Материалдар / Алгоритм типтері 6 сынып
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Алгоритм типтері 6 сынып

Материал туралы қысқаша түсінік
Алгоритм типтері 6 сынып
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Маусым 2019
304
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
Русский язык и литература
(с нерусским языком обучения)
8 класс

ПРОЕКТ

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания за раздел по предмету «Русский язык и
литература (с нерусским языком обучения) для обучающихся в 8 классах. Методические
рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Русский язык и
литература (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (59 классы) (с нерусским языком обучения) и учебного плана. Суммативное оценивание за
раздел в 8 классе проводится в 1-4 четвертях.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений, учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со
схемой выставления баллов. Спецификация стандартизирована и обязательна для
проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.

2

ПРОЕКТ

Содержание
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ.................................... 4
Раздел «Семья и подросток» ............................................................................................................. 4
Раздел «Спорт и отдых» .................................................................................................................... 7
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ.................................. 10
Раздел «Мир труда» ......................................................................................................................... 10
Раздел «Через тернии к звездам» ................................................................................................... 13
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ.................................. 16
Раздел «Мир живой природы»
Разделы «Вода – источник жизни», «Культура питания» ........................................................... 19
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ.................................. 22
Раздел «Сила искусства» ................................................................................................................. 22
Раздел «Научные открытия и технологии» ................................................................................... 25

3

ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Семья и подросток»
Подраздел
Слушание
Говорение
8.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию
Цель обучения
сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя
разрозненные факты в общий контекст, определяя
причинно-следственные связи и делая выводы
8.2.1.1 Владеть словарным запасом, достаточным для замены
слов общеязыковыми эквивалентами или описательными
оборотами (перифразами)
Критерий оценивания
• Понимает основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью 4-6 минут,
определяя причинно-следственные связи и делая
выводы;
• Владеет словарным запасом, достаточным для замены
слов общеязыковыми эквивалентами или
описательными оборотами (перифразами)
Понимание, применение
Уровень мыслительных
навыков
20 минут
Время выполнения
Задания
1. Прослушайте текст. Ответьте на вопросы: о чем текст? кто виноват в семейных
конфликтах? как избежать ссор с родителями? (приведите 2 примера)
2. Перескажите кратко, заменяя данные слова и словосочетания равнозначными фразами,
передающими смысл и идею текста: ладить с родителями, на ровном месте, суверенитет,
воспринимается по жизни, клевая цель, чудаки, плюешь с высокой колокольни, приходится
совсем не сладко.
Критерий оценивания
Понимает основную и
детальную информацию
сообщения
продолжительностью 4-6
минут, определяя
причинно-следственные
связи и делая выводы
Владеет словарным
запасом, достаточным для
замены слов
общеязыковыми
эквивалентами или
описательными оборотами
(перифразами)
Всего баллов

№ задания
1

2

Дескриптор
Обучающийся
определяет тему текста
отвечает на вопросы
находит причинно-следственные связи

Балл
1
1
1

приводит 2 примера

2

пересказывает текст, соблюдая
логическую последовательность
заменяет слова общеязыковыми
эквивалентами

2
2

9

4

ПРОЕКТ

Транскрипт
Почему возникают ссоры с родителями
Не всегда бывает легко ладить с родителями. Особенно в критическом подростковом
возрасте, когда за каждым словом мерещится покушение на твой суверенитет и
самостоятельность. Ссоры могут возникнуть буквально на ровном месте. Тебе должно быть
известно, что конфликты – вещь двусторонняя, поэтому понаблюдай за собой, не даешь ли
ты родителям повод, например:
А) Ты не замечаешь того, что родители устают на работе. И факт, что тебя вкусно кормят,
модно одевают и вовремя финансируют, воспринимаешь как должное. В таких случаях
хорошим лекарством будет поездка в детский дом и неформальное общение с его
подопечными. Там тебе быстро объяснят, кто кому и что должен. И тогда ты совсем поновому оценишь то, что имеешь.
Б) Любую домашнюю работу (включая самообслуживание) обычно делаешь из-под палки.
Причем сделанное тобой помнишь долго, а усилия остальных членов семьи считаешь само
собой разумеющимся. С точки зрения звериного эгоизма, может, ты и прав. Если мама тобой
воспринимается по жизни как прислуга, то знай, что во всех западных сериалах, которые ты
смотришь, прислуга получает денежное вознаграждение. В случаях, если оно не
выплачивается, служанка просто увольняется! Делай выводы.
В) Учишься не в полную силу, если не сказать небрежно. Если родителям будут советовать
не обращать на это внимание, у них все равно не получится. Потому что эти чудаки хотят
для тебя лучшей доли и жалеют. И им невдомек, что для тебя самая клёвая цель – это таскать
ящики или швабру. И на объявления о найме на работу, в которых почти везде требуются
специалисты с высшим образованием или хотя бы со среднеспециальным, ты тоже плюешь с
высокой колокольни.
Г) По-детски реагируешь на любую критику – «гордо» молчишь, скандалишь, хлопаешь
дверью.
Теперь рассмотрим конфликты стиля общения. Для них характерны повышенный тон,
обидные интонации во время спора, грубость, ненормативная лексика. Вместо логики и
убеждения применение физического или психологического воздействия.
Здесь и тебе, и взрослым приходится совсем не сладко. Легче всего в порыве гнева выгнать
из дому или уйти из него, чем работать над налаживанием нормальных отношений! Больнее
всего бывает от ощущения собственного бессилия и обиды. И не думай, что право на эти
эмоции принадлежит только тебе – поверь, родители чувствуют то же самое!

5

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Семья и подросток»
Критерий оценивания

Уровень учебных достижений
Низкий

Средний

Высокий

Понимает
основную
и
детальную
информацию
сообщения
продолжительностью
4-6
минут, определяя причинноследственные
связи и делая выводы

Слабо
понимает
основную
информацию сообщения, пытается
определить
причинноследственные связи и сделать
выводы;
приводит неубедительный пример

Хорошо понимает основную
информацию
сообщения,
определяет
причинноследственные
связи и делает в целом
правильные выводы,
приводит соответствующий
пример

Отлично понимает основную
информацию
сообщения,
определяет
причинноследственные
связи и делает правильные
выводы;
приводит
убедительные
примеры

Владеет словарным запасом,
достаточным для замены
слов
общеязыковыми
эквивалентами
или
описательными оборотами
(перифразами)

В пересказе допускает ошибки,
структура
и
идея
текста
соответствуют не в полной мере,
демонстрирует
достаточный
словарный
запас,
пытается
использовать
соответствующие
конструкции и описательные
обороты

В
пересказе
допускает
незначительные
ошибки,
структура и идея текста
соответствуют,
демонстрирует
хороший
словарный запас, использует
соответствующие
конструкции и описательные
обороты

В пересказе не допускает
ошибок, структура и идея
текста
полностью
соответствуют,
демонстрирует
богатый
словарный запас, использует
разнообразные конструкции и
описательные обороты

6

ПРОЕКТ

Раздел «Спорт и отдых»
Подраздел
Цель обучения

Критерий оценивания

Чтение
Письмо
8.3.6.1 Анализировать содержание художественных
произведений (поэтических, прозаических, драматических),
определяя структурно-композиционные особенности
8.4.7.1 Применять знаки препинания в предложениях с
обособленными членами предложения
8.5.2.1 Использовать причастные обороты и заменять их
синонимичными конструкциями
• Анализирует содержание эпизода художественного
произведения, определяя его структурнокомпозиционные особенности
• Применяет знаки препинания в предложениях с
обособленными членами предложения
• Заменяет причастные обороты синонимичными
конструкциями

Применение
Уровень мыслительных
Навыки высокого порядка
навыков
20 минут
Время выполнения
Прочитайте эпизод из повести Л. Кассиля «Ход белой королевы» и выполните задания к
тексту.
Как они шли! Километр за километром приближались обе лыжницы по огромному
кольцу трассы к желанному финишу. Да, это была головокружительная гонка! Наташа шла
вплотную за Бабуриной. Алиса не уступала. Она отчаянно работала руками, старалась
вложить всю силу в каждый толчок палкой. Наташа неумолимо шла за ней по пятам своей
упрямой, легкой, широкой поступью. Я хорошо видел в бинокль, что Наташа идет уже
буквально на плечах у чемпионки. Я видел по движению ее губ, что она требует дать ей
дорогу.
– Лыжню!..
Но Алиса не уступала. Опытная гонщица, она действовала сейчас очень хитро. Она не
позволяла настичь ее совсем, как говорится, сесть на лыжи. Тогда надо было бы
сворачивать, уступать, иначе это расценивалось бы как грубое нарушение правил и
спортивной этики. Нет, она сохраняла разрыв заставляя Наташу обойти ее по целине и все
время держа соперницу на некотором расстоянии за собой. Сделав свой внезапный
излюбленный рывок столько раз приносивший ей решающую победу Алиса и на этот раз
была уверена, что соперница не ожидавшая этого тактического броска окажется сразу
далеко позади. А пока она будет пытаться сама повторить такой же резкий, настигающий
бросок, чемпионка пересечет линию финиша.
Когда Алиса сделала свой знаменитый рывок, Наташа на секунду растерялась. Она
не ожидала, что у соперницы окажется еще столько сил. Надо отдать справедливость
Бабуриной, шла она великолепно. Идя вплотную вслед за ней, Наташа невольно любовалась
бурным темпом и самоотверженным рвением, которые проявляла чемпионка. Да, недаром
предупреждал ее во время тренировок Чудинов. Бабурина была опытной гонщицей,
умеющей отдать все свои силы и темперамент в одно – в скорость.
Я видел, что Алиса делает невероятные усилия, чтобы удержать хотя бы
небольшой просвет между собой и Наташей. Алиса умела ходить на пределе, и сейчас все
ее силы, и физические, и душевные, были брошены на лыжню, в эти десятки метров,
7

ПРОЕКТ

завершающие бег.
И вот тут под оглушающий рев трибун Наташа непостижимым образом, сильно
согнувшись, сделала бросок. Она оттолкнулась и в мощном одновременном упоре обеих
палок, почти летя по воздуху, на самых последних метрах поравнялась с чемпионкой, и они
лыжа в лыжу, плечом к плечу пронеслись одновременно над чертой финиша.
Обе чемпионки (да, да, они обе теперь были чемпионками страны!) исчезли в толпе
окруживших их фоторепортеров, кинооператоров, спортсменов.
… Они стояли с подламывающимися от усталости коленями, не имея возможности
оторваться друг от друга, как это бывает с боксерами, попавшими на ринге во взаимный
клинч. А вокруг щелкали затворы фотоаппаратов, безжалостно били в глаза молниеносные
вспышки рефлекторов. Потом осторожно, но настойчиво высвободившись из объятий
Алисы, Наташа, как всегда прямая и словно неспешная в движениях, прошла мимо
аплодирующих трибун, широко и плавно скользя своим просторным, невозмутимым шагом.
– Королева, – сказал кто-то в толпе, любуясь ею.
– Хозяйка, – поправили сзади. – Белой стези хозяйка.
1. Ответьте на вопросы:
• Какое место в композиции произведения занимает данный эпизод?
• Сравните поведение Натальи и Алисы во время гонки.
• Как вы думаете, каким характером должен обладать настоящий чемпион?
• Почему Наталью назвали «королевой» и «хозяйкой белой стези»?
2. Поставьте пропущенные знаки препинания в выделенных предложениях. Объясните
условия выбора запятых.
3. Найдите и подчеркните причастные обороты в предложении. Замените, где
возможно, причастный оборот синонимическими конструкциями.
Например. Бабурина была опытной гонщицей, умеющей отдать все свои силы и
темперамент одному – скорости. – Бабурина была опытной гонщицей и умела отдать все
свои силы и темперамент одному – скорости.
Они стояли с подламывающимися от усталости коленями, не имея возможности оторваться
друг от друга, как то бывает с боксерами, попавшими на ринге во взаимный клинч.
Критерий оценивания
Анализирует
содержание
эпизода,
определяя
структурно-композиционные
особенности;
Применяет знаки
препинания в предложениях
с обособленными членами
предложения;
Заменяет причастные
обороты синонимичными
конструкциями


задания
1

2

3

Дескриптор
Обучающийся
определяет роль эпизода в структуре
композиции;
анализирует поведение героев;
делает вывод;
расставляет знаки препинания;
графически обосновывает выбор;
находит 1-й причастный оборот;
находит 1-й причастный оборот;
заменяет причастный оборот
синонимичной конструкцией.

Всего баллов

Балл
1
2
1
1
1
1
1
1
9

8

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Спорт и отдых»
Критерий оценивания

Уровень учебных достижений
Низкий

Средний

Высокий

Анализирует
содержание
эпизода художественного
произведения,
определяя
структурнокомпозиционные
особенности

демонстрирует элементарное
понимание
прочитанного
текста;
слабо анализирует содержание
произведения,
не
может
определить
структурнокомпозиционные особенности
и поведение героя

демонстрирует достаточное
понимание прочитанного текста;
достаточно хорошо анализирует
содержание
произведения,
определяя
структурнокомпозиционные особенности и
поведение героя

демонстрирует
глубокое
понимание прочитанного текста;
точно и ясно анализирует
содержание
произведения,
правильно
определяя
структурно-композиционные
особенности и поведение героя

Применяет
знаки
препинания в предложениях
с обособленными членами
предложения

применяет знаки препинания в
предложениях
с
обособленными
членами
предложения;
слабое
графическое
обоснование
выбора

достаточно грамотно применяет
знаки препинания в предложениях
с обособленными членами; дает в
целом
соответствующее
графическое обоснование выбора

грамотно
применяет
знаки
препинания в предложениях с
обособленными
членами
предложения;
дает
полное
графическое
обоснование
выбора

Заменяет
причастные
обороты синонимичными
конструкциями

пытается заменить причастные
обороты
синонимичными
конструкциями

частично заменяет причастные
обороты
синонимичными
конструкциями

заменяет причастные обороты
синонимичными конструкциями

9

ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Мир труда»
Подраздел
Цель обучения

Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков

Земледелец и музыкант
Притча от Александры Лопатиной
8.1.3.1 Понимать содержание
прозаических, драматических и поэтических произведений/
фрагментов, определяя ключевые моменты развития сюжета
или конфликта
8.2.5.1 Участвовать в диалоге по общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
8.5.1.2.3 Образовывать деепричастия совершенного и
несовершенного вида
• Понимает содержание прозаического произведения,
определяя ключевые моменты развития сюжета
• Участвует в диалоге по общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
• Образовывает деепричастия совершенного и
несовершенного вида
Понимание
Применение
Навыки высокого порядка
20 минут

Время выполнения
Задания
Прослушайте текст. Дайте развернутые ответы.
1. Почему старший брат пренебрежительно отнесся к тому, что младший решил стать
музыкантом?
2. Почему он не читал его письма?
3. Какая из пословиц отражает основную мысль притчи:
A. Без труда нет отдыха.
B. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
C. Дерево смотри в плодах, человека в делах.
D. Без дела жить – только небо коптить.
4. Чему учит притча? Подумайте и составьте в паре диалог, помогающий раскрыть
смысл произведения.
5. Используйте деепричастия совершенного и несовершенного вида.
https://pritchi.ru/id_6796 Земледелец и музыкант
Притча от Александры Лопатиной

10

ПРОЕКТ

Критерий оценивания

№ задания

Понимает содержание
прозаического
произведения, определяя
ключевые моменты
развития сюжета;

1

Участвует в диалоге по
общественно-значимым
проблемам, аргументируя
свою точку зрения

Использует в речи
деепричастия
совершенного и
несовершенного вида

2
3

4

Дескриптор
Обучающийся
отвечает на вопросы по содержанию
отрывка;
объясняет причины поступков
старшего брата;

Балл
1
1

понимает основную мысль текста

1

поддерживает беседу, раскрывая тему;
обменивается мнениями в диалоге,
меняя позицию;
демонстрирует речевую грамотность;

1
1

использует деепричастие
совершенного вида

1

использует деепричастие
несовершенного вида

1

1

5

Всего баллов

8

Транскрипт
Земледелец и музыкант
Два сына были у отца: старший — земледелец, а младший — музыкант. Когда отец умер,
старший сын забрал ферму, а младший взял только гармошку и уехал в город. С тех пор
братья не виделись. Младший брат писал иногда письма, но ему не отвечали. Старший брат
прочел только первое письмо, в котором младший сообщил, что учится на музыканта.
— Видно, не способен мой брат работать, — решил старший брат и больше его писем не
читал.
Целыми днями он трудился на ферме. Сначала все шло хорошо, но потом случилось
несколько неурожайных лет. В придачу жена тяжело заболела. Лечение требовало денег, и
хозяйство пришло в упадок.
Однажды на ферму приехала кибитка, и из нее вылез богато одетый человек.
— Как ты изменился! — воскликнул пораженный фермер, узнав младшего брата. — Видно,
прибыльным делом занимаешься.
— Я известный музыкант, — ответил тот. — Но что с тобой случилось?
— Беды подкосили нас, — пожаловался старший брат.
— Разве тебе не помогло золото, которое отец зарыл под дубом? — поинтересовался
младший брат.
— Я ничего о золоте не знал, — удивился старший.
— Отец перед смертью рассказал мне, что зарыл золото под дубом на черный день. Я писал
тебе об этом и предлагал забрать золото, — объяснил младший брат.
— Не читал я твои письма, думал — пустые они, — признался старший.
— Эх, брат! Значит, ты забыл, как отец говорил нам: «Если хотите научиться читать, не
смотрите, кто писал, смотрите, что написано», — заметил младший брат.

11

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Мир труда»
Критерий оценивания

Уровень учебных достижений
Низкий

Средний

Высокий

Понимает содержание
прозаического произведения,
определяя ключевые моменты
развития сюжета

Затрудняется определить
сюжетную линию произведения,
его идею

Допускает ошибки в
определении содержания
текста, объяснении причины
поступков героя. В
определении идеи текста

Верно определяет сюжетную
линию текста. Правильно
понимает причины поступков
героя, идею текста

Составляет диалог на
заданную тему

Затрудняется составить диалог
на заданную тему.
Речевые ошибки затрудняют
понимание

Допускает ошибки в ведении
беседы/смене
позиции
«говорящий»
на
«слушающий».
Речевые ошибки не
препятствуют пониманию

Составляет диалог на заданную
тему, меняя позицию
«говорящий» на «слушающий».
Речевые ошибки не допускает

Использует в речи
деепричастия совершенного и
несовершенного вида

Затрудняется использовать в
речи деепричастия
совершенного и несовершенного
вида

Допускает ошибки в
использовании деепричастия
совершенного и
несовершенного вида

Правильно использует в речи
деепричастия совершенного и
несовершенного вида

12

ПРОЕКТ

Раздел «Через тернии к звездам»
Подраздел
Цель обучения

Критерий оценивания

Чтение
Письмо
8.3.2.1 Определять стилистические особенности текстов
публицистического стиля (статья, интервью, очерк,
послание), официально-делового стиля (характеристика,
автобиография, резюме); определять принадлежность
текстов к смешанному типу на основе характерных
признаков
8.4.1.1 Создавать тексты публицистического стиля (статья,
интервью, очерк, послание) и официально-делового стиля
(характеристика, автобиография, резюме)
8.5.2.2 Использовать деепричастные обороты и заменять их
синонимичными конструкциями
• Определяет стилистические особенности текстов
публицистического стиля
• Создает текст публицистического стиля (статья)
• Использует деепричастные обороты

Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
20 минут
Время выполнения
Прочитайте текст и выполните задания.
За шестьдесят лет после старта первого спутника Земли люди запустили более 7500
космических аппаратов на орбиту Земли или других планет. Чуть больше половины из них
выведены на низкую околоземную орбиту. Спутники-связисты помогают смотреть
телепередачи, вести телефонные разговоры, связывают между собой компьютеры.
Спутниковая система навигации GPS помогает при любой погоде определять
местоположение объектов, искать на карте нужные дома и улицы и т.д.
Силами США установлено, что из всех искусственных объектов на орбите только 5%
представлены работающими спутниками или полезным грузом, которым можно управлять,
в то время как 95% — неактивный космический мусор.
Большие обломки мчатся вниз, пока меньшие попросту сгорают в атмосфере. Куда упадет
основная часть мусора — как правило, непонятно. Хорошие новости в том, что поверхность
Земли представлена сушей только на одну четверть, и большая часть суши необитаема.
Поэтому ущерб людям и их имуществу наносится редко. Большая часть космического
мусора падает безвредно и без свидетелей. Это отработавшие свой век спутники и
различные детали последних ступеней ракетоносителей. Вероятность серьезного ущерба
крайне мала. Но большой кусок металла или крупный астероид, упавший в нужном месте в
нужное время, может быть катастрофическим.
Единственный возможный путь постепенно обезопасить планету и не допустить
обострения проблемы — начать сбор космического мусора. Мы же не хотим повторить
судьбу динозавров?
1. Заполните пропуски в тексте.
В тексте говорится о ______(тема). Текст рассчитан для _______(целевая аудитория). Автор
хочет ______(цель текста) в том, что __________(основная мысль). Текст мы можем
встретить в _________(сфера употребления), это __________(жанр). Таким образом, можно
сделать вывод, что текст _____стиля. Об этом свидетельствуют __________(укажите 2
признака стиля).
Уровень мыслительных
навыков

13

ПРОЕКТ

2. Используя материал текста, напишите статью в газету «Плюсы» и «минусы»
освоения космоса». Объем 100 – 120 слов.
3. Образуйте от данных глаголов деепричастия и деепричастные обороты, используйте
в своей статье: запустить, помогать, загрязнять, падать.
Критерий оценивания
Определяет
стилистические
особенности текстов
публицистического стиля
Создает текст
публицистического стиля
Использует деепричастные
обороты
Всего баллов

№ задания
1

2
3

Дескриптор
Обучающийся
определяет цель данного текста;
указывает сферу употребления;
находит 1-й признак стиля текста;
находит 1-й признак стиля текста;
пишет статью, раскрывая тему;
соблюдает особенности жанра;
придерживается стиля;
образует деепричастные обороты;
использует в статье.

14

Балл
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Через тернии к звездам»
Критерий оценивания

Уровень учебных достижений
Низкий

Средний

Высокий

Определяет стилистические
особенности
текстов
публицистического стиля

затрудняется в определении
стиля текста, путается в
признаках стиля

указывает стиль текста, но
допускает
ошибки
в
доказательствах,
при
определении
признаков
стиля

правильно
указывает
стиль
текста, приводит доказательства,
определяет признаки стиля

Создает
текст
публицистического
стиля
(статья);
использует
деепричастные обороты

пишет
статью,
выдвигает
простыеидеи и понятия, в
целом
логично
излагает
мысли, допускает ошибки в
образовании и использовании
деепричастных оборотов

пишет статью, раскрывая
тему,
соблюдает
особенности жанра,
выдвигает достаточно
сложные идеи и понятия,
логично излагает мысли,
частично
образует
и
использует деепричастные
обороты

пишет
статью,
глубоко
раскрывая
тему,
соблюдает
особенности жанра,
выдвигает сложные идеи и
понятия, логично и связно
излагает
мысли,
образует
деепричастные
обороты,
правильно
использует в речи

15

ПРОЕКТ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Раздел «Мир живой природы»
Подраздел
Цель обучения

Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков

Слушание
Говорение
8.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя
разрозненные факты в общий контекст, определяя
причинно-следственные связи и делая выводы
8.2.5.1 Участвовать в диалоге по общественно-значимым
проблемам, аргументируя свою точку зрения
8.5.1.3 Использовать сложные числительные в
соответствующих формах
Понимает основную и детальную информацию сообщения
продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные
факты в общий контекст, определяя причинно-следственные
связи и делая выводы
Участвует в диалоге по общественно-значимым проблемам,
аргументируя свою точку зрения
Использует сложные числительные в соответствующих
формах
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
20 минут

Время выполнения
Задания
Посмотрите видео. https://www.youtube.com/watch?v=jcIXYMCjtY0
1. Отметьте «верные» и «неверные» утверждения, укажите, утверждение является причиной
или следствием. Обозначьте буквами «В» или «Н» в первом столбике, «П» или «С» - во
втором.
Утверждения

Верно/ неверно

1. Популяция сайги увеличилась в 50 раз
2. Количество животных увеличить не
удалось.
3. Пастереллез стал причиной гибели
Уральской популяции.
4. Массовый падеж был с 2010 по 2015
годы.
5. На сегодняшний день количество
животных составляет около 100 000 особей.
6. Размножение сайги происходит в апреле.
7. Природа не позаботилась о безопасности
сайгаков.
8. В Казахстане существуют организации по
сохранению биоразнообразия.
9. Ученые исследуют животных для
определения причин исчезновения.
10. Для определения путей миграции
16

Причина или
следствие

ПРОЕКТ

используют спутники.
11. Браконьеры отстреливают сайгаков ради
шкуры.
12. Сайгачьи рога используют в медицине.
13. Сотрудники правоохранительных
органов не в состоянии обеспечить охрану
сайгаков.
14. В Западно-Казахстанской области
открыли природный резерват.
2. Сделайте вывод одним
предложением.__________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. Опираясь на материал видео, составьте в парах диалог на тему «Защита живой природы –
важная задача людей».
4. Используйте в речи сложные числительные в соответствующих формах.
Критерий оценивания

№ задания

Понимает основную и
детальную информацию
сообщения

1

Участвует в диалоге по
общественно-значимым
проблемам, аргументируя
свою точку зрения
Всего баллов

2

Дескриптор
Обучающийся
определяет верную/ неверную
информацию;
определяет причину и следствие;
делает вывод;
выдвигает идеи;
поддерживает собеседника;
аргументирует собственную точку
зрения;
использует в речи сложные
числительные.

Балл
1
1
1
1
1
1
1
7

17

ПРОЕКТ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Мир живой природы»
Критерий оценивания

Уровень учебных достижений
Низкий

Средний

Высокий

Понимает основную и
детальную
информацию
сообщения, объединяя
разрозненные факты в
общий
контекст,
определяя причинноследственные связи и
делая выводы

Слабо понимает основную
информацию
сообщения,
пытается
определить
причинно-следственные
связи и сделать выводы;
допускает ошибки в ответах

Хорошо понимает основную
информацию
сообщения,
определяет
причинноследственные
связи и делает в целом
правильные выводы,
дает в целом правильные
ответы

Отлично понимает основную
информацию
сообщения,
определяет
причинноследственные
связи и делает правильные
выводы;
дает правильные ответы

Участвует в диалоге по
общественнозначимым проблемам,
аргументируя
свою
точку зрения

Объясняет
простые
идеи;
ограниченно раскрывает идеи,
выражает мнение с небольшим
количеством обоснования или
без него,
пытается
анализировать
и
оценивать
соответствующую
информацию, но не всегда
удачно

Раскрывает
и
объясняет
сложные
идеи,
лексикон
достаточно
соответствует
тематике диалога, хорошо
обозначает проблематику и
авторскую позицию,
мнение
в
основном
обосновано

Эффективно
раскрывает
и
объясняет сложные идеи и
понятия, демонстрирует богатый
лексикон,
выражает
мнение
с
последовательным
хорошо
сформулированным
обоснованием

18

ПРОЕКТ

Разделы «Вода – источник жизни», «Культура питания»
Подраздел
Чтение
Письмо
8.3.7.1 Извлекать необходимую информацию из различных
Цель обучения
источников, определяя ее актуальность, достоверность,
полезность и ценность
8.3.3.1 Формулировать проблемные вопросы по тексту,
позволяющие выдвигать идеи, интерпретации,
предположения, и отвечать на разные типы вопросов
8.4.6.1 Правильно выбирать слитное или раздельное
написание не с разными словами
Критерий оценивания
• Извлекает необходимую информацию из различных
источников, определяя ее актуальность,
достоверность, полезность и ценность;
• Отвечает на разные типы вопросов;
• Правильно выбирает слитное или раздельное
написание не с разными словами
Уровень мыслительных
навыков

Знание
Применение
Навыки высокого порядка

Время выполнения
Задания
Текст
Очень важно реально представлять себе общую картину обеспеченности пресной водой в
мире. По статистике, на мировой океан приходится 96,5% водной массы, а объём пресных
вод значительно меньше – 3,5% от общих запасов воды. Распределение пресной питьевой
воды по континентам и по странам мира крайне неравномерно. Пресная вода является
принципиально важным для жизни человека невозобновляемым ресурсом, поэтому перед
дефицитом воды в определенной мере равны и бедные малонаселенные страны, и богатые
развитые экономики.
Согласно статистике, практически пятая часть населения мира живет в районах, в
которых наблюдается острая нехватка питьевой воды. Помимо этого, одна четверть
населения живет в развивающихся странах, которые испытывают нехватку в связи с
отсутствием инфраструктуры, необходимой для забора воды из водоносных пластов и рек.
Одной из главных проблем является загрязнение пресной воды, снижающее существующие
запасы. Это промышленные выбросы и стоки, смыв удобрений с полей, а также
проникновение соленой воды в водоносные слои из-за откачивания грунтовых вод.
Говоря о последствиях нехватки пресной воды, стоит заметить, что они могут быть
самых разных планов: от ухудшения условий жизни и развития заболеваний вплоть до
обезвоживания и смерти. Недостаток чистой воды вынуждает людей использовать для
питья воду из небезопасных источников, которая зачастую просто опасна для здоровья.
Кроме того, из-за нехватки воды существует негативная практика хранения воды людьми в
своих жилищах, что существенно может повысить риск загрязнения и создания
благоприятных условий для размножения вредных бактерий. Вдобавок, одной из острых
проблем становится проблема гигиены. Люди не могут надлежащим образом мыться,
стирать свою одежду и содержать в чистоте свои дома.
На основании всего вышесказанного мы понимаем, что необходимо прилагать
больше усилий как для сохранения источников пресной воды, так и для поисков возможных
экономически менее затратных путей для решения этой глобальной проблемы.
1. Ответьте на вопросы и выполните задания.
19
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!