Материалдар / «Физика в задачах и экспериментах»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

«Физика в задачах и экспериментах»

Материал туралы қысқаша түсінік
программа факультативного курса по физике для 8 классов средних общеобразовательных школ
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Қараша 2018
563
4 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады









«Физика в задачах и экспериментах»

(программа факультативного курса по физике

для 8 классов средних общеобразовательных школ)


Составитель:

Полулях В.М., учитель физики высшей категории средней

общеобразовательной школы №25, отличник просвещения Каз. ССР.


В данное пособие включена программа, тематическое планирование факультативного курса по физике для 8 классов средних общеобразовательных школ «Физика в задачах и экспериментах».

Брошюра предназначена для преподавателей средних общеобразовательных школ, ведущих факультативный курс по физике в 8 классах. Курс очень актуален и интересен, так как даёт возможность в комплексе обучить учащихся разным методикам решения задач, проведению эксперимента на ранней стадии обучения физике, составлению тренажёров и работе с ними, ранним навыкам работы со сборниками.




Содержание


1. Введение…………………………………………………………………..…...4

2. Аналитическая часть.

2.1 Пояснительная записка…………………………………………….......4-7

2.2 Тематическое планирование факультативного курса по физике

для 8 классов средних общеобразовательных школ «Физика

в задачах иэкспериментах»……………......................................................8-10

2.3 Календарно-тематическое планирование факультативного курса

по физике для 8 классов средних общеобразовательных школ

«Физика в задачах экспериментах»……………..……..…………..…..10-11

2.4 Задачи по физике, их классификация и методика решения……..12-21

2.5 Методические рекомендации учителю физики

по подготовке к ЕНТ…………………………………………………….......21-23

2.6 Погрешность измерения …………………………………..…….....23-29

3. Практическая часть.

3.1 Примеры решения и разбора физических задач……….…….……..30-39

3.2 Рекомендуемые задания к урокам…………………………….……...40-50

4. Заключение………………………………………………………………….50-51

5. Литература………………………………………………………….............51-52

6. Приложения

6.1Таблицы…………………………………..………………………………..53-54

6.2 Примеры разработок некоторых уроков……………….…….……..….55-67


1. Введение.

Каждый учитель, ведущий факультативные курсы, сталкивается с проблемами: где взять программу, как и в каких пропорциях сочетать теорию, практику и эксперимент. Немалой проблемой является обучение учащихся различным методикам решения физических задач, научить учащихся различать типы физических задач, умению видеть алгоритмы типовых физических задач. Необходимо также убедить ребёнка в нужности изучения теории, показать реальное применение изученного при решении задач и проведении эксперимента.

Не маловажным является и то, что календарное планирование тем факультатива должно, как минимум, не опережать программное изучение материала, а лучше соответствовать программе. Опыт также показывает, что для успешного проведения факультативных занятий у учащихся на руках должны быть памятки с теоретическими основами и сборники изучаемых задач, подготовленные учителем.Ведя подготовку учащихся к сдаче ЕНТ, учителя на практике понимают важность знакомства учеников со сборниками ЕНТ на ранней стадии обучения физике, отработки навыков быстрого анализа физических задач. Экспериментальные задания должны также вызывать интерес у учащихся и обязательно иметь практическую направленность, соответствовать уровню знаний учащихся и приобретённым навыкам.

Данная программа позволяет углубить знания учащихся в области физики, ознакомить их с методикой решения различных задач, привить интерес к решению задач и эксперименту, отработать практические навыки сборки электрических цепей и первичному знакомству с заданиями ЕНТ.

Данный курс связывает теоретический материал с практическими навыками проведения эксперимента, позволяет произвести отработку приёмов решенияфизическихзадачразличноготипа, углубить знания в области физики. Для учителя появляется возможность обучения учащихся методикам решения физических задач на ранней стадии.


2. Аналитическая часть.

2.1 Пояснительная записка.

Данная программа факультативного курса «Физика в задачах и экспериментах» предназначена для обучения учащихся 8 классов. Целью настоящей программы является углубление знаний в области физики, ознакомление учащихся с методикой решения различных задач, привитие интереса к решению задач и эксперименту, отработка практических навыков сборки электрических цепей и первичному знакомству с заданиями ЕНТ.

Задачами данного курса являются: связь теоретического материала с практическими навыками проведения эксперимента, отработка навыков решения физических задач различного типа, углубление знаний в области физики.

Программа факультативного курса «Физика в задачах и экспериментах» состоит из:

  • 6 теоретических занятий, объясняющих методику решения задач и проведения эксперимента, а так же расчёт погрешностей эксперимента;

  • 1 занятия, закрепляющего навыки решения качественных задач;

  • 16 занятий решения расчётных задач;

  • 4 занятий экспериментальных заданий;

  • 5 занятий по отработке навыков работы со сборниками ЕНТ;

  • 2 занятийпо работе с рефератами.

Рассчитана программа на 34 годовых часа. Предусматриваются различные формы работы: лекции, беседы, практические занятия.

Курс очень актуален и интересен, так как даёт возможность в комплексе обучить учащихся разным методикам решения задач, проведению эксперимента на ранней стадии обучения физике, составлению тренажёров и работе с ними, ранним навыкам работы со сборниками ЕНТ.

Предложенный вариант программы допускает использование различных форм ведения факультативного курса по физике, произвольный подбор заданий в зависимости от подготовленности учащихся и учителя.

В последнее время усложнение программ по физике, несовершенство учебников и методических пособий, всё более отдаляют учащихся от осознанного изучения физики не для того, чтобы сдать ЕНТ, поступить в ВУЗ, а для того, чтобы полюбить физику, избрать её своей профессией, осознать её нужность и необходимость в повседневной жизни. Полюбить решение задач, проведение физического эксперимента, не бояться задач и лабораторных работ можно, только узнав методику и отработав навыки.

В физических задачах сообщаются знания о конкретных объектах и

явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются

практические и интеллектуальные умения. В период ускорения научно-

технического прогресса на каждом рабочем месте необходимы умения

ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью

физического образования является формирование умений работать со

школьной физической задачей. Программа факультативного курса

согласована с содержанием программы основного курса по времени

прохождения тем. Она ориентирует учителя на дальнейшее

совершенствование уже усвоенных знаний и умений, на формирование

углубленных знаний и умений.

Школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии «задача»,

осо­знают значение задач в жизни, науке, технике, знакомятся с раз­личными сторонами работы с задачами.

В частности, они должны знать основные приемы составления задач,

уметь классифициро­вать задачу.

При решении задач особое внимание уделяется

    • последовательности действий,

    • анализу физического явления,

    • проговариванию вслух ре­шения,

    • анализу полученного ответа.


При изучении программы учитель использует разнообразные приемы и методы:

  • рассказ и беседа учителя,

  • выс­тупления школьников,

  • подробное объяснение примеров решения задач,

  • коллективная постановка экспериментальных задач.

В итоге школьни­ки должны уметь классифицировать предложенную задачу, сос­тавлять простейшие задачи, последовательно выполнять и прого­варивать этапы решения задачи.

Подбор задач осуществля­ется учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень реше­ния задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явле­ний и т. д.

Трудность в решении физических задач у учащихся возникает из-за желания трафаретно решать задачи, применяя известные формулы, а при проведении лабораторных работ, боязнь работы с приборами. Данный факультатив позволяет снять все эти барьеры и даёт возможность ученику получить консультацию по задаче или эксперименту.

Целью и задачей данной программы являются:

  1. Дать более полное представление о типах физических задач.

  2. Научить учащихся решать задачи и проводить эксперимент.

  3. Обучить учащихся ранним навыкам работы с тестовыми заданиями ЕНТ.

  4. Убедить учащихся в необходимости знания современных приборов.

  5. Обучить учащихся навыкам работы с физическими приборами.

  6. Помочь учителям физики в проведении факультатива и узаконить его проведение.

При обучении учащихся по данной программе ожидается достижение следующего результата:

1. Расширение знаний в области решения физических задач и проведения эксперимента.

2. Снижение уровня технической неграмотности учащихся.

3. Привитие интереса к экспериментальной физике.

4. Получение знаний в области практических навыков работы с тестовыми заданиями ЕНТ.

5. Осознанное понимание необходимости изучения физики как науки, имеющей большое практическое значение.

6. Привитие необходимости получения практических навыков сборки и конструирования электрических схем.

Данная программа полезна тем, что здесь не обойтись без реальных навыков работы с приборами, расчётов схем, анализа физических законов.

Программа рассчитана на молодых, талантливых учителей физики, способных увлечься физическими задачами и экспериментом и увлечь за собой учащихся. Тематика актуальна сейчас и будет актуальной в будущем. Занятие факультативом даёт возможность применить все знания на уроках физики.

2.2 Тематическое планирование факультативного курса по физике

для 8 классов средних общеобразовательных школ«Физика в задачах и экспериментах». (34 часа)

Раздел 1. Методики решения физических задач. (6 часов)

1. Вводное занятие.(1 час)

2. Решение расчётных физических задач.(1 час)

3. Решение качественных физических задач. (1 час)

4. Методика проведения физического эксперимента.(1 час)

5. Методика решения задач ЕНТ.(1 час)

6. Расчёт погрешностей при проведении физического эксперимента. (1 час)


Раздел 2. Решение расчётных задач. (16 часов)

1. Усложнённые расчётные задачи на передачу количества теплоты при нагревании и остывании тел.(1 час)

2. Усложнённые расчётные задачи на расчёт энергии, выделяемой при сгорании топлива.(1 час)

3. Усложнённые расчётные задачи на плавление и отвердевание веществ. (1 час)

4. Расчётные задачи на определение влажности воздуха.(1 час)

5. Усложнённые расчётные задачи на парообразование и конденсацию. (1 час)

6. Усложнённые расчётные задачи на уравнение теплового баланса.(1час)

7. Расчётные задачи на первый закон термодинамики.(1 час)

8. Расчётные задачи на определение КПД идеальной и реальной тепловой машины. (1 час)

9. Комбинированные задачи на закон сохранения энергии. (1 час)

10. Усложнённые расчётные задачи на закон Кулона.(1 час)

11. Расчётные задачи на расчёт электроёмкости при смешанном соединении конденсаторов.(1 час)

12.Расчётные задачи на зависимость электрического сопротивления проводников от температуры (экспериментальная проверка данной зависимости). (1 час)

13. Расчётные задачи на смешанное соединение проводников.(1 час)

14.Расчётные задачи на закон преломления света.1 час)

15. Расчётные задачи на формулу тонкой собирающей линзы.(1 час)

16. Расчётные задачи на формулу тонкой рассеивающей линзы.(1 час)

Раздел 3. Экспериментальные задания.(4 часа)

1. Составление усложнённых электрических схем и их экспериментальная проверка. (1 час)

2. Экспериментальное исследование цепей смешанного соединения проводников.

(1 час)

3.Экспериментальная работа с оптическими приборами.(1 час)

4. Экспериментальная работа с тренажёром "Закон Ома для участка цепи" (знакомство с принципом создания тренажёров по физике).(1 час)

Раздел 4. Занятий по отработке навыков работы со сборниками ЕНТ. (5 часов)

1.Работа со сборниками ЕНТ по вопросам раздела "Внутренняя энергия".

(1 час)

2.Работа со сборниками ЕНТпо вопросам раздела "Тепловые машины"

(1 час)

3. Работа со сборниками ЕНТ по вопросам раздела "Постоянный ток". (1 час)

4. Работа со сборниками ЕНТ по вопросам раздела "Электрический ток

в различных средах".(1 час)

5. Работа со сборниками ЕНТ по вопросам раздела "Электромагнитные явления".

(1 час)

Раздел 5. Навыки решения качественных задач. (1 час)

1. Качественные задачи на теплопроводность, конвекцию, излучение в быту и технике.(1 час)

Раздел 6. Работа с рефератами.(2 часа)

1. Работа с рефератами "Оптические приборы".(1 час)

2. Рефлексия изученного материала. (1 час)

2.3 Календарно-тематическое планирование факультативного курса по физике для 8 классов, средних общеобразовательных школ:

«Физика в задачах и экспериментах».

Тема

Часы

Дата

1

Вводное занятие.

1


2

Методика решения расчётных физических задач.

1


3

Методика решения качественных физических задач.

1


4

Методика проведения физического эксперимента.

1


5

Методика решения задач ЕНТ.

1


6

Расчёт погрешностей при проведении физического эксперимента.

1


7

Качественные задачи на теплопроводность, конвекцию, излучение в быту и технике.

1


8

Усложнённые расчётные задачи на передачу количества теплоты при нагревании и остывании тел.

1


9

Усложнённые расчётные задачи на расчёт энергии, выделяемой при сгорании топлива.

1


10

Усложнённые расчётные задачи на плавление и отвердевание веществ.

1


11

Расчётные задачи на определение влажности воздуха.

1


12

Усложнённые расчётные задачи на парообразование и конденсацию.

1


13

Усложнённые расчётные задачи на уравнение теплового баланса.

1


14

Расчётные задачи на первый закон термодинамики.

1


15

Расчётные задачи на определение КПД идеальной и реальной тепловой машины.

1


16

Комбинированные задачи на закон сохранения энергии.

1


17

Работа со сборниками ЕНТ по вопросам раздела "Внутренняя энергия".

1


18

Работа со сборниками ЕНТ по вопросам раздела "Тепловые машины".

1


19

Усложнённые расчётные задачи на закон Кулона.

1


20

Расчётные задачи на расчёт электроёмкости при смешанном соединении конденсаторов.

1


21

Составление усложнённых электрических схем и их экспериментальная проверка.

1


22

Экспериментальная работа с тренажёром "Закон Ома для участка цепи" (знакомство с принципом создания тренажёров по физике).

1


23

Расчётные задачи на зависимость электрического сопротивления проводников от температуры (экспериментальная проверка данной зависимости).

1


24

Расчётные задачи на смешанное соединение проводников.

1


25

Экспериментальное исследование цепей смешанного соединения проводников.

1


26

Работа со сборниками ЕНТ по вопросам раздела "Постоянный ток".

1


27

Работа со сборниками ЕНТ по вопросам раздела "Электрический ток в различных средах".

1


28

Работа со сборниками ЕНТ по вопросам раздела

"Электромагнитные явления".

1


29

Расчётные задачи на закон преломления света.

1


30

Расчётные задачи на формулу тонкой собирающей линзы.

1


31

Расчётные задачи на формулу тонкой рассеивающей линзы.

1


32

Экспериментальная работа с оптическими приборами.

1


33

Работа с рефератами "Оптические приборы".

1


34

Рефлексия изученного материала.

1



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!