Автоматизация звука [Ж] в слогах
Для начала нужно понять, как правильно произносить звук Ж.
В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:
-
Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
-
Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть языка опущена, а боковые края приподняты и крепко прижаты к зубам.
-
Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя. Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
-
Голосовые связки вибрируют.
Как правило, твердый звук [Ж] легко ставится по подражанию, если ребенок научился правильно произносить [Ш].
Автоматизация звука [Ж] в прямых слогах:
ЖА – ЖА – ЖА ЖА – ЖО – ЖУ ЖУ – ЖА – ЖО ЖИ – ЖУ – ЖА
ЖИ – ЖИ – ЖИ ЖУ – ЖИ – ЖЭ ЖО – ЖИ – ЖЭ ЖУ – ЖЭ – ЖА
ЖЭ – ЖЭ – ЖЭ ЖО – ЖА – ЖИ ЖИ – ЖА – ЖО ЖИ –ЖУ – ЖА
ЖУ – ЖУ – ЖУ ЖИ – ЖЭ – ЖУ ЖО – ЖА – ЖЭ ЖЭ – ЖА – ЖУ
ЖО – ЖО – ЖО
В слогах со звуками [ЖД]:
Ж__ДА, Ж__ДО, Ж__ДУ, Ж__ ДЫ, Ж__ДЭ
Автоматизация в слогах – это первый этап закрепления произношения после того, как ребенок научился правильно произносить звук Ж изолированно. Дальнейшая работа строится по принципу повышения сложности.
Автоматизация звука [Ж] в словах
Автоматизация [Ж] в начале слова:
-
[ЖА] – жаба, жакет, жатва, жалоба, жалела, жаль, жало;
-
[ЖИ] – живот, жидкий, живопись, жилет, жижа;
-
[ЖЭ] – желудок, жетон, желатин, желание, желе;
-
[ЖО] – жесткий, желтый, желоб, желудь;
-
[ЖУ] – жук, жуткий.
В середине слова:
-
лужа, сажа, стужа, пижама, кожа;
-
лыжи, ножи, пыжик, лежи, наживка;
-
ожог, сапожок, лужок;
-
лежу, хожу, вижу, покажу, мажу;
-
ниже, ближе, ежевика, тоже, уже.
В словах со стечением согласных со звуком [Ж] в середине:
-
Нужно, нужда, важно, можно, ножны, дождик, лыжник, важный, каждый, нижний;
-
ножницы, таёжный, ближний, книжный, надежда, багажный, художник, булыжник;
-
вежливый, пирожное.
Автоматизация звука [Ж] в словосочетаниях
Следующие словосочетания нужно произносить четко, выделяя автоматизируемый звук. Первым произносит взрослый, а ребенок должен повторить услышанное:
-
кожаный жакет;
-
Женины тапки;
-
жидкий мед;
-
нежная кожа;
-
желтый жук;
-
уважаемый художник;
-
столовые ножи;
-
весенние дожди;
-
мамин утюжок;
-
мягкая пижама;
-
бумажная жаба.
Автоматизация звука [Ж] в предложениях
Предложения нужно подбирать в зависимости от того, какие звуки ребенок пока еще не может произносить. К примеру, если он не выговаривает [Р], то нужно исключить слова с этим звуком.
Следующие предложения можно использовать для автоматизации:
-
Женин папа – художник», «Женя жует ежевику», «Монтажнику нужна ножовка», «Пижма пахнет нежно», «У ужа ужата» (из трех слов).
-
«Над пижмой жужжат жуки», «Жанна дает Жене ежевику», «Животик у ежика мягкий», «Женя вяжет маме жакет», «Между пнями живут жабы» (из четырех слов).
-
«У Жени на ужин ежевика», «Каждый день Жанна утюжит одежду», «Ежу на ужин жук нужен», «У ежихи и ежа – ежата» (из пяти слов).
-
«Пижама, жакет и пиджак – это одежда», «Женя покажет Жанне бумажных жаб», «У детей пижамы и кожаные жакеты» (из шести слов).
-
«У Жени ягоды, а у Жанны – пижма», «Женя надел джинсы, жилет и кожаные ботинки», «В снежную, вьюжную погоду надевают теплую одежду» (из семи слов).
Автоматизация звука [Ж] в текстах
-
«Живой подарок» (проговаривать при условии, что в речи есть звук Р):
«Женя принёс Жанне живой подарок - ёжика. Ёжик жил под лежанкой. Жанна склеила ёжику бумажный домик. Когда темнело, ёжик выходил из домика и бежал к жестяной миске с молоком. После этого на полу оставались маленькие лужицы.
Жанна полюбила ёжика. Уезжая от Жени, Жанне было жаль покидать ежа. Жанна положила ежа в коробку и отвезла домой. Позже она отнесла ежа в живой уголок. Там уже жили жабы, ужи, хомяки. Дети прилежно ухаживали за животными». -
«Женя-рыбак»:
«Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке. Бежит Женя к реке. Терпеливо ждет клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы».
Автоматизация звука [Ж] в стихах
Стихотворения со звуком Ж в словах нужно подбирать таким образом, чтобы они соответствовали развитию ребенка, были ему понятны.
Для примера приведем несколько стихов для автоматизации в стихах:
«Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, елка тоже!
Мы режем, режем, режем,
Бумагу всю изрежем,
Вырежем жука —
Желтые бока.
И как станет жук жужжать,
Все должны мы убежать!
Жжжжжжжжж…»
«Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Тут ежата у ежа.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ежаток покажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Уходите от ежа».
«Жук купил лягушке
Жёлтые подушки,
А жуку лягушка
Подарила сушки.
Спит теперь лягушка
На больших подушках,
A жучок и мушка
С мёдом съели сушки».
Игры для автоматизации
Игра «Веселый
металлофон»
Взрослый предлагает ребенку простучать на металлофоне и пропеть
чистоговорки. Ребенок бьет молоточком по металлическим клавишам в
такт ударных слогов и поет:
«- Жа-жа-жа - дети встретили ежа.
Жу-жу-жу - молока дадут ежу.
Жи-жи-жи - любят молоко ежи.
- Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
Ё-Ё-жик-жик,
Получился ёжик.
Но-но-жик-жик,
Получился ножик».
Игра «В ладоши
хлопай!»
Одновременно с постановкой и закреплением звука, нужно вести работу
над развитием фонематического восприятия. Данная игра помогает в
этом. Перед выполнением упражнения, нужно прочитать ребенку все
задание полностью, чтобы он воспринял его как рифмованное
стихотворение. Читая во второй раз, нужно уже добиваться выделения
им звука.
«А теперь в ладоши хлопай,
Если Ж услышать сможешь!
Жаба, желудь, кот, жираф,
Белка, волк, машина, шкаф,
Ежик, ножик и коза,
Стул, желток и стрекоза».
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
"Автоматизация звука Ж"
"Автоматизация звука Ж"
Автоматизация звука [Ж] в слогах
Для начала нужно понять, как правильно произносить звук Ж.
В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:
-
Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
-
Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть языка опущена, а боковые края приподняты и крепко прижаты к зубам.
-
Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя. Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
-
Голосовые связки вибрируют.
Как правило, твердый звук [Ж] легко ставится по подражанию, если ребенок научился правильно произносить [Ш].
Автоматизация звука [Ж] в прямых слогах:
ЖА – ЖА – ЖА ЖА – ЖО – ЖУ ЖУ – ЖА – ЖО ЖИ – ЖУ – ЖА
ЖИ – ЖИ – ЖИ ЖУ – ЖИ – ЖЭ ЖО – ЖИ – ЖЭ ЖУ – ЖЭ – ЖА
ЖЭ – ЖЭ – ЖЭ ЖО – ЖА – ЖИ ЖИ – ЖА – ЖО ЖИ –ЖУ – ЖА
ЖУ – ЖУ – ЖУ ЖИ – ЖЭ – ЖУ ЖО – ЖА – ЖЭ ЖЭ – ЖА – ЖУ
ЖО – ЖО – ЖО
В слогах со звуками [ЖД]:
Ж__ДА, Ж__ДО, Ж__ДУ, Ж__ ДЫ, Ж__ДЭ
Автоматизация в слогах – это первый этап закрепления произношения после того, как ребенок научился правильно произносить звук Ж изолированно. Дальнейшая работа строится по принципу повышения сложности.
Автоматизация звука [Ж] в словах
Автоматизация [Ж] в начале слова:
-
[ЖА] – жаба, жакет, жатва, жалоба, жалела, жаль, жало;
-
[ЖИ] – живот, жидкий, живопись, жилет, жижа;
-
[ЖЭ] – желудок, жетон, желатин, желание, желе;
-
[ЖО] – жесткий, желтый, желоб, желудь;
-
[ЖУ] – жук, жуткий.
В середине слова:
-
лужа, сажа, стужа, пижама, кожа;
-
лыжи, ножи, пыжик, лежи, наживка;
-
ожог, сапожок, лужок;
-
лежу, хожу, вижу, покажу, мажу;
-
ниже, ближе, ежевика, тоже, уже.
