Доклад на тему
«Эффективные методы и приемы обучения по казахскому
языку.»
Сегодня все больше людей
осознают необходимость изучения казахского
языка
В настоящее время особую актуальность приобретает
проблема формирования у детей активного изучения языков .
Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в
технике. А наша задача направить их умения в нужное русло,
подсказать, как добыть знания, заинтересовать, добиться, чтобы их
глаза загорелись интересом к познанию к творчеству, уметь вовремя
подсказать и поправить. От учителя зависит, насколько интересным,
насыщенным и плодотворным будет учебный процесс. Очень часто в
процессе урока мы замечаем, что тот или иной ученик отвлекается на
посторонние темы, плохо запоминает материал, не может высказать
свои мысли. Возникает вопрос, как создать условия, при которых бы
ученик с большим вниманием и интересом слушал учителя, хорошо
понимал и усваивал материал, и при котором бы шло развитие
познавательных процессов? В своей практике в среднем звене я
использую разнообразные игровые элементы, вызывающие у учеников
положительную мотивацию к изучению казахского языка. Самый
известный и наиболее частый по употреблению элемент
занимательности, используемый на уроке,-
это Игра. . В
4,5,6 классах продолжает проявляться потребность в активной игровой
деятельности. Поэтому необходимо сочетать разные виды деятельности:
практическую, познавательную, игровую, творческую активность .На
моих уроках обязательно приветствие в начале урока физминутка. В 4
классе после тем на пример «Еңбек адамдары» Кішкентай
тігінші прошу ребят создать постер и разыграть игровую
деятельность .Ребята в этом возрасте запоминают то, что интересно,
эмоционально, неожиданно или новое. Игровая деятельность как
элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки
домашнего задания до выполнения контрольной работы и
обобщения.
Конечно, любую дидактическую игру всегда
сопровождаю картинками, наглядными предметами, чтобы ребенок мог
увидеть, пощупать, ведь всё, что мы изучаем для многих из них ново,
впервые. Большое внимание нужно уделять правильному произношению и
употреблению слов. С этой целью я каждый урок начинаю с речевой
разминки. Заучиваем новых слов
Провожу это опять в виде игры. Каждая группа
готовит по три четыре слова, на которые должны ответить хором «ДА»
или «НЕТ».Например, күріш- рис
шырын-сок,қарақұмық-гречка.асбұршақ-горох,даяшы-офицант. Какие активные методы, стратегии мы бы не
применяли, они должны быть направлены на достижения цели урока.
Нам, педагогам новой формации, необходимо научить детей думать,
развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде.
На уроках казахского языка я прошу ребят подойти к окну и
посмотреть, какая погода за окном, кого они видят и т.д. Сначала
ребята говорят отдельные слова, потом короткие предложения. Такой
прием я назвала «разговорная минутка».Во время проведения занятия я использую
взаимопроверку – наиболее любимый детьми способ, им всем хочется
побыть в роли учителя. Взаимопроверка осуществляется по образцу
соседом по парте или по выбору самого проверяемого. Я требую от
проверяющих исправления ошибок и вынесения количества ошибок на
поля. Чтение текстов на уроках-довольно скучное занятие, когда один
читает, а остальные делают вид, что принимают участие в процессе.
Для того, чтобы учащиеся действительно были заинтересованы чтением,
я даю им задание: найдите ошибки при чтении вашего одноклассника.
Учащиеся , вооружившись карандашами, отмечают те слова и выражения,
в которых были допущены неточности при чтении и затем называют и
исправляют ошибки, тем самым повторяя правила чтения и произношения
слов. В заключение своего доклада хочется
сказать. Учитель больше не источник информации, учитель
уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и
требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для
себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть эффективный
подход к обучению. Акцент делается не на полученные знания, а на
процесс их применения.