Азбергенова Гулбану
Акмуратовна
Преподаватель русского
языка и литературы
ГККП «Колледж №20 имени
Д.Курманбека»
Туркестанская область,
Отрарский район
Место и роль языкознания в
классификации наук,
систематизированной
аль-Фараби
Несмотря
на то что аль-Фараби не был лингвистом, в современном понимании
данного слова, вопросам философии языка он посвятил большое
количество своих трудов. Некоторые его работы были полностью
посвящены лингвофилософским вопросам, в некоторых трактатах
аль-Фараби касался
тех или иных лингвофилософских проблем лишь вскользь. В зарубежной
научной литературе выделяются порядка 20–22 работ ученого, в
которых восточным мыслителем затрагивался язык, его природа и
сущность. Автор данного исследования предлагает остановиться лишь
на нескольких из них, обойти вниманием которые
невозможно.
1.
«Трактат о
буквах». Основной
труд аль-Фараби в области философии языка. В данной работе автор
излагает свое видение таких фундаментальных для лингвофилософии
проблем, как, например, язык и его сущность, происхождение
естественного языка, роль и место языка в структуре знания. Как
констатирует исследователи творчества аль-Фараби, несмотря на тот
факт, что в целом ряде фрагментов наблюдается схожесть данной
работы с трудом Аристотеля «Категории», в работе восточного
мыслителя затрагиваются и проблемы, имеющие непосредственное
отношение к арабскому языку и мусульманской философской и
языковедческой мысли .
2.
«Трактат о словах».
В зарубежной, особенно в
англоязычной научной литературе, данный труд нередко переводится
как «Слова из логики» . Считается, что данная работа посвящена
преимущественно вопросам логического анализа лексем арабского
языка, а также проблеме построения
предложения.
3.
«Трактат о
науках». В данной
работе аль-Фараби излагает свое видение вопроса о том, что такое
наука, в чем заключаются ее особенности и каковы ее свойства.
Ученый дает подробную классификацию наук, известных
ближневосточному сообществу в период раннего средневековья, где
наука о языке и логика занимают ведущее
положение.
Особое значение «Второй Учитель» придавал
методологическим вопросам науки. В труде «Книга о классификации и
определении науки» (трактате «Слово о классификации наук»)
аль-Фараби дал определение и сделал всесторонний анализ всех
отраслей науки. Им предложена следующая классификация наук: а)
языкознание; б) логика; в) математика; г) физика и метафизика; д)
гражданская наука. То, что аль-Фараби ставит на первое место науку
о языке, правомерно. Дело в том, что язык есть стихия научной
мысли. К тому же обучение и образование человека связаны с
овладением языком. Не зря аль-Фараби высказывал весьма важные
соображения о взаимосвязи языка и мышления, логики и языка. В его
трудах отмечен контакт понятий и их логического содержания с
семантической природой слов, словосочетаний, выделен момент
классификации науки о языке, которую он членит на отрасли знания о
простых словах и словосочетаниях, законах письма, орфоэпии,
правилах стихосложения. Идеи ученого во многом предвосхитили
лингвистические исследования последующих веков и составляют
значительное явление в истории науки о языке.
Наука о языке в целом состоит из двух частей.
Первая из них: запоминание слов, засвидетельствованных у
какого-либо народа, и знание того, что каждое из них означает
.
Слова в языке каждого народа по своему значению
бывают двух видов: простые и сложные. Простые — это, например, •
белизна», «чернота», «человек», «животное». Сложные—это, например,
наши выражения: «этот человек — животное», «'Амр — белый;». Из
простых есть такие, которые являются именами собственными, например
, «Зайд» и «'Амр». А есть такие, которые указывают на род и вид
вещей, например: «человек», «лошадь», «животное», «белизна»,
«чернота». Простые, указывающие на род и вид, делятся на имена,
глаголы и частицы.
Именам и глаголам присущи род — мужской и женский
— и число — единственное, двойственное и множественное. Глаголам
особо присуще время: прошедшее, настоящее, будущее
.
Наука о языке у каждого народа имеет семь крупных
подразделов: наука (стр 47)
о простых словах и наука о словосочетаниях, наука
о законах простых слов и наука о законах словосочетаний, законы
письма правописания и орфоэпии, правила
стихосложения.
Наука о простых словах содержит в себе знание
того, что значит каждое из отдельных слов, указывающих на вид и род
вещей: запоминание их и изложение всех их, характерное для данного
языка, а также для заимствований, редких и общеизвестных
слов.
Наука о словосочетаниях — это знание составных
речений, встречающихся у данного народа, знание того, что создали
их знаменитые ораторы, поэты, риторы, передавая и запоминая все их
творения , безразлично, длинны ли они или коротки, имеют ли они
стихотворный размер или нет. Наука о законах простых слов изучает
сперва согласные звуки речи, на основе которых созданы буквы
алфавита , их число и из каких голосовых органов исходит каждый
звук; затем гласные звуки, какие из них входят в состав данного
языка и какие не входят, минимальное и максимальное количество
гласных, необходимых для произнесения слова, имеющего значение;
постоянные звуки речи, которые не изменяются при построении слова с
суффиксами двойственного и множественного числа, образовании рода,
или производных, и т. д.; и звуки речи, которые меняют аффиксы
слова и на стыках удваиваются .
Кроме того, она дает законы, по которым строятся
модели простых слов: они подразделяются на первичные, то есть
непроизводные, и на производные; дает образцы видов производных
слов, которые в свою очередь подразделяются на первичные, от
которых не образуются отглагольные имена, и на такие, от которых
образуются глаголы, а также на такие, от которых образуются
отглагольные имена . Она указывает, как они изменяются, становясь
глаголами, и дает примеры видов глаголов; как изменяются глаголы в
императиве и при запрещении и тому подобное; каковы их виды в
количественном отношении — трехсогласные, четырехсогласные и более,
удвоенные и неудвоенные; в качественном отношении — нормальные и
аномальные; разъясняет, каковы они в мужском и женском роде, в
двойственном и множественном числе и вообще дает понятие о лицах и
временах глаголов: лица — это я, ты и тот, то есть — он; затем она
изучает труднопроизносимые слова и что необходимо сделать и
изменить, чтобы облегчить их произношение.
Наука о законах словосочетаний состоит из двух
частей: первая дает правила «концов» т. е. аффиксов имен и глаголов
при их составлении и построении.
Вторая дает правила об условиях их составления и
построения, каковы они в данном языке, и знание правил аффиксов,
свойственных синтаксису. Она объясняет, что аффиксы прежде всего
свойственны именам, а затем глаголам; что префиксы имен
присоединяются в начале слова, как, например, алиф-лам [т. е. ал] —
арабского артикля или то, что его заменяет в иных языках; а бывают
такие аффиксы, которые присоединяются в конце слов. Это — суффиксы
и те, которые называются падежными окончаниями. Глаголам не присущи
префиксы в начале слова, а присущи только суффиксы . Окончания имен
в арабском языке — это три тануина, а для глаголов — три огласовки
и сукун, и иное то, что употребляется в арабском языке в качестве
аффикса . Эта наука объясняет, что есть слова, которые никогда не
изменяются по «концам» ; одни склоняются во всех падежах, или
склоняются только с одного конца во всех случаях, когда другие
слова склоняются; есть такие, которые склоняются в одних и не
склоняются в других, а есть и такие, которые склоняются во всех
падежах. Перечисляются все аффиксы. Аффиксы имен отличаются от
аффиксов глаголов. Перечисляются все случаи, при которых склоняются
склоняющиеся имена и все случаи, при которых спрягаются глаголы.
Эта наука объясняет также, в каком случае каждому имени и глаголу
какой аффикс присущ.
Сначала дается перечисление одного за другим
склоняющихся имен в единственном числе, ибо в каждом падеже эти
имена имеют тот или иной аффикс. Затем даются примеры склонений
имен в двойственном и множественном числах с тем, чтобы стали
понятны также все случаи, когда изменяются «концы» глаголов,
присущие им. Далее, приводятся имена, которые в некоторых падежах
склоняются, а в некоторых нет. Затем — какие имена склоняются
только в одном падеже, и какие как склоняются.
Что
касается частиц, то обычно они либо не изменяются в окончаниях,
либо некоторые из них не изменяются только в одном «конце» , а
некоторые изменяются в каком-то из «концов». Все это разъясняется.
Если же встречаются слова, насчет которых возникают сомнения,
являются ли они частицами, именами или глаголами, или когда
полагают, что одни из них сходны с именами, а другие сходны с
глаголами, то следует выяснить, что в них свойственно именам, а что
свойственно глаголам и в каких «концах» они
изменяются.
Что
касается той части, в которой даются правила собственно
словосочетания, то она, во-первых, разъясняет, как сочетаются и
располагаются слова данного языка и на какие виды подразделяются с
тем, чтобы стать суждениями. Далее разъясняет, какие сочетания и
расположения наиболее красноречивы в данном языке. Наука о законах
письма т. е. правописания разделяет звуки речи, во-первых, на
такие, которые нельзя записать на строках, и на такие, которые
пишутся . Затем эта наука разъясняет, что пишется на строках и
каков метод для этого.
Наука о законах правильного чтения обучает
положению точек и знаков, которые ставятся, когда буквы не пишутся
в строку и когда пишутся; знаки, которые позволяют различать
одинаковые буквы ; знаки, которые ставятся над буквами, чтобы при
встрече они удваивались или ассимилировались; знаки, которыми
разделяют предложения. Знаки малых предложений отличаются от знаков
средних и больших предложений. Объясняются знаки связанных и не
связанных друг с другом предложений и фраз и, особенно, если между
ними существует различие .
Далее идет поэтика, в той мере, в какой она
сходна с языкознанием. Она состоит из трех частей: первая —
перечисление употребляемых стихотворных размеров, будь то простые
или сложные.
Далее, перечисление построений звуков речи,
совпадающих с буквами азбуки, возникающих от каждого их вида и
каждого размера, известных у арабов как сабаб и уатад и у греков
как слог и стопа . Далее — изучение размеров стихов и полустиший,
из скольких звуков речи и слогов состоит каждый стих в каждом
размере. Затем — отличие полных размеров от неполных и какие
размеры лучше, красивее и приятнее для слуха.
Вторая часть — рассмотрение окончаний стихов в
каждом размере, какие из них обладают одной лишь формой, а какие —
несколькими, какие из них полные, а какие — сверхполные или
недостаточные, какие окончания состоят из одного только звука,
сохраняющегося на протяжении всего стихотворения, а какие имеют
больше чем один звук речи, повторяющийся в поэме, какое
максимальное число звуков допустимо у них в окончании стихов. Затем
изучаются те из них, которые обладают многими звуками речи, можно
ли одни звуки заменить другими, равнозначными по времени
произнесения их, или нет? И какие из них заменимы такими
звуками.
Третья часть изучает, какие слова можно
использовать в поэзии, но нельзя использовать в прозаической речи.
Вот все, что содержится в каждой части науки о
языке.
Библиографический список
1.Аль-Фараби, Абу Йаср МухаммаД
Философские трактаты. [Пер. с
арабского] Алма-Ата, «Наука», 1970.
L, 430 с. с портр. [АН КазССР. Ин-т
философии и
права. 1100-летию со дня рождения Абу
Насра Мухаммада ибн Мухаммада ибн Тархана ибн
Узлаг аль-Фараби ат-Турки — посвящается.
2.
Аль-Фараби. Трактаты об искусстве управления. – М.:
Бизнеском,
2011. – 264 с.
3.
Бажутина Н.С. Философия языка. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского
государственного технического университета, 2001. – 40
с.