ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Тақырып бойынша 11 материал табылды

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье рассматривается важность читательской грамотности в образовательном процессе. Автор подчеркивает, что в современном мире чтение — это не просто навык, а инструмент для обработки информации, формирования критического мышления и успешного обучения.
Материалдың қысқаша нұсқасы

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Аншаева Жумакуль Калдыбековна учительница русского языка и литературы КГУ "Общеобразовательная школа имени Р.Бердибай" отдел образования района Сауран управления образования Туркестанской области


Введение

Современный мир требует от человека умения работать с огромными объёмами информации. Чтение перестало быть просто навыком – теперь это важнейший инструмент познания, который позволяет ориентироваться в информационном потоке, критически оценивать источники и использовать полученные знания на практике.

Особое значение в этом контексте приобретает читательская грамотность – способность человека понимать, интерпретировать, анализировать и применять прочитанную информацию в различных жизненных ситуациях. Этот навык необходим для успешного обучения, так как именно через текстовую информацию учащиеся получают основные знания по всем предметам школьной программы.

1. Понятие читательской грамотности

Читательская грамотность – это не просто умение читать, а способность понимать, анализировать и использовать текстовую информацию.

Читательская грамотность подразделяется на несколько уровней:

1. Базовый уровень – ученик понимает простые тексты, но испытывает затруднения с анализом.

2. Средний уровень – учащийся способен выделять главные идеи, проводить сравнительный анализ.

3. Продвинутый уровень – человек умеет критически оценивать тексты, анализировать скрытые смыслы, интерпретировать сложные концепции.

Чем выше уровень читательской грамотности, тем легче учащемуся усваивать учебный материал и применять полученные знания на практике [1].

2. Значение читательской грамотности в образовательном процессе

Читательская грамотность является важнейшим фактором успешного обучения и влияет на все сферы образовательного процесса. Её значение заключается в следующем:

1. Качество усвоения знаний. Учащиеся с развитой читательской грамотностью лучше понимают учебные тексты, умеют выделять главную информацию, анализировать её и применять при решении задач.

2. Формирование критического мышления. Читательская грамотность помогает оценивать достоверность информации, различать факты и мнения, выявлять логические ошибки и манипуляции.

3. Развитие письменной речи. Чтение способствует расширению словарного запаса, улучшает навыки письменного изложения мыслей, что особенно важно для выполнения контрольных работ, сочинений, эссе.

4. Повышение мотивации к обучению. Если ученик умеет быстро и эффективно работать с текстами, ему легче справляться с заданиями, и это повышает его интерес к учёбе.

5. Успешность на экзаменах и в дальнейшем обучении. Высокий уровень читательской грамотности – залог успешного прохождения школьных и международных экзаменов, поступления в вуз и дальнейшего профессионального развития [2].

3. Методы формирования читательской грамотности

Читательская грамотность развивается постепенно и требует системного подхода. Ниже рассмотрены ключевые методы её формирования.

Развитие осмысленного чтения

- Обучение аннотированию и пересказу текстов.

- Поиск в тексте ключевых слов и главной мысли.

- Развитие умений прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрациям.

Работа с различными типами текстов

- Чтение не только художественной литературы, но и научно-популярных, публицистических, информационных текстов.

- Анализ структуры текста: выделение абзацев, смысловых частей, заголовков.

- Обучение поисковому, просмотровому и аналитическому чтению.

Формирование критического мышления

- Обучение навыкам анализа, интерпретации и аргументации.

- Сравнение информации из различных источников.

- Обсуждение прочитанного в формате дискуссий, дебатов.

Использование цифровых технологий

- Применение интерактивных книг, образовательных платформ, тестов.

- Анализ текстов в электронных СМИ, блогах, соцсетях.

- Использование сервисов для визуализации информации (Mind Maps, интеллект-карты).

Проектная и исследовательская деятельность

- Создание собственных текстов, эссе, рецензий.

- Участие в литературных конкурсах, олимпиадах.

- Анализ произведений с учётом историко-культурного контекста [3].

4. Проблемы и пути решения

Несмотря на важность читательской грамотности, её уровень во многих странах, включая Казахстан, остаётся недостаточно высоким. Среди основных проблем:

- Низкая мотивация к чтению у современных школьников.

- Ограниченное использование интерактивных методик в обучении.

- Слабая культура анализа текстов в школе (преобладает пересказ).

Пути решения:

Внедрение новых методик, ориентированных на осмысленное чтение.

Активное использование цифровых технологий в образовательном процессе.

Развитие проектных и исследовательских заданий по анализу текстов. Организация литературных клубов, чтений, конкурсов [4].

Заключение

Читательская грамотность – это не просто навык чтения, а важнейший инструмент для успешного обучения и развития личности. Развитие этого навыка должно быть приоритетной задачей системы образования, так как оно обеспечивает формирование критически мыслящих, активных и самостоятельных граждан.

Для повышения уровня читательской грамотности необходимо использовать современные методики, цифровые технологии и новые педагогические подходы. В этом случае обучение станет более эффективным, продуктивным и интересным для учащихся, что в свою очередь приведёт к их успеху в образовании и жизни.


Список литературы:


1. Александрова, О. В. Читательская грамотность в современном образовании: методология и практика. — Москва: Просвещение, 2021. — 304 с.

2. Беспалько, В. П. Проблемы формирования читательской грамотности школьников // Вопросы педагогики. — 2020. — № 2. — С. 35–41.

3. Воронкова, Н. Н. Методика развития читательской грамотности в начальной школе. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 256 с.

4. Зайцева, Е. А. Читательская грамотность и критическое мышление: проблемы и перспективы // Современные образовательные технологии. — 2021. — № 5. — С. 44–50.



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
28.02.2025
142
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі