Материалдар / Философия (Сборник лекции)
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Философия (Сборник лекции)

Материал туралы қысқаша түсінік
Философия сабағынан лекциялар жинағы \РУС/
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
30 Қазан 2019
550
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ФИЛОСОФИЯ

Цель
Изучение философии является одной из важных задач каждого студента, стремящегося получить
классическое гуманитарное образование. Это обусловлено тем, что именно благодаря философии
молодой человек приобретает представление об основных идеях культурного развития человечества,
получает знания о современной научной картине мира, приобщается к творческому наследию
выдающихся мыслителей прошлого. Изучение философии, знакомство с интеллектуальным опытом
человечества способствует духовному развитию человека, формирует его как личность, как
дееспособного, нравственного специалиста.
Овладение курсом философии предполагает развитие у студентов интереса и потребностей к
самостоятельному и творческому мышлению, формирование способности и умения оценивать
исторические события и факты действительности с позиций целостного представления о мире и месте
человека в нем, признания ценностей гуманизма и духовного плюрализма.
Задачи

- выработке понимания особенностей философского мышления, освоению навыков обобщения, умению
логично излагать, аргументировано отстаивать свою позицию и способности в определенных условиях
признавать правоту оппонента,
- формированию устойчивых представлений о содержании основных этапов развития мировой и отечественной
философии в контексте общечеловеческого и российского культурно-исторического процесса,
- освоению современных знаний о проблемах человеческого бытия и познания мира, о ценностях и идеалах
культуры в условиях многообразия философских и научных школ и направлений,
- овладению навыками самостоятельного использования общенаучной методологии исследования проблем
развития и функционирования общества, государства, социальных институтов и человеческой личности.
3

Исторические типы мировоззрения
Мифология

Религия

Философия

Удвоение мира, вера в сущестМиф, ранняя форма духовной куль- вование той или иной разновидности сверхъестественных
туры человечества, объединял
сил, в их главенствующую
в себе зачатки знания, фантазии,
роль в мироздании и жизни
верования
людей

Рационально –
теоретическая
форма
мировоззрения,
система общих
теоретических
взглядов на мир,
на место в нем
человека

Общее
Опирается на веру как на
способ существования
религиозного сознания,
особое настроение,
переживание, эмоции

Типы мировоззрения
Различия

Опирается на разум,
реальные
наблюдения, логический
анализ, обобщения,
выводы, доказательства
5

Основные типы мировоззрения
Повседневное (обыденное)
мировоззрение

Существует в форме здравого
смысла, стихийных,
несистематизированных,
традиционных представлений о
мире

Религиозное мировоззрение
Связано с признанием
сверхъестественного мирового
начала,его основа выражается в
иррациональной и
эмоционально-образной форме

Мироощущение
Мировосприятие
Миросозерцание
Целостное осознание и
переживание
воздействующей на
человека реальности в
форме ощущений,
восприятии,
представлений, и эмоций

Философское мировоззрение
Выступает в понятийной,
категориальной форме, опираясь
на достижения науки о природе и
обществе, обладая определенной
мерой логической
доказательности

Научное мировоззрение
Теоретические взгляды на
окружающий мир, основанные
на данных науки

Миропонимание
Представляет собой
понятийный,
категориальный,
интеллектуальный
аспект
мировоззрения

6

Философия и мировоззрение

Мировоззрение

Обобщенная система взглядов
человека на мир в целом, на свое
собственное место в нем, понимание
и оценка смысла своей жизни,
деятельности;

Философия
Рационально –
теоретическая форма
общественного
сознания,
направленная на
выработку целостного
взгляда на мир, и на
место в нем человека,
и исследующая
вытекающие отсюда
познавательное,
этическое и
эстетическое
отношения человека к
миру

7

Связь философии и мировоззрения
Мировоззрение

Философия
Общее

Поиск ответов на вопросы
1.Что представляет собой природа, окружающий мир?
2.Каково место человека в этом мире?
3. Может ли человек познать мир и каким образом достигается
познание?
4. Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?
5. Что такое истина, добро, красота и т.д.?

Различие
1. Понятие «мировоззрение» шире по объему, чем понятие «философия»
2. Мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия
3. Существуют различные типы мировоззрения, в т.ч. мифология и религия
4. Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких масс
5. Философия отличается от стихийного мировоззрения тем, что она реализует
мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к
действительности
8

Структура научного мировоззрения
Политические взгляды,
идеи и теории

Правовые взгляды,
идеи и теории

НАУЧНОЕ
Философские взгляды,
идеи и теории
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Этические взгляды и
этические оценки

Идеи, теории
естественных,
общественных и
других наук

Эстетические взгляды
и эстетические оценки

49

Предмет философии
Философия
1.Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного
ЛОСОФИЯ
взгляда на мир и место в Ф
немИ
человека.
2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека
к миру
3.Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления
Человек - человек

ЧЕЛОВЕК

ОБЩЕСТВО
Человек - общество

Человек - природа

Человек

Человек - мир

ПРИРОДА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
10

Функции философии
Мировоззренческая

рационально-теоретический способ ориентации
в мире как следствие обобщения, интеграции
всех видов человеческой практики и культуры

Гносеологическая

оценка принципиальных возможностей познания
разработка учения о характере и закономерностях
познавательного процесса

Методологическая

разработка теории поисковой деятельности, ее
принципов, способов, норм

Социальная

гармонизация общественных отношений на
гуманитарных основаниях

Аксиологическая

утверждение социально-удостоверенных ценностей,
стандартов, идеалов, регламентирующих
многообразие общественных и личных отношений

Гуманистическая

сверхзадача философии – показать «каким» надо
быть, чтобы быть человеком.
И.Кант
11

Функции философии
Основные
Мировоззренческая
1. Выработка средств мировоззренческой

ориентации человека
2. Выработка системы взглядов на
объективный мир, и место в нем человека,
на отношение человека к окружающей его
действительности и самому себе, а также
обусловленные
этими
взглядами
основные жизненные позиции людей, их
убеждения, идеалы, принципы познания и
деятельности, ценностные ориентации

Основные направления
применения философии,
через которые реализуются
ее назначение.

Методологическая
1.Выработка системы принципов и
способов
теоретической
и
практической деятельности
2.Выработка методологических
принципов исследования в области
частных наук

Другие функции
Гносеологическая
Аксиологическая
Воспитательно гуманитарная

Логическая
Критическая
Прогностическая
12

Структура философского знания
Онтология
(учение о бытии)

Гносеология
(учение о познании)

Методология
(учение о методе)

Логика

Философия
природы

Социальная
философия

Эстетика
(учение о прекрасном)

Этика
(теория морали)

Философская
антропология

История
философии
13

Основной вопрос философии
(традиционная трактовка)

Отношение сознания - к материи, духа – к природе
Вторая сторона
Тождество мышления и бытия
(вопрос о познаваемости мира)

Первая сторона
Что первично:
материя или сознание?
Материя первична,
сознание есть свойство
высокоорганизованной
материи

Материя и сознание – два
первоначала,
существующие
независимо друг от друга

Материализм

Дуализм

Первично сознание,
материя независимо
от сознания не существует

Идеализм
7
14

Основной вопрос философии
(продолжение)

Тождество мышления и бытия

Вопрос о познаваемости мира

Мир познаваем
Материализм

Идеализм

Материализм

Объективный
идеализм

Сознание
отражает
объективный
мир

Сознание человека
есть постижение
духовного основания
мира, самопознание
духа

Мир
непознаваем
Агностицизм
(субъективный идеализм)
Человек имеет
дело только с
ощущениями,
мы не знаем,
что за ними
каков мир, и
существует ли
он вне нас

Мир «вещей
в себе» не
познаваем
И.Кант
(1724-1804)

Д.Юм
(1711-1776)

15

Основной вопрос философии
(его решение материализмом)

Соотношение сознания и материального мира
Первичность материального мира
и вторичность сознания

Тождество мышления и бытия
(познаваемость мира)

Процесс
познания.
Истина

Материя

Формы и
методы
познания

Практика - основа,
цель, критерий
познания

Сознание

Атрибуты материи
Движение

Пространство

Время

Отражение
16

Основные характеристики материализма

Материализм –
направление в

философии,
признающее
первичность

материи и,
считающее сознание

свойством материи, т.е.
вторичным по
отношению к ней

По отношению к общественно-исторической практике
различают созерцательный мат-м и практически
действенный
С
т.з.
используемого
метода,
различают
метафизический материализм и диалектический
материализм
По толкованию сущности сознания различают
материализм научный и вульгарный
С т.з. оценки роли различных сторон процесса
познания различают школы рационалистического
и сенсуалистического материализма
Различают сознательный и стихийный (наивный),
философски не оформленный материализм
17

Основные формы материализма
Формы материализма
Наивный
(созерцательный)
материализм

Метафизический
материализм

Основной метод
познания:
созерцательный

Основной метод
познания:
метафизический

Представители:
Фалес (625-547гг до

Представители

н.э.)
Гераклит (544-482 до
н.э.)
Демокрит (460-371 до
н.э.)
Эпикур (341-270 до
н.э.)

Ф.Бэкон (1561-1626)
Б.Спиноза (1632-1677)
Д.Локк (1632-1704)
П.Гольбах (1723-1789)
М.Ломоносов (1711-1765)
Л.Фейербах (1804-1872)

Диалектический
материализм
Основной метод
познания:
диалектический
Представители:
К.Маркс (1818-1883)
Ф.Энгельс (1820-1895)
И.Дицген (1828-1888)
Г.Плеханов (1856-1918)
В.Ленин (1870-1924)

Лукреций Кар
(99-55 до н.э.)
18

Общая характеристика идеализма
Объективный идеализм
Идеализм –
направление в
философии,
исходящее из
первичности
духа, идеи,
сознания,
вторичности
материи,
природы, бытия.

Объективные идеалисты принимают за первичное
некую идею вообще, безликий разум, который они
называют «абсолютной идеей», «мировой волей».
Идеальное начало, мировой дух, говорят они,
творит мир и все бытие.
Представители: Платон (460-370 до н.э), Лейбниц
(1647-1716), Гегель (1770-1831), Шеллинг (17751854); неотомизм

Субъективный идеализм

За первичное принимают сознание субъекта,
чувствующего и мыслящего «Я», а затем уже из
человеческого сознания выводят природу и на этом
основании так или иначе отрицают существование
предметов реального мира и объективный характер
законов его развития. Следовательно, человек
воспринимает лишь свои собственные ощущения.
Представители: Беркли (1685-1753), Юм (1711-1776),
Фихте (1762-1814), Мах (1838-1916), Авенариус (1843-1896).
19

Типология философских систем
Дуалистические и
плюралистические
концепции
Философский
агностицизм

Метафизическая
философия

По субстанциональному
основанию

Монистические

По гносеологическому
основанию

Познавательный
оптимизм

По методологическому
основанию

Сенсуализм,
эмпиризм

По пониманию роли
форм познания

Религиозная
философия

По отношению
к религии

Философия
сцеинтизма

По отношению к
науке

Созерцательная
философия

По отношению
к практике

Философия
теоцентирзма

Диалектическая
философия

Рационалистическая
философия
Атеистическая
философия
Философия
антисциентизма
Активнопреобразующая
философия

Философия
космоцентризма

По основной проблемной
направленности

20

Классификация философских учений
История
философии
Исторические
формы

Теория философии

Философия
Древнего мира

Теория
всеобщего

Социальная
философия

Философия
человека

Философия средних
веков

Теория
бытия

Философия
истории

Философская
антропология

Философия
Возрождения

Философия
природы

Философия
политики

Философия познания

Философия Нового
времени

Теория
развития
(диалектика)

Философия науки,
техники, морали

Теория мышления
(логика)

Философия
XVIII-XIX вв.

Философия войны, мира и
армии

Философия ХХ века - современные типы философских систем
Отечественная
философия

Западноевропейска
я философия

Американская
философия

Восточная
философия и т.д.

21

Древнеиндийская философия
Основные периоды древнеиндийской философии:
Первый период. Ведический (XY-YI вв. до н.э.) Веды - древнеиндийские памятники
религии. Состоят из нескольких книг. Оправдывают существование в древней индии
каст: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевладельцы,
ремесленники, торговцы), мудры (низшая бесправная каста).
Второй период - эпический (YI-II вв. до н.э.) Формируются учения, оппозиционные ведам.
Буддизм. Джайнизм. Чарвака. Санкхья. Йога.
Третий период - Эра сутр (II в. до н.э. – YII в. н.э.). Это краткие философские трактаты,
рассматривавшие отдельные проблемы. Этим завершается период древнеиндийской
философии. В дальнейшем господствующее положение в ней занимает учение Гаутамы
Будды – буддизм.
Общие черты индийских философских систем:
1) философия рассматривается как руководство к жизни.
2) начальной стадией философских учений выступает пессимизм.
3) во всех системах, кроме чарвака, господствует вера в вечный
нравственный закон-карму (сумма поступков человека, определяющая его
дальнейшую жизнь).
4) Важнейшая задача человека-контроль над своим собственным Я.
5) Цель человека-нирвана (блаженство, мания, счастье)
22

Древнеиндийская философия
Проблемы бытия

Проблемы познания

-

опирается на законы космической
эволюции, цикличности, порядка и
взаимосвязанности;
-бытие и небытие ассоциируются с
вдохом и выдохом Бога-творца. Он
живет 100 космических лет, затем
умирает,
наступает
абсолютное
небытие, тоже 100 лет, затем вновь
появляется
жизнь
при
новом
рождении творца, но уже более
совершенная;
-мир взаимосвязан, любое событие,
поступок человека, явление природы
влияет на жизнь космоса;
- Цель
эволюции,
развития

достижение все более совершенного
духа
через
постоянную
смену
материальных форм.

особенность познания в
индийской философии – не
изучение внешних признаков
предмета, а изучение процессов,
происходящих в сознании при
соприкосновении
с
миром
предметов и явлений;
- поэтому выделяют три вида
сознания:
материальное
сознание,
чистое
сознание
(первичная энергия, из которой
возникли
люди),
сознание
сновидения, мираж;
-согласно индийской философии,
каждое сознание заслуживает
изучения.

-

23

Особенности видения мира и окружающей
действительности Древнекитайской философией
• восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;
• понимание отдельных событий и истории в целом как циклического
процесса;
• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное
воплощение на Земле космических циклов;
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
•понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке,
предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально
продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав,
физических упражнений, правильного образа жизни и правильного
отношения к окружающей действительности);
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").

24

Античная философия
Досократовский
период
(YII-Y вв. до н.э.)

Классическая
период
(Y-YI вв. до н.э.)

Элинистический
период
(IY вв. до н.э.-II в.н.э. )

Милетская школа
Атомистический материализм
Фалес (624-547 гг. до н.э.)
Платонова академия
Левкип (500-440 гг. до н.э.)
Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.)
Демокрит (460-370 гг. до н.э.)
Анаксимен (588-525 гг. до н.э.)

Пифагорейская школа
Пифагор (584-500 гг. до н.э.)
Элейская школа
Ксенофан (565-470 гг. до н.э.)
Парменид (540-470 гг.до.н.э.)
Зенон (490-430 гг.до н.э.)
Диалектика
Гераклит (540-480 гг.до н.э.)

Эпикурийская школа
Софистика
Протогор (481-411 гг. до н.э.)
Скептицизм
Горгий (483-373 гг. до н.э.)
Этический рационализм
Сократ (469-399 гг. до н.э.)

Объективный идеализм
Платон (460-370 гг.до н.э.)

Эклектизм

Римский период
(I до н.э. -Y вв. н.э.)

Аристотель (384-322 гг. до н.э).
25

Первые философские школы Древней Греции
(досократические)

Досократические философские школы Древней Греции возникли в YII-Y вв.
до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления

Особенности:
- ярко выраженный космоцентризм;
- повышенное внимание к объяснению
явлений окружающей природы;
- поиск первоначала, породившего все
сущее;
- одушевление неживой природы;
-доктринерский недискуссионный
характер учений).

Наиболее известные ранние
философские школы Древней Греции

Милетская школа;
Школа пифогарийцев;
Школа Гераклита Эфесского;
Элейская школа;
Атомисты.

26

Материализм и идеализм в античной философии
Материализм
Стихии:
вода,
земля,
воздух,
огонь
и
т.д.
Апейрон
(Анаксимандр),
Атомы (Демокриг)

Естественная, природная,
сама по себе существующая

Внешний вещественный
мир

Идеализм
Первооснова
мира

Закономерность мира

Источник
знаний

Числа (Пифагор)
Идеи (Платон)

Осуществление воли,
разума надприродного,
сверхъестественного,
божественного

Мир идей, воспоминания
души об идеях вещей
27

Средневековая философия
Схоластика (IX-XY)
Главная проблема-отношение веры и знания
Основной тезис-вера выше разума
Основной философский вопрос – отношение
общего к единичному

Реализм
«универсалии»
(предельно общие понятия)
существуют реально
до единичных вещей и
независимо от них

Три
периода

Основные черты
философии:
теоцентризм;
креационизм;
теодицея;
эсхатология;
утверждение, что
вера выше разума

Номинализм
«универсалии» не
существуют реально
независимо от человека,
они - только общие имена

Период ранней схоластики
Период зрелости
Период упадка (XIY-XY)
(XIII в)
(IX-XII)
Уильям Оккам (1300-1350 гг)
Августин Блаженный (354-430гг)
Жан Буридан (XIYв)
Иоанн Скотт (810-877гг)
Фома Аквинский
(1225-1274г)
Ансельм (1033-1109гг)
Никола Орем (1320-1382гг)
Пьер Абельяр (1079-1142гг) Дуанс Скотт (1265-1308гг)
28

Схола́стика (греч. Σχολή — «свободное время, досуг,
школа» греч. Σχολαστικός — «учёный», scholia —
«школа») — систематическая европейская средневековая
философия, сконцентрированная вокруг университетов и
представляющая
собой синтез христианского (католического) богословия и л
огикиаристотеля. Схоластика характеризуется соединением
теолого-догматических предпосылок с рационалистической
методикой и интересом к формально-логическим
проблемам.

Теологическая философия средних веков
Средневековая теологическая философия - ведущее философское
направление, распространенное в Европе в V - XVI вв., которое признавало
Бога в качестве высшего начала, а весь окружающий мир - его творения.

ОСОБЕННОСТИ
Зарождается еще в Римской империи в
I-V вв. н.э. на основе раннего
христианства и античной философии и
достигает расцвета в Y-XIII вв. н. э. (в
период между
распадом Западной
Римской империи (476 г.) и началом
эпохи Возрождения);

Отличалась ориентацией на религию,
теологию,
оторванностью
от
реального
мира,
догматизмом,
назидательностью.

