Использование информационно-коммуникационных технологий на
уроках в начальной школе
Бегалиева Жайсанкул
Мырзахметовна
Түркістан облысы Түлкібас
ауданы
С.Бреусов атындағы жалпы орта мектебі
коммуналдық мемлекеттік
мекемесі
Наверное, каждый учитель, приходя в свой
класс задается, казалось бы, обычными вопросами: «Как сделать
обычный урок необычным?», «Какой подход найти к современным детям в
урочное время, чтобы их максимально заинтересовать?» Каждый
решает эту проблему по-своему, т.к. в современном мире дети другие,
им недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной
форме. И как быть учителю начальных классов в этой ситуации?
Реализация этих проблем осуществляется через применение в
учебно-воспитательном процессе информационно - коммуникационных
технологий.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится
новое звено – компьютер, а в школьное сознание –
компьютерное обучение.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной
школе:
1.Стимулирует познавательный интерес к учебным предметам;
2.Создает условия для мотивации младших школьников к учению;
3.Развивает мышление и творческие способности ребёнка;
4.активную жизненную позицию в современном обществе.
Уроки с использованием ИКТ актуальны в начальной
школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление,
поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше
качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс
восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность
компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ позволяет: проводить уроки на
высоком эстетическом и эмоциональном уровне; реализовать
индивидуализацию и дифференциацию обучения; повысить объём
выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;
формировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить
доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
обучает самостоятельности, развивает критическое мышление младшего
школьника.
Компьютер помогает улучшить и разнообразить наглядность на уроке:
электронные энциклопедии и словари, музыкальные физкультминутки,
динамические паузы, записи образцового чтения небольших по объёму
литературных произведений, интерактивные плакаты. Аудио средства и
иллюстрации удобно использовать при подготовке к сочинению по
картине, наглядно показать геометрический материал, приёмы устных и
письменных вычислений, способы решения задач и уравнений.
Использование презентаций, анимаций, видео- и
аудио-фильмов в учебном процессе повышает у ребенка интерес к
познанию, ведь маленьким детям нравится больше наблюдать, чем
слушать; а веселые картинки и анимации повышают отклик у
детей.
При разработке урока с использованием компьютерных технологий
обязательно следует уделять особое внимание заботе о здоровье
обучающихся. ИКТ должно выполнять определенную образовательную
функцию: помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять
её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье.
Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса,
где это необходимо.
Учитель должен помнить: помимо положительной стороны использования
ИКТ, есть и отрицательные моменты- это проблемы осанки и
опорно-двигательного аппарата; нарушение зрения, компьютерная
радиация, компьютерная зависимость. А поэтому
продолжительность применения ТСО на уроках должна соответствовать
требованиям САНПИН.
Продолжительность непрерывного использования
компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:
для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 -
4 классов - не более 25 минут.
После использования технических средств обучения,
связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс
упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока -
физические упражнения для профилактики общего
утомления.
Непрерывная продолжительность работы обучающихся
непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не
должна превышать 5 минут! Суммарная продолжительность использования
интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более
25 минут, в 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при
соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная
смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%,
физкультминутки, офтальмотренаж).
С целью
профилактики утомления обучающихся не допускается использование на
одном уроке более двух видов электронных средств
обучения.
Используя в своей работе информационные
технологии, внедряя их в образовательный процесс, мною накоплен
определённый опыт по использованию ИКТ в учебном
процессе.
Моя практика использования информационных
технологий показывает, что при условии дидактически продуманного
применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются
неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации
учебного процесса. Но учителю необходимо самому научиться владеть
всеми необходимыми навыками работы на персональном компьютере,
совершенствоваться, чтобы идти в ногу со временем, а иногда быть и
на шаг вперёди.
В работе я использую готовые мультимедийные
продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные
презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и
внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех
учебных предметах.
Педагогу в настоящее время
необходимо научиться
пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует
сегодня авторучку или мел для работы на
уроке, владеть информационными технологиями
и умело применять полученные знания и навыки, ведь для
учителя компьютер - это уже не роскошь –
это НЕОБХОДИМОСТЬ.
Интернет-ресурсы
https://sudact.ru/law/postanovlenie-glavnogo-gosudarstvennogo-sanitarnogo-vracha-rf-ot_593/prilozhenie/x/tablitsa-5/