Материалдар / ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Материал туралы қысқаша түсінік
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
07 Маусым 2019
302
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Спецификация суммативного оценивания за четверть
по предмету
«Химия»
8 класс

ПРОЕКТ

2

ПРОЕКТ

Содержание
1. Цель суммативного оценивания за четверть ............................................................................................ 4
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ................................... 4
3. Ожидаемые результаты............................................................................................................................... 4
4. Уровни мыслительных навыков ............................................................................................................... 5
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей ........... 6
6. Правила проведения суммативного оценивания ..................................................................................... 6
7. Модерация и выставление баллов............................................................................................................. 6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ........................................ 7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 13
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 20
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 27

3

ПРОЕКТ

1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и
навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «Химия» для 7-9 классов уровня
основного среднего образования по обновленному содержанию.
3. Ожидаемые результаты
Знает:
• первоначальные химические понятия;
• правила техники безопасности при проведении экспериментальных и
практических работ;
• суть основных химических законов и теорий;
• единицы измерения физических и химических величин;
• понятия, формулы, законы и физические постоянные величины;
• атомно-молекулярное учение, строение атома и свойства элементов;
• химическую символику;
• классификацию веществ;
• виды химической связи и строение вещества;
• типы, признаки и закономерности протекания химических реакций;
• важнейшие классы неорганических соединений и их свойства;
• периодический закон и структуру периодической системы химических
элементов;
Понимает:
• физический смысл величин, основных терминов;
• условия протекания химических реакций;
Применяет:
• основные химические понятия и термины для описания процессов и явлений в
живой и неживой природе;
• методы
безопасного
проведения
опытно-экспериментальных
и
исследовательских работ;
• законы и формулы химии при решении учебных и прикладных задач,
выполнении практических и лабораторных работ;
• графические методы представления результатов;
• Международную систему единиц измерения;
Анализирует:
• данные, полученные в результате естественно-научного эксперимента;
• информацию, представленную в графической и табличной форме;
• зависимость свойств вещества от его качественного и количественного состава и
строения;
• причинно-следственные связи между свойствами и сферами применения
веществ;
4

ПРОЕКТ

Синтезирует:
• синтезирует собранные и обработанные данные, информацию
представления в виде таблицы, графика, сообщения, доклада, презентации;

для

Оценивает:
• результаты проведенного эксперимента;
• влияние различных физических и химических процессов на жизнедеятельность
человека и окружающую среду;
4. Уровни мыслительных навыков
Уровни
мыслительных
навыков
Знание и
понимание

Описание

Рекомендуемый тип заданий

Знать конкретные факты, термины, методы и
приемы.
Демонстрировать понимание предмета через
правильное
воспроизведение,
прогнозирование
или
объяснение
информации.

Для проверки уровня
рекомендуется использовать
задания с множественным
выбором ответов(МВО) и/или
задания, требующие краткого
ответа (КО).

Применение

Использовать информацию и ранее
полученные знания в различных контекстах
и новых ситуациях.

Навыки высокого
порядка

Интерпретировать полученные результаты и
информацию через исследование составных
частей изучаемого процесса.
Объединять ранее полученные знания в
единое целое.
Формировать суждения, вытекающие из
источников.
Выносить решение об эффективности или
достоверности.

5

Для проверки уровня
рекомендуется использовать
задания, требующие краткого
ответа (КО) и/или задания,
требующие развернутого ответа
(РО).
Для проверки уровня
рекомендуется использовать
задания, требующие краткого
ответа (КО) и/или задания,
требующие развернутого ответа
(РО).

ПРОЕКТ

5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть

Знание и понимание

Применение

I
II
III
IV
Итого

По отобранным целям
30%
33%
20%
10%
23%

По отобранным целям
50%
56%
70%
80%
64%

Навыки высокого
порядка
По отобранным целям
20%
11%
10%
10%
13%

6. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы
в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им
нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать
инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде
чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают самостоятельно, во время оценивания и у них
нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у
учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им,
например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации
этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать
их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с правописанием,
перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может
предоставить преимущество отдельным учащимся.
Сообщайте учащимся, когда остаётся 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведённого на суммативную работу, попросите учащихся
прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

6

ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 12 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развёрнутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание
может
содержать
несколько
структурных
частей/подвопросов.

7

ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел

8.1А
Движение
электронов
в атомах

8.1В
Формулы
веществ и
уравнения
химически
х реакций

8.1С
Сравнение
активносте
й металлов

Проверяемые цели

8.1.3.1 -понимать, что электроны в атомах
распределяются последовательно по
энергетическим уровням на возрастающем
расстоянии от ядра
8.1.3.4 -уметь писать электронные
конфигурации и электронно-графические
формулы первых 20 химических элементов
8.1.3.5 -понимать, что атомы могут принимать
или терять электроны, что приводит к
образованию ионов
8.1.3.6 -составлять формулы соединений
методом «нулевой суммы»
8.2.3.1 -вычислять массовые доли элементов в
составе вещества, выводить формулы веществ
по массовым долям элементов
8.2.3.3 -составлять уравнения химических
реакций, записывая формулы реагентов и
продуктов реакции
8.2.2.1 -классифицировать химические реакции
по числу и составу исходных и образующихся
веществ
8.2.4.3 -исследовать факторы, влияющие на
возникновение коррозии металлов
8.2.2.5 -составлять уравнения реакций металлов
с кислотами
8.2.4.8 -прогнозировать возможность
протекания незнакомых реакций замещения
металлов, используя ряд активности металлов
Всего баллов

Уровень
мыслительных
навыков

Кол.
заданий*


задания*

Тип
задания*

Время на
выполнение,
мин*

Балл*

Балл за
раздел
8

Знание и
понимание

2

1,2

МВО

2

2

Применение

1

4

РО

4

2

Знание и
понимание

1

3

КО

4

2

Применение

1

5

КО

4

2

Применение

1

6

РО

6

4

Применение

1

7

МВО

4

2

Знание и
понимание

2

8,9

КО

4

2

Навыки
высокого
порядка

1

10

РО

4

3

Применение

1

11

КО

4

3

Навыки
высокого
порядка

1

12

РО

4

3

40

25

8

9

25

8

ПРОЕКТ

Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «Химия»
1. Определите электронную формулу, соответствующую иону Cl-.
А) 1s22s22p63s23p5
B) 1s22s22p63s23p6
C) 1s22s22p6
D) 1s22s22p63s23p4
[1]
2. Определите строку, в которой схема распределения электронов соответствует атому неона.
А) Fо, 1s22s22p5
B) Na+, 1s22s22p63s1
C) Na+1, 1s22s22p6
D) Cl+5, 1s22s22p63s2
[1]
3(а) Элемент, который образует ион с зарядом Э-3, присоединяет электроны на третий
энергетический уровень. Составьте формулу его соединения с водородом:
Ответ _______________________________
3(b) Закончите схему образования иона Cl+7.

[1]

[1]
4. Напишите электронную и электронно – графическую формулы атома серы:
Электронная формула: _______________________________________________________
Электронно – графическая формула:

[2]

9

ПРОЕКТ

5. Азот может образовывать пять оксидов разного состава. Составьте формулу оксида азота
методом «нулевой суммы».
+5
(a)
N O
x y
+4
(b)
N O
x y
[2]
6(a) Рассчитайте массовую долю азота в получившемся оксиде азота в задании 5(a).
[2]
(b) Выведите формулу оксида азота, если известно, что массовая доля азота в соединении
составляет 63,64%, кислорода 36,36%.
[2]
7. Из предложенного перечня веществ выпишите необходимые формулы и закончите
уравнения реакций:
H 2 SO 3 , CaCO 3 , C, NaCl, H 2 O, H 2 CO 3 , Na 2 SO 3 , KCl, H 2 SO 4 , SO 2 , NaH
2NaOH + …….. = Na 2 SO 4 + 2……….
K 2 CO 3 + 2HCl = 2………. + …………..
[2]

8. Определите и подпишите тип химической реакции.
Химическая реакция
PbO + SiO 2 = PbSiO 3
AgNO 3 + KBr = AgBr + KNO 3
2KBr + Cl 2 = 2KCl + B r2

Тип реакции

[1]
9. На рисунке изображен один из типов химической реакции:

Приведите пример уравнения данного типа реакции:
____________________________________________________________________________[1]

10

ПРОЕКТ

10. На рисунке изображено исследование процесса коррозии. Железный гвоздь поместили в
различную среду.

