают в хвост.
Составление «рыбьего скелета» индивидуально, затем
происходит обмен мнениями , суммирование
«Линия времени»
Слайд №4
«Подумай, обсуди в
паре, поделись»
Фишбоун
Слайд №5
Текст «Слова
назидания»

информации в единую схему, представленную на доске.
Приём «Фишбоун» помогает учащимся выделить
проблему, находить её подтверждения и формулировать
вывод.
Работа со схемой учит ребят работать индивидуально и
в группах , а также с уважением и вниманием
относиться к мнению других. Кроме того «рыбья кость»
стимулирует творческое мышление и развивает
критическое.
Дескрипторы
Вписывает проблему, вопрос
Определяет и вписывает причины.
Указывает факты .
Даёт ответ на поставленный вопрос (вывод)
Проводит обман мнениями
Ф.О учителя. « Словесное поощрение учителя»
И.Г Задание для дифференциации.
№3 Задание для учащиеся с высокой мотивацией:
Сделайте синтаксический разбор из упражнений №6 и
№8.
Если вы все трое мирно уживётесь в одном человеке,
то прахом с его ног можно будет исцелять незрячих.
Самозабвенный глупец не задумывается над тем, что
постоянно выставляет себя на посмешище (Из «слов
назидания» Абая).
Задания для учащихся со средней мотивацией:
Посмотрите на предложения и сравните. Чем они
отличаются?
1. У нас не повернётся язык осудить человека, который
совершает то или иное дело, оставаясь благочестивым .
2. Подкупает его чистое, благое намерение , и мы
сожалеем лишь о том, что этот человек не обладает ещё
и знаниями.
3. Молодость не вечна, но глупец не задумывается над
этим
Задания для учащихся со слабой мотивацией:
Составьте из данных слов сложные предложения.
1. В тебе, упомянула, о которых, ты не, ещё много,
достоинств.
2. Нельзя, карьеры, добиться, богатства, если меня нет,
уважения, в жизни, мастерства.
3. Не найдёте, Сердцу, я отдам, согласия, предпочтение.
Дескриптор
Делает синтаксический разбор
Сравнивает предложения
«Рыбий скелет»
Слайд №6
Слайд №7
Синквейн
(Одно существ.
Два прилагат-х
Три глагола

Составляет предложения
Ф.О « Лист самооценивания»
Стратегия «Авторский стул»
Автор эссе зачитывает свою работу всему классу.
VI Обобщение№
Индивидуальная работа.
Составить синквейн к слову – Разум.
Предложение из
четырёх слов.
Синоним для
ассоциации).
Конец урока
( 3 мин)
Стратегия «Авторский стул»
Дифференцированное домашнее задание
Подготовить презентацию -доклад на тему «Жизнь и
творчество Абая Кунанбаева»
Дифференциация – каким
способом вы хотите больше
оказывать поддержку? Какие
задания вы даете ученикам более
способным по сравнению с
другими?
Оценивание – как Вы
планируете проверять
уровень освоения материала
учащимися?
Охрана здоровья и
соблюдение техники
безопасности
Для учащихся с высокой
мотивацией
Приём «Мозговой штурм».
На начальной стадии урока
учащиеся выдвигают разные
идеи для определения темы
урока.
Метод «Фишбоун» (Рыбий
скелет)
Голова-вопрос темы.
Верхние косточки-основные
понятия.
Нижние косточки-суть
понятия.
Хвост-ответ на вопрос.
Приём помогает учащимся
выделить проблему, находить
подтверждения и
формулировать вывод.
«Синквейн»
Каждый ученик соединяет и
обобщает свои впечатления,
знания, воображения.
Технологии охраны здоровья.
Использование на уроках
тонизирующих упражнений и
активные виды работы.
Пункты Правил техники
безопасности, используемых
на данном уроке.
Рефлексия по уроку
Была ли реальной и
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на
самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

доступной цель урока
или учебные цели?
Все ли учащиеся
достигли цели обучения?
Если ученики еще не
достигли цели, как вы
думаете, почему?
Правильно проводилась
дифференциация на
уроке?
Эффективно ли
использовали вы время
во время этапов урока?
Были ли отклонения от
плана урока, и почему?
Общая оценка
Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?
1:
2:
Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся
преподавания и обучения)?1:
2:
Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на
что обратить внимание на следующем уроке?
?
Использованная литература:
1.Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров
по предмету «Русский язык и литература» в школах с казахским языком обучения
РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев
Интеллектуальные школы»,
2017г..
2. Типовая учебная программа по учебному предмету « Русский язык и литература» для
5-9 классов уровня основного среднего образования
(с нерусским языком обучения) по обновленному содержанию
3. http://okulyk-edu.kz Учебник Русский язык и литература,9 класс, Сапалы КЗ (проект)
4. http :// www . smk . edu . kz
шағым қалдыра аласыз













