Материалдар / Глагол как часть речи
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Глагол как часть речи

Материал туралы қысқаша түсінік
Цели урока: • расширить представления учеников о глаголе, его признаках; • развивать речь учащихся, активный словарный запас; • развивать умение работать коллективно; Форма работы - групповая Ход урока Мотивационная беседа (учащиеся отвечают на вопросы): Ребята, вы были когда-нибудь в лесу? Значит, вы легко ответите на вопрос, с чем мы встречаемся, когда попадаем в лес? Вот и мы с вами сегодня отправляемся в лес. Здесь много красивых деревьев. Но очень пасмурно, серые тучи нависли над лесом, кое-где на деревьях еще не растаял снег. Здесь растут известные вам деревья: сосна, ель, осина, береза и кустарники (на доске появляются изображения деревьев).
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
05 Қаңтар 2019
482
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Глагол как часть речи

Цели урока:

  • расширить представления учеников о глаголе, его признаках;

  • развивать речь учащихся, активный словарный запас;

  • развивать умение работать коллективно;

Форма работы - групповая

Ход урока

Мотивационная беседа (учащиеся отвечают на вопросы):

Ребята, вы были когда-нибудь в лесу? Значит, вы легко ответите на вопрос, с чем мы встречаемся, когда попадаем в лес? Вот и мы с вами сегодня отправляемся в лес. Здесь много красивых деревьев. Но очень пасмурно, серые тучи нависли над лесом, кое-где на деревьях еще не растаял снег. Здесь растут известные вам деревья: сосна, ель, осина, береза и кустарники (на доске появляются изображения деревьев).

Но наше путешествие по лесу будет не совсем обычным.

Перед вами знакомые для вас части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, предлог и глагол.

Посмотрите внимательно на эти деревья и скажите, какое из них соответствует определенной части речи (учащиеся высказывают свои мнения; затем учитель высказывает свое мнение).

Береза для меня - это прилагательное

Предлог - это, конечно же, кустарник, потому что и кустарник маленький и предлог - очень короткая часть речи.

Осина - это числительное, потому что числительное - это число, а на осине мы можем посчитать гнезда.

Существительное - сосна, потому что сущ без глагола существовать не может, в каждом предложении оно дружит с существ., поэтому это и хвойные деревья.

Глагол - ель - строгое и стройное, имеющее четкую форму.

И сегодня нам с вами предстоит поближе узнать такое хвойное дерево, как глагол.

Как вы видите, кое-где на деревьях еще лежит снег. Но в наших с вами силах сделать так, чтобы снег начал таять, а деревья начали просыпаться. Мы должны вспомнить все, что нам известно о глаголе, и узнать кое-что новое.

Но для начала, мне хотелось бы спросить у вас, знаете ли вы, что значит слово "глагол"? Слово глагол - старославянское слово, вообще и означало слово, речь. Существовало также и слово глаголати - говорить.

Что мы знаем о глаголе? Что такое глагол?

По подсчетам ученых, глагол занимает второе место по частоте употребления в речи, причем в текстах разных стилей глаголам отводится неодинаковая роль. Самое большое количество глаголов используется в художественном стиле (учитель читает рассказ):

Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю. Будит, сердится: "Опоздаешь!" Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, хватаю, бегу, бегу:

Опаздываю. Звенит. Опоздал. Вхожу. Смотрят, записывают. Пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу - не знаю; знал - забыл. Получил, пошел, сел. Звенит! Бегут, толкаются. Купил, откусил, проглотил. Звенит! Бежим, рассаживаемся, достаем. Сосредоточиваемся, решаю, не могу решить, сижу, заглядываю. "Дай списать". Списываю, ошибаюсь. Не успел решить, не успел списать. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились! Бежим, кричим.

Прибежал, открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю. Достал, прочитал, начал писать. Бросаю писать. Бегу, кричу, забиваю. Упал, порвал. Идут, кончили работать, зовут. Вспоминаю - вспомнил: не написал, не выполнил. Смотрит, говорит, спрашивает, кричит. Молчу, соплю, не отвечаю. Ем, пью, моюсь, иду спать, натягиваю, засыпаю:

Что придает рассказу юмористический характер?

И тема нашего сегодняшнего урока "Глагол".

2. Изучение этой темы я бы хотела начать с того, чтобы мы с вами поухаживали за корневой системой этого дерева, то есть вспомнили знакомые нам грамматические категории глагола.

(Открыть тетради, записать число, классная работа и тему урока)

а) О каком грамматическом признаке глагола говорится в следующем стихотворении?

Как начнёшь ты меня гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь мною ты вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
И тебя не буду видеть,
Лишь открыто ненавидеть.

Цифровой диктант: ходить, летать, кормить, учиться, писать, любить, ненавидеть, смотреть, кричать (2,1,2,2,1,1,2,2,1)

(Учитель вешает карточку со словом "спряжение". Карточка вешается вниз дерева, как один из корней)

б) Следующее грамматическое значение глагола, нам знакомое, - вид. Вид бывает:

(Учитель раздает конверты с заданиями)

Подберите к данным глаголам глаголы другого вида:

1 группа:

  • завершать -

  • вспахивать -

  • объединять -

  • посещать -

  • улыбаться -

2 группа:

  • расти -

  • строить -

  • пить -

  • учить -

  • мыть -

3 группа:

  • класть -

  • ловить -

  • говорить -

  • брать -

Cделать вывод: при помощи чего образуется видовая пара глагола.

