Материалдар / Алгоритм типтері 6 сынып
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Алгоритм типтері 6 сынып

Материал туралы қысқаша түсінік
Алгоритм типтері 6 сынып
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Маусым 2019
349
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Спецификация суммативного оценивания
за четверть
по предмету
«РУССКИЙ ЯЗЫК»

(с русским языком обучения)

8 класс

ПРОЕКТ

2

ПРОЕКТ

СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания за четверть .............................................................................. 4
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ..................... 4
3. Ожидаемые результаты ................................................................................................................. 4
4. Уровни мыслительных навыков .................................................................................................. 4
5. Правила проведения суммативного оценивания ........................................................................ 5
6. Модерация и выставление баллов ................................................................................................ 6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ..................... 7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ................... 15
Космический лифт................................................................................................................... 17
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ................... 22
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ................... 28

3

ПРОЕКТ

1. ЦЕЛЬ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков,
приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей
обучения, запланированных в учебных планах на четверть.
2. ДОКУМЕНТ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ
ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

СУММАТИВНОГО

Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» (с русским языком
обучения) для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному
содержанию.

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся используют все виды речевой деятельности на основе освоения знаний о
языке, норм употребления средств разных уровней:
- имеют представлениео русском языке, его функционировании в различных сферах и
ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах литературного языка
(орфоэпических, орфографических, лексических и грамматических) и правилах речевого
этикета;
- демонстрируют разнообразный словарный запас и широкий круг используемых
грамматических средств;
- демонстрируют умение оценивать и выбирать языковые средства с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации общения;
- демонстрируют умение создавать устные и письменные монологические
высказывания в различных речевых жанрах;
- демонстрируют умение успешного диалогического общения, ведения дискуссии в
разных сферах и коммуникативных ситуациях;
демонстрируют
орфоэпическую,
орфографическую,
пунктуационную
и
стилистическую грамотность;
- имеют представление о национально-культурной специфике русского языка, культуре
русского, казахского и других народов.

4. УРОВНИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Виды
Уровень
Описание
речевой
мыслительных
деятельности
навыков
Слушание и
Знание и
Понимание содержания текста
говорение
понимание
Определение основной мысли
Применение
Пересказывание прослушанного
Навыки
материала
высокого
Прогнозирование событий
порядка
Участие в диалоге
Оценивание
прослушанного
материала

4

Рекомендуемый
тип заданий
Для проверки
уровня
рекомендуется
использовать
задания,
требующие
краткого ответа
(КО) и/или

ПРОЕКТ

Построение
высказывания
Чтение

Письмо

Соблюдение
речевых норм

монологического задания,
требующие
развернутого
ответа (РО).
Понимание информации
Для проверки
Выявление структурных частей уровня
текста и определение основной рекомендуется
использовать
мысли
Понимание
применения задания с
лексических и синтаксических множественным
выбором
единиц в прочитанном тексте
Определение типов и стилей ответов(МВО)
и/или задания,
текстов
Формулирование вопросов и требующие
краткого ответа
оценивание
Использование разных видов (КО) и
развернутого
чтения
Извлечение
информации
из ответа (РО).
различных источников
Сравнительный анализ текстов
Составление плана
Для проверки
Изложение
содержания уровня
прослушанного, прочитанного и рекомендуется
использовать
аудиовизуального материала
Написание
текстов
с задания,
использованием различных форм требующие
развернутого
представления
Создание текстов различных ответа (РО).
типов и стилей
Написание эссе
Творческое письмо
Редактирование текстов
Соблюдение
орфографических Для проверки
норм
уровня
рекомендуется
Соблюдение лексических норм
Соблюдение
грамматических использовать
задания,
норм
Соблюдение
пунктуационных требующие
краткого ответа
норм
(КО) и/или
задания,
требующие
развернутого
ответа (РО).

5. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
5

ПРОЕКТ

Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать
вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно, и им запрещено помогать друг другу,
переговариваться, обмениваться материалами, канцелярскими принадлежностями. Во время
проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе.
Записи ответов должны быть выполнены аккуратно. Учащимся рекомендуется
зачеркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
Учащимся не рекомендуется пользоваться ленточным или жидким корректорами.
В процессе выполнения учителю не рекомендуется читать слова за учащихся, помогать
с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая
может предоставить преимущество отдельным учащимся.
Необходимо сообщить учащимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны
вовремя прекратить работу и положить свои ручки/карандаши на парту.

6. МОДЕРАЦИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

6

ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность – 40 минут, из них:
Чтение – 15 минут
Письмо – 25 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (5-7 минут на каждого учащегося или на
пару учащихся в зависимости от задания).
Количество баллов – 30
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих краткого и развернутого ответа. Первое задание
направлено на проверку слушания и говорения, второе – на чтение и третье – на письмо и
соблюдение речевых норм.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде одного
или нескольких предложений.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
полноту содержания в раскрытии темы для получения максимального балла.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
Задания могут содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа
РО – задания, требующие развернутого ответа

7

ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за «1» четверть

Тема

Виды
речевой
деятельнос
ти
Семья:
Слушание и
права
и говорение
обязаннос
ти

Кол.
заданий*


задания*

1

Развлечен
ия и спорт

1

Чтение

9

3

Проверяемая цель

8.1.2.1 Определять основную
мысль на основе структурных
элементов текста и целевой
аудитории
8.1.5.1 Участвовать в дискуссии
по предложенной проблеме,
аргументируя
собственные
утверждения,
убеждая
оппонента
в правильности
своей позиции, делать выводы
8.2.1.1 Понимать основную
информацию сплошных и
несплошных текстов (в том
числе особенности письменной
формы речи), извлекая
открытую и скрытую (подтекст)
информацию

8.2.4.1 Определять смешанные
типы
текстов,
различать
характерные черты, языковые и
жанровые
особенности
публицистического,
разговорного,
научного,
8

Тип
задания*

РО

РО

КО

КО
РО

Описание
задания*
Учащиеся в парах
слушают текст
объемом 120-150
слов, во время
прослушивания им
разрешается делать
записи. После
прослушивания и
подготовки
учащиеся отвечают
на вопросы,
выполняют задания.
Учащиеся будут
читать текст
объемом не более
250 слов и
выполнять задания.
В 1 задании
необходимо
определить
истинность или
ложность
утверждений
Во 2 задании
учащиеся
определяют тип и
стиль текста и
подтверждают свой
ответ аргументами.

Время
на
выполнени
е, мин*
Прослушива
ние 1-1,5
мин., на
подготовку
и
обсуждение
в парах – 23 мин., на
ответ – 2-3
мин.

Балл

Общий
балл

10
10

5

10

15

5

ПРОЕКТ

Письмо

4

официально-делового
стилей
(репортаж, фельетон, статья,
интервью,
очерк,
обзор,
послание)
8.3.4.1
Создавать
текстыописание
с
элементами
рассуждения, повествование с
элементами
описания
и
создавать
тексты
публицистического,
официально-делового,
научного, разговорного стилей
(репортаж, фельетон, статья,
интервью,
очерк,
обзор,
послание) с учетом целевой
аудитории

ИТОГО

РО

Учащиеся пишут
текст-описание с
элементами
рассуждения либо
повествование с
элементами
описания, в
котором передают
подробно
информацию,
содержащуюся на
одной или
нескольких
иллюстрациях от 3го лица. Объем
работы - около 100
слов.

25

40

9

10

10

30

ПРОЕКТ

Образец заданий и схемы выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «Русский язык» (с русским языком обучения)
Слушание и говорение
1. Прослушайте текст, в парах сконструируйте диалог между журналистом и
руководителем школы фигурного катания, отразив в нем следующие вопросы:
1. Какова ваша позиция по представленной проблеме? Приведите 1 аргумент из
текста и 1 аргумент из жизни в подтверждение вашей позиции.
2. Какова основная мысль текста?
3. Какова цель текста?
4. Какова целевая аудитория текста?
5. Сформулируйте вывод.
На подготовку – 2-3 мин. На ответ – 2-3 мин.
[10]
Достаточно сложно понять, насколько актуальным является фигурное катание. Ведь
изначально многие люди хотят научиться кататься только потому, что это отличное
развлечение.
Может быть, свои навыки вы в жизни никак использовать и не сможете, ведь катание на
коньках для вас будет, скорее, развлечением. Но в некоторых школах преподают спортивное
фигурное катание. Представьте себе, что после получения соответствующих навыков у вас
появится возможность добиться определенных высот в спорте. Многие люди думают, что
спорт – это лишь возможность стать популярным. Но ведь спорт может и прокормить вас.
Профессионалы могут каждый месяц получать определенную плату лишь за то, что они
являются мастерами или кандидатами в мастера спорта.
Спортивные школы фигурного катания пользуются большой популярностью среди детей
и взрослых. Кто-то учится кататься для того, чтобы стать спортсменом. А кто-то просто
хочет развлекаться подобным образом. В любом случае вы укрепляете свое здоровье и
получаете удовольствие.
Источник: http://palestra29.ru/katanie-na-konkax-sport-ili-razvlechenie/
Чтение
Прочитайте текст, выполните задания
[10]
http://www.liveinternet.ru/users/driola/post388622307/
В странах Азии к древним традициям относятся с большим почтением. Каждая азиатская
семья – это отдельная частичка общества, в которой дети – главное богатство, а мужчины
неизменно уважаемы и почитаемы.
Азиаты:
 Трудолюбивы, но не считают деньги целью своей жизни.
 Реже разводятся. Если говорить точнее, разводов в Азии практически не бывает.
Потому что брак – это навсегда.
 Не боятся заводить много детей. В азиатских семьях всегда много ребятишек, и семья
с одним малышом – редкость.
10

