Беседа: «ЗДОРОВЬЕ И
ПИТАНИЕ»
Цели и задачи:
-
сконцентрировать внимание учащихся на ценностях
здоровья и долголетия;
-
помочь учащимся задуматься о необходимости быть
здоровыми, приобщения к здоровому образу жизни;
-
работать над формированием устойчивых навыков
здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и
качественного питания;
-
развивать творческие способности, память,
внимание, познавательный интерес;
-
воспитывать ответственное отношение учащихся к
своему здоровью.
Геродот
- “Здоровье – это единственная
драгоценность”
Монтень
- “Заботу о пище и уходе за телом нужно
отнести к области здоровья иподдержания сил, а не к области
наслаждения”
Цицерон
Оборудование:
-
интернет-ресурсы
-
мультимедийный проектор
-
ПК
-
Презентация
Ход
Организационный момент
Ребята, сегодня мы поговорим о том, что же
необходимо знать, уметь, иметь, чтобы быть
здоровыми.
Актуализация знаний
Ещё
древнегреческий философ Сократ (470 - 399 до н.э.)
сказал: «Мы
живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы
жить». Это
старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для
растущего детского организма.
Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На
всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно
обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить
свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат
неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за
характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря
здоровому питанию.
1. Здоровый образ жизни –
это:
1)
Соблюдение режима дня.
2)
Соблюдение режима питания, правильное питание.
3)
Закаливание.
4)
Физический труд.
5)
Соблюдение правил гигиены.
«Ради крепкого здоровья – мойте руки
чаще».
6)
Правила поведения за столом.
«Когда я ем, я глух и
нем!»
7) Скажем «Нет!» вредным привычкам (употребление алкогольных
напитков, табакокурение).
8)
Доброе отношение к людям, к окружающей нас природе,
животным.
9)
Правильная организация отдыха и труда.
2. Режим дня, что это такое?
(ответы детей)
Рано утром просыпайся,
Себе и людям улыбайся,
Ты
зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
В
школу смело отправляйся.
Чтоб ты не был хилым, вялым,
Не
лежал под одеялом,
Не
хворал и был в порядке,
Делай каждый день зарядку!
Позабудь про телевизор,
Mapш нa улицу гулять –
Ведь полезней для здоровья
Свежим воздухом дышать.
Нет
плохому настроенью!
Не
грусти, не хнычь, не плачь!
Пусть тебе всегда помогут
Лыжи, прыгалки и мяч!
Хоть не станешь ты спортсменом,
Это
право не беда –
Здоровый дух в здоровом теле
Пусть присутствует всегда!
3. Зачем человек ест?
(ответы детей)
4. Мудрые философы говорят:
«Дерево держится своими корнями, а человек
пищей»,
как вы это понимаете? (ответы детей)
5. Вывод: человеку необходимо
питаться.
6. Игра: «Полезное –
неполезное»
Выберите продукты, которые полезны для вас и
разделите на две группы:
Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес,
жирное мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь,
капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.
7. Сколько раз в день необходимо
питаться? (ответы детей)
-
Завтрак (дома).
-
Завтрак (второй в школе).
-
Обед.
-
Полдник.
-
Ужин.
8.«Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю,
что съесть» -
почему так говорят? (ответы детей)
Каждому человеку для нормальной работы организма
необходимы белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и
вода, которые должны поступать вместе с пищей.
Режим питания тоже большую роль в рациональном
питании. С самого рождения мы живем в определенном ритме, наше
сердце сокращается с определенной частотой, существует ритм
дыхания, ритм выделения пищеварительных соков – это работают наши
биологические часы. Так пищеварительные соки вырабатываются с 13 до
14 часов и с 18 до 19 часов в максимальном количестве, а небольшом
количестве каждые 1,5 часа. Поэтому прием пищи в определенное время
считается наиболее физиологичным.
Нарушение режима питания играет отрицательную
роль в здоровье человека. Оно проявляется в уменьшении количества
приемов пищи в день с четырех – пяти до двух, неправильном
распределении суточного рациона питания, так в ужин съедается до 65
% от всей пищи, положенной на день, а ведь самым плотным должен
быть завтрак, затем обед и лишь 20 % должны принадлежать
ужину.
9. Давайте построим пирамиду здорового
питания, разработанную НИИ Питания РАМН, состоящую из пяти групп
пищевых продуктов.
Важно помнить два принципа:
-
Ежедневно организм должен получать все
необходимые пищевые вещества.
-
Количество пищевых веществ должно соответствовать
индивидуальной суточной потребности человека в
энергии.
-
Жиры, масло, сахар, кондитерские изделия –
ограниченное потребление;
-
Мясо, рыба, птица, яйца, бобовые, орехи – 2
порции в день;
-
Молочные продукты – 2-3 порции в
день;
-
Овощи – 3-5, фрукты – 2-4 порции в
день;
-
Зерновые – 5-7 порций в день.
10. Завтрак:
То,
чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие
весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в
коем случае однообразным. Общее мнение такое, что на
завтрак надо обязательно есть кашу.
11. Второй завтрак (в
школе):
Хороший завтрак -
это не значит наесться так, чтобы потом нельзя было встать со
стула. Хороший завтрак подразумевает оптимальное сочетание продуктов,
содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные
вещества, нужны организму после сна.
12. Обед:
Обед — второй или третий приём пищи в день
(обычно после первого либо второго завтрака). Как правило
на обед подается горячая пища
13. Чем можно заняться после
обеда? (ответы детей)
14. Полдник:
Можно на полдник есть булочки, вафли, печенье с
чаем, соком или молоком.
Какие вы знаете молочные продукты?
(ответы детей)
15. Пора ужинать:
Ужин – последняя еда перед сном. Чтобы хорошо
спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую
пищу: запеканки, творог, омлет, кефир,
простоквашу.
16. За многие годы были сформулированы три
основных правила в питании разнообразие, умеренность и
своевременность.
17. «Овощи – кладовая
здоровья» -
почему так говорят? (ответы детей)
18. Кроссворд: «Овощи –
фрукты»
По горизонтали:
Я
румяную Матрёшку
От
подруг не оторву,
Подожду, когда Матрёшка
Упадёт сама в
траву. (Яблоко)
Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают.
(Банан)
Синий мундир, белая подкладка,
В
середине - сладко. (Слива)
Этот плод сладкий хорош и
пригож,
На
толстую бабу по форме похож. (Груша)
Отгадать не очень просто
–
Вот такой я фруктик знаю
–
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе,
-
Птица есть еще такая,
Называют так же - ...
(Киви)
Ни в полях и ни в садах,
Ни у вас и ни у нас,
А в тропических лесах
Вырастает ... (Ананас)
По вертикали:
Золотистый и
полезный,
Витаминный, хотя
резкий,
Горький вкус имеет
он.
Когда чистишь – слезы льешь.
(Лук)
Расселась барыня на
грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста)
Что
это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам
упитанный, салатный.
Верно, это … (Кабачок)
Хотя я сахарной зовусь,
Но
от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ... (Свекла)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С
хвостом, а не мышь. (Репка)
19. «Люди с самого рождения жить не могут без
движения» -
как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Организму важно не только поступление энергии с
пищей, но и её расход. А это значит - необходима физическая
нагрузка, при которой жир сжигается наиболее
эффективно.
Речь идет совсем не о необходимости изнурительных
физических упражнений. 30
минут любой физической активности в день, но
ежедневно!
Запомните правило:
«ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА В ЛЮБОЙ ФОРМЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ
ЕЁ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ».
20. Белки, жиры и углеводы.
Ученые установили, что примерно половину всей
пищи, которую человек съедает за день, должны составлять продукты,
содержащие углеводы.
Это хлеб, крупы, картофель, овощи, зелень. Третью часть дневного
рациона должны составлять белки –
это мясо, рыба, молоко, яйца. А шестую часть
жиры –
сливочное и растительное масло.
Питание должно быть разнообразным – разнообразие
питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное
поступление в организм необходимых веществ.
Пища должна тщательно пережевываться –
пережевывание подготавливает пищу для прохождения по
желудочно-кишечному тракту. Измельченная пища легче
переваривается.
Не
допускать переедания – с избытком пищи не справляется
пищеварительная система, пища подвергается брожению и гниению,
организм отравляется. Последний прием пищи должен быть не позднее
2-х часов до сна.
Не
торопиться во время приема пищи – продолжительность трапезы должна
составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30-40 минут – при
двух. Так достигается насыщение без переедания.
21. Витамины.
Недостаток витаминов всегда дает о себе знать.
Многие из нас испытывают воздействие зимних и весенних
гиповитаминозов — состояний, вызванных недостатком витаминов.
Это — быстрая утомляемость, раздражительность, плохой аппетит,
трещинки в углах рта, сухость и шелушение кожи.
Все это — следствие серьезных изменений в обмене веществ,
то есть внешнее проявление предболезни, которая может перейти
в болезнь.
Важный
путь улучшения обеспеченности организма витаминами — увеличение
потребления овощей и фруктов. Но овощи, увы, поставляют
нам в основном витамин С. Хоть он и очень важен,
но ведь организму нужны и другие: витамин
A необходим для зрения, нормального состояния слизистых
покровов, в частности дыхательных путей; D — обеспечивает
всасывание в кишечнике кальция; E — защищает ткани
от разрушения под воздействием кислорода; K —
участвует в процессе свертывания крови; витамины группы
B и другие входят в состав ферментов, необходимых
для управления обменом веществ.
22.
Рациональное питание:
Рациональное питание - одна из главных составных
частей здорового образа жизни и факторов продления активного
периода жизнедеятельности.
В нашей
школе строго соблюдаются основные условия физического развития
ребенка - рациональное питание, режим дня, прогулки на
воздухе.
Рациональное питание быстро растущих детей, особенно подростков,
определяет их полноценное развитие и здоровье в
будущем.
Надо отметить, что рациональное питание
школьников не сводится только к "дробному" употреблению углеводов.
Правильное питание должно обеспечить поступление в организм всех
необходимых веществ: углеводов, жиров, белков и
витаминов.
23. Состав некоторых
продуктов:
Капуста, яблоко, колбаса, рыба, творог, орех,
мясо, молоко, сметана, масло, сыр.
24. Игра: «Какие продукты растительного
происхождения, а какие – животного
происхождения?»
Хлеб, колбаса, молоко, сахар, яйцо, лук, яблоко,
свинина, свекла, огурец.
25. Золотые правила
питания:
-
Главное – не переедайте.
-
Ешьте в одно и то же время простую,
свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует
потребностям организма.
-
Тщательно пережевывайте пищу, не спешите
глотать.
-
Мойте фрукты и овощи перед
едой.
-
Перед приемом пищи мысленно поблагодарите
всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых
приготовлена пища. И конечно, тех, кто приготовил вам
еду.
26. Игра «Приготовь
блюдо»
Задание: приготовьте традиционные русские блюда (выберите
продукты, необходимые для приготовления блюда)
-
Борщ.
-
вода, молоко, чай;
-
картофель, капуста, свекла, огурец, помидор, лук,
редис;
-
соль, сахар;
-
майонез, сметана.
-
Гречневая каша.
-
вода, молоко;
-
макароны, рис, пшено, гречка;
-
соль, сахар;
-
масло растительное, масло
сливочное.
27. Выберите слова для характеристики
здорового человека:
красивый ловкий статный крепкий
сутулый бледный стройный
неуклюжий