Основные черты
• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских
исследовании являлся Бог);
• изучение природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания;
• господство догматов (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении всего Богом и откровении
(Бога о самом себе - в Библии);
• человек выделялся из природы и объявлялся высшим творением Бога;
• провозглашается принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
• выдвигалась идея о спасении души в будущем при богоугодном поведении;
• мир считался познаваемым через познание Бога, веру в него.
29

Основные догмы средневековой теологическая философия
Согласно
догмату
творения

• Бог сотворил окружающий
мир из ничего;

творение
мира
есть
результат акта Божественной
воли;
• мир сотворен благодаря
всемогуществу Бога;
• единственным творческим
началом
во
Вселенной
является Бог;
• Бог вечен, постоянен и
всепроникающ;

подлинным
бытием
обладает только Бог;
• сотворенный Богом мир не
есть подлинное бытие, он
вторичен по отношению к
Богу;
• так как мир не обладает
самодостаточностью и возник
по воле другого (Бога), он
непостоянен, изменчив и
временен;
• • нет четкой границы между
Богом и его творением.



Согласно
догмату
откровения

Решение
проблем
добра
и зла

можно

• мир всецело сотворен
Богом;

Бог
носитель
и
сосредоточие
добра
и
справедливости;

следовательно,
окружающий
мир
изначально
наполнен
добром;
• зло в мир приносит
дьявол (сатана) - падший
ангел, восставший против
Бога;
• т.к. зла первоначально в
мире не было, оно часто
маскируется под добро и
так
добивается
своих
темных целей;
• в мире идет постоянная
борьба между добром и
злом, но поскольку мир творение Бога и Бог
добрый, то добро в итоге
одержит победу над злом.

мир

познать,

только познав Бога;

• самый надежный способ
познания

Бога

и

всего

сущего – откровение, т.е.

Изучение

и

толкование

Библии;
• прямой путь постижения
Бога – вера.

30

Материализм и идеализм средневековой философии
Идеалистическая
тенденция

Направления
схоластики

Реализм: подлинно
существуют не вещи, а
общие понятия –
универсалии
(Ф.Аквинский, Ансельм
Кентерберийский)

Природа
общих понятий
(универсалий)

В религии, в богословии

Истинное
знание

Материалистическая
тенденция
Номинализм: понятиялишь названия, имена;
реальны только отдельные
вещи (Дунс Скотт, Иоанн
Росцелин)
Концептуализм: понятия –
имена, фиксируют общие
черты отдельных вещей
(Пьер Абеляр)

Возможно и вне богословия
(Дунс Скотт, Уильям Оккам)

Схоластика - господствующий тип средневековой теологической
философии,
отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности,
замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение
религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.
31

Философия эпохи Возрождения
Совокупность философских взглядов, возникших и развивавшихся в Европе в XYXYII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность,
жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека, его возможности и творческий
потенциал.

Характерные черты
Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его
безграничные возможности и достоинство;
Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, отрицание не самой
религии , Бога, а организации, сделавшей себя посредником между богом и
верующими, а также схоластики;
Принципиально новое пантеистическое миропонимание;
Интерес к социальным проблемам обществу, государству;

Широкое распространение идеи социального равенства
32

Натурфилософия (XYI – XYII вв.)
Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее
целостности. КкКККК, опираясь на научные открытия,
развенчать учение церкви об основах мировоззрения.
Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей, Л.да Винчи

Пантеизм – отождествление
бога и мира

Натуралистический
растерявший бога в природе
и подводивший к материализму
(Д.Бруно, Н.Кузанский )

Религиозно-мистический,
растворявший природу в
боге
(Краузе)

33

Философия эпохи Возрождения
Гуманизм

Совокупность взглядов, выражающих
уважение достоинства и прав человека,
его ценность как личности. В центре
внимания-человек, его достоинство,
величие и могущество, ирония над
догматами Церкви
(Ф. Петрарка,Л.Валла, Л,Бркни).

Натурфилософия (XYI-XYIIвв.)
Умозрительное толкование природы,
рассматриваемой в целостности. Попытка
опираясь на научные открытия, пытались
развенчать учения Церкви о Боге, Вселенной,
космосе и основах мироздания (Н.Коперник,
Д.Бруно, Г.Галилей, Л. да Винчи).

