Формирование исследовательских компетенций учащихся на уроках биологии

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Формирование исследовательских компетенций учащихся на уроках биологии

Материал туралы қысқаша түсінік
Авторлық бағдарлама Формирование исследовательских компетенций учащихся на уроках биологии - одно из перспективных направлений. Функционально грамотный человек действует в соответствии с ценностями общества, исходя из сложившихся интересов общественных явлений. Выбрать нужную сегодня профессию и принять правильное решение, зная язык современных информационных технологий, адаптироваться к любой социальной среде. В этом контексте можно сформулировать основные черты функционально грамотного человека: человек, умеющий жить в общественной среде, ладить, обладающий определенными качественными качествами, владеющий общими основными и предметными компетенциями. Особое и актуальное значение имеет естественнонаучное образование, которое формирует у учащихся представление о явлениях и закономерностях природы, раскрывает научные методы познания природы, направлено на создание условий для самореализации учащихся в изменяющемся мире наряду с миром природы и развивает их мировоззренческий, культурол
Материалдың қысқаша нұсқасы




Пояснительная записка


Формирование исследовательских компетенций учащихся на уроках биологии - одно из перспективных направлений.

Функционально грамотный человек действует в соответствии с ценностями общества, исходя из сложившихся интересов общественных явлений. Выбрать нужную сегодня профессию и принять правильное решение, зная язык современных информационных технологий, адаптироваться к любой социальной среде. В этом контексте можно сформулировать основные черты функционально грамотного человека: человек, умеющий жить в общественной среде, ладить, обладающий определенными качественными качествами, владеющий общими основными и предметными компетенциями. Особое и актуальное значение имеет естественнонаучное образование, которое формирует у учащихся представление о явлениях и закономерностях природы, раскрывает научные методы познания природы, направлено на создание условий для самореализации учащихся в изменяющемся мире наряду с миром природы и развивает их мировоззренческий, культурологический и практико-ориентированный характер, интеллектуальные и творческие способности, критическое мышление на основе развития функциональной грамотности, воспитывает систему ценностных и личностных качеств. Формирование функциональной грамотности личности учащегося является важным компонентом преподавания предмета биологии.

Естественно-научная грамотность - это способность человека определять и понимать роль биологии в мире, в котором он живет, делать правильные биологические суждения и использовать биологию таким образом, чтобы она удовлетворяла потребности в настоящем и будущем, быть творческим, заинтересованным и мыслящим гражданином.

Особенности формативного оценивания - качество повседневных знаний учащегося, ежедневная коррекция пробелов в получении знаний, выявление и устранение проблемных вопросов учащегося, снижение негативного воздействия, полученного учеником от оценивания, наличие благоприятной психологической среды, объективность, четкость и открытость оценивания, навыки самооценки. Формативное оценивание составлено на основе выборочных учебных целей, встречающихся в течение четверти. Эти цели обучения позволяют всесторонне продемонстрировать свои знания по предмету. Учитель может определить, достигает ли ученик какой-либо учебной цели.


Цель программы:

Формирование исследовательских компетенции применения естественно-научных знаний для выявления проблем, решаемых и исследуемых с помощью научного метода в конкретных ситуациях, для достижения выводов на основе опыта и наблюдений.







Задачи программы:

  • Развитие у учащихся умения описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные процессы и явления;

  • Повышение знаний учащихся по объяснению аргументов и решений;

  • Понимание учащимися методов исследования, создание необходимых условий для развития выявления вопросов и проблем, решаемых с помощью научных методов.


Ожидаемые результаты:

На уроках биологии существует множество возможностей для формирования исследовательской компетенции учащихся: научить применять полученные знания на практике и применять их в процессе социальной адаптации, сформировать умение объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы и отвечать на них, анализировать и синтезировать, исследовать, экспериментировать и делать выводы, используя полученные ранее знания.

В настоящее время меняется система образования. Важнейшей компетенцией личности ученика является способность к обучению, поэтому современная школа должна работать над формированием творческой личности, способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить и использовать любую информацию в повседневной жизни.

Рабочая программа расчитана на 34 часа для применения на уроках как дополнительный материал, а также для подготовки к олимпиадам по предмету «Биология» во внеурочное время.
























Критерий оцениваний информационной компетентности и уровня интеллектуальной готовности обучающихся



Базовый уровень:

  • Физиология растений: вчера, сегодня, завтра.

  • Виды культур и растений, выращиваемых в гидропонике.

  • Гидропонное выращивание овощных культур.

  • Физиология растений об управлении фотосинтезом и продуктивностью овощных культур.

  • Рентабельность тепличного хозяйства.

  • Гидропонные методы выращивания цветковых культур для городского озеленения.

  • Гидропонные методы выращивания вкусных культур для жителей города.

  • Нитраты.Выявление их и предотвращение передозировки при выращивании растений в теплице.

  • Перспективы выращивания растений при гидропонном семеноводстве.



Высокий уровень:

  • Биохимия выращивания овощных культур.

  • Биохимия выращивания цветковых (декоративных и комнатных) растений.

  • Экологическое ландшафтоведение как состояние окружающей среды города и здоровье населения.

  • Гидропонная техника и технологии: мировой и отечественный опыт.

  • Лекарственные растения и практика гидропонного выращивания.



Темы проектов (ориентировочные).

  • Проблемы и перспективы гидропоники.

  • Основы физиологии фотосинтеза.

  • Биотехнологические основы виноделия.

  • Биотехнологические основы пивоварения, развитие области.

  • Насколько излечим винно-пивной алкоголизм?

  • Пищевая ценность различных сыров. Приготовление сыра-биотехнологический процесс. Как готовятся сыроделы?

  • Опыт выращивания овощных культур на гидропонике в Казахстане.

  • Горькие культуры в гидропонике: спрос населения и полезность их выращивания.

  • Виды цветковых культур и их выращивание на гидропонике.

  • Гидропонное выращивание лекарственных растений, их роль в медицине Казахстана.



Календарно-тематическое планирование

Содержание

Количество часов

Дата

Примечание

Введение

1



Основные понятия гидропоники

Агрегатопоника

1



Хемопоника

1



Ионитопоника

1



Аэро-гидропоника

1



Гидрокультура

1



Хайпоника

1



Система гидропоники

Пассивные системы

1



Системы периодического затопления

1



Техника питательного слоя (NFT)

1



Техника глубокого потока (DFT)

1



Система капельного орошения

1



Аэро-гидропоника

1



Плавучие платформенные системы / глубоководная культура (DWC)

1



Вертикальное выращивание

1



Голландский метод ведра

1



Неорганические гидропонные субстраты

Минеральная вата

1



Стекловата

1



Семена лавы

1



Пемза

1



Перлит

1



Вермикулит

1



Гравий

1



Гранитный гравий

1



Песок

1



Керамзит

1



Гидрогель

1



Органикалық гидропондық субстраттар

Торфяной мох

1



Сфагновый мох

1



Кокосовый субстрат

1



Опилки

1



Кора дерева

1



Урок защиты проектных работ

1



Итоговое занятие

1





Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
05.12.2025
13
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі