Алдар - Косе и Хвастливый байТема урока: «Алдар - Косе и Хвастливый бай»Литературное чтение 5 классТема урока: Алдар - Косе и Хвастливый байЦели урока:● Образовательные: вникать смысл прочитанного, закрепление знаний, умений учащихся. Развитие устной речи. Научить находить мораль сказки, работать сословарем.● Развивающие: Приучать детей высказывать свое мнение и уметь слушать чужое высказывание, а также работать в паре и прислушиваться к ответам одноклассников, уметь признавать свои ошибки.● Воспитательные: воспитать в учениках добро и сострадание, пробудить их к свершению добрых дел.Оборудование: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), показ видео «Алдар - Косе», иллюстративные картинки на интерактивной доске, слайды по теме.Основные идеи: Групповая работа способствует улучшению психологического климата, в классе, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.Форма организации учебной деятельности: мозговой штурм, сообщение детей, вопросно - ответная беседа, работа с постером, показ мультфильма, работа с тетрадью, ролевая игра, рефлексия, физкультминутка.Технологии: на уроке использовались элементы современных образовательных технологий:• игровые;• личностно - ориентированная и групповая работа;• информационно - коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения, интерактивная доска);• проблемное обучение (частично - поисковое).Ход урокаІ. Организационный момент.Учитель:– Прозвенел уже звонок,Начинается урок!– Ребята, народная мудрость гласит: “Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи”. Вот и мы, не теряя ни минутки, открываем тетрадки, запишем дату и Классную работу. Сегодня у нас необычный урок – Урок путешествие страну казахских сказок. Психологический настрой учащихся на урок.«Сердечко доброты». Так давайте все соберемся в круг, взялись за руки. Вы должный пожелать друг другу удачи перед началом урока. Вы сейчас очень красивые, красивыми вас делают хорошие и добрые мысли. Молодцы. Теперь вы должны делиться на две группы с помощью этих листочек. В одной их них написано слово «Казахская народная сказка» и на другой «Русская народная сказка». Ученики рассаживаются по группам.ІІ. Проверка домашнего задания:Учитель: – А начнем урок, как обычно, с проверки домашнего задания (Выслушиваются ответы детей.)«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.Групповая работа «Постер»1 - 2 группа – художники и сказочники. 1 – 2 и ч нарисовать и пересказатьи составлять вопросы.Мозговой штурм1. Какую сказку мы прочитали прошлый раз?2. Что случилось с Алёнушкой, жива она или нет?3. Чем закончилась сказка?4. Сказка была ли интересной?Подведение итог домашнего задания:• Что знали?Добро побеждает зло.• Что узнали?Есть добрые люди, как Купец.•Что хотели узнать?Казахскую народную сказку.ІІІ. Новая тема: Казахская народная сказка «Алдар Косе и Хвастливый бай»1. Объяснение учителя: - “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”.– Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный урок, урок – сказку. Встретимся с персонажами одной казахской народной сказки. Вы должны показать, как вы умеете оказывать помощь тому, кто оказался в беде. Ведь и в сказке, и в жизни дружба и добро всегда побеждают зло.(В это время в классе звучит песня Алдара - Косе)Ребята говорят, что узнали об Алдаре Косе.- Правда, что он очень хитрый?( Показ мультфильма « Алдар – Косе и хвастливый бай»)Понравилось вам сказка?О ком была речь?Новая тема: Алдар – Косе и хвастливый бай.2. Работа по теме:1. Чтение текста учителем2. Чтение текста учащихся по обзацам.3. Чтение текста по ролям3. Словарная работа.Вмиг – очень быстро (лезде)Заявил - жарияладыЗаколет – зарежетСлава - атақ, даңқПочёт – құрметУдивления - таң қалуНезнакомец – незнакомый человек (бейтаныс)Пополам – на двоихВо весь опро – өте тезІУ. Работа над произношением:Вся степь твердит, все засмеялись, покачали головами, обязательно перехитрить, заколет кобылицу, подъехал.V. Групповая работа. «Постер» Какой был Алдар? Какой был Хвастливый бай? Какой из них положительные и отрицательные герои?VІ. Игра “Положительный, отрицательный герой”.(По заданному отрывку догадаться название сказки, определить имя главного героя и дать ему характеристику.)Учитель. Мы, ребята, с вами уже говорили, что в любой сказке есть положительные и отрицательные герои. А герои нашей сказки, кем они являются? Сейчас мы поиграем с вами в игру “Положительный, отрицательный герой”.– Догадайтесь, кому принадлежит эта слова:- Вся степь твердит: Алдар - Косе, Алдар - Косе! Подумаешь! Я бы вмиг его одурачил.• – Какой это герой: положительный или отрицательный?• - Докажите…– Догадайтесь, кому принадлежит эта слова.- Забирай своего верблюда, да хвались наперёд! Будь умнее!• – Какой это герой: положительный или отрицательный?• - Докажите…VІІ. Ролевая игра. Алдар - Косе, Бай, Люди и другие.VІІІ. Работа с тетрадью:АнтонимыПодберите к следующим словам антонимы:Начало -...Сесть -...Прощай -...Незнакомый -...Умный -...Добрый -...Близко -...Физминутка «Цыплята»Игра «Подскажи словечко»- Эй, не хвастай, бай! Еще никому на свете не удавалось обмануть Алдара!- Ищу начало Земли. Ведь слава и почёт ждут того человека, который найдёт начало Земли.Вот однажды бай едет на верблюде.Пришлось баю зарезать кобылу и устроить той.IX. ЗакреплениеУчитель: - Ну, вот, всё у нас получилось, все задания выполнены. Вот и подошел к концу наш урок. Мы учились работать в группе, помогая друг другу.Домашнее задание: – Представьте, что вы Алдар и как вы хотели обмануть бая..– Как изменился бы сюжет сказки? Это и есть ваше домашнее задание, а мы на следующем уроке продолжим разговор.Рефлексия «Умный смайлик»Понравился ли вам урок? Что понравилось больше? Что было вам трудно? Что было легко? Оцените свои достижения на уроке? Кого из одноклассников вы хотели бы поблагодарить за активную работу на уроке?Подведение итогов урокаВыставление и комментирование оценок