Тема: «Быть
честными»
На свете нет ничего
прекраснее честного человека.
Ромен Роллан, французский
писатель.
Цель:
расширять представления о
правде как ценности.
Задачи:
–
раскрывать
понятия «справедливость» и
«честность»;
–
развивать способность
рассуждать и оценивать ситуации;
–
воспитывать стремление быть
честным с собой и окружающими людьми.
Круг
радости
–
Добрый день, мои дорогие
друзья! Я рада видеть вас, ваши улыбки. От них становится светлее и
теплее. Давайте начнем день с радостью, добротою.
Дети вместе с учителем
проговаривают следующие слова:
Начни день с
правдой,
Наполни день
правдой,
Закончи день правдой
–
Так надо жить!
–
Вы уже догадались, о каком
важном качестве человека пойдет речь на нашем уроке? Мы будем
говорить о правдивости и честности.
Цитата
урока
Прочтите цитату урока: «На
свете нет ничего прекраснее честного человека».
–
Как вы понимаете
высказывание Ромена Роллана
–
Какие качества характеризуют
честного человека? Нечестного?
(Ответы
детей).
Рассказ
учителя
(Знакомство с содержанием
рассказа М.Турежанова
«Будильник»).
У Газизы трое детей. Сама
она работает на заводе в утреннюю смену, встает по будильнику. В
шесть утра его звон поднимает всю семью.
Дети остаются дома. Иногда
они увлекаются веселой игрой. Сегодня они тоже заигрались и
нечаянно Салим задел этажерку. Она свалилась, будильник упал и
разбился. Дети испуганно вытаращили глаза.
– Как же мама проснется
утром? – спросил дрожащим голосом старший сын, Сунгат.
– Мама опоздает на работу! –
крикнул Салим.
– И начальник будет
ругаться, – заплакала Зергуль.
Всем троим стало стыдно. Но
они не подняли шума, не стали ссориться, сваливать вину друг на
друга.
– Теперь мама накажет нас
всех, – сказал Сунгат. – Пусть кто-нибудь один
признается.
– А ты сам скажи, Сунгат,
кто должен признаться, – попросила Зергуль.
– Зергуль, обвинить только
тебя будет несправедливо – ты самая маленькая.
– Ну, пусть это Салим
разбил.
– Салима нельзя обижать, у
него сердце больное.
– Тогда что же получается?
Все на тебя? Подумай, Сунгат, как быть.
– Я признаюсь сам, а то мама
может не поверить, – сказал старший брат, и все
согласились.
Вечером пришла с работы
мама. Дети пили чай, который заварили сами. Мама радостно взглянула
на маленьких помощников.
– О, да вы и картошку
пожарили! Как вкусно! – похвалила она их.
– И пол вымыли, – сказала
Зергуль.
– И принесли из магазина
сливки и молоко, – добавил Салим гордо.
Мама прибрала в комнатах.
Проверила, как Сунгат и Салим приготовили уроки. Заглянула в
дневники, была довольна их оценками, поставила подпись. Теперь
стелет постель. И ребята тоже готовятся ко сну, а сами думают:
«Когда же мама увидит, что мы будильник разбили? Ей будет очень
неприятно ...».
Мама взяла будильник, чтобы
завести, и тут же спросила:
– Кто из вас разбил его? –
голос её прозвучал грозно. – Признавайтесь!
(Ответы
детей).
– Давайте прочтем, чем же на самом деле
закончилась история. (Учитель
дочитывает рассказ).
– Это я разбила, мама, –
сказала Зергуль.
– Я его свалил, – сказал
Салим.
– Мама, это не они! Это я
опрокинул этажерку, и будильник упал на пол. Накажи меня одного! –
готовый ко всему, Сунгат встал прямо перед матерью.
– Дети, я очень горжусь
всеми вами. И я рада, что сумела воспитать таких замечательных
детей. Это очень хорошо, что вы не стали обвинять друг друга.
Конечно же, я не буду вас наказывать – повинную голову меч не
сечёт. Завтра скажу, как мы поступим.
– Мама, – сказал Сунгат, – я
взял будильник у Саги, чтобы ты не опоздала на работу! Заводи,
пожалуйста! – и он принес ей будильник из соседней
комнаты.
– Мама, завтра я отнесу наш
будильник часовщику, – предложил Салим, облегченно
вздыхая.
– Я пойду вместе с Салимом!
– радостно воскликнула Зергуль, обнимая маму.
-
Как вы думаете, почему каждый из детей взял вину
на себя?
-
Честно ли они поступили по отношению друг к
другу?
-
Почему мама гордится своими детьми?
-
Были ли похожие ситуации в вашей
жизни?
(Ответы
детей).
Обобщая ответы детей,
учитель подчеркивает, что честный человек старается говорить
правду, поступать честно и справедливо. Справедливый человек умеет
различать, где правда, где ложь. Поступая честно по отношению к
людям, он проявляет уважение к окружающим и заслуживает уважения
сам.
Разминка «Честно -
нечестно»
–
Я буду задавать вам вопросы.
Если ваш ответ «да» – вы должны будете сидеть, а если «нет» –
привстать.
Честно ли бросать друга в
беде?
Честно ли признавать свою
вину?
Честно ли обсуждать поступки
других?
Честно ли без спроса брать
чужие вещи?
Честно ли пользоваться
подсказками?
Честно ли вернуть найденную
вещь хозяину?
Игра-упражнение
«Веер»
На доске в виде веера
расположены разноцветные полоски бумаги, на которых описаны
ситуации. При помощи считалки (или по желанию) выбирается водящий,
который выходит и выбирает полоску, читает ситуацию и предлагает
решение. Тот, кто нашел другой выход из ситуации, озвучивает
его.
В результате обсуждения дети
принимают верное решение.
Возможные
ситуации:
Вы нашли потерянную вещь,
которая вам очень понравилась…
Вы получили двойку, родители
огорчатся и будут ругать …
Вы заигрались с друзьями и
не успели выполнить поручение мамы: навести порядок в
комнате…
Вы знаете, что ваш друг
совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого
человека…
Вам в буфете дали сдачи
больше, чем надо было…
Обобщение
–
Всегда ли легко поступать
честно и справедливо?
– Какие качества помогают быть честными и
справедливыми? (смелость, доброта, мудрость,
внимательность, рассудительность).
Учитель, обобщая ответы
детей, акцентирует внимание на том, что у правдивого человека
прямой, открытый взгляд, его уважают, ему доверяют люди, с ним
приятно общаться.
Домашнее
задание
Учитель предлагает детям
пофантазировать и представить, как выглядит город, в котором живут
честные и справедливые люди и город, в котором живут лжецы.
Нарисуйте эти города.
Круг от сердца к
сердцу
Учитель предлагает встать в
круг и проговорить хором слова:
Давайте-ка,
ребята,
На свете честно
жить.
Со смелыми,
правдивыми
Всем хочется
дружить.