(а) Объясните, почему в пробирках 1-2 ржавчина не образуется.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________[1]
(b) Объясните, причину образования ржавчины в пробирках 3-5.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________[2]
11(a) На рисунке изображены реакции взаимодействия
металлов с кислотой:
Пробирка №1 – реакция протекает бурно, с быделением
большого количества газообразного вещества;
Пробирка №2 – реакция протекает активно, наблюдается
выделение газообразного вещества;
Пробирка №3 – протекание реакции не наблюдается.
Задание:
Предложите по одному примеру металлов для реакции в
пробирках 1 и 2:
Пробирка №1 ____________________________
Пробирка №2 ___________________________
[1]
(b) Напишите
уравнение реакции взаимодействия кислоты с предложенными вами
металлами для пробирок № 1 и 2 в задании 11(a).
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ [2]
12. Для исследования активности металла ученик поместил кобальт в разные растворы.
(а) Заполните таблицу, поставив «+» и «-» в соответствие с возможностью или
отсутствием реакции:
AgNO 3
HCl
ZnSO 4 H 2 O(пар)
Со
[1]
(b) Объясните причину подобного химического поведения кобальта.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [2]

11

ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

1
2
3(а)

Ответ

Балл

В
С
РН 3

Дополнительная
информация

1
1
1

3(b)

1
Электронная формула - 1s22s22p63s23p4
Электронографическая формула –

1

4
1
5
6(a)
6(b)

(a)
(b)

N2O5
NO 2
Mr(N 2 O 5 ) = 108
ɷ(N) = (28/108)x100% = 25,93%
N:O = 63,64/14: 36,36/16 = 4,55:2,27 = 2:1
N2O
2NaOH + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2H 2 O

1
1
1
1
1
1
1

K 2 CO 3 + 2HCl = 2KCl + H 2 CO 3
Химическая реакция
PbO + SiO 2 = PbSiO 3
AgNO 3 + KBr = AgBr + KNO 3
2KBr + Cl 2 = 2KCl + B r2

1

7

8

9
10 а)

10(b)

Тип реакции
соединение
обмен
замещение

?

Al(OH) 3→ Al 2 O 3 + H 2 O

В пробирках 1 и 2 железный гвоздь не подвергается
коррозии, так как нет контакта с агрессивной средой,
способствующей коррозии
В пробирке №3 гвоздь контактирует с водой, которая
является корродирующей средой;
В пробирках № 4 и 5 гвоздь помещён в агрессивную среду
раствора соли и кислоты, которые быстро разрушают
железо

1

1 балл за 3 верных
ответа

1

Принять любое
верное уравнение
данного типа

1

1
1

11(a)

Пробирка 1 – Zn
Пробирка 2 - Fe

1

11(b)

Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2
Fe + 2HCl = FeCl 2 + H 2

1
1

12(a)

12(b)

Со

AgNO 3
+

HCl
+

ZnSO 4
-

H 2 O(пар)
+

1 за каждое верное
уравнение

Пробирка №1 – все
активные металлы,
включая Al
Принять любое
верно написанное
уравнение

1

Кобальт реагирует с соляной кислотой, водой и нитратом
1
серебра, т.к. в ряду активности Co стоит до Н.
Кобальт не взаимодействует с сульфатом цинка, т.к. кобальт
1
менее активен, чем цинк.
Итого 25

12

ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов –25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 12 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развёрнутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание
может
содержать
несколько
структурных
частей/подвопросов.

13

ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел

8.2А
Количество
вещества

Проверяемые цели

8.1.1.2 -вычислять массу, количество
вещества и число структурных частиц

8.2.3.5 -вычислять массу, количество
вещества по уравнениям химических
8.2.В
реакций
Стехиометри
8.2.3.6 -знать закон Авогадро и
ческие
использовать молярный объем для расчета
расчеты
объема газов при нормальных и
стандартных условиях;
8.3.1.1 -понимать, что продуктами реакций
горения являются оксиды, и что при
горении углеродсодержащего горючего в
кислороде могут образовываться
8.2С
углекислый газ, угарный газ или углерод
Знакомство с
8.3.1.3 -знать, что экзотермические реакции
энергией в
идут с выделением теплоты, а
химических
эндотермические реакции с поглощением
реакциях
теплоты
8.3.1.5 -объяснять изменение энергии с
точки зрения кинетической теории частиц
8.2D
Водород.
Кислород и
озон

8.4.2.1 -уметь получать водород и изучать
его свойства и применение
8.4.2.3 -уметь получать кислород и изучать
его свойства и применение
8.4.2.5 -объяснять значение озонового слоя
Земли
Всего баллов

Уровень
мыслительны
х навыков

Кол.
заданий*


задания*

Тип
задания*

Время на
выполнени
е, мин*

Балл*

Применение

2

1
3

МВО/ КО

5

1
2

Применение

1

4

РО

4

4

Применение

1

5

КО

3

2

Знание и
понимание

1

2

МВО

3

1

Знание и
понимание

1

6

КО

3

2

Навыки
высокого
порядка

1

7

РО

4

3

Применение

2

КО

Применение

2

КО/РО

Знание и
понимание

8
9
10
11

3
4
3
4

1
1
2
3

1

12

КО

4

3

Балл за
раздел
3

6

6

40

10

25

14

ПРОЕКТ

Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «Химия»
1. В организме подростка содержится примерно 2. 1027 атомов кислорода. Рассчитайте, какое
количество элемента кислорода содержится в теле подростка.

А) 30 моль
B) 450 моль
C) 3322 моль
D) 330 моль

[1]
2. Горению этана (С 2 Н 6 ) соответствует уравнение реакции:
I. 2С 2 Н 6 + 7О 2 = 4СО 2 + 6Н 2 О + Q
II. 2С 2 Н 6 + 5О 2 = 4СО+ 6Н 2 О + Q
III. 2С 2 Н 6 + 3О 2 = 4С+ 6Н 2 О + Q
А) верно только I
B) верно только I и II
C) верно только I и III
D) верно I - III
[1]
3(а) Рассчитайте, сколько стоит 1 моль поваренной соли (хлорида натрия NaCl), если 1кг
стоит – 50 тенге.
Ответ: ____________________
(b) Рассчитайте, сколько моль воды проглотит человек, если выпьет половину стакана воды
(100 г).
Ответ: ____________________
[2]
4. Ученик на уроке провел ряд последовательных реакций: 20 г магния сжёг в кислороде и
полученный оксид магния растворил в соляной кислоте. Рассчитайте массу полученного
продукта реакции.
Mg → MgO → MgCl 2

[4]

15

ПРОЕКТ

5. В таблице приведены результаты исследования некоторых газов.
Наименование газа

Условия

Озон

При нормальных
условиях
При стандартных
условиях

Неон
Определите значения Х и У.
Х _________
У_________

Количество
вещества
0,3 моль

Объём

Х

12 дм3

У

[2]
6. На рисунке изображены две реакции, протекающие с изменением теплового эффекта.
Определите тип реакции в каждой пробирке и приведите пример.
Тип реакции по тепловому
эффекту
Пример реакции

№1:

№2:

[2]
7. Изучите энергетические диаграммы получения и разложения воды.

(a) Назовите, какая из этих реакций протекает с выделением тепла.
Ответ: _____________________________

[1]

16

ПРОЕКТ

(b) Объясните изменение энергии с точки зрения кинетической теории частиц в данных
реакциях:
реакция 1:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
реакция 2:
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________[2]

8. В три сосуда собрали газообразные вещества, не имеющие вкуса, цвета и запаха:
водород, кислород и углекислый газ. Для каждого газа провели качественную реакцию,
результаты которой изображены на рисунке:

Определите газы в сосудах:
№1 __________
№2 __________
№3 __________
9. Водород пропустили через нагретый оксид меди (ІІ):

[1]

Запишите уравнение данной реакции и назовите свойство водорода
(окислительное/восстановительное).
_____________________________________________________________________________ [1]

17

ПРОЕКТ

10(a) На рисунке изображен лабораторный способ получения кислорода разложением
перманганата калия.

Запишите название метода для собирания кислорода и объясните, на каком свойстве основан
данный метод.
_____________________________________________________________________________[1]
(b) Запишите уравнение данной рекции.
_____________________________________________________________________________ [1]
11. При разложении 39,5г перманганата калия выделился кислород, который полностью
прореагировал с азотом, с образованием оксида азота (II) NO. Рассчитайте массу оксида
азота (II) NO.

[3]
12. Озоновый слой — часть стратосферы на высоте от 20 до 25 км, с наибольшим
содержанием озона, образующегося в результате воздействия ультрафиолетового излучения
Солнца на молекулярный кислород (O 2 ).
(a) Напишите уравнение реакции образования озона.
_____________________________________________________________________________ [1]
(b) Объясните значение озонового слоя.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [1]
(c) Специалисты-экологи проявляют беспокойство в связи с тем, что в слое озона возникают
«дыры» - обширные области с пониженным содержанием озона.
Объясните, чем обусловлена опасность появления таких «дыр» для человека.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ [1]

18

ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

1
2
3(a)
3(b)
4

5
6
7(а)

7(b)

8
9
10(а)
10(b)
11
12(а)

12(b)

12(с)

Ответ

Балл

C
1
D
1
2925тенге
1
5,56 моль
1
2Mg + O 2 = 2MgO
1
m (MgO) = 33.33г
1
MgO + 2HCl = MgCl 2 + 2H 2 O
1
m = 79г
1
Х – 6,72 л
1
У – 0,5 моль
1
№1 – экзотермическая, горение угля
1
№2 – эндотермическая, разложение карбоната кальция
1
Реакция 1
1
Реакция 1 – количество теплоты, которое выделится при
1
разрыве связей в исходных веществах гораздо больше,
чем количество теплоты, затраченное на образование
связей в продуктах реакции, поэтому избыточная теплота
выделяется в окружающую среду.
Реакция 2 – количество теплоты, затраченное на разрыв
связей в исходном веществе гораздо меньше, чем
количество теплоты, затраченное на образование новых
1
связей, поэтому система поглощает энергию из вне.
№1 – углекислый газ
№2 – кислород
1
№3 - водород
CuO + H 2 = Cu + H 2 O
1
восстановительные свойства водорода
Методом вытеснения воды, потому что кислород
1
нерастворим в воде
2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2
1
7,5 г
3
3О 2 = 2О 3
1
Озон, содержащийся в верхних слоях атмосферы,
целиком поглощает особенно губительные
коротковолновые ультрафиолетовые лучи, препятствуя
1
тем самым повреждению живых систем. Определяет
термический режим атмосферы
Проникающее УФ излучение может вызывать
• ослабление иммунной системы;
• ожог или даже рак кожи;
1
• глазные (катаракта) и инфекционные заболевания;
• аллергические заболевания;
• мутагенное действие.
Итого 25

Дополнительная
информация

Принять любую
верную реакцию

19

ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 18 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развёрнутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание
может
содержать
несколько
структурных
частей/подвопросов.

20

ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел

Проверяемые цели

8.3А
Периодич
еская
система
химическ
их
элементо
в

8.2.1.1 -объяснять физический смысл атомного
номера, группы, периода
8.2.1.2 -понимать, что элементы одной группы
содержат на внешнем уровне одинаковое
количество электронов
8.2.1.3 -объяснять закономерности изменения
свойств элементов в группах и периодах
8.2.1.7 -прогнозировать свойства химического
элемента в зависимости от положения в
периодической таблице
8.1.4.1 -объяснять образование ковалентной связи
между атомами на основе электроотрицательности
8.1.4.2 -описывать механизм образования ионной
связи и предсказывать свойства ионных
соединений

8.3В
Виды
химическ
их связей

8.3.4.1 -классифицировать вещества по
растворимости в воде
8.3.4.3 -объяснять влияние температуры на
8.3С
растворимость веществ
Растворы и
8.3.4.5 -вычислять массу растворенного вещества
растворим
по известной массе раствора с определенной
ость
массовой долей растворенного вещества
8.3.4.6 -рассчитывать молярную концентрацию
вещества в растворе
Всего баллов

Уровень
мыслительн
ых навыков

Кол.
заданий
*


задания*

Тип
задания*

Время на
выполнени
е, мин*

Балл*

Балл за
раздел

Применение

2

6
7

КО

2
2

1
1

9

Знание и
понимание

2

8
1

КО/
МВО

2
1

1
1

Применение

1

9

КО

2

2

Навыки
высокого
порядка

1

10

РО

3

3

Применение

2

2
11

МВО/
КО

1
3

1
2

Применение

2

3
12

МВО/
КО

2
2

1
1

Знание и
понимание

2

МВО

2

Применение

2

4
5
13
14

КО

2
2

1
1
1
1

РО

3
4

2
2

РО

4
3
40

2
1
25

Применение

2

15
16

Применение

2

17
18

5

11

25

21

ПРОЕКТ

Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «Химия»
1. Определите ряд элементов, которые имеют пять внешних электронов.
А) В, N, O
B) N, P, Sb
C) As, N, F
D) F, Cl, Br

[1]

2. Укажите вещество с ковалентной связью.
А) CaH 2
B) NH 3
C) NaNO 3
D) MgCl 2

[1]

3. Назовите свойства веществ с ионной связью.
I. твёрдые
II. пластичные
III. летучие
IV. имеют высокую температуру кипения и плавления
А)
B)
C)
D)

верны I и II утверждения;
верно только III;
верны I и IV утверждения;
верны II и III утверждения.

[1]

4. Нерастворимым веществом является:
А) BaCl 2
B) Na 2 SO 4
C) Ag 3 PO 4
D) Na 2 SiO 3
5. Вся группа веществ является растворимой в воде:
А) Ba(NO 3 ) 2, BaCl 2 , BaCO 3
B) K 2 SO 4, BaSO 4, ZnSO 4
C) Ag 3 PO 4, AgCI, AgNO 3
D) Na 2 SO 3 , Na 2 SO 4 , Na 3 PO 4.

[1]

[1]
6. Атомный номер элемента N (азот) показывает:
_____________________________________________________________________________ [1]
7. Вставьте пропущенные слова:
Фосфор – элемент …………….. периода, поэтому все электроны элемента расположены на
………… …....................... ……………… .
[1]
8. Приведите примеры элементов (не менее двух), имеющих 3 внешних электрона:
___________________________________________________________________________ [1]

22

ПРОЕКТ

9. Сравните элементы, поставив знаки «>», «<» или «=».





Заряд ядра
Радиус атома
Число энергетических уровней
Число электронов на внешнем уровне

Na Mg
N O
S
P
As Sb
[2]

10. Учёный – химик открыл неизвестный ранее химический элемент, который имеет один
внешний электрон.
(а) Определите, в какой группе будет находиться данный элемент ____________________ [1]
(b) Предскажите свойства, открытого учёным химического элемента:
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ [2]
11. Даны химические элементы и соответствующие им значения электроотрицательности:
Химический элемент
Хлор Cl
Кальций Ca
Водород H
Натрий Na

Значение
электроотрицательности
3,5
1,0
2,2
0,93

(a) Между какими химическими элементами возможно образование ковалентной
полярной связи?
_______________________________________________________________________ [1]
(b) Изобразите схему образования связи для вещества (задание 11(а))
помощью диаграммы «точек и крестов» (показывая только внешние электроны).

с

[1]
12. Изобразите схему образования хлорида магния с помощью диаграммы «точек и крестов»
(показывая только внешние электроны).

[1]

23

ПРОЕКТ

13. При 38ºС растворимость соли Х равна 60г на 100 г воды.
Какова формула соли и как изменится её растворимость
при 45ºС?
________________________________________
[1]
14. Закончите предложения, вставив пропущенные слова.
При повышении температуры растворимость большинства
твёрдых веществ ………………. , а газов – ………………. .
[1]

15. Чтобы кожа была белой и гладкой, необходимо принимать солёные ванночки для лица и
рук. Какую массу соли надо взять, чтобы получить 500 г солёного раствора с массовой долей
соли 1%?
[2]

16. Как изменится процентная концентрация раствора, если к 10%-раствору соли массой 100г
добавить 20г воды.
[2]

17. Раствор, объёмом 500 мл, содержит NaOH массой 5 г. Определить молярную
концентрацию этого раствора.
[2]

18. Вычислите массу хлорида натрия NaCl, содержащегося в растворе объёмом 200 мл, если
его молярная концентрация 2 моль/л.
[1]

24

ПРОЕКТ

Схема выставления баллов

1
2
3
4
5
6

Ответ

Балл

B
B
C
C
D
Заряд ядра атома, общее число электронов, число
протонов
Третьего, на трех трех энергетических уровнях

7
8

9
10(a)
10(b)
11(а)

1
1
1
1
1
1
1

B, Al, Ga, In ,Tl
Заряд ядра
Радиус атома
Число энергетических уровней
Число электронов на внешнем уровне

1
Na < Mg
N > O
S = P
As = Sb

В первой группе
Типичный металл, химически активный, легко
окисляется кислородом воздуха и активно реагирует
с водой
Между H и Cl
Hx +


2
1
2

1

12

1

13

KNO 3 , увеличится до 80г/100г воды

1

14

Увеличивается, уменьшается

1

15

(х/500г)100% = 1%
Х = 5г

2

17

(х/100г) 100% = 10%
Х=10г
(10г/100г+20г)100% = 8,3%
Решение:
1. Вычислим число моль в 5 г NaOH:
n(NaOH)=m(NaOH)/M(NaOH); n=5г/40г/моль=0,125

1 балл за 2 или 3
правильных ответа
Принять: на трех
электронных
оболочках
Любые два/три
элемента
1 балл за каждые
два правильных
ответа
1 балл за каждое
перечисленное
свойство

1

11b)

16

Дополнительная
информация

Принять:
увеличится на 20г
1 балл за
преобразование
формулы
1 балл – верные
расчеты

1
1
1

25

ПРОЕКТ

18

моль
1
2. Определим молярную концентрацию раствора:
C=n(NaOH)/V(р-ра);
C=0,125 моль/0,5=0,25моль/л;
Ответ:C=0,25моль/л
1. Вычислим число моль m(NaCl ), которое
содержится в растворе объёмом 0,2л:
C=n(NaCl)/V(р-ра); n(NaCl)=С·V(р-ра);
1
n(NaCl)=2моль/л·0,2л=0,4 моль
2. Вычислим массу NaCl:
m(NaCl)=M(NaCl)·n(NaCl); M(NaCl)=58,5г/моль
m(NaCl)=58,5г/моль·0,4 моль=23,4г NaCl
Ответ:m(NaCl)=23,4г
Итого 25

26

ПРОЕКТ

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 18 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развёрнутым ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся должен показать всю
последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла.
Задание
может
содержать
несколько
структурных
частей/подвопросов.

27

ПРОЕКТ

Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Раздел

Проверяемые цели

8.4А
Основные
классы
неоргани
ческих
соединен
ий.
Генетичес
кая связь

8.3.4.7 -знать классификацию и свойства оксидов
и составлять уравнения реакций
характеризующие их химические свойства
8.3.4.8 -знать и понимать классификацию,
свойства кислот и составлять уравнения реакций
характеризующие их химические свойства
8.3.4.9 -знать и понимать
классификацию, свойства оснований и
составлять уравнения реакций характеризующие
их химические свойства
8.3.4.12 -исследовать генетическую связь между
основными классами неорганических
соединений
8.4.3.1 -объяснять, почему в большинстве
соединений углерод образует четыре связи
8.4.3.3 -сравнивать строение и свойства
аллотропных видоизменений углерода

8.4В
Углерод и
8.4.3.6 -описывать условия образования
его
соединен диоксида и монооксида углерода при сжигании
углерода и объяснять физиологическое действие
ия
угарного газа на живые организмы
8.4.3.7 -уметь получать углекислый газ,
доказывать его наличие и изучать свойства
8.4.2.8 -определить опасность и причины
загрязнения воды, объяснять способы очистки
воды
8.4С Вода
8.4.2.9 -определять «жесткость» воды и
объяснять способы ее устранения

Уровень
мыслительных
навыков

Кол.
задани
й*


задания*

Тип
задания*

Время на
выполнени
е, мин*

Балл*

10

Применение

1

4

КО

2

1

Применение

2

5
6

КО

2

1
1

Применение

2

7
8

КО

3

1
1

Навыки
высокого
порядка

2

9
10

РО

4

3
2

Применение

1

11

РО

3

2

Знание и
понимание

2

1
12

МВО/
КО

4

1
1

Применение

2

2
13

МВО/
РО

5

1
1

Применение

1

14

РО

4

2

Применение

2

15
16

КО

5

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!