Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции.

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции.

Материал туралы қысқаша түсінік
помощь для учителей
Материалдың қысқаша нұсқасы

Дата: 17. 10. 2017 год Класс: 9 урок 13

Тема:

Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции.

Цель урока:

Сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка. Выяснить суть понятий транскрипция и трансляция. Закрепить знания о механизме синтеза полипептидной цепи на основе знаний о матричном синтезе, характерном только для живой природы.

Ожидаемые результаты:


должны знать: понятия «ген», «генетическая информация», ДНК, «комплементарность»,»матрица». Объяснять сущность генетического кода.

уметь:

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях, справочниках, характеризовать механизм репликации, смогут решать цитологические задачи на применение материала по теме «Генетический код».

понимать:

свойства генетического кода, понимать принцип построения ДНК по принципу комплементарности, применять полученные знания при решении задач на использование принципа комплементарности.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

2 мин.

I. Организационный момент. Приветствие.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение.

Ученики осмысливают поставленную цель. Поворачиваются друг к другу и улыбаются.

Карточки

10 мин.

II. Проверка пройденного материала.

Проверить самостоятельное выполнение заданий по теме урока.

  1. Найдите соответствие_________________________________________________


Название веществ

Функции

1.Ферменты

А)Матрица в процессе передачи информации из ядра в цитоплазму.

2.и-РНК

Б)Обеспечивают точность и упорядоченность синтеза белков .Катализаторы

3 т-РНК

В)Переносит информацию о последовательности аминокислот в белках от хромосом к месту их синтеза.

4.ДНК

Г)Доставляют АК к месту синтеза белка


  1. Найдите соответствие к этапам энергетического обмена


1)Подготовительный

А)Неполный по энергетической отдаче. (2АТФ)


2)Бескислородный

Б)Полное расщепление органических веществ. (36АТФ)







3)Кислородный

В)Энергетически малоценный


Ученики выполняют задания

Карточки

13мин.

III. Актуализация знаний

Жизнь как явление природы – величайшая тайна, в которую уже много тысяч лет пытается проникнуть человечество. Вспомните признаки живых организмов, которые отличают их от неживых объектов? “Рост, размножение, подвижность, возбудимость, способность реагировать на изменения внешней среды – все эти свойства живого в конечном счете неразрывно связаны с определёнными химическими превращениями, без которых ни одного из этих проявлений жизнедеятельности не могло бы осуществиться”. Какой же процесс является “базой” для других свойств организма? (обмен веществ – метаболизм)


Метаболизм делится на два взаимосвязанных одновременных процесса анаболизм и катаболизм.

(Реакции метаболизма приводящие к биосинтезу сложных органических соединений из более простых, называются анаболизмом или пластическим обменом, они идут с затратой энергии. Расщепление сложных веществ на более простые составляют совокупность процессов катаболизма или энергетического обмена, при этих реакциях энергия выделяется.

Катаболизм и анаболизм тесно взаимосвязаны во времени и пространстве.

ОРГАНИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО  Э Н Э Р Г И Я

Благодаря этим процессам сохраняется относительное постоянство состава клеток. Синтезированные вещества используются для построения клеток и их органоидов и замены израсходованных или разрушенных молекул. При расщеплении сложных органических соединении до более простых выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза.

Живые же организмы, благодаря метаболизму, создают новые вещества, живут и воспроизводят себе подобных.

Все процессы обмена веществ в клетке и целом организме протекают под контролем наследственного аппарата. Сегодня на уроке мы рассмотрим один из важнейших процессов реализации наследственной информации – биосинтез белка. Роль белков в организме огромна.

Функции белка зависят от количества и расположении аминокислот.

Клетка ежеминутно синтезирует несколько тысяч новых молекул белка, которые являются точными копиями разрушенных. Биосинтез протекает в течении всей жизни клетки и является наследственным свойством живых организмов. Основная роль в определении структуры белка принадлежит ДНК. Давайте вспомним структуру ДНК. И вот первый главный вопрос нашего урока:

Каким образом записана информация о структуре белка в ДНК?

Для этого обратимся к математике, попробуйте 4 нуклеотидами зашифровать 20 аминокислот. Представьте себе, что 1 аминокислота шифруется 1 нуклеотидом, сколько, таким образом, зашифруется аминокислот? (4) А если взять 2 нуклеотида, сколько комбинаций получится? (16) Продолжите сами, возьмите 3 нуклеотида, каков результат? (64). Такая комбинация нуклеотидов называется триплет или кодон. Каждый ген содержит столько кодонов сколько аминокислот входит в его состав. Зависимость между триплетами и аминокислотами называется генетическим кодом.

Биосинтез белка





Итак, в клетке синтез белка осуществляется в 2 этапа:

-

транскрипция – снятие информации с ДНК и-РНК по принципу

комплементарности и трансляции – считывание информации с и-РНК рибосомами и синтез белка при участии т-РНК. т-РНК,– самые короткие РНК в клетке, их количество соответствует аминокислот.















Ученики записывают в тетрадь


учебник



10 мин.

IV. Закрепление урока.

Один из участков молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов:

А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т-Г.

Составьте вторую последовательность ДНК по принципу комплементарности. (ТТЦАГАТГЦТАЦ).

Один из участков молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов:

А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т-Г.

Составьте вторую последовательность ДНК по принципу комплементарности. (ТТЦАГАТГЦТАЦ).


Ученики составляют цепь ДНК


3 мин.

V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма». Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.


стикеры

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.





Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
30.00.2018
647
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі