Материалдар / факультатив по русскому языку "Пути понимания текта"

факультатив по русскому языку "Пути понимания текта"

Материал туралы қысқаша түсінік
Программа факультативного курса «Пути понимания текста» формирует основы художественных и речевых знаний, вдохновляет на собственное творчество, способствует развитию мышления, образной, эмоциональной речи, помогает добиваться успеха в процессе коммуникации. Факультативный курс направлен на организацию систематической работы над пониманием текста, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
30 Қараша 2021
668
6 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

КГУ «Средняя школа с. Айнаколь» отдела образования г.Аксу,

управления образования Павлодарской области









Сейлханова Р. К.




«Пути понимания текста»

Факультативный курс






















2021г.





Сейлханова Роза Кайруллиновна учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа с. Айнаколь» отдела образования г. Аксу, управления образования Павлодарской области

«Пути понимания текста» Факультативный курс





Программа факультативного курса «Пути понимания текста» формирует основы художественных и речевых знаний, вдохновляет на собственное творчество, способствует развитию мышления, образной, эмоциональной речи, помогает добиваться успеха в процессе коммуникации. Факультативный курс направлен на организацию систематической работы над пониманием текста, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.


«Мәтінді түсіну жолдары» факультативтік курсының бағдарламасы көркемдік және сөйлеу білімінің негізін құрайды, өзіндік шығармашылыққа шабыт береді, ойлаудың, бейнелі, эмоционалды сөйлеудің дамуына ықпал етеді, коммуникация процесінде жетістікке жетуге көмектеседі. Факультативтік курс мәтінді түсіну бойынша жүйелі жұмысты ұйымдастыруға, сондай-ақ өз мәлімдемесін өз бетімен құру қажет болған жағдайда білім мен дағдыларды іс жүзінде қолдануға бағытталған.
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Творчество — деятельность,

порождающая новые ценности, идеи,

самого человека как творца.

«Философский словарь».

Задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всем, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Важнейшую же роль в развитии речи учащихся, а также их творческих способностей играют творческие работы (сочинения, разбор и анализ текстов).

Говоря о творчестве ученика, следует помнить, что любой ребенок обладает огромными творческими задатками—памятью, воображением, непосредственной яркостью впечатлений.

Научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо – это одна из самых серьезных и трудных задач, стоящих перед современным педагогом. На уроках русского языка и литературы мы приобщаем своих учеников к прекрасному, к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям поэтов и писателей, воспитываем потребность в чтении, интерес к литературе, к пониманию художественного слова. Наряду с этим необходимо развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами русской речи.

Данный факультативный курс поможет учащимся старших классов подготовиться к сдаче итоговой аттестации по предмету «Русский язык и литература». Весь курс направлен на системную работу над текстом. Учащиеся отрабатывают навыки грамотного письма сочинений- рассуждений на заданную тему и по тексту, учатся самостоятельно работать с тестовыми заданиями, выполнять комплексный анализ текстов разных типов и стилей. В ходе работы над текстами учащиеся дают полные ответы на вопросы, учатся сами формулировать «толстые» и «тонкие» ответы, составляют кластеры и синквейны с ключевыми словами. Используя стратегии ПОПС, РАФТ, учащиеся раскрывают тайны сюжета и композиции текста, дают оценку литературному герою, готовят личное публичное выступление или проблемные вопросы для дискуссии, представляют свою позицию и позицию автора в раскрытии темы текста, а искусство перевоплощения помогает учащимся глубже понять смысл текста и подготовить выразительное чтение.










Цели и задачи факультативного курса

Факультативный курс «Пути понимания текста» нацелен на то, чтобы совершенствовать устные и письменные навыки и умения речевой деятельности, развивать творческие возможности и способности при анализе художественных произведений.

-овладение новой литературоведческой терминологией;

-умение анализировать текст;

-умение проследить за развитием сюжета и проанализировать образы героев литературного произведения;

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству;

-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

повышение мотивации к чтению;

-развитие читательской культуры учащихся.


Умения и навыки:

-применять на практике полученные знания по орфографии и пунктуации;

-строить сочинение-рассуждение в соответствии с заданной темой;

-вычленять главное в информации;

-сокращать текст разными способами;

-правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

-грамотно писать сжатое изложение и сочинение- рассуждение

-работать с тестовыми заданиями





Ожидаемые результаты


Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё неродного языка (русского), умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием










Календарно-тематическое планирование


Тема занятий

Кол часов

1

Текст как результат речевой деятельности

1

2-3

Понимание текста. Тема, основная мысль

2

4

Целостность текста

1

5-6

Что такое микротема. Абзацное членение текста

2

7-8

Изобразительно-художественные средства связи

2

9-10

Смысловая организация текста

2

11-12

Сокращение текста. План

2

13-14

Практическая работа с текстом

2

15-16

Правила составления реферата

2

17-18

Типы речи.

2

19

Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему.

Структура сочинения на лингвистическую тему.

1

20

Формулировка тезиса

1

21

Аргументы

1

22

Вывод сочинения на лингвистическую тему

1

23-24

Практическая работа

2

25

Сочинение –рассуждение по тексту.

Критерии оценивания

1

26

Формулировка тезиса сочинения-рассуждения

1

27

Аргументы

1

28

Вывод сочинения-рассуждения

1

29

Практическая работа

1

30-31

Стили речи. Тексты разных стилей

2

32

Аннотация. Отзыв. Рецензия.

1

33-34

Комплексный анализ текста

2







Содержание занятий.


Тема №1 «Текст как результат речевой деятельности»

Цели урока:

-активизировать знания по теме «Текст», «Виды речевой деятельности».

-формировать умения учащихся создавать на основе видов речевой деятельности текст;

-содействовать дальнейшему совершенствованию навыков грамотной устной и письменной речи.

-усвоить понятия: текст, вид связи предложений в тексте.


Оборудование: проектор, экран, раздаточный материал для учащихся.


Ход урока

Организационный момент. Целеполагание.

-Исходя из темы урока, поставьте для себя несколько целей. Сформулируйте, прочитайте.

Учитель обобщает и подводит к целям данного урока. Актуализация знаний учащихся по теме «Понятие о тексте».

Перед вами на доске слова: текст, текстиль, текстовка, текстура. Являются ли они однокоренными

В тетради дайте письменное определение каждого понятия, а кому трудно, составьте с этими словами предложения или словосочетания. (На выполнение задания отводится не более 3 минут). Давайте послушаем друг друга (3-4 ответа). У кого определения отличаются? А теперь проверим по словарю. Какой словарь мы откроем? (Словарь иностранных слов, толковый словарь). Кто был близок к верной трактовке?

Как вы понимаете слово «текст» . Вы можете дать определение.

-На экране задание, определите, что является текстом, а что нет. По каким признакам определили текст?

Задание 1

Вороне где-то бог послал кусочек сыру. Ворона – птица семейства вороновых с телом длиной около 47 см и серым либо черным оперением. А в луже, глубокой-преглубокой, ворона купается. Обитают вороны в Евразии и Северной Америке. И даже каркает она от удовольствия: такая вода приятная! На ель ворона взобралась… Птица способна к сложным формам поведения и умеет хорошо приспосабливаться к различным условиям среды. Ворона каркнула во всё воронье горло.

Задание 2

Ворона– птица семейства вороновых. Длина ее тела составляет около 47 см. Оперение серое или черное. Обитают вороны в Евразии и Северной Америке. Птицы способны к сложным формам поведения и умеют хорошо приспосабливаться к различным условиям среды.




Лексико-грамматическое единство


кластер ОСК (опорных схем и конспектов)




тема информативность членимость

текст

ситуативность смысловая целостность завершённость

Задание 3

Кратко охарактеризовать признаки текста (работа в группах)


1.Информативность. Логический порядок следования. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

2.Связность. Смысловая целостность (цельность). Завершенность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи. Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

3.Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения .

4.Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

: оцените работу каждого участника в группе.

-дан набор предложений. Докажите, что это текст. Определите вид связи предложений в тексте.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