Туркестанская
область
Мактааральский
район
КГУ «Общая средняя школа №
45» «Мадениет»
Учитель
физики Мурзакулов Шерматбой
Мирзоевич
Доклад на
тему:
«Дистанционное обучение с использованием
информационных технологий на уроках
физики»
2021
год
Реформа
образовательной
системе.
Реформа образования направлена на модернизацию и
инновационное развитие. В связи с этим новой целью образования
является формирование креативных и социальных компетентностей,
готовность к переобучению, передаче знаний и технологий. Поэтому в
основу школьного образования положен системно-деятельностный
подход, который отражен в стандартах нового поколения. Приоритетом
современного образования является самореализация и самообразование
личности ребенка. Для достижения этого необходимо внедрение новых
перспективных направлений развития технологий обучения. Одним, из
которых на современном этапе является обучение с использованием
дистанционных технологий, которое уверенно начинает завоевывать
свое место в образовательном процессе школы вместе с традиционными
формами обучения.
Понятие дистанционного
обучения
Дистанционное обучение – это способ организации
процесса обучения, основанный на использовании современных
информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих
осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта
между преподавателем и
обучающимися. Технология заключается в том, что обучение
и контроль над усвоением материала происходит с помощью
компьютерной сети Интернет, а это дает возможность привлечь все
больший круг учителей к освоению и использованию компьютера в своей
работе. Использование дистанционных технологий позволяет наладить
обратную связь в процессе обучения, повысить степень усвоения
учебных, коммуникативных и личностно-адаптивных
компетенций.
Обучение с помощью дистанционных образовательных
технологий предполагает основную опору на средства новых
информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных
средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и
учащихся, учащихся между собой. Оно представляет собой современный
подход к обучению, интересный, развивающийся, способствующий
повышению уровня мотивации как обучающегося, так и учителя, при
этом меняются формы и методы преподавания. Обучающиеся используют
новые образовательные ресурсы и проявляют деловую
активность.
Особенностью содержания обучения с использованием
дистанционных технологий является его открытость. Сеть Интернет
позволяет значительно расширить потенциальную образовательную среду
- ученик перестаёт быть "привязанным" к учебнику или учителю как
основным источникам знаний. Главным компонентом содержания
дистанционного образования является технология работы ученика с
информацией, а не сама информация. От ученика требуется не столько
усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько
ориентация в них. Обучение с использованием дистанционных
технологий базируется на использовании компьютера и
телекоммуникационной сети. Современные средства информационных
технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы
представления материала. Интерактивный способ обучения стал
возможен в силу того, что произошла информатизация общества:
компьютер и Интернет ”пришли” почти в каждый
дом.
Использование дистанционных образовательных
технологий можно применять в урочной и внеурочной
деятельности:
-
при
планировании и проведении уроков;
-
в
работе с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья;
-
в
работе с одаренными детьми;
-
в
работе с детьми, часто болеющими или пропускающими занятия в связи
с выездом на длительный срок (в
санатории);
-
в
проведении консультаций;
-
во
внеурочной деятельности в рамках преподаваемого
предмета.
С
обучающимися можно общаться через Zoom,
Whatsapp,
Skayp по программе дистанционного обучения с детьми,
имеющими ограниченные возможности
здоровья.
В
старших классах ребята могут заниматься созданием индивидуальных
проектов по различным темам. Например, мини-проекты, выполненные в
виде презентаций в Power Point к урокам. При
выполнении таких проектов моя роль – это
учитель-консультант.
Преимущества и недостатки дистанционного
обучения
Дистанционное обучение, имеет ряд неоспоримых
преимуществ.
-
Персонификация обучения. Обучающийся сам или с
помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения
учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого
материала. При этом не регламентируется время выполнения
задания.
-
«Дистанционное обучение предоставляет возможность
получить намного больше информации, позволяющей оценить знания,
навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного
обучения. В том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество
попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности
и т.д.», что позволяет намного гибче управлять проводимым
обучением.
-
Проведение обучения обучающихся, имеющие
ограниченные возможности.
-
«Доступ к качественному обучению лицам, по тем,
или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в
традиционной очной форме».
-
«Использование современных информационных
технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить
эффективную систему управления обучением, построенную на
возможности сбора значительно большей информации о прохождении
обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с
традиционным очным обучением».
-
Возможность использовать неограниченное
количество источников получения информации. Средства новых
информационных технологий обеспечивают обучающихся разнообразными
современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных
пособий и конспектов обучающимся могут
предлагаться:
-
компьютерные обучающие
программы;
-
электронные учебные
пособия;
-
компьютерные системы тестирования и
контроля знаний;
-
электронные справочники;
-
учебные аудио и
видеоматериалы;
-
информационные материалы.
Перечисленные средства безусловно способны
повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного
материала, контроля знаний.
-
Повышение эффективности усвоения учебного
материала за счёт концентрированного представления учебной
информации и мультидоступа к ней.
-
«Использование в образовательном процессе
новейших достижений информационных и телекоммуникационных
технологий, что обучает и работе
с ними».
-
«Обучение в максимально комфортной и привычной
обстановке, что способствует продуктивному обучению», снятию
эмоционального напряжения.
-
Возможность выбора учреждения, в котором будет
происходить обучение. Оно не обязательно должно располагаться в
непосредственной близости от места проживания
учащегося.
-
«Дистанционное обучение расширяет
и обновляет роль преподавателя, который должен координировать
познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые
им курсы, повышать творческую активность и квалификацию
в соответствии с нововведениями
и инновациями».
-
«Повышение качества образовательного процесса за
счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и
тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и
т.д.»
-
«Оперативное обновление методического обеспечения
учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на
машинных носителях легче поддерживать в актуальном
состоянии».
Но наряду с преимуществами дистанционное обучение
имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:
-
Отсутствует личное взаимодействие обучающегося с
преподавателем и сверстниками, которое очень важно особенно в
начальных классах. Эту проблему отчасти может решить общение по
телефону, скайпу, электронной почте, через социальные сети, но
полностью заменить его не может. В связи с этим в начальной школе
важно наряду с дистанционными занятиями организовывать и
очные.
-
Обязательное наличие высокой степени
самоорганизации обучающегося, родителей, так как большую
часть учебного материала ребёнку приходится осваивать
самостоятельно. Не секрет, что даже самый сознательный и
ответственный обучающийся может
-
«Необходим постоянный доступ к источникам
получения образовательных материалов (электронных учебников,
видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая
оснащенность дома» и учебного заведения, предоставляющего данную
услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашей
страны.
-
Обучение ведётся преимущественно в письменном
виде, а обучающихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной
форме.
-
Неготовность участников образовательного
процесса, и прежде всего преподавателей, к осмыслению и овладению
современными педагогическими и информационными технологиями для
организации учебного процесса в дистанционной
форме.
Таким образом, можно сделать вывод, что
дистанционное взаимодействие обучающегося и преподавателя имеет ряд
преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает больше
возможностей перед обучающимся, помогает снять эмоциональное
напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным
образование для любого ребёнка.
Компьютерные обучающие
программы:
http://www.bestfree.ru/s_obraz.php
электронные учебные пособия:
http://elkniga.ucoz.ru/index/biologija/0-106,
http://kurokam.ru/load/predmety/biologija/31;
Литература
-
Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии.
– М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.
-
Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии
дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия",
2006
http://bookash.pro/ru/author/%D0%91.+%D0%98.+%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%BA/