Пантеизм
Неоплатонизм XY-XYIвв.
Углубленное изучение и систематизация
учения Платона, применение его идей к
познанию природы и человека
( Н.Кузанский, Парацельс, Ф.Патрици )

Натуралистический
Дж.Бруно

Религиозный
Н.Кузанский

Социально-политическая философия
Утопический социализм XY-XYII вв.
Т.Мор, Т.Кампанелла

Реформация XYI-XYII вв.
Критика идеологии ср.-векового католицизма,
противопоставление авторитета Библии
авторитету церкви как посредника между
человеком и Богом.
(М.Лютер, Т.Мюнцер, Э.Ротердамский)

Поиск
идеально-фантастических
форм
построения общества, государства, без частной
собственности при всеобщем уравнении,
тотальном
регулировании со стороны
государства

Политическая философия (XY-XYIвв.)
Н.Макиавелли
Изучение проблем управления государством,
поведением правителей
34

Философия эпохи Возрождения
Основные направления

Натурфилософия

Методология

Проблема
материи

Проблема
движения

Концепции
Атомистическая

Пантеистическая

Гносеология
Познаваемость
мира

Политика
Тираноборческое
направление
(республиканское)

Диалектические Признание воздействия
тенденции
внешнего мира на органы
(XY-XYIвв.)
чувств в качестве
источника знания
Метафизические
Монархическое
тенденции (XYIв.)
Отрицание
направление
врожденных
(абсолютизм)
идей

Движущая силаразумное начало,
неотделимое от
материи (пантеизм)

Утверждение роли разума
и логики

Социальные
проблемы
Обновление
социального
идеала на основе
божественного
природного закона

Отрицание
частной
собственности

Общественный
труд

Равное распределение
материальных благ
35

Философия эпохи Возрождения
Особенности философии
гуманизма
Получил распространение в Европе
в XIY-сер. XYвв. Центр – Италия.
По своему жанру гуманистическая
философия
сливалась
с
литературой,
излагалась
в
иносказательной форме (Данте
Алигьери, Франческа Петрарка,
Лоренцо Валла).

Неоплатонизм – идеалистическое направление

ставившее своей целью строгую систематизацию
учения Платона, устранение из него противоречий
и его дальнейшее развитие. (XYв. Н Кузанский,
Прокл).

Основные черты

* антицерковная и антисхоластическая

направленность;
* стремление уменьшить всемогущество
Бога и доказать самоценность человека;
* антропоцентризм –особое внимание к
человеку, воспевание его сил, величия,
возможностей;
* жизнеутверждающий оптимизм.

- предложили новую картину мира, в
которой уменьшалась роль Бога и
усиливалась роль первоначальных (по
отношению к миру и вещам) идей;
-не отрицали Божественную природу
человека, но в то же время
рассматривали
его
как
самостоятельный микрокосм;
-- призывали к переосмыслению ряда
постулатов прежней философии и
созданию
целостной
мировой
философской
системы,
которая
охватила бы собой и согласовала все
имеющиеся философские направления.

36

Философия эпохи Возрождения
Натурфилософия

Основные черты

-обоснование материалистического взгляда на
мир(чаще-в форме пантеизма);
- стремление отделить философию от
теологии;
- выдвижение новой картины мира, в которой
Бог, природа и космос Едины, а Земля не
является центром вселенной;
-утверждение, что мир познаваем и, в первую
очередь, благодаря чувственному познанию и
разуму, а не Божественному откровению.

Социально-политическая
философия
Философия
Реформации

Политическая
философия

Философия
социалистов-утопистов
ПРОБЛЕМЫ
государство,
его
устройство,
механизм правления;
- принципы устройства общества;
- взаимоотношения государственных
институтов, церкви, верующих.

37

Философия марксизма
Предпосылки возникновения
философии марксизма

Переход к неклассической философии
К.Маркс (1818-1883гг.)
Ф.Энгельс (1820-1895гг.)

Исторические условия
1. Экономические (проявление
противоречий капитализма)
2. Социально-политические
(первые выступления рабочих)

Изменение
предмета
философии

Естественно-научные
открытия
1. Немецкая классическая
1. Клеточная теория
философия
Г.В.Ф.Гегель (1770-1831гг.)
Т.Шван (1810-1882гг.)
Л.Фейербах (1804-1872гг.)
М.Я.Шлейден (1804-1881гг.)
2. Теория происхождения
развития
видов растений
2. Классическая английская
и животных
политическая экономия
Ч.Дарвин (1809-1882гг.)
А.Смит (1723-1790гг.)
Д.Рикардо (1772-1823гг.)
3.Закон сохранения и
превращения энергии
3. Критический-утопический
Ю.Р.Майер (1814-1878гг.)
социализм XIX в.
А.К.Сен-Симон (1760-1825гг.) Г.Гельмгольц (1821-1894гг.)
Ш.Фурье (1772-1837гг.)
Теоретические источники

Изменение
общественной
роли философии

Диалектикоматериалистическое
понимание природы
Диалектический
материализм
Материалистическое
понимание
истории

Исторический
материализм
38

Русская философия

западники и славянофилы
Основные постулаты
«западников»

отдельного от остальной
цивилизации, «уникального»
исторического пути России
нет. Россия просто отстала от
мировой
цивилизации
и
законсервировала сама себя;
благо для России – освоить
западные ценности и стать
цивилизованной страной

Основные постулаты
«славянофилов»

основу
исторического
бытия
России составляют православие и
общинный образ жизни;
русский народ принципиально
отличается от народов Запада
(святость, соборность, набожность,
коллективизм,
взаимовыручка
против
бездуховности,
индивидуализма,
конкуренции
Запада);
любые
реформы,
попытки
насадить на русскую почву западные
традиции
рано
или
поздно
оканчивались для России трагически
39

Русская философия
Древнерусская
философия
Киевский период XIXII вв.
Христианизация
Руси, Влияние
Византии
Илларион, Нестор,
Святослав, Владимир
Мономах
Московский период
Раздробленность XII-XIY
Формирование основ
древнерусской
религиозной философии
Данил Заточник
Сегий Радонежский

Философия начала
и середины XIX в

Западники

Связывали будущее развитие
России с усвоением
исторического опыта и
достижений Запада»
А.И.Герцен, Т.Н.Грановский,
Н.П.Огарев, В.Г.Белинский

Народники

Признание самобытного
пути развития России.
Обосновывали переход к
социализму минуя капитализм.
Н.Г.Чернышевский, Н.К.Михайлов.
П.Л.Лавров, М.А.Бакунин

Славянофилы

Отстаивали особый,отличный от
западного, путь развития русской
культуры. Заложили основы
религиозной христианской
отечественной философии
А.С.Хомяков, И.В.Кириевский,
Ю.Ф.Самарин, А.Н.Островский

Период расцвета XIY-XYII вв.
Аскетическое учение о пути человека к
единению с Богом . «Русская идея»-идея
русского религиозного мессианства.
Филофей, Максим Грек, Нил Сорский,
М.Ю.Ломоносов, А.Н.Радищев

Философия
60-70-г годы XIX в.

Почвенники
Развивали идею «национальной
почвы» как социального и
духовного развития России.

Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой,
Н.Н.Страхов, А.А.Григорьев

40

Философия космизма
Космизм – направление философии, которое рассматривало космос,
окружающий мир, человека, как единое взаимосвязанное целое.

Философская система
космической биологии
А.Л.Чижевского
- развитие жизни на земле
(биосферы) происходит не
только
под
влиянием
внутренних причин, но и
под влиянием космоса;
- определяющую роль в
процессах
биосферы
играет
Солнце.
Его
активность влияет на
поведение
животных,
природу,
социальные
катаклизмы;
- свои философские идеи
он выражал в форме
стихов,
художественных
произведений.

Идеи
вечности, неуничтожимости
материи К.Э.Циолковского
- в основе материи он видел
атомы,
которые
в
различных конфигурациях
создают
различные
материальные т
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!