Материалдар / Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц»: вечные истины в сказке. Чистота восприятия мира как величайшая ценность ( второй урок )
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц»: вечные истины в сказке. Чистота восприятия мира как величайшая ценность ( второй урок )

Материал туралы қысқаша түсінік
Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц»: вечные истины в сказке. Чистота восприятия мира как величайшая ценность ( второй урок )
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


Краткосрочный план

Раздел

Планета Земля. Океаны

ФИО педагога

Саттикова А.Ж.

Школа ГКУ «№ 17 общеобразовательная школа по городу Жанаозен»

Дата


Учебник Русский язык и литература 10 кл.Авторы Ж.Х.Салханова,Ж.К.Киынова,А.Е.Бектурова. Алматы « Мектеп» 2019

Класс 10

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц»: вечные истины в сказке. Чистота восприятия мира как величайшая ценность ( второй урок )

Цели обучения

10.3.3.1 понимать детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста;

10.3.3.7 сравнивать цели, целевую аудиторию, жанровые и стилистические особенности текстов;

10.4.4.4. писать творческие работы (описания), используя знания из других предметных областей

Цель урока

понимать литературу как одну из основных культурных ценностей; развивать умение понимать литературные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции, создавать устные высказывания.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Учитель знакомит учащихся с целями урока и совместно с ними определяет ожидаемые результаты.

Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

1. Литературная викторина на лучшее знание текста сказки.

  • От чьего лица ведется повествование?

  • Где произошла встреча героя с Маленьким принцем?

  • С кем отправился Маленький принц в свое путешествие?

  • Сколько вулканов было на планете Маленького принца?

  • С какой планеты, по мнению рассказчика, прилетел маленький принц?

  • Что больше всего любил наблюдать Маленький принц?

  • На какой планете хотел бы остаться Маленький принц во время странствий?

  • У какой планеты неплохая репутация?

  • Какой цветок рос на планете маленького принца?

  • Кто жил в ящике у Маленького принца?

Как рассказчик оказался в пустыне?

Показывают решения задач,

при возникновении вопросов разбирают с учителем






Диалогическое обучение



Саморегулируемое обучение





Критическое мышление

Изучение нового материала

Просмотр авторских иллюстраций к сказке.

Вы заметили, что в ней 27 главок и 47 акварельных рисунков, выполненных автором в стиле детских рисунков. И на каком языке не была бы напечатана сказка, но рисунки в них будут самого писателя .Как вы думаете, почему? (Это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них.)

Посмотрите на эти авторские иллюстрации и найдите в сказке фрагменты, соответствующие им.

Путешествие по планетам. Работа в группах (класс делится на шесть групп по количеству астероидов).

Задание: рассказать об обитателях астероидов, заполнив таблицу и ответив на предложенные вопросы. Выписать афоризмы.

Обитатель астероида

Главные черты характера

Жизненные ценности персонажа

На какие размышления наводит нас обитатель астероида?

Астероид 325. Планета короля. Вопросы:

- Какие черты определяют характер короля? Нравятся ли они вам?

- Почему Маленький Принц отказался от должности министра?

- Почему он не сразу покинул эту планету?

- Какие афоризмы вы нашли в тексте? (С каждого надо спрашивать то, что он может; власть прежде всего должна быть разумной; судить себя куда труднее, чем других).

- Что они обозначают?

- А в нашей жизни им есть место?

Вывод. Звучит мысль о разумности власти. Правитель должен знать потребности и способности своих подданных и не требовать от них  больше того, на что они способны.

Планета честолюбца. Вопросы:

- Чем занимается честолюбец на своей планете?

- О чём он в этот момент думает и размышляет?

- А вам в жизни встречались такие люди? Как их можно назвать?

- Какие афоризмы вы нашли? (Тщеславные люди глухи ко всему).

 Вывод.  Честолюбие — это жажда известности, стремление к почётномположению. Неплохо, если оно развито в человеке в разумных пределах. Но если честолюбие переходит все границы, то оно превращается в тщеславие. Это не лучшее человеческое качество. Тщеславие порождает равнодушие к людям, расчётливость, эгоизм.
   Планета пьяницы. Вопросы:

- Почему Маленький Принц пожалел пьяницу?

- Какие афоризмы вы нашли? (Без веры человек не способен сопротивляться плохому ни физически, ни нравственно).

- Как вы понимаете эти слова?

Вывод. Пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя. В выпивке он находит забвение. Напившись, утрачивает чувство стыда и совести. Каждый человек должен найти силы изменить себя, если это необходимо. Нужно бороться со своими слабостями и искать истинный смысл жизни. Пьянство – страшная болезнь, которая ведёт к деградации человеческой личности.

Планета делового человека. Вопросы:

- Чем занят деловой человек?

- Что является самым главным в его жизни?

- Какие художественные средства использует автор? (гротеск).

Вывод. Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьёзный и деловой и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».  Нельзя жить лишь одним стремлением к выгоде, не замечая прекрасного вокруг себя. Такая жизнь ущербна. Ценность жизни не в наживе и богатстве.

Планета фонарщика. Вопросы:

- Чем занимается фонарщик на своей планете?

- Есть ли польза от его труда?

- Какое качество ему присуще?

- Как вы воспринимаете его образ: как отрицательный или положительный?

Информация к размышлению. Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка, И в счастье спасения, в мерцании этого далёкого огня, может быть, впервые возник образ фонарщика. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах. Всю жизнь быть для людей, для любимого или просто близкого человека маяком — в этом, наверное, счастье человека. На свете должны быть люди, которые освещают нам путь в ночи, во тьме. Если бы не они, мы затерялись бы в лабиринтах жизни.

Планета географа. Вопросы:

- Работа географа кому-нибудь полезна?

- Есть ли у него настоящие знания?

Вывод. В образе Географа выведен учёный-теоретик, который оторван от реального положения дел, верит на слово всем, кроме пьяниц. Книги, написанные таким «знатоком», не вызывают доверия, так как он кабинетный человек.

Обобщение учителя. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь Маленький принц отправился в своё путешествие по чужим мирам. Герой встречался с людьми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. Он увидел бессмысленность их жизни, поклонение мнимым идеалам.

Из всех персонажей заслуживает уважения только фонарщик, «потому что он думает не только о себе». Но «верность обычаю» бедного фонарщика, который обречён на то, чтобы без отдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, так же нелепа и грустна.

Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, славу, чинопочитание. Такие ценности не сделали их счастливыми, ибо они ложные. Обитатели астероидов не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть ещё и душа.

Они не раскаиваются в плохом, никто не вспоминает ни об одном добром деле. Понять, плох или хорош твой поступок, можно только через общение с другими людьми, а обитатели астероидов одиноки в своём мирке, любят только себя. Им невозможно понять, что значит вместе, с другими людьми и для других.

Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в чистом, светлом образе Маленького принца доброго посланника судьбы, спасителя. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться личностью.

Впереди нас ждёт путешествие по седьмой планете, под названием Земля.

Путешествие по планете Земля проведём в диалоговой форме.

- Кто сказал, что у Земли неплохая репутация? Так ли это?

- С кем встретился герой?

- Как вы думаете, почему писатель устроил Маленькому принцу встречу именно с ними?

- Давайте обратимся к такому понятию, как образы-символы. Какие образы-символы вам известны?

- Я буду называть образы из сказки, а вы будете размышлять, символом чего они являются. Итак, начнём: лис, змея, розы, пустыня, гора…

Лис - символ мудрости и знания жизни. Он открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чём люди давно забыли и потому лишились друзей, потеряли способность любить.

Змея - согласно мифологии символ мудрости или бессмертия.

Роза - это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

Пустыня - это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.

Гора – символ спасения. Маленький принц говорит: « С такой высокой горы я увижу всю планету и всех людей».

- Символом чего вы бы назвали баобабы?

Баобабы - это символ злого и плохого, того, что мешает жить.

- Символом чего вы бы назвали звёзды?

Звезды – это символ божьего и человеческого предназначения или стремления к идеалу.

- Какие жизненные уроки извлёк герой? Чему он научился на планете Земля?

Обобщение учителя. Вот и завершилось наше путешествие. Вместе с Маленьким принцем мы искали истины, отвечали на вопросы, связанные с непреходящими человеческими ценностями.

Настоящая ценность – это …(создайте ассоциативный ряд).

- Символом чего стал для вас маленький обитатель астероида Б-612?

Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни



Разбирают совместно с учителем понятие

Словесная оценка учителя



Взаимооценивание



Стратегия«Стикер

Критическое мышление.



Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).

Рефлексия

Дифференцированное домашнее задание. Рефлексия.

Метод «Светофор+Парковка».

Учитель предлагает ученикам установить по результатам их работы степень достижения ими учебной цели и приобретение уверенности в своих знаниях.

Зеленый – цели достигнуты, уверенно движутся вперед.

Желтый – частичная динамика, достигнуты отдельные элементы успеха, не достаточная степень уверенности, обращаются за советом, помощью.

Красный – цели не достигнуты, находятся в замешательстве, о чем ставят в известность учителя. Те , у кого стикеры желтого и красного цвета пишут на них свои фамилии и отражают моменты, вызвавшие затруднения.



Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.









Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!