ПРОЕКТ

 Рано создают семьи.
 Нередко живут вместе со старшими родственниками, мнение которых является
значимым в семье. Родственные связи в Азии весьма крепкие и сильные. Помощь
родственникам обязательна и естественна для азиатов даже в том случае, когда отношения с
ними натянуты или кто-то из родни совершил антиобщественный поступок.
Узбеков отличает любовь к родной земле, терпеливость к жизненным невзгодам,
уважение к старшим. Узбеки всегда готовы прийти на помощь, поддерживают тесную связь с
родственниками, живут по традициям своим предков.
Туркмены – трудолюбивый народ, скромный в быту. Известны крепостью брачных уз,
уважением к аксакалам. Просьба старшего обязательно выполняется, а в разговорах при нем
проявляется сдержанность.
Для таджиков характерны щедрость, бескорыстие и верность. Главное для таджика –
семья. Обычно большая – от 5-6 человек.
Грузины гостеприимны и остроумны. К женщинам относятся с особым почтением, порыцарски. Грузинам свойственна психология терпимости, оптимизма и чувство такта.
Армяне – народ, преданный своим традициям. Армянская семья – это огромная любовь и
привязанность к детям, уважение к старшим и всем родственникам, крепкие брачные узы.
Наибольший авторитет в семье у отца и бабушки.
1. Заполните таблицу по содержанию текста
№ Утверждения
1 В азиатской семье главная роль принадлежит мужчине
2 В азиатской семье не приходят на помощь родственнику, если с
ним поссорились
3 Туркмены и армяне почитают стариков
4 Узбеки терпимы к испытаниям, которые бывают в жизни

Верно или неверно

2. Определите тип речи. Обоснуйте свой ответ 2 аргументами.
3. Определите стиль текста. Обоснуйте свой ответ 2 аргументами.
4. Что общего у узбекской и туркменской семьи?
5. Подберите из текста выражение, синонимичное слову «по-рыцарски».

[4]
[2]
[2]
[1]
[1]

11

ПРОЕКТ

Письмо
1. Выберите одну или несколько фотографий и напишите заметку в школьную газету на
тему «Традиции/я казахской семьи». В заметке поделитесь впечатлениями, выразите
свое мнение о традиции/ях.
2. Выдерживайте структуру текста-описания с элементами рассуждения или
повествования с элементами описания и публицистический стиль.
3. В заметке передайте от 3-го лица информацию, которая содержится в выбранной вами
иллюстрации/ях.
4. Используйте обособленные члены предложения, правильно расставляя знаки
препинания при них. Объем письменной работы – 100 - 120 слов.
[10]

12

ПРОЕКТ


вопроса

1-5

Схемы выставления баллов
Слушание и говорение
Ответ

Балл

Формулирует и отражает в диалоге собственную
позицию по представленной проблеме
Придерживается выбранной роли в диалоге
Приводит 1 аргумент из текста в подтверждение своей
позиции
Приводит 1 аргумент из жизни в подтверждение своей
позиции
Определяет основную мысль текста
Определяет цель текста
Определяет целевую аудиторию текста
Формулирует вывод по тексту
Активно участвует в диалоге, дискутируя и поощряя
собеседника
Соблюдает речевые нормы в диалоге

1

2

3

4
5

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Всего баллов

10

Чтение


задания

1

Дополнительная
информация
Оценивается
участие в диалоге
каждого учащегося.
При этом учитель
обращает внимание
на роль каждого
участника в
подготовке и самом
диалоге.

Ответ

Балл

Верно

1

Неверно

1

Верно

1

Верно
Тип текста – описание
1. Соответствует структуре текстаописания:
1) Общая характеристика предмета
описания
2) Характерные особенности предмета
описания
3) Заключения нет, что характерно для
текста-описания
2. Текст легко сворачивается
3. Цель текста – информационная

1

Стиль – публицистический
1. Цель текста – информационная
2. Актуальная тема – отношение к традициям
3. Текст можно встретить в СМИ: газетах,
журналах, Интернет-сайтах
4. Целевая аудитория – широкий круг
читателей
И узбеки, и туркмены с особым уважением
относятся к старшим
С особым почтением относятся к женщинам

Всего баллов

За каждый уместный,
соответствующий типу
текста аргумент ставится
по 1 баллу
2

2

1
1
10

13

Дополнительная
информация
За каждое правильное
утверждение («верно» или
«неверно») ставится по 1
баллу

За каждый уместный,
соответствующий стилю
текста, аргумент ставится
по 1 баллу

ПРОЕКТ

Письмо
Баллы
9-10

7-8

5-6

3-4

1-2

0

Описание
Очень хорошо раскрывает тему текста, последовательно и ясно выражает свое
мнение, делится впечатлениями. Отлично выдерживает структуру и жанр,
соответствующие заданию. Текст соответствует выбранному типу (описание с
элементами рассуждения, повествование с элементами описания). Использует
богатый словарный запас, сложные предложения с уточняющими членами
предложения и вставными конструкциями. Стиль письма ярко выражен.
Выдерживает объем работы в соответствии с заданными параметрами.
Эффективно использует обособленные члены предложения, расставляя знаки
препинания при них.
Демонстрирует хорошее понимание темы, умение аргументировать и делать
заключения, убедительно делится впечатлениями. Обосновывает ответ с
большим разнообразием примеров и ссылок. Умело структурирует текст,
выдерживает жанр заметки. Использует разнообразную лексику, стиль
хорошо выражен. Выдерживает объем работы в соответствии с заданными
параметрами. Текст соответствует выбранному типу (описание с элементами
рассуждения, повествование с элементами описания). Уместно использует
обособленные члены предложения, в основном верно расставляя знаки
препинания при них.
Демонстрирует некоторое понимание идеи. Содержание излагает ясно, есть
выражение своего мнения и впечатления, но аргументы не всегда логически
развиты, есть отклонение от структуры и жанра. Приводит некоторые
примеры, но не всегда обоснованные. Использует ряд простых
грамматических лексических форм. Текст местами соответствует выбранному
типу (описание с элементами рассуждения, повествование с элементами
описания) с незначительными отклонениями. Не всегда уместно использует
обособленные члены предложения, не всегда расставляя знаки препинания
при них.
Демонстрирует слабое понимание идеи. Текст не соответствует выбранному
типу (описание с элементами рассуждения, повествование с элементами
описания). Структура неясная, стиль недостаточно выражен, нет четкого
выражения своего мнения, не выдерживается жанр заметки. Использует
простые предложения и ограниченный словарный запас; имеются повторы.
Не уместно использует обособленные члены предложения, не расставляя
знаки препинания при них.
Демонстрирует очень слабое понимание идеи. Текст не соответствует
выбранному типу (описание с элементами рассуждения, повествование с
элементами описания). Ограниченное выражение своего мнения. Не
соблюдает структуру, соответствующую заданию, есть отклонения от темы.
Текст не соответствует жанру. Очень ограниченный словарный запас. Не
использует обособленные члены предложения.
Работа не соответствует заданию, бессвязна и непоследовательна,
отсутствует понимание выбранной темы.

14

ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность СО – 40 минут, из них:
Чтение – 15 минут
Письмо – 25 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (5-7 минут на каждого учащегося или на
пару учащихся в зависимости от задания).
Количество баллов – 30
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих краткого и развернутого ответа. Первое задание
направлено на проверку аудирования и говорения, второе – на чтение и третье – на письмо и
соблюдение речевых норм.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде одного
или нескольких предложений.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю
полноту содержания в раскрытии темы для получения максимального балла.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
Задания могут содержать несколько структурных частей/вопросов.
Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа
РО – задания, требующие развернутого ответа

15

ПРОЕКТ
Тема

Виды
речевой
деятельно
сти
Мир
Слушание
професс и
ий
говорение


задани
я

Кол.
задани
й*

1

Космос

1

Чтение

1-3

9

4-9

Письмо
1
ИТОГ
О

Характеристика заданий суммативного оценивания за «2» четверть
Проверяемая цель

Тип
задания*

8.1.2.1 Определять основную
мысль на основе структурных
элементов текста и целевой
аудитории
8.1.4.1 Прогнозировать
содержание по названию текста
или началу

КО

РО

8.2.3.1 Понимать применение и
объяснять подразумеваемый
смысл отдельных слов,
словосочетаний и предложений
в тексте, эмоциональноокрашенных и
профессиональных слов,
неологизмов, окказионализмов
с учетом лексической
сочетаемости
8.2.5.1 Формулировать вопросы
и собственные идеи на основе
прочитанного текста, различать
факт и мнение
8.3.3.1 Представлять
информацию сплошных текстов
в виде рисунков, схем, таблиц,
диаграмм и др. и наоборот

КО

Описание задания*

Учащиеся слушают
вступительную часть текста
объемом 50-150 слов. В
процессе прослушивания
разрешается делать записи.
После подготовки в течение 23 минут учащиеся
прогнозируют основную
мысль и продолжение текста.
Учащиеся будут читать текст
объемом не более 250 слов и
выполнять задания. В 1
задании необходимо ответить
на вопросы на понимание
текста

Время на
выполнени
е, мин*

Балл

Общи
й
балл

Проверяется
отдельно

подготовку
– 2-3 мин,
на ответ – 2
мин)

10

6
15

КО
РО

РО

11

Во 2 задании учащиеся
формулируют вопросы и дают
развернутый ответ на вопрос
Учащиеся выполняют
письменную работу на основе
несплошного текста. Объем
работы - около 100 слов

4

25

40

16

10

30

ПРОЕКТ

Образец заданий и схемы выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «Русский язык» (с русским языком обучения)
Слушание и говорение
Задание. Прослушайте вступительную часть текста.
Спрогнозируйте основную мысль текста по прослушанному началу.
Опираясь на заголовок и вступление, спрогнозируйте основную часть и при
необходимости заключение (5-10 предложений).
Соблюдайте грамматические и орфоэпические нормы.
На подготовку – 2-3 мин., на ответ – 2 мин.
[10]

Космический лифт

Строительство космического лифта по проекту NASA на Земле потребует особенных
материалов. По расчетам ученых, углеродные нанотрубки будут достаточно прочными для
этих целей. Необходимые технологии могут быть разработаны в течение 10-15 лет.
Вероятно, сразу же после появления первого лифта по экватору будут возведены новые, и
они будут представлять собой уже не несколько тонких лент, а башни с сооружениями на
промежуточных уровнях.
Возможно, что через какое-то время…
(67 слов)
Источник: http://transhuman.ru/biblioteka/kosmos/osvoenie-kosmosa

Задания
Прочитайте текст

Чтение

На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе,
интерес самого человека к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень
зарплаты и т.д. Могут оказать влияние и другие обстоятельства – пример родителей, советы
окружающих, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой, и
т.п.
Огромное преимущество человека заключается именно в его возможности выбора. Но,
с другой стороны, именно это и вызывает трудности – важно не ошибиться и правильно
понять свои возможности, таланты и предпочтения. Самостоятельный выбор профессии –
это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран
жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди других людей,
удовлетворенность работой, физическое и психическое здоровье, радость. Хорошо, когда вы
с детства мечтаете об определенной профессии – стать пиарщиком или профессиональным
спортсменом – и не сомневаетесь, что осуществите эту мечту. В этом случае не возникнет
проблем с выбором профессии. А остальным как поступить? У одних тинейджеров пока нет
никаких увлечений. Другие, наоборот, интересуются всем: одновременно занимаются в
спортивных секциях, посещают несколько кружков и факультативов. Им не хватает
свободного времени. Они очень активны и в учебе, и в общественной деятельности. И, как
ни странно, у них все везде получается! Но, к сожалению, и такие дети не могут
определиться с тем, что им нравится больше, с чем им связать свою дальнейшую жизнь.
Стихийность выбора профессии нередко приводит к неудовлетворенности человека
своей жизнью. Работа становится неинтересной, что порой даже приводит к нервным
17

ПРОЕКТ

срывам. Поэтому правильный выбор профессии – это здоровье, удовлетворенность,
творчество, успех и счастье.
Источник: http://school18kms.ucoz.org/uchebdeat/prof_klass/professii.pdf
1. Опишите слово «пиарщик» с точки зрения стилистики (эмоционально-окрашенные,
профессиональные слова, неологизмы, окказионализмы). В каком значении оно
употреблено в тексте?
[1]
2. Найдите в тексте слово в значении «юноша или девушка в переходном от детства к
юности возрасте».
[1]
3. Объясните, как вы понимаете выражение «стихийность выбора профессии».
[1]
4. Сформулируйте 1 вопрос низкого порядка по содержанию текста.
[1]
5. Сформулируйте 1 вопрос высокого порядка по содержанию текста.
[1]
6. Перечислите факторы, влияющие на выбор профессии (по тексту)
[1]
7. Объясните, почему самостоятельный выбор профессии называют «вторым
рождением человека»?
[1]
8. Сформулируйте вывод по тексту.
[1]
9. Дайте развернутый ответ на вопрос «Какой из факторов выбора профессии,
перечисленных в тексте, на ваш взгляд, наиболее популярен в XXI веке?», раскрывая
свою точку зрения в ответе. Приведите 1-2 аргумента. Объем – 6-8 предложений. [2]
Письмо
Задания
Выполните одно из предложенных заданий. В тексте по мере необходимости уместно
используйте профессиональные слова, термины, неологизмы; инверсию, градацию.
Соблюдайте жанровые признаки и логическую последовательность. Избегайте
неоправданных повторов. Объем письменной работы – 100 - 120 слов.
[10]
1. Напишите статью для блога на тему «Какие специалисты будут востребованы в
Казахстане через 2 года?», отразив предложенную в диаграмме информацию.

18

ПРОЕКТ

2. Составьте интервью со специалистом агентства по трудоустройству на тему «Чем
руководствуются выпускники при выборе профессии?», отразив предложенную в
диаграмме информацию.

3. Напишите заметку на тему «Работают ли наши выпускники по специальности?» в
местную газету, отразите предложенную в диаграмме информацию.

Баллы
9-10

Схемы выставления баллов
Слушание и говорение
Описание
Демонстрирует очень хорошее понимание темы,
19

проблематики

ПРОЕКТ

7-8

5-6

3-4

1-2

0

задания
1
2
3

4

прослушанного сообщения. Умеет определять основную мысль и
проблему текста, не отклоняясь от темы. Демонстрирует полное
понимание темы и проблемы текста и прогнозирует логичное
соответствующее началу продолжение текста. Словарный запас и
грамматические
структуры
разнообразны
и
соответствуют
поставленной задаче.
Демонстрирует
хорошее
понимание
темы,
проблематики
прослушанного текста.
В целом умеет определять основную мысль и проблему текста, однако
тема раскрыта в ответе не в полном объеме. Демонстрирует понимание
темы и проблемы текста и прогнозирует в основном логичное
соответствующее началу продолжение текста.
Демонстрирует
хороший словарный запас и использование грамматических структур.
Демонстрирует удовлетворительное понимание темы и проблематики
прослушанного сообщения; определяет основную мысль и проблему
текста при поддержке учителя Демонстрирует частичное понимание
темы и проблемы текста и прогнозирует не вполне логичное не вполне
соответствующее началу продолжение текста. Старается использовать
соответствующую лексику и грамматические структуры, иногда
допускает ошибки.
Демонстрирует
слабое
понимание
темы
и
проблематики
прослушанного текста; пытается определить основную мысль и
проблему текста, однако есть неточности в ответе Демонстрирует
слабое понимание темы и проблемы текста и прогнозирует нелогичное
не соответствующее началу продолжение текста. Демонстрирует
ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный
для выполнения поставленной задачи. Допускает частые ошибки в
использовании грамматических структур.
Демонстрирует очень ограниченное понимание темы и проблематики
текста; цель ответа не достигнута, тема раскрыта в очень
ограниченном объеме, есть значительные отклонения от проблематики
прослушанного текста, нет продолжения текста и/или концовки.
Демонстрирует ограниченный словарный запас, недостаточный для
выполнения поставленной задачи. Допускает частые грубые ошибки в
использовании грамматических структур.
Задание не выполнено. Цель не достигнута.
Чтение
Ответ

Балл

Неологизм, эмоционально-окрашенная,
профессиональная лексика.
В тексте приводится в значении
«Специалист по связям
с общественностью»
Тинейджер
Необдуманность, легкомысленность в
осуществлении выбора.
Формулирует вопрос низкого порядка

20

1

1

Дополнительная
информация
За каждое правильное
утверждение ставится 1
балл
Учащиеся могут
привести другое
объяснение значения.

1
1

За верно
сформулированный
вопрос ставится 1 балл

ПРОЕКТ

5

Формулирует вопрос высокого порядка

1

6

Перечисляет факторы, влияющие на
выбор профессии (по тексту)

1

7

Дает ответ на вопрос

1

8

Формулирует вывод по тексту

1

Всего баллов

задания

9

8

Схема выставления баллов 9-го задания раздела «Чтение»
Дополнительная
Ответ
Балл
информация
Учащийся уверенно представляет свою
точку зрения в соответствии с темой,
2
приводит 1 и более аргументов, умело
используя материал прочитанного текста.
Учащийся удовлетворительно выражает
свою точку зрения, нет аргумента, слабая
опора на текст.

Очень слабо выражает или не выражает
свою точку зрения, нет аргументов и нет
опоры на текст.
Всего баллов
Баллы
9-10

7-8

5-6

За верно
сформулированный
вопрос ставится 1 балл
За верно
сформулированный
ответ ставится 1 балл
За верно
сформулированный
ответ ставится 1 балл
За верно
сформулированный
ответ ставится 1 балл

1

0
2

Письмо
Описание
Очень хорошо раскрывает тему текста, последовательно и ясно
выражает свое мнение, раскрывает содержание предлагаемого
несплошного текста. Отлично выдерживает структуру и жанр,
соответствующие заданию. Использует богатый словарный запас.
Стиль письма ярко выражен. Выдерживает объем работы в
соответствии с заданными параметрами. Эффектно и уместно
употребляет профессиональные слова, термины, неологизмы,
инверсию, градацию.
Демонстрирует хорошее понимание темы, умение аргументировать и
делать заключения, раскрывает содержание предлагаемого
несплошного текста. Обосновывает ответ с большим разнообразием
примеров и ссылок. Умело структурирует текст, выдерживает жанр.
Использует разнообразную лексику, стиль хорошо выражен.
Выдерживает объем работы в соответствии с заданными
параметрами. Уместно употребляет профессиональные слова,
термины, неологизмы, инверсию, градацию.
Демонстрирует некоторое понимание идеи. Содержание излагает
ясно, есть выражение своего мнения, опирается на предлагаемый
несплошной текст, но аргументы не всегда логически развиты, есть
отклонение от структуры и жанра. Приводит некоторые примеры, но
21

ПРОЕКТ

3-4

1-2

0

не всегда обоснованные. Использует ряд простых грамматических
лексических
форм.
Не
всегда
уместно
употребляет
профессиональные слова, термины, неологизмы, инверсию,
градацию.
Демонстрирует слабое понимание идеи. Структура неясная, стиль
недостаточно выражен, нет четкого выражения своего мнения, не
приводятся факты из предлагаемого несплошного текста, не
выдерживается выбранный жанр. Использует простые предложения и
ограниченный словарный запас. Делает попытки употребления
профессиональных слов, терминов, неологизмов, инверсии, градации.
Демонстрирует очень слабое понимание идеи. Ограниченное
выражение
своего
мнения.
Не
соблюдает
структуру,
соответствующую заданию, есть отклонения от темы, от
предлагаемого несплошного текста. Текст не соответствует жанру.
Очень ограниченный словарный запас. Не употребляет
профессиональные слова, термины, неологизмы, инверсию,
градацию.
Работа
не
соответствует
заданию,
бессвязна
и
непоследовательна, отсутствует понимание выбранной темы.

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность СО – 40 минут, из них:
Чтение – 15 минут
Письмо – 25 минут
Слушание и говорение проверяется отдельно (5-7 минут на каждого учащегося или на
пару учащихся в зависимости от задания
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!