Использование ИКТ на уроках
географии
Одним из направлений модернизации системы
географического образования является внедрение компьютерных
технологий и мультимедиа.
Применение в обучении компьютера в сочетании с
аудиовизуальными средствами принято называть «новыми
информационными технологиями в образовании».
Применение информационных компьютерных
технологий на уроках географии не только облегчает усвоение
учебного материала, но и представляет новые возможности для
развития творческих способностей учащихся:
Использование ИКТ на уроках географии повышает
мотивацию учащихся к учению; - активизирует познавательную
деятельность; - развивает мышление и творческие способности
ребёнка; - формирует активную жизненную позицию в современном
обществе.
В зависимости от дидактических целей можно
выделить виды компьютерных программ:
- учебные - тренажеры - контролирующие -
демонстрационные - справочно-информационные - мультимедиа-учебники.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она
содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не
изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была
энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии.
При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом.
Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и
современный урок географии, учителю необходимо переработать большое
количество различных источников, начиная от энциклопедии и
заканчивая газетами и журналами. Применение компьютера и интернета
позволяет уменьшить количество используемой для подготовки
литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще
используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь
практически безграничный диапазон его применения. Темой
самообразования я выбрала «Информационно-коммуникационные
технологии на уроках географии». Использование информационных
технологий, интегрированные уроки ИКТ и географии, ставят ученика в
нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и
способствовать самореализации школьника.
Уроки
с использованием ИКТ организую на основе работы со
специализированными обучающими программными
средствами.
При
изучении нового материала использую демонстративную программу,
которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся
теоретический материал.
Образованные программы имеют в своём составе
видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке
видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием
диктора.
Для
подготовки тематических презентаций по географии использую
программу POWER POINT.
Компьютерную презентацию можно использовать в
течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной
деятельности.
Какие
же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе
обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей
повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование
компьютерных технологий создает возможности доступа к большим
массам современной, свежей информации. А сочетание цвета,
мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д.
расширяет возможности представления учебной
информации.
Применение компьютера в обучении позволяет
управлять познавательной деятельностью школьников. Несмотря на то,
что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно
разработана целая серия мультимедийных учебников к школьным курсам
географии: • VI класс – учебник по курсу «Начальный курс» (Автор
учебного материала Петрова Н.В.) • VII класс — учебник по курсу
«География материков и океанов» (Авторы учебного материала И.В.
Душина В. Б. Пятунин, А.А. Летягин) • VIII класс – учебник по курсу
«География России. Природа, население» • Уроки географии Кирилла и
Мефодия. 6 – 10 класс • Интерактивные наглядные пособия и др.
Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника,
который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного
материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и
фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические
представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют
смоделировать на экране географические процессы и явления в
динамике. Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных
образов предметов и явлений действительности, составляющих
первоначальный этап процесса формирования новых географических
знаний. В моем кабинете имеется особая категория медиаобъектов –
интерактивные карты. Интерактивные карты — новый тип интерактивных
средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты
обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным
в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого
языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое
свойство, приближающее их к геоинформационным системам —
возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму
интерактивную карту «Природные зоны мира». При выводе на экран —
это физико-географическая картосхема мира. Но на эту картосхему
можно вывести границы заданной природной зоны, причем на карте
будет показано только территория данной природной зоны и ничего
лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на
том, о чем в данный момент рассказывает учитель. Благодаря
мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и
увлекательно в виде разнообразных носителей информации:
иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов,
текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует
мотивации учебной деятельности школьников.
В
ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного
процесса.
В
зависимости от целей и задач урока информационные технологии
применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и
систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и
умений.
При
изучении нового материала использую демонстративную программу,
которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся
теоретический материал.(Природные зоны в 7 и 8 классах ,
характеристика страны в 11 классе)
Образовательные программы имеют в своём
составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на
уроке видеосюжет.
Информационные технологии помогают мне
изготовить и оформить дидактический материал.
На
уроке закрепления использую тесты, кроссворды, индивидуальные
задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль
над усвоением изученного материала.
На
своих уроках также использую презентации, свободно распространяемые
в сети Интернет. Компьютерную презентацию использую в течение всего
урока, а также на отдельных его этапах.
Применение информационных компьютерных
технологий на уроках географии не только облегчает усвоение
учебного материала, но и представляет новые возможности для
развития творческих способностей учащихся: - повышает мотивацию
учащихся к учению; - активизирует познавательную деятельность; -
развивает мышление и творческие способности учащихся; - формирует
активную жизненную позицию. Современные дети владеют компьютером
лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому
применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие
работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в
виде презентаций. Следует сказать, что современные информационные
технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения
способам и приемам рациональной умственной деятельности,
позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая
все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать
информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью
логических операций и применять в реальных
ситуациях.