В словах со стечением согласных со звуком [Ж] в середине:
-
Нужно, нужда, важно, можно, ножны, дождик, лыжник, важный, каждый, нижний;
-
ножницы, таёжный, ближний, книжный, надежда, багажный, художник, булыжник;
-
вежливый, пирожное.
Автоматизация звука [Ж] в словосочетаниях
Следующие словосочетания нужно произносить четко, выделяя автоматизируемый звук. Первым произносит взрослый, а ребенок должен повторить услышанное:
-
кожаный жакет;
-
Женины тапки;
-
жидкий мед;
-
нежная кожа;
-
желтый жук;
-
уважаемый художник;
-
столовые ножи;
-
весенние дожди;
-
мамин утюжок;
-
мягкая пижама;
-
бумажная жаба.
Автоматизация звука [Ж] в предложениях
Предложения нужно подбирать в зависимости от того, какие звуки ребенок пока еще не может произносить. К примеру, если он не выговаривает [Р], то нужно исключить слова с этим звуком.
Следующие предложения можно использовать для автоматизации:
-
Женин папа – художник», «Женя жует ежевику», «Монтажнику нужна ножовка», «Пижма пахнет нежно», «У ужа ужата» (из трех слов).
-
«Над пижмой жужжат жуки», «Жанна дает Жене ежевику», «Животик у ежика мягкий», «Женя вяжет маме жакет», «Между пнями живут жабы» (из четырех слов).
-
«У Жени на ужин ежевика», «Каждый день Жанна утюжит одежду», «Ежу на ужин жук нужен», «У ежихи и ежа – ежата» (из пяти слов).
-
«Пижама, жакет и пиджак – это одежда», «Женя покажет Жанне бумажных жаб», «У детей пижамы и кожаные жакеты» (из шести слов).
-
«У Жени ягоды, а у Жанны – пижма», «Женя надел джинсы, жилет и кожаные ботинки», «В снежную, вьюжную погоду надевают теплую одежду» (из семи слов).
Автоматизация звука [Ж] в текстах
-
«Живой подарок» (проговаривать при условии, что в речи есть звук Р):
«Женя принёс Жанне живой подарок - ёжика. Ёжик жил под лежанкой. Жанна склеила ёжику бумажный домик. Когда темнело, ёжик выходил из домика и бежал к жестяной миске с молоком. После этого на полу оставались маленькие лужицы.
Жанна полюбила ёжика. Уезжая от Жени, Жанне было жаль покидать ежа. Жанна положила ежа в коробку и отвезла домой. Позже она отнесла ежа в живой уголок. Там уже жили жабы, ужи, хомяки. Дети прилежно ухаживали за животными». -
«Женя-рыбак»:
«Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке. Бежит Женя к реке. Терпеливо ждет клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы».
Автоматизация звука [Ж] в стихах
Стихотворения со звуком Ж в словах нужно подбирать таким образом, чтобы они соответствовали развитию ребенка, были ему понятны.
Для примера приведем несколько стихов для автоматизации в стихах:
«Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, елка тоже!
Мы режем, режем, режем,
Бумагу всю изрежем,
Вырежем жука —
Желтые бока.
И как станет жук жужжать,
Все должны мы убежать!
Жжжжжжжжж…»
«Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Тут ежата у ежа.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ежаток покажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Уходите от ежа».
«Жук купил лягушке
Жёлтые подушки,
А жуку лягушка
Подарила сушки.
Спит теперь лягушка
На больших подушках,
A жучок и мушка
С мёдом съели сушки».
Игры для автоматизации
Игра «Веселый
металлофон»
Взрослый предлагает ребенку простучать на металлофоне и пропеть
чистоговорки. Ребенок бьет молоточком по металлическим клавишам в
такт ударных слогов и поет:
«- Жа-жа-жа - дети встретили ежа.
Жу-жу-жу - молока дадут ежу.
Жи-жи-жи - любят молоко ежи.
- Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
Ё-Ё-жик-жик,
Получился ёжик.
Но-но-жик-жик,
Получился ножик».
Игра «В ладоши
хлопай!»
Одновременно с постановкой и закреплением звука, нужно вести работу
над развитием фонематического восприятия. Данная игра помогает в
этом. Перед выполнением упражнения, нужно прочитать ребенку все
задание полностью, чтобы он воспринял его как рифмованное
стихотворение. Читая во второй раз, нужно уже добиваться выделения
им звука.
«А теперь в ладоши хлопай,
Если Ж услышать сможешь!
Жаба, желудь, кот, жираф,
Белка, волк, машина, шкаф,
Ежик, ножик и коза,
Стул, желток и стрекоза».
шағым қалдыра аласыз













