Тақырыбы: «ҚАЗАҚСТАН МӘДЕНИЕТІ
ТАРИХЫНЫҢ МАМАНДАРЫ»
Өткізген: Карибаева К.С. қазақ
тілі мұғалімі
Мақсаты: халықтың мәдени мұрасын
зерделеу арқылы, отансүйгіштікке тәрбиелеу, мемлекеттік тілді
білуге деген танымдық қызығушылықты белсендіру.
Міндеттері:
1. Қазақ, орыс тілдерін жетік
меңгерту, түсіну, жалпы дүниетанымын дамыту арқылы балалардың ішкі
дүниесін байыту;
2. Ұйымдастырылған іс-әрекеті
барысында алған білім қорын толықтыру, алған білімдерін тиянақтау
және белсендіру.
3. Қазақ халқының мәдениетіне,
тарихи өткеніне, мұрасына деген сүйіспеншілікті, құрмет пен
қызығушылықты арттыру;
Материалдар: эмблемы, марапаттар, күн
сәулелері, тақия, асықтар.
Құрметті балалар және
қонақтар! Сіздермен басты мемлекеттік мереке – Қазақстан
Республикасы күні қарсаңында кездесіп, «Қазақстан тарихы мен
мәдениетінің білгірлері» атты зияткерлік сайысқа қатысуға
шақырамыз.
(Балалар қызығушылықпен
тыңдап, сайысқа қатысқандарына қуанады)
Ал біз
сайысымызды бастаймыз!
Для этого нам нужно разделиться на команды.
Название, девиз придумывают сами дети.
Каждая команда выбирает
своего капитана.
Представление команд,
приветствие.
Балалар екі топқа бөлініп өз
капитанын сайлайды, ұрандарын айтады.
Команда «Отан»
.
Девиз: «На всех одна, для всех едина, и все ж у каждого
одна!».
Команда «Достық»
.
Девиз: «Сто наций, сто народов, сто племен,
Всем вам рахмет и низкий вам поклон!».
(Дети представляют свою команду девиз и
приветствие)
Сайыс1. «Сұрақ
-жауап».
Вопросы для
команд.
1.Переменная сумка
кочевников? (Қоржын)
2.Как называли летние
пастбища казахи? (Жайляу)
3.Самый яркий праздник
весны? (Наурыз)
4.Тонизирующий напиток из
верблюжьего молока? (Шұбат)
5.Решетчатые стены
юрты? (Кереге)
6. Какой праздник устраивают
казахи при рождении ребенка? (Шілдехана)
7.Казахская юрта
переводиться…(Киіз үй)
8. Из
чего делают торсық? (Тері)
За каждый правильный
ответ команда получает асык.
2.Сайыс «Халықтың рухани
мұрасы».
Задание: украсить ковер, используя элементы орнамента и
назвать их. Выиграет та команда, которая быстро, красиво, эстетично
выполнит задание.
(Дети украшают ковер
орнаментом и называют их)
3.
Сайыс «Мақал-мәтел».
Команды называют пословицы
по очереди и та команда, которая больше назовет пословиц,
выигрывает.
(Члены команды называют
пословицы)
Ойын: «Тақия
тастамақ»
Разминка
команд
Команды садятся на коврики в
кружок.
Ойын ережесі:
водящий берет тюбетейку, ходит по кругу и
произносит такие слова: «Аспаймын, саспаймын тақияны тастаймын» и
бросает тюбетейку сзади сидящему игроку. Кому бросили
тюбетейку, тот догоняет водящего, если не догнал становится
водящим.
(Дети садятся в круг, и
играют в игру «Тақия тастамақ»)
4.Сайыс «Капитандар».
1. Какие компоненты входят в
приготовление казахского национального блюда қуырдақ?
(Мясо, легкие, печень,
сердце, почки, курдючный жир, луковица, перец, соль)
2.Какие компоненты входят в
приготовление блюда джент?
(Пшено, сахар, печенье,
сливочное масло)
5.Сайыс «Ертегі
маманы».
Ведущий читает отрывок из
казахских национальных сказок, участники отгадывают название
сказки.
Ведущий: 1сказка:
«Первым врагом у старика
была лиса. Житья она ему не давала. Случалось, выловит он в день
всего две рыбки, так одну из них обязательно унесет лиса да еще
пригрозит на прощание».
(«Дед Канбак!»)
2
сказка: «Плохой конь – долгая дорога, - качая головой,
говорил сам себе всадник. Ехать еще далеко, собачьего лая не
слышно, и ни одной юрты в степи нет. Пропадешь при таком
морозе!».
(«Чудесная шуба Алдара –
Косе!")
3
сказка: «
Девочка нашла изюм позвала кошку. Кошка не пришла и девочка,
рассердившись, съела изюм».
(Мақта қызбен
мысық)
4
сказка: «
В один миг исчезли колбаса, гусь, баранья, голова и тесто. Гость
сделал вид, что ничего не заметил».
( «Жадный бай и Алдар
Косе»)
6.Сайыс«Күнді
құрастыр».
Команды должны собрать
лучики солнышка, отвечая на вопросы.
1.Кто является Президентом
нашей страны? (Қасым -Жомарт Кемелевич
Токаев )
2. Какая птица изображена на
флаге республики? (Бүркіт)
3. Какие животные изображены на гербе республики
Казахстан?
(Аңыз
түлпарлары)
4. Какая часть юрты изображена на гербе республики
Казахстан? (Шаңырақ)
5. Назовите художника, создателя флага? (Ш.
Ниязбеков)
6. Как называется страна, в которой мы живем? (Қазақстан)
Ведущий:
Я прошлым Родины своей
горжусь,
Истоки языков познать стремлюсь.
Хочу, чтоб в будущем мой Казахстан. Стал сильным и великим среди
стран.
Ведущий:
Пусть ночи будут мирными,
У нас на всех одна, одна страна!
Своих детей люби, Земля,
Мы вместе будем сильными,
Ведь Родина у нас на всех одна!
Подведение итогов, награждение команд.
Мы
прощаемся с вами. До новых встреч!