"Мичурин жалпы білім беретін
мектебі" КММ
КГУ "Мичуринская
общеобразовательная школа"
Беседа
«Знакомство с великим казахским писателем
Мухтаром Ауэзовым»
класс предшкольной подготовки
«А»
Воспитатель: Беспалая
А.С.
2020-2021 уч.год
Беседа
«Знакомство с великим казахским писателем
Мухтаром Ауэзовым»
Дата: 13.05.2021г.
Количество участников:
8 детей
Цель: Познакомить воспитанников с детскими
годами Мухтара Ауэзова. Развивать навыки творческой работы,
характеристики героя. Формировать чувства патриотизма, расширить
кругозор по литературе.
Мухтар Омарханович Ауэзов родился 28 сентября
2897 года в местечке Аяккараган (близ зимовки Борли) в семье
кочевника-казаха Чингисской волости Семипалатинской области. Его
прадед Бердиходжа был оратором и начитанным человеком, хранил
обычаи предков, обладал даром красноречия. Будущий писатель рос под
духовным влиянием Абая. Отец Омархан и дед Ауэз люди культурные,
высоко чтили великого поэта, и друга семьи. Много сил воспитанию
внука отдавал дед Ауэз. Он был неистощимым рассказчиком народных
сказаний, учил внука грамоте, он же привил Мухтару любовь к
литературе, к поэзии Абая.
Впоследствии он вспоминал о дедушке и говорил
«Мне с детства известны произведения Абая. Мой дедушка был его
другом. Дедушка заставлял нас, внуков, помногу раз перечитывать и
оригинальные, и переводные стихи поэта. Особенно строго требовал
он, чтобы мы знали наизусть письмо
Татьяны».
Первые впечатления детства были связаны с
Чингистаускими степями и горами. Бабушка Динасил водила внука в
юрту Абая, и знаменитый поэт, по-отечески погладив его по голове,
пожелал доброго жизненного пути и большого счастья. В шестилетнем
возрасте дедушка Ауэз по рукописной книге стихов Абая стал обучать
Мухтара и его дядю и ровесника Ахмета арабскому алфавиту. Дед,
подражая, учителям – муллам, держал учеников над книгой с утра до
заката, и все выученное за день нужно было перед ужином прочесть
ему наизусть.
«Помню безоблачное тёплое весеннее утро. На
лужайке перед зимовкой резвятся телята, прыгают милые детскому
сердцу ягнята и козочки, а по небу, подобно белокрылым пери из
бабушкиных сказок, далеко растянувшейся стаей летят озаренные
солнцем лебеди. И вдруг все очарование весеннего дня исчезает: нас
зовут в душную низкую зимовку к деду. Увидев в его руках толстую
рукописную книгу, я понимаю, зачем меня звали, и огорчаюсь еще
больше. Дед начинает показывать мне в книге арабские буквы, и у
каждой из них такое трудное название…
Книга эта была сборником стихов Абая. Ауэз, друг
и искренний почитатель его таланта, решил обучать нас грамоте по
стихам любимого поэта, надеясь внушить любовь к ним и своим
внукам».
Сначала Мухтар учился в родном ауле, затем в
мусульманском медресе в Семипалатинске. Но уже в одиннадцатилетнем
возрасте он перешел в пятиклассное городское училище. Мухтар учился
на «отлично». Он был прилежным, любознательным мальчиком. Его все
любили, уважали. Проучившись, пять лет, он поступил в местную
учительскую семинарию. Перед ним открылись сокровища русской и
мировой литературы.
Начинается знакомство с русской и зарубежной
классикой. В то же время Мухтар Ауэзов пишет небольшие
рассказы, стихи и статьи, которые начинают
публиковаться.
В
ранних произведениях М.Ауэзова нет ни одного героя, мечты которого
бы сбылись. Если герой вступает в борьбу, он ничего не может
добиться, кроме страданий. Пока существует враждебный для человека
строй, не будет справедливости.
Хочу остановиться на одном из ранних произведений
Мухтара Ауэзова «Серый лютый (1928) – рассказ символического
содержания. Коксерек – серый волк, выпестованный в домашних
условиях. Он приносит столько бед в ауле! Волк загрыз насмерть
Курмаша, вскормившего его. Я думаю, что нет пощады жестокости,
несправедливости и предательству.
Ауэзов в детстве зачитывался книгами Джека
Лондона, американского писателя, а став взрослым, перевёл на
казахский язык его повесть «Белый клык» и не раз повторял, что его
рассказ о волке «Серый лютый» (Коксерек) написан «в том же ряду,
что и рассказы Джека Лондона, Чехова, Льва Толстого». «Я тоже
пытался показать «психологию», повадки животного,-писал Ауэзов. –
Мои детские впечатления о жизни в ауле, охотничьи увлечения помогли
полнее ощутить невидимые нити, скреплявшие отношения человека к
этим извечным спутникам кочевий и зимовок. Я помню, как
драматический поединок человека и волка у Джека Лондона потряс моё
воображение». Однако нельзя не вспомнить и грустные строки
Абая:
Я
вырастил пса из щенка –
Он
ногу мне прикусил.
Обучил я когда-то
стрелка.
И
он меня чуть не убил.
Рассказ-символ как бы впрессовывает в себя
общественные и личные проблемы, психологически-нравственную оценку.
Рассказ был настолько новым, неожиданным по содержанию и форме, что
на долгие десятилетия стал объектом жарких споров
критиков.
Мухтар Ауэзов в своём творчестве сумел
вместить величие и простоту своего народа. Сила духа,
оптимизм и другие качества, свойственные его таланту всегда
помогали писателю найти выход из почти безвыходного положения и
сохранять полное присутствие духа.