Доклад на
тему:
«Критериальное
оценивание – важный фактор процесса обучения»
Подготовила: Баситова З.Э.
преподаватель информатики
школы-гимназии №19
Талгар - 2019
Ф. Ницше: «Жить- значит оценивать»
Уважаемые коллеги, в
последнее время мы все чаще говорим о том, что современный
выпускник должен быть функционально грамотным.
Но в то же время мы должны
задуматься, а как оценивать грамотность такого ученика, по каким
позициям, критериям? Во все времена существовали самые различные
способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития
менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность
проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание,
меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие
другие факторы. А влияет система оценивания на формирование
учебно-познавательной компетентности учащихся?
Прежде чем говорить об
оценивании имеет смысл прояснить некоторые ключевые понятия. В
частности всегда говорится о том, что учитель передает знания,
учитель транслирует знания. Мы осуществляем важную функцию, но
сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать
нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два
понятия: информация и знания? И можно ли знания передать? На этой
картинке (в такой шутливой форме) отражена суть: информация,
которую мы передаем она может сваливаться у ребенка в голове в
кучу, а вот знание этой информации уже разложены по полочкам. И
важной задачей учителя сегодня является правильное оценивание
превращения информации в знания и умения.
Основу оценочной
деятельности учителя образуют три вопроса:
Под системой оценивания
понимается
не только та шкала, которая
используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки
принято выставлять, но в целом механизм осуществления
контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и
родителями по поводу успешности образовательного
процесса.
Итак, что же такое
оценивание? Оценивание- это сравнение полученных результатов с
нормой или эталоном. Само понятие критериальное оценивание возникло
первоначально в таких сферах как обучение пилотов. Критерий- это
эталон. Норма- показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие
результаты получили. И большинство учащихся, то чему мы учили
усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы плохо учим? Тогда у нас и
норма будет другой.
Формативное (формирующее)
оценивание – это
целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика.
Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего
безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в
соответствии с критериями и предполагает обратную связь «если
результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения
с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной
(формирующей)».
Целью формативного
оценивания является корректировка деятельности учителя и
учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности
предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися
для улучшения результатов обучения.
Формативное оценивание дает
возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к
целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс
на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень
ответственности за свое образование.
Суммативное (итоговое)
оценивание предназначено для определения уровня
сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при
завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени.
Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения
различных видов проверочных работ (теста, контрольной,
лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта,
устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные
работы, являются основой для определения итоговой
оценки.
Цель суммативного
оценивания –
констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений
и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и
определение соответствия полученных результатов требованиям
стандарта.
Уважаемые коллеги существует
огромное количество оценочных техник, мы с вами остановились
на технике
оценивания, сфокусированной на критериальном
оценивании.
Итак, критериальное
оценивание – это процесс, основанный на сравнении
учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно
выработанными, заранее известными всем участникам процесса
критериями, соответствующими целям и содержанию образования,
способствующими формированию учебно-познавательной компетентности
учащихся.
При критериальном оценивании
нормативная функция должна измениться,
информационно-диагностическая- поставлена на первое место, а
карательно-поощрительная функция должна быть
ликвидирована.
На протяжении многих лет нас
так оценивали и мы так оцениваем используем метод вычитания. Т.е.
когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему
ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы
ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной
отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что
оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому
уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый
подход и очень важная вещь.
На этом и строится
критериальное оценивание.
Чтобы пользоваться
критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала
познакомиться со следующими терминами.
-
Крите́рий
—
признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на
соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются
дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается
четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат
выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору –
это определение степени приближения ученика к данной
цели.
-
Дескриптор
–
описание уровней достижения конкретного балла,
которое последовательно показывает
все шаги учащегося по достижению наилучшего результата,
каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем
выше достижение – тем больше балл по данному
критерию.
Пример составление критериев, рубрикатора и
дескрипторов
Критерии, разработанные для
оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны
описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.
Примерные процедуры совместной (учитель –
учащиеся) разработки критериев
1.
Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы,
главы, раздела.
2.
Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым
будут оцениваться работы.
3.
Запишите на доске критерии, предложенные
учащимися.
4.
Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные
критерии.
5.
Расположите критерии по степени важности.
6. В
процессе обсуждения выберите приоритетные
критерии.
7.
Если предполагается выставление отметки, определите количественное
выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию
(разбивку на уровни выполнения задания).
В дальнейшем работы учащихся
необходимо оценивать только в соответствии с разработанными
критериями.
Практическая значимость
критериального оценивания
-
Оценивается только работа
учащегося.
-
Работа учащегося
сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы,
который известен учащимся заранее.
-
Учащемуся известен четкий
алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить
уровень своей работы и информировать родителей;
-
Оценивают у учащихся только
то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное
выражение учебных целей.
Критериальное оценивание
позволяет:
Учителям:
-
Разработать критерии,
способствующие получению качественных результатов
обучения;
-
Иметь оперативную информацию
для анализа и планирования своей деятельности;
-
Улучшить качество
преподавания;
-
Выстраивать индивидуальную
траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных
особенностей;
-
Использовать разнообразные
подходы и инструменты оценивания;
-
Вносить предложения по
совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
-
Использовать многообразие
стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для
выражения своего понимания;
-
Знать и понимать критерии
оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии
успеха;
-
Участвовать в рефлексии,
оценивая себя и своих сверстников;
-
Использовать знания для
решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически
мыслить.
Родителям:
-
Получать доказательства
уровня обученности ребенка;
-
Отслеживать прогресс в
обучении ребенка;
-
Обеспечивать ребенку
поддержку в процессе обучения.
-
Итак, уважаемые коллеги!
Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед
учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания
успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки
не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к
продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать
инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать
новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на
современном этапе, когда мы через изменение образовательной
парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре
учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь
направляет.