Тема: Глагол- часть
речи
Цели:
-
Обобщить знания о глаголе как части
речи;
-
Отрабатывать навыки определения времени глагола,
числа. Правописание родовых окончаний глагола в прошедшем
времени;
-
Развивать устную и письменную
речь;
-
Воспитывать любовь к родному языку, другим
народам через поликультурный компонент.
Наглядность: учебник, линейка, карандаш,
слайды.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Слово учителя
А) В
священных книгах есть упоминание о том, что люди в древности
разговаривали на одном языке и были дружны. Пытаясь быть выше Бога,
стали строить высоко- высоко в
небо Вавилонскую
башню.
Бог прогневался, разрушил башню и дал им разные языки . У нас
в России граждане говорят более чем на 100 языках. А вот русский
язык стал языком межнационального общения.
//
Б) И
сегодняшний урок я хочу начать с высказывания русской поэтессы Анны
Андреевны Ахматовой
И мы сохраним тебя
Русская речь,
Великое русское слово. // 3. В) Упражнение в
чистописании
-
Как вы понимаете смысл этих строк?
4. Повторение
пройденного
1)Если перевести слова речь и слово
// )
(показываю из стихотворения)на греческий язык , то мы услышим
известное нам слово ГЛАГОЛ. И тема нашего сегодняшнего урока
«Закрепление пройденного по теме
«Глагол».
2)
Подберите однокоренные слова к слову глагол // Глагол-
глаголить, разглагольствовать.
Может быть кто слышал лексическое значение этих слов?
// 3) Глаголить – говорить
Разглагольствовать- говорить многословно,
бессодержательно.
В
древности были ещё слова с тем же корнем например:
Глаголица
// Рубрика «Путешествие в прошлое».
Глаголица - одна из первых славянских азбук. Предполагается, что
именно глаголицу создал святой Кирилл Философ для записи церковных
текстов на славянском языке. Первое упоминание о глаголице
относится к 863 году.
Глаголица являлась, в основном, азбукой для передачи церковных
текстов и тайнописи до Крещения Руси. После Крещения Руси стали
использовать кириллицу.
5. Работа с
предложением
А
сейчас запишем предложение с этим словом и сделаем синтаксический и
морфологический разбор.
Глаголица была первой славянской азбукой
.//
6. Обобщение
Итак, ребята мы узнали с вами о глаголах, которые
исходят из глубины веков.
7
. А сейчас мы с вами немножко
поиграем.
Игра «Короткий,
ответик».
-
Глаголы обозначают. (Действие ,
состояние)
-
Отвечают на вопросы.
-
Постоянный признак глагола.(вид,
спряжение)
-
Непостоянный признак
глагола.(время)
-
Глаголы спрягаются т.е. изменяются по лицам и
числам.
-
Глаголы какого спряжения имеют личные окончания
ешь, ет, ем, ете. Ут, ют -1 спр.
-
Перечислите время
Молодцы
А все наши ответы можно записать в таблицу.
//
8. Переходим к следующему этапу работы. В
начале урока мы говорили о том. Что народы
у нас разные , а вот смысл у пословиц одинаковый.
А сейчас проверим личное окончание
глаголов.
Пословицы
Татарская. послов.
С хорошим другом горы свернёшь, с плохим другом горя хлебнёшь.
Узбекская послов.
3л.ед.ч
Друг в лицо смотрит, а враг- вослед.
Русская послов.
3л.ед.ч
Дружба правдой крепнет.
|
Подчеркните личные окончания. В скобках укажите
лицо и число.
Запишите понравившуюся пословицу.
Физ.минутка музыкальная (про глагол и про
тире и про дождик на дворе…)
9.
Работа с учебником с. 107 Упр. 4 по вариантам:
1
вар.
|
2
вар.
|
Слушаешь - 1 скл.
Думаете - 1 скл.
Изучаем - 1 скл.
|
Спрашиваете - 1 скл.
Лечит - 2 скл.
Требуешь - 1 скл.
|
Ребята недалеко время , когда вы будете сдавать
ЕГЭ. Сейчас мы с вами проведём работу, которую можно считать
началом подготовки к ЕГЭ.
10. Тест
1.
Глаголы изменяются по числам?
а ) изменяются;
б) не изменяются.
2.Слова которые отвечают на вопросы что делает?
Что сделает? Обозначают глаголы …
А) единственного числа;
Б) множественного числа.
3.Перед глаголами бывают :
А) Предлоги;
Б) приставки;
4.
Сколько лиц имеют глаголы?
А) 1 лицо
Б) 2лица
В) 3лица
Оценки. Д/З стр. 107
упр.5
Сегодня на уроке мы с вами не только повторяли
всё о глаголе как части речи, но и коснулись такой великой темы как
слово ,язык. Которые нам ещё раз доказали значимость русской речи и
величины русского слова.
И в
конце нашего занятия я хочу вам прочитать стихотворение С.Я.
Маршака «урок родного языка». Это стихотворение не теряя своего
смысла звучит на 3 языках . Я хочу вам прочитать на чувашском и
русском языках. А на татарском языке вы прочитаете дома и
в переводе на русском языке дома найдите в стихотворении
глаголы и разберите их.
На русском
языке
Мир всем народам на свете,
Всем есть простор на планете
Свет и богат и велик
Наши российские дети
Так изучают язык!
|
На чувашском
языке.
Петем халохсем валли тенче
Пурне те, пур щул Щер щинче
Щуто, пуянлох, паллох
Пирен Ращей ачисем
Шапла веренеще челхене!
|
На татарском
языке
Тынычлык улдәге бөтен халыкка
Планетада иркенлек бар барсына,
Дөнья бай да ул, бөек тә
Безнен рәссәй балалары
Шулай телне өй рәнә.(Слайд 12)
|
11. Итог урока:
-
Какую часть речи сегодня повторяли?
- Что обозначает глагол?
- Что особенного запомнилось, о чём сегодня расскажите своим
родителям?
- Для чего нужно изучать русский язык? У вас на столах смайлики-
покажите какое у вас сейчас настроение?
Какие трудности и каккая важность встретилась в
уроке?