|
Дата: 17. 10. 2017 год Класс: 9 урок 13 |
||||||||||||||||||||
|
Тема: |
Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции. |
|||||||||||||||||||
|
Цель урока: |
Сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка. Выяснить суть понятий транскрипция и трансляция. Закрепить знания о механизме синтеза полипептидной цепи на основе знаний о матричном синтезе, характерном только для живой природы. |
|||||||||||||||||||
|
Ожидаемые результаты: |
должны знать: понятия «ген», «генетическая информация», ДНК, «комплементарность»,»матрица». Объяснять сущность генетического кода. уметь: Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях, справочниках, характеризовать механизм репликации, смогут решать цитологические задачи на применение материала по теме «Генетический код». понимать: свойства генетического кода, понимать принцип построения ДНК по принципу комплементарности, применять полученные знания при решении задач на использование принципа комплементарности. |
|||||||||||||||||||
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
наглядности |
|||||||||||||||||
|
2 мин. |
I. Организационный момент. Приветствие. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение. |
Ученики осмысливают поставленную цель. Поворачиваются друг к другу и улыбаются. |
Карточки |
|||||||||||||||||
|
10 мин. |
II. Проверка пройденного материала. Проверить самостоятельное выполнение заданий по теме урока.
|
Ученики выполняют задания |
Карточки |
|||||||||||||||||
|
13мин. |
III. Актуализация знаний Жизнь как явление природы – величайшая тайна, в которую уже много тысяч лет пытается проникнуть человечество. Вспомните признаки живых организмов, которые отличают их от неживых объектов? “Рост, размножение, подвижность, возбудимость, способность реагировать на изменения внешней среды – все эти свойства живого в конечном счете неразрывно связаны с определёнными химическими превращениями, без которых ни одного из этих проявлений жизнедеятельности не могло бы осуществиться”. Какой же процесс является “базой” для других свойств организма? (обмен веществ – метаболизм)
Метаболизм делится на два взаимосвязанных одновременных процесса анаболизм и катаболизм. (Реакции метаболизма приводящие к биосинтезу сложных органических соединений из более простых, называются анаболизмом или пластическим обменом, они идут с затратой энергии. Расщепление сложных веществ на более простые составляют совокупность процессов катаболизма или энергетического обмена, при этих реакциях энергия выделяется. Катаболизм и анаболизм тесно взаимосвязаны во времени и пространстве.
ОРГАНИЧЕСКОЕ
ВЕЩЕСТВО Благодаря этим процессам сохраняется относительное постоянство состава клеток. Синтезированные вещества используются для построения клеток и их органоидов и замены израсходованных или разрушенных молекул. При расщеплении сложных органических соединении до более простых выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза. Живые же организмы, благодаря метаболизму, создают новые вещества, живут и воспроизводят себе подобных. Все процессы обмена веществ в клетке и целом организме протекают под контролем наследственного аппарата. Сегодня на уроке мы рассмотрим один из важнейших процессов реализации наследственной информации – биосинтез белка. Роль белков в организме огромна. Функции белка зависят от количества и расположении аминокислот. Клетка ежеминутно синтезирует несколько тысяч новых молекул белка, которые являются точными копиями разрушенных. Биосинтез протекает в течении всей жизни клетки и является наследственным свойством живых организмов. Основная роль в определении структуры белка принадлежит ДНК. Давайте вспомним структуру ДНК. И вот первый главный вопрос нашего урока: Каким образом записана информация о структуре белка в ДНК? Для этого обратимся к математике, попробуйте 4 нуклеотидами зашифровать 20 аминокислот. Представьте себе, что 1 аминокислота шифруется 1 нуклеотидом, сколько, таким образом, зашифруется аминокислот? (4) А если взять 2 нуклеотида, сколько комбинаций получится? (16) Продолжите сами, возьмите 3 нуклеотида, каков результат? (64). Такая комбинация нуклеотидов называется триплет или кодон. Каждый ген содержит столько кодонов сколько аминокислот входит в его состав. Зависимость между триплетами и аминокислотами называется генетическим кодом. Биосинтез белка
Итак, в клетке синтез белка осуществляется в 2 этапа: - транскрипция – снятие информации с ДНК и-РНК по принципу комплементарности и трансляции – считывание информации с и-РНК рибосомами и синтез белка при участии т-РНК. т-РНК,– самые короткие РНК в клетке, их количество соответствует аминокислот. |
Ученики записывают в тетрадь
|
учебник
|
|||||||||||||||||
|
10 мин. |
IV. Закрепление урока. Один из участков молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т-Г. Составьте вторую последовательность ДНК по принципу комплементарности. (ТТЦАГАТГЦТАЦ). Один из участков молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т-Г. Составьте вторую последовательность ДНК по принципу комплементарности. (ТТЦАГАТГЦТАЦ).
|
Ученики составляют цепь ДНК |
|
|||||||||||||||||
|
3 мин. |
V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма». Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. |
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. |
стикеры |
|||||||||||||||||
|
2 мин. |
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. |
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
|||||||||||||||||
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции.
Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции.
|
Дата: 17. 10. 2017 год Класс: 9 урок 13 |
||||||||||||||||||||
|
Тема: |
Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции. |
|||||||||||||||||||
|
Цель урока: |
Сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка. Выяснить суть понятий транскрипция и трансляция. Закрепить знания о механизме синтеза полипептидной цепи на основе знаний о матричном синтезе, характерном только для живой природы. |
|||||||||||||||||||
|
Ожидаемые результаты: |
должны знать: понятия «ген», «генетическая информация», ДНК, «комплементарность»,»матрица». Объяснять сущность генетического кода. уметь: Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях, справочниках, характеризовать механизм репликации, смогут решать цитологические задачи на применение материала по теме «Генетический код». понимать: свойства генетического кода, понимать принцип построения ДНК по принципу комплементарности, применять полученные знания при решении задач на использование принципа комплементарности. |
|||||||||||||||||||
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
наглядности |
|||||||||||||||||
|
2 мин. |
I. Организационный момент. Приветствие. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение. |
Ученики осмысливают поставленную цель. Поворачиваются друг к другу и улыбаются. |
Карточки |
|||||||||||||||||
|
10 мин. |
II. Проверка пройденного материала. Проверить самостоятельное выполнение заданий по теме урока.
|
Ученики выполняют задания |
Карточки |
|||||||||||||||||
|
13мин. |
III. Актуализация знаний Жизнь как явление природы – величайшая тайна, в которую уже много тысяч лет пытается проникнуть человечество. Вспомните признаки живых организмов, которые отличают их от неживых объектов? “Рост, размножение, подвижность, возбудимость, способность реагировать на изменения внешней среды – все эти свойства живого в конечном счете неразрывно связаны с определёнными химическими превращениями, без которых ни одного из этих проявлений жизнедеятельности не могло бы осуществиться”. Какой же процесс является “базой” для других свойств организма? (обмен веществ – метаболизм)
Метаболизм делится на два взаимосвязанных одновременных процесса анаболизм и катаболизм. (Реакции метаболизма приводящие к биосинтезу сложных органических соединений из более простых, называются анаболизмом или пластическим обменом, они идут с затратой энергии. Расщепление сложных веществ на более простые составляют совокупность процессов катаболизма или энергетического обмена, при этих реакциях энергия выделяется. Катаболизм и анаболизм тесно взаимосвязаны во времени и пространстве.
ОРГАНИЧЕСКОЕ
ВЕЩЕСТВО Благодаря этим процессам сохраняется относительное постоянство состава клеток. Синтезированные вещества используются для построения клеток и их органоидов и замены израсходованных или разрушенных молекул. При расщеплении сложных органических соединении до более простых выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза. Живые же организмы, благодаря метаболизму, создают новые вещества, живут и воспроизводят себе подобных. Все процессы обмена веществ в клетке и целом организме протекают под контролем наследственного аппарата. Сегодня на уроке мы рассмотрим один из важнейших процессов реализации наследственной информации – биосинтез белка. Роль белков в организме огромна. Функции белка зависят от количества и расположении аминокислот. Клетка ежеминутно синтезирует несколько тысяч новых молекул белка, которые являются точными копиями разрушенных. Биосинтез протекает в течении всей жизни клетки и является наследственным свойством живых организмов. Основная роль в определении структуры белка принадлежит ДНК. Давайте вспомним структуру ДНК. И вот первый главный вопрос нашего урока: Каким образом записана информация о структуре белка в ДНК? Для этого обратимся к математике, попробуйте 4 нуклеотидами зашифровать 20 аминокислот. Представьте себе, что 1 аминокислота шифруется 1 нуклеотидом, сколько, таким образом, зашифруется аминокислот? (4) А если взять 2 нуклеотида, сколько комбинаций получится? (16) Продолжите сами, возьмите 3 нуклеотида, каков результат? (64). Такая комбинация нуклеотидов называется триплет или кодон. Каждый ген содержит столько кодонов сколько аминокислот входит в его состав. Зависимость между триплетами и аминокислотами называется генетическим кодом. Биосинтез белка
Итак, в клетке синтез белка осуществляется в 2 этапа: - транскрипция – снятие информации с ДНК и-РНК по принципу комплементарности и трансляции – считывание информации с и-РНК рибосомами и синтез белка при участии т-РНК. т-РНК,– самые короткие РНК в клетке, их количество соответствует аминокислот. |
Ученики записывают в тетрадь
|
учебник
|
|||||||||||||||||
|
10 мин. |
IV. Закрепление урока. Один из участков молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т-Г. Составьте вторую последовательность ДНК по принципу комплементарности. (ТТЦАГАТГЦТАЦ). Один из участков молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т-Г. Составьте вторую последовательность ДНК по принципу комплементарности. (ТТЦАГАТГЦТАЦ).
|
Ученики составляют цепь ДНК |
|
|||||||||||||||||
|
3 мин. |
V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма». Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. |
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. |
стикеры |
|||||||||||||||||
|
2 мин. |
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. |
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
|||||||||||||||||
шағым қалдыра аласыз