(вешается карточка "вид" рядом со "спряжением")

в) И еще один очень важный корень нам предстоит вспомнить.

Я читаю текст, а вы выписываете глаголы, а затем определяем их время.

В пути много бед ждет перелетных птиц. Вот стаю ласточек застал ураган над морем - далеко от берега. Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. Если быпоказался какой-нибудь пароход! Птицы опустились бы прямо на палубу, прижались бы к ней, спрятались быпод брезентом. Летите, ласточки, к людям, они вам помогут. (По В.Бианки)

(вешается еще одна карточка "время")

Вот мы с вами и поухаживали за корнями нашего дерева, а теперь наша с вами задача, сделать все возможное, чтобы у дерева появились листики.

И опять-таки обратим внимание на корень "Время", потому что без него у нас не появятся листики на дереве.

На доске незаконченное предложение, у него нет сказуемого. Ваша задача из предложенных слов выбрать верный вариант:

Оля : в гимназии (училась, будет учиться, училась бы, учись)

Выбрать сказуемое, которое обозначает действие, действительно происходит в настоящее время;

Действительно происходило месяца два назад;

Будет происходить через два года

Действие, которое бы произошло бы, если бы Оля успешно сдала экзамены

Действие, которое обозначает просьбу мамы

Посмотрите внимательно на глаголы и скажите, на какие бы группы вы их поделили?

Отношение действия к действительности называется наклонением.

Изъявительное - явь

Условное - условие (посмотреть, как образуется)

Повелительное - повелеваю, приказываю

Запишите предложение в тетради:

"Поживите на даче", - сказала мама. Мы с Мишкой очень обрадовались. Продолжалась бы такая жизнь целое лето!

Задание: выписать глаголы, попробовать записать во всех трех наклонениях

3. Назовите глаголы, которые в вашей жизни являются самыми главными.

А вот И.С. Тургенев в романе "Отцы и дети" очень любит глаголы говорения (речи). Более 160 глаголов использует: шепнуть, твердить, продолжить, сообщить, бормотать и пр.

На самом деле глаголы играют колоссальное значение в русском языке. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. А.Н.Толстой писал: "Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе" Писатель считает: "По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы - в глаголе, ибо глагол - это действенность характера".

4. А как должен выглядеть глагол? Как вы себе его представляете?

Встреча с персоной (учитель играет роль короля Глагол)

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду - все в действие придет,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет.

Я энергичный король Глагол 1 и правлю королевством всяческих действий. У меня есть три сына с совершенно разными характерами.

Старший сын - самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить

Средний - мечтатель, романтик и фантазер.

Третий - очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

Город, в котором градоначальником был старший брат назывался :

Девизом жизни всех горожан были слова: "Было! Есть! Будет!"

Город, в котором жил средний брат, назывался :

Здесь мечтательные жители существовали под девизом: "Если бы, да кабы!"

Обитатели третьего города : подчинялись девизу: "Так точно! Будет сделано!".

Мои сыновья прислали меня сегодня к вам, чтобы проверить, насколько хорошо вы сможете описать жизнь в их городах.

В первом городе нет никаких проблем. Жители работали, работают и будут продолжать работать.

Игра "Ремонт"

Я читаю список слов. Когда называется глагол, вам нужно хлопнуть в ладоши. Итак, приготовились!

Дядюшка Глагол при ремонте вытиралподметалзашивалполивал, самосвал, носиллетелзаплатилугодилповредил, крокодил, выпилвылепилзажёг, флажок, дружок. (Что это за время?)

Во втором городе жители всегда ходят парами. Из чего состоят пары?

Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь недостроены, одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках недосажены, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены.

И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.

Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:

- Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И услышал ответ:

- Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.

Давайте составим их ответ.

Архитектор ответил (I ряд):

Я бы построил дворец, если бы :

Садовник (II ряд) сказал:

Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы:

Швея прошептала (III ряд):

Я бы сшила новое платье, если бы

В третьем городе все жители любили командовать. На каждом шагу можно было слышать одни приказы и просьбы. При этом жители были одиноки: они ни с кем не дружили, потому что их-то приказы никто не выполнял.

Однако они очень хотят найти себе друзей, поэтому ищут их среди синонимов и просят вашей помощи.

Замените глаголы близкими по значению:

Не реви, не скрывайся от людей, не горюйте (не печалься)

Но есть такие жители, которые хотят стать почетными гражданами этого города и поэтому просят помощи, чтобы стать повелительным наклонением.

Лечь, положить, убежать, расстелить, улыбнуться, прикрыть.

Спасибо вам, вы справились со своим заданием, а мне пора в путь.

Король Глагол 1 оставил для вас послания от своих сыновей (учитель раздает послания, ученики читают их громко).

Домашнее задание: написать мини-сочинение, используя любимые глаголы



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!