Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н. Северцов).

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н. Северцов).

Материал туралы қысқаша түсінік
помощь для учителей
Материалдың қысқаша нұсқасы

Урок № 28 Класс 11 «Б» Дата проведения: 13. 12. 2017 год

ТЕМА: Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н. Северцов).

Цели:

обучающие – изучить главные направления эволюции органического мира и пути достижения биологического прогресса; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов;

развивающие – развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда;

воспитательные – воспитывать интерес к урокам биологии, формировать научное мировоззрение.

Ресурсы: тестовые задания

Методы урока: Работа в парах.

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание деятельности

Методы, формы, приемы работы

I Орг. момент, вводный

2мин.

Приветствие, определение хода и целей урока.


Беседа

II Повторение изученного, работа над ошибками

10мин.

Тест.

1. Кто из ученых сформулировал закон гомологичных рядов наследственности и изменчивости:

  1. Ч.Дарвин

  2. С.С. Четвериков

  3. Н.И.Вавилов

  4. И.М.Сеченов

2.Уровень организации жизни, на котором проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации, является:

  1. Онтогенетический

  2. Молекулярный

  3. Биосферный

  4. Клеточный

3.Результатом эволюции является:

  1. Наследственная изменчивость

  2. Борьба за существование

  3. Многообразие видов

  4. Ароморфоз

4.В каком году был предложен термин «клетка»?:

  1. 1675 году

  2. 1665 году

  3. 1681 году

  4. 1674 году

5.Основатель учения о происхождении видов путем естественного отбора:

  1. Ч.Дарвин

  2. Ж-Б. Ламарк

  3. К.Линней

  4. М.Ломоносов

6. Количество хромосом у человека?:

  1. 28

  2. 38

  3. 23

  4. 46

7.Из эктодермы образуются:

  1. Нервная система

  2. Мышцы

  3. Лёгкие

  4. Скелет

8.Заключительной фазой в митозе является:

  1. Телофаза

  2. Анафаза

  3. Метафаза

  4. Профаза

9.Набор половых хромосом у мужчин:

  1. XX

  2. YY

  3. XY

  4. XO

10.Тип деления клеток, в результате которого образуется половые клетки:

  1. Амитоз

  2. Мейоз

  3. Митоз

  4. Биоценоз

11.При каком клеточном делении количество хромосом не уменьшается:

  1. Митоз

  2. Митоз и мейоз

  3. Мейоз и амитоз

  4. Мейоз

12.Из эндодермы образуются:

  1. Кожа

  2. Органы дыхания

  3. Скелет

  4. Органы чувств

13.Кто первым открыл клетку?:

  1. Р.Гук

  2. А.Левенгук

  3. Р.Броун

  4. Т.Шванн

14.Теодор Шванн

  1. Открыл клетку на срезе пробки

  2. Открыл одноклеточные организмы

  3. Сформировал теорию о том, что все живые организмы состоят из клеток, сходных по строению

  4. Создал теорию о том, что новые клетки получаются только из предыдущих клеток путем деления

15. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют:

  1. Эмбриогенезом

  2. Филогенезом

  3. Онтогенезом

  4. Ароморфозом

Работают с тестами

III Усвоение новых знаний

15мин.

Идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по пути совершенствования организмов от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим, общепринята. Однако, не следует думать, что прогресс является единственным путем эволюционных изменений, в действительности это лишь одно из возможных направлений.

Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена и Алексея Николаевича Северцова. А.Н.Северцов выделил понятия биологического прогресса, биологической стабилизации и биологического регресса.

1. Биологический прогресс

Биологический прогресс характеризуется возрастанием числа особей систематической группы, увеличением числа входящих в нее видов, подвидов, популяций, расширением ареала. Виды, находящиеся в состоянии биологического прогресса, выходят победителями в борьбе за существование.

Биологический прогресс характерен покрытосеменных растений, насекомых, птиц и млекопитающих.

В соответствии с разнообразными преобразованиями строения организмов в процессе эволюции выделяют три пути достижения биологического прогресса:

  • Ароморфозы – арогенез (морфофизиологический прогресс);

  • Идиоадаптация – аллогенез;

  • Общая дегенерация – катагенез (морфофизиологический регресс).

Арогенез – эволюционное направление, сопровождающееся приобретением крупных изменений строения – ароморфозов.
Ароморфоз означает усложнение организации. Поднятие ее на более высокий уровень. Изменения в строении животных в результате возникновения ароморфозов не являются приспособлениями к каким-либо условиям среды, а дают возможность расширить использование условий внешней среды (новые источники пищи, места обитания). Примером ароморфоза у млекопитающих является разделение сердца на левую и правую половины с развитием двух кругов кровообращения. Дифференцировка органов пищеварения, усложнение зубной системы, появление теплокровности уменьшает зависимость организма от окружающей среды.

Ароморфозы сыграли важную роль в эволюции всех классов животных: трахейная система дыхания и преобразование ротового аппарата у насекомых, образование хитинового покрова и расчленение конечностей, развитие сложной НС, а также органов чувств – обоняния, зрения, осязания. Появление речи – крупный ароморфоз в эволюции человека. В растительном мире крупными ароморфозами являются появление органов и тканей, фотосинтеза, появление у покрытосеменных растений цветков, плодов, семенного размножения.

Дальнейшая эволюция покрытосеменных растений шла по пути идиоадаптаций, то есть по пути возникновения разнообразных приспособлений к различным условиям обитания.
Идиоадаптации привели к появлению растений с различными цветками, плодами, побегами, листьями, корневыми системами, сроками развития, приспособлениями к опылению ветром, водой, насекомыми.
Идиоадаптации – путь эволюции, при котором одни приспособления заменяются другими, биологическими им равноценными.
Идиоадаптации в отличие от ароморфозов имеют частный характер.
Хорошим примером идиоадаптации служит защитная окраска у животных, разнообразные приспособления к перекрестному опылению ветром и насекомыми, приспособления плодов и семян к распространению, приспособление к придонному образу жизни (уплощение тела) у многих рыб.

У некоторых покрытосеменных растений биологический прогресс связан с упрощением организации – дегенерацией. Например, у паразитического растения повилика произошла утрата корней и листьев.
Дегенерация – путь эволюции, связанный с переходом в более простую среду обитания и ведущий к упрощению строения и образа жизни.
Общая дегенерация  как путь биологического прогресса наблюдается у многих форм и связана главным образом с переходом к паразитическому или сидячему образу жизни. Упрощение организации вовсе не означает вымирание данной группы. Многие паразитические организмы процветают, несмотря на упрощение своей организации. Многие паразитические организмы процветают, несмотря на упрощение своей организации.

2. Биологическая стабилизация

Биологическая стабилизация по А.Н.Северцову, означает поддержание приспособленности организма на известном уровне. Организм изменяется соответственно изменениям условиям окружающей среды. Численность его не возрастает, но и не снижается.
У растений при снижении среднегодовой температуры увеличивается количество кроющих волосков эпидермы. Это явление позволяет выжить всем особям, но преимущества между другими видами не наблюдается, так как они проявляют такую же реакцию.

3. Биологический регресс

Биологический регресс – направление эволюции, которое характеризуется уменьшением числа видов, подвидов и популяций, сокращением численности особей и ареала.
Биологический регресс означает снижение приспособленности организма.
Организм отстает от изменений во внешней среде, и в особенности от темпов эволюции и распространения экологически близких форм.
Численность вида уменьшается и вид идет навстречу вымиранию. Действию биологического регресса могут подвергнуться и биологически высокоорганизованные, процветавшие в свое время формы, оказавшиеся не приспособленными к новым или меняющимся условиям обитания (вымершие динозавры, мамонты).

Причиной биологического регресса часто является деятельность человека. Человек влияет на виды непосредственно, уничтожая их, или опосредованно, изменяя среду их обитания. Так, в начале 17 века были истреблены дикие быки туры (прародители современных быков). Во второй половине 18 века были полностью уничтожены морские млекопитающие стеллеровы коровы. К началу 19 века охотники полностью истребили крупных нелетающих птиц моа в Новой Зеландии, рост которых достигал трех метров.
Конечный результат регресса – вымирание вида.

Работа с учебником











IV Закрепление знаний.

10мин.

Тест.

1. Мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к определенным условиям среды
А. Ароморфоз
Б. Идиоадаптация
В. Дегенерация
Г.Дивергенция
2.Обеспечивает возможность освоения новых источников питания и новых сред обитания
А. Ароморфоз
Б. Дегенерация
В. Идиоадаптация
Г. Конвергенция
3.Дивергенция ведет кА. Уменьшению конкуренции
Б. Увеличению конкуренции
В. Возникновению новых приспособлений
Г. Сохранению имеющихся приспособлений
4. Ароморфоз – это направление эволюции, характеризующееся
А. Понижением общего уровня организации
Б. Появлением частных приспособлений
В. Повышением общего уровня организации
Г. Утратой ряда важных органов
5. Общая дегенерация характеризуется
А. Повышением общего уровня организации
Б. Понижением общего уровня организации
В. Возникновением частных приспособлений
Г. Утратой ряда важных органов
6.В настоящее время биологический прогресс наблюдается у:
А. Голосеменных растений
Б. Покрытосеменных растений
В. Костистых рыб
Г. Рептилий
7. В настоящее время биологический регресс переживают:
А. Насекомые
Б. Хоботные
В. Папоротникообразные
Г. Покрытосеменные
8. Ароморфоз:
А. Всегда ведет к биологическому прогрессу
Б. Может быть причиной биологического регресса
В. Дает организмам преимущества в борьбе за существование
Г. Может приводить к снижению уровня организации организмов
9. Идиоадаптация:
А. Приводит к возникновению частных приспособлений
Б. Приводит к изменению уровня организации групп организмов
В. Обуславливает специфичность признаков видов, родов, семейств
Г. Происходят на уровне классов и типов
10.Дегенерация:
А. Произошла у организмов, ведущих сидячий образ жизни
Б. Всегда ведет к биологическому регрессу
В. Может обеспечить процветание некоторых систематических групп
Г. Произошла у паразитических растений – повилики и заразихи
Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Б А А,ВВ Б,ГБ,ВБ,ВА,ВВ,ГА,В,Г

Работа с тестами

V Заключительный

3мин

1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Всем спасибо за урок. Работали все хорошо. А теперь нарисуйте смайлик, с каким настроением вы уходите с урока

2. Д/з: п. 28

Запись домашнего задания в дневник









Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
30.00.2018
590
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі