Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Ашық сабақ М.Гелприн "Свеча горела" 6 класс
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
О себе: Карбозова Алма Атагельдиевна, школа-лицей №173,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Класс: |
6, казахский |
|||||||||||||||||||
Предмет: |
Русский язык и литература |
|||||||||||||||||||
Тема урока: |
М. Гелприн. «Свеча горела» |
|||||||||||||||||||
Цели урока: |
Научить учащихся вести диалог и умение корректно отстаивать свою точку зрения.. Систематизировать и обобщить знания учащихся о значении литературы для развития как отдельной личности, так и для человечества в целом. Развивать коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре). Воспитание уважительного отношения к чтению, осознание роли художественной литературы в духовном развитии человека и человечества. |
|||||||||||||||||||
Задачи урока: |
Научить учащихся критически мыслить, анализировать, выражать свои мысли; развить навыки глубокого осмысления прочитанного; научить анализу художественного текста; составлению характеристики героев. |
|||||||||||||||||||
Ожидаемые результаты: |
Учащиеся познакомятся с творческой судьбой Майка Гелприна – американского писателя русского происхождения и его рассказом, повествующей о роли литературы в жизни человека; научатся анализировать прочитанный текст, сопоставлять, давать оценку поступкам героев, обобщать; воспитают активную жизненную позицию. |
|||||||||||||||||||
Оборудование |
компьютер, проектор, свеча, раздаточный материал на 3 группы по 5 человек (рисунок горящей свечки 15 штук, пламя у которых красного, оранжевого или желтого цвета, 3 больших ‒ этих же цветов на столах, фломастеры, ручки, сердечки для рефлексии) |
|||||||||||||||||||
Содержание урока |
||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||
Организацион-ный момент. Деление на группы. Разрезанная открытка |
Приветствие. Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть друг на друга и подарить улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне. Ребята, перед вами 3 разные открытки. На каждой нарисована свеча. Пламя у свечей 3 цветов – соответственно мы будем сегодня работать в группах. Подойдите к столу, на котором лежит листок, соответствующий пламени вашей свечи. |
Проверяют учебные принадлежности Учащиеся берут фрагменты открыток и объединяются в 4 группы. |
||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания |
1. Прочитайте в хрестоматии полностью рассказ Н. Носова и подготовьте его пересказ от 3-го лица. 2. Напишите письмо главным героям рассказа «телефон». |
Из каждой группы выходят по одному ученику и читают письмо, которое написали героям рассказа Н.Носова. А также отвечают на вопросы, которые задают им ученики по пройденному материалу. |
||||||||||||||||||
Оценивание |
Оценивают эксперты |
Ответы учащихся оценивают эксперты по оценочным листам. |
||||||||||||||||||
Стадия Вызова Ассоциация к слову «Свеча» |
Работа в группах. Поочередно спрашиваю все группы. · Почему рассказ так назван? · Чего вы ожидаете от рассказа с таким названием? · Какие литературные ассоциации у вас возникли? Прием «Корзина идей» (В центре листа нарисована свеча. Вам нужно записать или зарисовать все ассоциации. Команды дают ответ, объясняя ассоциации) · Как вы думаете, о чём рассказ? · Предположите, оптимистичным или пессимистичным будет финал рассказа с таким заглавием? Свет Жизнь Радость
Свеча Огонь Тепло Мечта |
Пишут ассоциацию, объясняют свой выбор. Самые частые определения записываются на доске. |
||||||||||||||||||
Оценивание |
Оценивают эксперты |
Оценочные листы |
||||||||||||||||||
Стадия осмысления. Сообщение темы урока. |
Свеча – ёмкий и многогранный образ, скорее даже
символ, встречающийся едва ли не у каждого поэта и писателя.
Символ, исполненный глубины смысла: в нём и надежда, вера в
будущее, вера в человечество, возрождение и пробуждение. Но в
первую очередь, она символизирует свет – свет во тьме жизни, свет
ученья, свет духовности. Майк Гелприн – американский писатель русского происхождения. Несмотря на то, что Майк Гелприн просит не называть себя писателем, библиография его впечатляет: более 20 книг, более 100 рассказов, 7 романов. На сегодняшний день Майк Гелприн считает самым лучшим своим произведением рассказ «Свеча горела» Литература делает человека духовно развитым. В
антиутопическом рассказе М. Гелприн рисует читателю страшную
картину действительности, в которой литература не смогла ужиться с
прогрессом и совсем угасла. Литература была тем, что формировало
умы, она определяла внутренний мир человека, его духовность. «Дети
растут бездуховными, вот что страшно» - восклицал один из немногих
оставшихся учителей литературы Андрей Петрович. Большинство людей
не осознавало проблемы. Исключением оказался робот-гувернер,
который осознал, что дети растут бездуховными, и втайне от своих
хозяев пришел к одному из немногих преподавателей литературы, чтобы
научиться основам. Его целью было обучение детей. Робот по имени
Максим, соприкоснувшийся с миром литературы, «поначалу глухой к
слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию,
с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в
предыдущий». В итоге его утилизировали хозяева, но его жертва не
стала напрасной, он научил Аню и Павлика, детей хозяев, любить
литературу. А это означает, что еще не все потеряно. |
Презентация «И. Галперин. Рассказ «Свеча горела». На интерактивной доске учащиеся показывают свои слайды, рассказывая о писателе и его произведении. |
||||||||||||||||||
Первичное восприятие темы. Прием “Тонкие и толстые вопросы” |
Вы уже знакомы с содержанием этого произведения (опережающее задание: прочитать рассказ), составьте “толстые или тонкие” вопросы по содержанию произведения, запишите в свои таблицы, затем обсудите в группе, выберите 3 лучшие вопроса и задайте его другой группе. Задания 1 группе
Задания 2 группе
Задания 3 группе
|
Группы на флипчартах составляют вопросы и зачитывают свои вопросы по очереди. Другие группы отвечают на поставленные им вопросы. |
||||||||||||||||||
Оценивание |
Оценивают эксперты |
Оценочные листы |
||||||||||||||||||
Физминутка «Потягивание кошки» |
«Потягивание кошки» Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед. |
Учащиеся повторяют движения за учителем. |
||||||||||||||||||
Закрепление. Написание эссе. |
Учащиеся в группах пишут эссе на темы, которые выбирают по методу случайного выбора. Что такое литература? (Главный герой рассказа «Свеча горела» М. Гелприна, обучая робота Максима, рассуждает о том, что такое литература. «Литература — это не только о чём написано… Это ещё и как написано. Язык… тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты». Другими словами, в литературных произведениях важен не только замысловатый сюжет, но еще и богатство языка, который становится инструментом, пробуждающим жизнь в читателе. Язык – это гармония. Назначение литературы – это воспитание умов, а красота литературного языка помогает добиться этой главной цели )
Может ли технический прогресс заменить все? (Мир не стоит на месте. Все меняется, научно-технический прогресс устанавливает новые законы. В рассказе «Свеча горела» М. Гелприна показан мир, в котором прогресс вытеснил литературу. Все происходило постепенно: в конце двадцатого века люди остро ощутили нехватку времени, появились новые удовольствия, такие как виртуальные игры, тесты, квесты. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные, «перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Итогом стала бездуховность подрастающего поколения, потому что литературу ничем не заменили. Единственный инструмент формирования личности был забыт всеми. Научно-технический прогресс способен повлиять на гуманитарные науки, но все зависит от людей, а именно от их готовности действовать так, чтобы не допустить исчезновения литературы.)
Роль учителя в жизни человека (Роль учителя в жизни человека сложно переоценить. Учитель – это тот, кто способен открыть удивительный мир, раскрыть потенциал человека, помочь определиться с выбором жизненного пути. Учитель - это не только тот, кто передает знания, это, прежде всего, нравственный ориентир. Так, главный герой рассказа М. Гелприна «Свеча горела» Андрей Петрович является учителем с большой буквы. Это человек, который остался верным своей профессии даже в самые тяжелые времена. В мире, где духовность отошла на второй план, Андрей Петрович продолжил отстаивать вечные ценности. Он не согласился предать свои идеалы несмотря на плохое материальное положение. Причина такого поведения кроется в том, что для него смысл жизни - передавать знания и делиться ими. Андрей Петрович готов был учить любого, кто постучится в его дверь. Неравнодушное отношение к профессии – залог счастья. Только такие люди могут сделать мир лучше.) |
Работают в группах. Каждая группа выполняет свое задание. Составляют характеристику героев. |
||||||||||||||||||
Оценивание |
Оценивают эксперты |
Оценочные листы |
||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Подготовиться к устному выступлению на тему: «Чтение – вот лучшее учение!». (А.С.Пушкин) |
Записывают в дневник |
||||||||||||||||||
Рефлексия урока |
«Благодарю» Каждому ученику предлагаю выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учитель выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. |
Учащиеся выбирают тех, кому хотели бы высказать слова благодарности. |
||||||||||||||||||
Оценивание |
Оценивание экспертами |
Эксперты подсчитывают баллы |