Искусственный интеллект на уроках литературы

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Искусственный интеллект на уроках литературы

Материал туралы қысқаша түсінік
Применение искусственного интеллекта на уроках русской литературы
Материалдың қысқаша нұсқасы

Искусственный интеллект на уроках литературы

Автор: Ордабаева Алла Абдикалиевна

Учебное заведение: ГККП «Алматинский областной колледж инновационных технологий в сфере сервиса и питания»



Аннотация

В данной работе рассматриваются возможности применения искусственного интеллекта на уроках русской литературы в средней и старшей школе. Анализируются формы использования ИИ в образовательном процессе, выявляются его дидактические функции, а также обсуждаются потенциальные риски и ограничения. Делается вывод о необходимости баланса между технологическим прогрессом и сохранением ценностей гуманитарного образования.

Введение

Развитие искусственного интеллекта (ИИ) оказывает всё большее влияние на различные сферы жизни, включая образование. Если точные дисциплины, т.е. математические и технические традиционно быстрее адаптируются к цифровым технологиям, то гуманитарные науки, в том числе литература, демонстрируют более осторожный подход. Тем не менее, современные ИИ-инструменты открывают новые перспективы для преподавания литературы, меняя сам подход к восприятию и анализу художественных текстов, формированию читательской культуры и развитию критического мышления у обучающихся.
Основной целью данной статья является анализ потенциала и рисков использования искусственного интеллекта в школьном курсе русской литературы.

Задачами является:

  • Выявить основные формы применения ИИ на уроках литературы.

  • Оценить педагогическую эффективность ИИ-инструментов.

  • Определить риски, связанные с внедрением ИИ в гуманитарное образование.

  • Сформулировать рекомендации по разумному использованию ИИ в литературном обучении.

Основные формы применения ИИ на уроках литературы

1. Автоматизированный анализ текста

ИИ может проводить стилистический и семантический анализ произведений:

  • выявление ключевых тем, мотивов, символов;

  • подсчёт частоты слов, фраз, эмоциональных оттенков;

  • сравнение стилей разных авторов.

2. Индивидуализация обучения

ИИ позволяет адаптировать задания под уровень обучающегося

  • выбор текста соответствующей сложности;

  • персонализированные вопросы и задания;

  • диагностика уровня понимания прочитанного.

3. Поддержка написания сочинений

ИИ-сервисы могут:

  • предлагать структуру текста;

  • подсказывать аргументы;

  • анализировать логичность и связность изложения.

4. Интерактивные технологии

Создание чат-ботов-персонажей или «виртуальных писателей» позволяет моделировать диалоги с литературными героями или авторами, что способствует развитию аналитического мышления и воображения.

Преимущества использования ИИ в литературном образовании

  • Повышение мотивации обучающихся через вовлечение в цифровую среду.

  • Углублённое понимание текста благодаря многоаспектному анализу.

  • Ускорение обратной связи при проверке заданий.

  • Развитие навыков самостоятельной и исследовательской работы.

Помимо преимуществ применения ИИ на уроках русской литературы есть, и на мой взгляд, проблемы и риски

  • Формализация восприятия текста. ИИ анализирует структуру, но не всегда способен уловить художественную глубину произведения, текста.

  • Проблема плагиата. Обучающиеся могут использовать ИИ для создания готовых сочинений, не включаясь в процесс, тем самым прерывается процесс развития мыслительных навыков.

  • Снижение роли педагога. Подмена педагогического анализа машинным может привести к потере гуманитарной направленности урока.

  • Этические аспекты. Кто автор: ученик или ИИ?

Практическая реализация (опционально)

Таблица: Примеры применения ИИ на уроках литературы

Произведение

Вид применения ИИ

Конкретный пример

Педагогическая польза

1

А.С. Пушкин — «Евгений Онегин»

Автоматический текстовый анализ

Частотный анализ слов, выявление тем (любовь, судьба, одиночество), лексический портрет героев

Глубокое понимание языка, структуры и тематики произведения

2

Ф.М. Достоевский — «Преступление и наказание»

Виртуальный собеседник

Диалог с Раскольниковым: анализ мотивации, моральных дилемм, внутреннего конфликта

Развитие критического мышления, интерпретации образа

3

Л.Н. Толстой — «Война и мир»

Написание и проверка сочинений

Проверка сочинения о Пьере Безухове: логика, аргументы, язык

Поддержка самостоятельной работы, улучшение письменной речи

4

У. Шекспир — «Гамлет» и А.С. Грибоедов — «Горе от ума»

Сравнительный анализ

Сопоставление образов Чацкого и Гамлета по ключевым темам и чертам

Развитие аналитических навыков, межкультурная интерпретация

5

М.А. Булгаков — «Мастер и Маргарита»

Генерация тестов и квизов

Автоматическое создание тестов по содержанию, символике, цитатам

Повышение интереса к тексту, закрепление знани


Выводы

  1. Искусственный интеллект способен эффективно дополнять процесс преподавания литературы, усиливая аналитические и индивидуализирующие функции.

  2. Однако его использование должно быть строго дозированным и находиться под контролем педагога.

  3. Основная задача — не заменить живое чтение и размышление, а расширить инструментарий учителя, стимулировать интерес к литературе и углубить понимание текста.

Перспективы

В дальнейшем необходима разработка методических рекомендаций по включению ИИ в программы по литературе, а также повышение цифровой грамотности как педагогов, так и обучающихся.

Shape1

Литература

  1. Базаров, Т. Ю. «Цифровая педагогика: вызовы и перспективы». — М., 2023.

  2. Черкасова, Н. А. «Литературное образование в эпоху искусственного интеллекта» // Вопросы образования. — 2024.

  3. Oxford University Press. «AI and Education: Risks and Opportunities», 2023.



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
26.11.2025
17
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі