Искусственный интеллект на уроках литературы
Автор: Ордабаева Алла Абдикалиевна
Учебное заведение: ГККП «Алматинский областной колледж инновационных технологий в сфере сервиса и питания»
Аннотация
В данной работе рассматриваются возможности применения искусственного интеллекта на уроках русской литературы в средней и старшей школе. Анализируются формы использования ИИ в образовательном процессе, выявляются его дидактические функции, а также обсуждаются потенциальные риски и ограничения. Делается вывод о необходимости баланса между технологическим прогрессом и сохранением ценностей гуманитарного образования.
Введение
Развитие искусственного интеллекта (ИИ) оказывает
всё большее влияние на различные сферы жизни, включая образование.
Если точные дисциплины, т.е. математические и технические
традиционно быстрее адаптируются к цифровым технологиям, то
гуманитарные науки, в том числе литература, демонстрируют более
осторожный подход. Тем не менее, современные ИИ-инструменты
открывают новые перспективы для преподавания литературы, меняя сам
подход к восприятию и анализу художественных текстов, формированию
читательской культуры и развитию критического мышления у
обучающихся.
Основной целью данной статья является анализ потенциала и рисков
использования искусственного интеллекта в школьном курсе русской
литературы.
Задачами является:
-
Выявить основные формы применения ИИ на уроках литературы.
-
Оценить педагогическую эффективность ИИ-инструментов.
-
Определить риски, связанные с внедрением ИИ в гуманитарное образование.
-
Сформулировать рекомендации по разумному использованию ИИ в литературном обучении.
Основные формы применения ИИ на уроках литературы
1. Автоматизированный анализ текста
ИИ может проводить стилистический и семантический анализ произведений:
-
выявление ключевых тем, мотивов, символов;
-
подсчёт частоты слов, фраз, эмоциональных оттенков;
-
сравнение стилей разных авторов.
2. Индивидуализация обучения
ИИ позволяет адаптировать задания под уровень обучающегося
-
выбор текста соответствующей сложности;
-
персонализированные вопросы и задания;
-
диагностика уровня понимания прочитанного.
3. Поддержка написания сочинений
ИИ-сервисы могут:
-
предлагать структуру текста;
-
подсказывать аргументы;
-
анализировать логичность и связность изложения.
4. Интерактивные технологии
Создание чат-ботов-персонажей или «виртуальных писателей» позволяет моделировать диалоги с литературными героями или авторами, что способствует развитию аналитического мышления и воображения.
Преимущества использования ИИ в литературном образовании
-
Повышение мотивации обучающихся через вовлечение в цифровую среду.
-
Углублённое понимание текста благодаря многоаспектному анализу.
-
Ускорение обратной связи при проверке заданий.
-
Развитие навыков самостоятельной и исследовательской работы.
Помимо преимуществ применения ИИ на уроках русской литературы есть, и на мой взгляд, проблемы и риски
-
Формализация восприятия текста. ИИ анализирует структуру, но не всегда способен уловить художественную глубину произведения, текста.
-
Проблема плагиата. Обучающиеся могут использовать ИИ для создания готовых сочинений, не включаясь в процесс, тем самым прерывается процесс развития мыслительных навыков.
-
Снижение роли педагога. Подмена педагогического анализа машинным может привести к потере гуманитарной направленности урока.
-
Этические аспекты. Кто автор: ученик или ИИ?
Практическая реализация (опционально)
Таблица: Примеры применения ИИ на уроках литературы
|
№ |
Произведение |
Вид применения ИИ |
Конкретный пример |
Педагогическая польза |
|
1 |
А.С. Пушкин — «Евгений Онегин» |
Автоматический текстовый анализ |
Частотный анализ слов, выявление тем (любовь, судьба, одиночество), лексический портрет героев |
Глубокое понимание языка, структуры и тематики произведения |
|
2 |
Ф.М. Достоевский — «Преступление и наказание» |
Виртуальный собеседник |
Диалог с Раскольниковым: анализ мотивации, моральных дилемм, внутреннего конфликта |
Развитие критического мышления, интерпретации образа |
|
3 |
Л.Н. Толстой — «Война и мир» |
Написание и проверка сочинений |
Проверка сочинения о Пьере Безухове: логика, аргументы, язык |
Поддержка самостоятельной работы, улучшение письменной речи |
|
4 |
У. Шекспир — «Гамлет» и А.С. Грибоедов — «Горе от ума» |
Сравнительный анализ |
Сопоставление образов Чацкого и Гамлета по ключевым темам и чертам |
Развитие аналитических навыков, межкультурная интерпретация |
|
5 |
М.А. Булгаков — «Мастер и Маргарита» |
Генерация тестов и квизов |
Автоматическое создание тестов по содержанию, символике, цитатам |
Повышение интереса к тексту, закрепление знани |
Выводы
-
Искусственный интеллект способен эффективно дополнять процесс преподавания литературы, усиливая аналитические и индивидуализирующие функции.
-
Однако его использование должно быть строго дозированным и находиться под контролем педагога.
-
Основная задача — не заменить живое чтение и размышление, а расширить инструментарий учителя, стимулировать интерес к литературе и углубить понимание текста.
Перспективы
В дальнейшем необходима разработка методических рекомендаций по включению ИИ в программы по литературе, а также повышение цифровой грамотности как педагогов, так и обучающихся.
![]()
Литература
-
Базаров, Т. Ю. «Цифровая педагогика: вызовы и перспективы». — М., 2023.
-
Черкасова, Н. А. «Литературное образование в эпоху искусственного интеллекта» // Вопросы образования. — 2024.
-
Oxford University Press. «AI and Education: Risks and Opportunities», 2023.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Искусственный интеллект на уроках литературы
Искусственный интеллект на уроках литературы
Искусственный интеллект на уроках литературы
Автор: Ордабаева Алла Абдикалиевна
Учебное заведение: ГККП «Алматинский областной колледж инновационных технологий в сфере сервиса и питания»
Аннотация
В данной работе рассматриваются возможности применения искусственного интеллекта на уроках русской литературы в средней и старшей школе. Анализируются формы использования ИИ в образовательном процессе, выявляются его дидактические функции, а также обсуждаются потенциальные риски и ограничения. Делается вывод о необходимости баланса между технологическим прогрессом и сохранением ценностей гуманитарного образования.
Введение
Развитие искусственного интеллекта (ИИ) оказывает
всё большее влияние на различные сферы жизни, включая образование.
Если точные дисциплины, т.е. математические и технические
традиционно быстрее адаптируются к цифровым технологиям, то
гуманитарные науки, в том числе литература, демонстрируют более
осторожный подход. Тем не менее, современные ИИ-инструменты
открывают новые перспективы для преподавания литературы, меняя сам
подход к восприятию и анализу художественных текстов, формированию
читательской культуры и развитию критического мышления у
обучающихся.
Основной целью данной статья является анализ потенциала и рисков
использования искусственного интеллекта в школьном курсе русской
литературы.
Задачами является:
-
Выявить основные формы применения ИИ на уроках литературы.
-
Оценить педагогическую эффективность ИИ-инструментов.
-
Определить риски, связанные с внедрением ИИ в гуманитарное образование.
-
Сформулировать рекомендации по разумному использованию ИИ в литературном обучении.
Основные формы применения ИИ на уроках литературы
1. Автоматизированный анализ текста
ИИ может проводить стилистический и семантический анализ произведений:
-
выявление ключевых тем, мотивов, символов;
-
подсчёт частоты слов, фраз, эмоциональных оттенков;
-
сравнение стилей разных авторов.
2. Индивидуализация обучения
ИИ позволяет адаптировать задания под уровень обучающегося
-
выбор текста соответствующей сложности;
-
персонализированные вопросы и задания;
-
диагностика уровня понимания прочитанного.
3. Поддержка написания сочинений
ИИ-сервисы могут:
-
предлагать структуру текста;
-
подсказывать аргументы;
-
анализировать логичность и связность изложения.
4. Интерактивные технологии
Создание чат-ботов-персонажей или «виртуальных писателей» позволяет моделировать диалоги с литературными героями или авторами, что способствует развитию аналитического мышления и воображения.
Преимущества использования ИИ в литературном образовании
-
Повышение мотивации обучающихся через вовлечение в цифровую среду.
-
Углублённое понимание текста благодаря многоаспектному анализу.
-
Ускорение обратной связи при проверке заданий.
-
Развитие навыков самостоятельной и исследовательской работы.
Помимо преимуществ применения ИИ на уроках русской литературы есть, и на мой взгляд, проблемы и риски
-
Формализация восприятия текста. ИИ анализирует структуру, но не всегда способен уловить художественную глубину произведения, текста.
-
Проблема плагиата. Обучающиеся могут использовать ИИ для создания готовых сочинений, не включаясь в процесс, тем самым прерывается процесс развития мыслительных навыков.
-
Снижение роли педагога. Подмена педагогического анализа машинным может привести к потере гуманитарной направленности урока.
-
Этические аспекты. Кто автор: ученик или ИИ?
Практическая реализация (опционально)
Таблица: Примеры применения ИИ на уроках литературы
|
№ |
Произведение |
Вид применения ИИ |
Конкретный пример |
Педагогическая польза |
|
1 |
А.С. Пушкин — «Евгений Онегин» |
Автоматический текстовый анализ |
Частотный анализ слов, выявление тем (любовь, судьба, одиночество), лексический портрет героев |
Глубокое понимание языка, структуры и тематики произведения |
|
2 |
Ф.М. Достоевский — «Преступление и наказание» |
Виртуальный собеседник |
Диалог с Раскольниковым: анализ мотивации, моральных дилемм, внутреннего конфликта |
Развитие критического мышления, интерпретации образа |
|
3 |
Л.Н. Толстой — «Война и мир» |
Написание и проверка сочинений |
Проверка сочинения о Пьере Безухове: логика, аргументы, язык |
Поддержка самостоятельной работы, улучшение письменной речи |
|
4 |
У. Шекспир — «Гамлет» и А.С. Грибоедов — «Горе от ума» |
Сравнительный анализ |
Сопоставление образов Чацкого и Гамлета по ключевым темам и чертам |
Развитие аналитических навыков, межкультурная интерпретация |
|
5 |
М.А. Булгаков — «Мастер и Маргарита» |
Генерация тестов и квизов |
Автоматическое создание тестов по содержанию, символике, цитатам |
Повышение интереса к тексту, закрепление знани |
Выводы
-
Искусственный интеллект способен эффективно дополнять процесс преподавания литературы, усиливая аналитические и индивидуализирующие функции.
-
Однако его использование должно быть строго дозированным и находиться под контролем педагога.
-
Основная задача — не заменить живое чтение и размышление, а расширить инструментарий учителя, стимулировать интерес к литературе и углубить понимание текста.
Перспективы
В дальнейшем необходима разработка методических рекомендаций по включению ИИ в программы по литературе, а также повышение цифровой грамотности как педагогов, так и обучающихся.
![]()
Литература
-
Базаров, Т. Ю. «Цифровая педагогика: вызовы и перспективы». — М., 2023.
-
Черкасова, Н. А. «Литературное образование в эпоху искусственного интеллекта» // Вопросы образования. — 2024.
-
Oxford University Press. «AI and Education: Risks and Opportunities», 2023.
шағым қалдыра аласыз













