Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
"Женские образы в приозведениях Л.Н.Толстого"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
38
Содержание
1.Введение
2.Глубокий драматизм судьбы Анны Карениной (по роману «Анна Каренина»)
3.Жизненный путь Катюши Масловой (по роману «Воскресенье»)
4.Женские образы в романе «Война и мир»
4.1.Марья Болконская-
4.2.Наташа Ростова-
4.3.Светские дамы(Элен Безухова ,княгиня Друбецкая , А.П. Шерер)
5.Заключение
6. Библиография
Введение
Женщина, видишь ли, это такой предмет,
что сколько ты ни изучай ее,
все будет совершенно новое.
Лев Николаевич Толстой
Одним из самых ярких и талантливых писателей России по праву считается Лев Николаевич Толстой. Популярность его таланта давно перешагнула границы нашей страны. Произведениями Льва Николаевича зачитывались целые поколения, а жаркие дискуссии по поводу отдельных эпизодов его творчества не умолкают до сих пор. Проблемы, поднимаемые Толстым в его романах и рассказах, были актуальны в XIX веке, и остаются таковыми до сих пор. Это проблемы нравственности, неравенства в сословных отношениях, мучительные поиски смысла жизни. Жизнь самого Толстого была очень насыщенной на события.
Великий писатель был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще и двух лет, но, по рассказам членов семьи, он хорошо представлял себе “ее духовный облик”: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству к) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Великой Отечественной войны 1812г., тоже умер рано, в 1837 году. Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: “она научила меня духовному наслаждению любви”. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести “Детство”. Толстой почти три года прожил на Кавказе, позднее участвовал в осаде Севастополя. В Крыму его захватила масса новых впечатлений, вылившихся в цикл «Севастопольские рассказы».В 1857 году Толстой возвращается в Ясную Поляну, в сентябре 1862 г. женится на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и полностью отдается семейной жизни и хозяйственным заботам. Время создания нового романа-эпопеи было периодом душевного подъема и семейного счастья. Жена Толстого была его верной помощницей и личным секретарем. Семь раз она переписывала «Войну и мир».
Прожив с супругой в браке 48 лет, Толстой неожиданно собирается и тайно уезжает из дома. Однако дорога оказалась для него непосильной: в пути Лев Николаевич заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он провел последние семь дней свомй жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.
Женщины занимали не последнее место как в жизни писателя, так и на страницах его произведений. Героини Толстого обладают самыми разнообразными характерами, со всевозможными оттенками. Это и дети, наивные и очаровательные, не знающие жизнь, но, несомненно, украшающие её. Это и практичные женщины, знающие цену материальным благам и умеющие достигнуть их. Это и готовые игрушки для первого встречного, кто скажет им слово любви, кроткие, нежные создания. Это кокетки, играющие чужой любовью, и страдалицы, безропотно угасающие под гнетом, и сильные натуры. Каждый раз, создавая образ женщины, Толстой пытался понять загадочную неповторимость души прекрасной половины человечества, и каждый раз открывал для себя что-то новое. Его героини всегда колоритны и как нельзя более естественны. Они живут на страницах написанных книг.
Толстой создал огромное количество женских образов, но наиболее значимыми из них мне кажутся образы Анны Карениной, Катюши Масловой, Марьи Болконской и Наташи Ростовой. Так же интересны светские дамы романа «Война и мир».Это и Элен Курагина, и княгиня Друбецкая, и Анна Павловна Шерер. Судьбы всех этих женщин, их характеры и их поступки мне хотелось бы подробно проанализировать.
Глубокий драматизм судьбы Анны Карениной
Любовь всесильна: нет на Земле ни горя выше
кары ее, ни счастья выше наслажденья служить ей
У.Шекспир
Анна Каренина – главная героиня одноименного романа, над которым Лев Николаевич Толстой работал с 1873 по 1877 годы. После окончания написания романа «Война и мир», события в котором происходят с 1805-1820гг., автор обращает свой взор на окружающую его современность и отношения между людьми конца XIX века. О возникновении замысла романа «Анна Каренина», о том, как начиналась работа над ним, сохранилось немало свидетельств. Вот как рассказывают об этом близкие Льву Николаевичу люди: «…Книга Пушкина лежала на столе, открытая на той странице, где начинается рассказ «Отрывок». В это время вошел в комнату Лев Николаевич. Увидев книгу, он взял ее и прочел начало «Отрывка»: «Гости съехались на дачу…».
«Вот как надо начинать,- сказал вслух Л.Н.Толстой.- Пушкин – наш учитель. Это сразу вводит читателя в интерес самого действия».
Кто-то из присутствующих, шутя, предложил Льву Николаевичу воспользоваться этим началом и написать роман. Писатель удалился в свою комнату и тут же набросал начало «Анны Карениной», которое в первом варианте начиналось так: «Все смешалось в доме Облонских…»
Сам Толстой писал: «Я невольно, нечаянно, сам не зная, зачем и что будет, задумал лица и события, стал продолжать, потом, разумеется, изменил, и вдруг так завязалось красиво и круто, что вышел роман очень живой, горячий и законченный, которым я очень доволен…»
Первый портретный набросок Анны, сделанный Толстым на бумаге, весьма далек от того, который встает перед нами в романе; вот он: «…она некрасивая, с низким лбом, коротким, почти вздернутым носом и слишком толстая. Толстая так, что еще немного, и она стала бы уродлива. Если бы только не огромные черные ресницы, украшавшие ее серые глаза, черные огромные волоса, красившие лоб, и не стройность стана и грациозность движений, как у брата, и крошечные ручки и ножки, она была бы дурна».
В первой части романа героиня предстает перед читателями примерной матерью и женой, уважаемой светской дамой и даже примирительницей неурядиц в семье Облонских. Жизнь Анны Аркадьевны более всего наполняла любовь к сыну, хотя свою роль любящей матери она несколько преувеличенно подчеркивала. Лишь Долли Облонская чутко улавливала во всем складе семейной жизни Карениных что-то фальшивое, хотя отношение Анны Карениной к мужу строилось на безусловном уважении.
После встречи с Вронским, еще не дав воли зарождающемуся чувству, Каренина осознает в себе не только пробудившуюся жажду жизни и любви, желания нравиться, но и некую неподвластную ей силу, которая независимо от ее воли управляет поступками, толкая к сближению с Вронским и создавая ощущение защищенности «непроницаемой броней лжи». Кити Щербацкая, увлеченная Вронским, во время рокового для нее бала видит «дьявольский блеск» в глазах Анны и ощущает в ней «что-то чуждое, бесовское и прелестное». Следует отметить, что, в отличие от Каренина, Долли, Кити, А.Каренина совсем не религиозна. Правдивая, искренняя, ненавидящая всякую фальшь и ложь, имеющая в свете репутацию справедливой и морально безукоризненной женщины, она сама запутывается в лживых и фальшивых отношениях с мужем и светом.
Под влиянием встречи с Вронским резко изменяются отношения Анны со всеми окружающими: она не может терпеть фальши светских отношений, фальши взаимоотношений в своей семье, но существующий помимо ее воли дух обмана и лжи увлекает ее все дальше к падению. Сблизившись с Вронским, Каренина осознает себя преступницей. После неоднократно проявленного мужем по отношению к ней великодушия, особенно после полученного во время послеродовой болезни прощения, главная героиня все больше и больше начинает ненавидеть его, болезненно ощущая свою вину и сознавая нравственное превосходство мужа.
Ни маленькая дочь, ни поездка с Вронским в Италию, ни жизнь в его имении не дают ей желаемого покоя, а приносят лишь осознание глубины своего несчастья (как при тайном свидании с сыном) и унижения (скандально-унизительный эпизод в театре). Больше всего мучений Анна испытывает от невозможности соединить вместе сына и Вронского. Углубляющийся душевный разлад, двусмысленность общественного положения не могут компенсировать ни окружение, искусственно создаваемое Вронским, ни роскошь, ни чтение, ни интеллектуальные интересы. Анна Аркадьевна постоянно чувствует свою полную зависимость от воли и любви Вронского, что раздражает ее, делает подозрительной, а иногда побуждает к несвойственному ей кокетству. Постепенно Каренина приходит к полному отчаянию, мыслям о смерти, которой она хочет наказать Вронского, оставшись для всех не виноватой, а жалкой. История жизни Анны обнаруживает незыблемость «мысли семейной» в произведении: невозможности достижения собственного счастья за счет несчастья других и забвения своего долга и нравственного закона.
Какая резкая перемена произошла в этой удивительной женщине за время любви! Трагический эпизод на станции железной дороги был предупреждением Анне, и та, чувствуя это, говорит так: «Дурное предзнаменование». Уже в самом начале романа Толстой предсказывает нам трагедию, которая случится много позже. Каренина приехала в Москву молодой, здоровой, красивой женщиной, замужем за богатым мужем. Все у нее было хорошо (или почти все). Молоденькая Кити Щербацкая восхищается ею: «Кити смотрела, любуясь, на вальсировавшую Анну…»Но все меняется в одночасье. Анна влюбляется во Вронского, и тотчас же положение Карениной становится ужасным, если не сказать безвыходным. Она потеряна для света, хотя раньше была «светской дамой, которую все хвалят». Теперь дамы в ее присутствии кривят лица, называя Анну «этой женщиной» и боятся с ней знаться, так как это общение может скомпрометировать их в свете. Анна все это прекрасно понимает, но ничего поделать не может, так как любит Вронского. Безгранично, безоглядно. Такая любовь достойна уважения и восхищения, но приносит, наоборот, одно лишь горе и страдания. Л.Н.Толстой удивительно ярко и реалистично описывает все светское общество Петербурга и Москвы, все их устаревшие понятия о браке и мнимую благочестивость. Происходит парадокс: большая и сильная любовь между двумя людьми порицается и всячески отрицается, однако фальшивые отношения в семье, безразличие, а порою и ненависть между двумя супругами считается нормальным явлением. Главное, что все происходит в браке, а там уж «у каждого свой скелет в шкафу».
Анна жестоко страдает из-за человеческих предрассудков и даже порою глупости. Казалось бы, ну какое им всем дело до отношений Анны и Вронского! Но нет! Свет-это огромное скопище людей, находящихся друг у друга на виду и всячески стремящихся «насолить» друг другу. Естественно, «бесстыдный» поступок Анны не мог остаться незамеченным. Еще бы! Уважаемая в обществе А.Каренина, замужем за преуспевающим мужем, воспитывающая прелестного сынишку…и тут такая оказия! Свет не может, а, скорее всего, не хочет понять Анну, т. к. ее поступок идет вразрез с их устоявшимся представлением о жизни, браке, любовных отношениях. Эти представления формировались в сознании людей поколениями, и изменить эти принципы в одночасье, на тот период времени, вряд ли было можно.
Я не могу даже представить себе, как интеллигентной, тонко чувствующей настроение окружающих Анне было трудно и унизительно переживать это негативное отношение! Она пыталась создать свое собственное маленькое общество из людей, понимающих все «как должно», однако прекрасно сознавала, что все эти отношения фальшивы, и тяготилась ими. Еще труднее ей было оттого, что муж разлучил ее с сыном. Даже рождение дочки не спасает ее, она постоянно ищет встреч с Сережей. Единственное, что ее грело, не давало упасть пучину отчаяния, – это любовь Вронского. Ведь именно ради него она все мужественно терпела, понимая, что выбор сделан и что назад дороги нет. Но со временем ее все чаще и чаще стали одолевать сомнения по поводу искренности Вронского и, надо сказать, не беспочвенно. Постепенно Алексей остывает к ней, хотя и боится признаться в этом самому себе. На мой взгляд, бесконечно убеждая Анну в том, как сильно он любит ее, Вронский в первую очередь старался убедить в этом самого себя. Однако это унизительное и двусмысленное положение Анны не могло продолжаться долго. Наступает момент, когда душевный разлад Анны достигает своего предела, когда она полностью убеждает себя в том, что Вронский больше не любит ее, а следовательно, жить больше не для кого и незачем. В порыве отчаяния Каренина бросается под поезд. Таким образом, автор напоминает читателям об инциденте(человек бросился под поезд и его раздавило), произошедшем на железной дороге в день приезда главной героини в Москву.
История любви Карениной была обречена с самого начала. Увы, такая сильная и цельная натура, как Анна, не смогла бы долго выносить презрение окружающих. Конечно, выходы из того положения были. Анна выбрала самый страшный из них.
Жизненный путь Катюши Масловой
«Дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер барышень-помещиц». Барышни-помещицы воспитали девочку и сделали своей горничной: «из девочки, когда она выросла, вышла полугорничная, полувоспитанница. Ее и звали так средним именем — не Катька и не Катенька, а Катюша». В 16 лет она влюбилась в Нехлюдова, когда тот приезжал к теткам; играя в горелки, они нечаянно поцеловались за кустом сирени. Это был чистый поцелуй, как и христосованье в Светлое Христово Воскресенье. Но как раз в пасхальные дни, оказавшись в деревне по дороге на войну, Нехлюдов соблазнил Катюшу и, сунув в последний день сторублевую бумажку, уехал. Тетушки прогнали ее, родившийся ребенок, отправленный в воспитательный дом, умер, а Маслова пошла по рукам и вскоре очутилась в публичном доме, переменив даже имя. Роман начинается с того, что ее, обвиненную в отравлении купца, ведут в суд. Там и происходит ее новая встреча с Нехлюдовым, находящимся в числе присяжных заседателей. В то время Катюше было 26 лет.
Перед тем, как рассказать читателю печальную историю жизни Катюши, автор намеренно замечает, что «история арестантки Масловой была очень обыкновенная история». Представив, как тысячи и тысячи невинных Катюш оказывались обманутыми, потерянными в этом мире, я содрогнулась. Ведь и в наше время такие истории «обыкновенны» и никого не удивляют. Л.Н.Толстой показывает нам не преступницу, проститутку (хотя он неоднократно называет Катюшу именно так), но женщину, обманутую и разочаровавшуюся не только в жизни, любви, но и в людях. Да это и понятно! Маленькая, «невинная» девушка с глазами цвета «черной смородины» полюбила молодого князя Нехлюдова той чистой любовью, которая бывает только в юности. И что получила в ответ? Жалкие сто рублей и смущенное бормотание накануне отъезда. Она оказалась забыта, вычеркнута из жизни молодого повесы и сама постаралась загнать все случившееся с ней куда-то в глубь своей души. Но появление Нехлюдова в ее жизни заставляет героиню вновь вспомнить всю боль и весь ужас, которые она испытала по вине князя. «Маслова никак не ожидала увидать его, особенно теперь и здесь, и потому в первую минуту появление его поразило ее и заставило вспомнить о том, чего она не вспоминала никогда. <…>И ей сделалось больно».
Впервые мы видим главную героиню, идущую на суд за предполагаемое убийство купца и кражу денег. Нехлюдов, тот самый соблазнитель, находится в числе присяжных. Вообще меня сильно поразила резкая контрастность жизни двух главных героев- Катюши и Нехлюдова. Если первая постоянно находилась в нищете, а затем и в публичном доме, видела всю грязь человеческой сущности, была, можно сказать, вещью, товаром для своих клиентов, то Нехлюдов прожил все эти годы в блаженном ничегонеделании и праздной суете. Единственное, что он делал - это удовлетворял все свои желания, не задумываясь о последствиях своих дел. Однако Толстой стремится оправдать его, он говорит о том, какой чистой и невинной была душа этого юноши раньше, но свет развратил его. Тем не менее, увидев Маслову, узнав, что с ней сделалось за эти годы, Нехлюдов решает помочь ей, пытаясь хоть как-то исправить то, что сделал раньше. Автор показывает нам, что душа Нехлюдова еще не потеряна, и постепенно «воскрешает» ее.
Но Масловой ничего от него не нужно; услышав от Нехлюдова признание в том, что он хочет на ней жениться и помогать ей всем, чем может, она только покачала головой и сказала: «Чудно». А ведь ей и правда было «чудно», ей, которая в этой жизни не видела ничего, кроме приставаний, грязи и беспардонного обращения. Тот маленький кусочек счастья, что был у нее когда-то, любовь Нехлюдова, она затолкала как можно дальше в глубь своего сознания.
Идя по этапу вместе с такими же заключенными, как она сама, Маслова знакомится с политическими, людьми, севшими в тюрьму за свои убеждения. Именно в общении с ними она находит долгожданный покой для своей исстрадавшейся души. Она знакомится с удивительными людьми, и так ей хорошо с ними, что она уже даже радуется тому, что села в тюрьму. Ведь иначе не было бы у нее возможности познакомится с Симонсоном и Марьей Павловной. Маслова искренне полюбила последнюю, а Симонсон полюбил Маслову. Когда Маслову все-таки освобождают, перед главной героиней встает нелегкий выбор. Два человека предложили ей себя, свою жизнь, свою защиту. Это князь Нехлюдов, соблазнитель, и Симонсон, политический заключенный. Но Катюша по-прежнему любит Нехлюдова, именно поэтому она не соглашается остаться с ним, а идет за Симонсоном. Несмотря на свои сильные чувства, Катюша понимает, что жизнь с ней погубит Нехлюдова, и уходит от него. Такой благородный поступок способен совершить только искренне и сильно любящий человек.
Судьба Катюши Масловой, к сожалению, типична для действительности XIX века. Да и для современной действительности тоже. Страшная цепочка предательств, обмана, пренебрежения и полного отсутствия человеколюбия привела Катюшу, в конце концов, в тюрьму. Эта молодая женщина вынесла в своей жизни столько страданий, сколько многим из нас даже и не снилось. Но, тем не менее, она нашла в себе силы изменить свою судьбу, и в этом ей помогли, как ни странно, тюрьма и люди, находящиеся там. Я надеюсь, что в этой новой жизни, свободной от грехов и пороков, Катюша наконец-то обретет если не счастье, то хотя бы покой.
Женские образы в романе
«Война и мир»
В романе «Война и мир» Толстой рисует, мастерски и убедительно, несколько типов женских характеров и судеб. Порывистая и романтичная Наташа, становящаяся в эпилоге романа “плодовитой самкой”; красивая, развращенная и глупая Элен Курагина, воплотившая в себе все достоинства и недостатки столичного общества; княгиня Друбецкая — мать-наседка; юная “маленькая княгиня” Лиза Болконская — нежный и скорбный ангел повествования и, наконец, княжна Марья, сестра князя Андрея. У всех героинь есть своя судьба, свои стремления, свой мир. Их жизни удивительным образом переплетаются, и в различных жизненных ситуациях и проблемах они ведут себя по-разному. У многих из этих хорошо продуманных персонажей были прототипы. Читая роман, невольно проживаешь жизнь вместе с его героями .
В романе огромное количество прекрасных образов женщин начала XIX века, некоторых из них мне хотелось бы рассмотреть поподробнее.
Марья Болконская
Красота души придает прелесть
даже невзрачному телу
Г. Лессинг
Считается, что прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, даже портреты ее не сохранились, и он создал в своем воображении ее духовный облик.
Княжна Марья безвыездно живет в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, — человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант. Но он по-своему любит свою дочь и желает ей добра. Старый князь Болконский стремится дать дочери серьезное образование, сам давая ей уроки.
А вот портрет княжны: “Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо”. Толстой не сообщает нам деталей внешности княжны Марьи. Интересный момент - княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала». Мы знаем о ней, что светским щеголям она казалась “дурною”. Себе она тоже казалась некрасивой, когда смотрела на себя в зеркало. Анатоля Курагина, сразу отметившего достоинства глаз, плеч и волос Наташи Ростовой, княжна Марья ничем таким не привлекала. Она не выезжает на балы, потому что живет одиноко в деревне, обществом пустой и глупой компаньонки-француженки тяготится, смертельно боится строгого отца, но ни на кого не обижается.
Как ни странно, главные идеи о войне и мире высказывает в книге Толстого женщина - княжна Марья. Она пишет в письме Жюли, что война — это знак того, что люди забыли Бога. Это в начале произведения, еще до 1812 года и всех его ужасов. По сути, к этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после того, как он видел смерть лицом к лицу, после плена, после тяжелых ранений ее брат, Андрей Болконский, — профессиональный военный, посмеивавшийся над своей сестрой и называвший ее «плаксой».
Княжна Марья предсказывает князю Андрею, что он поймет, что есть “счастье прощать”. И он, повидавший Восток и Запад, переживший счастье и горе, составлявший законы для России и диспозиции сражений, философствовавший с Кутузовым, Сперанским и другими лучшими умами, перечитавший массу книг и знакомый со всеми великими идеями века, — он поймет, что права была его младшая сестра, которая проводила жизнь в захолустье, ни с кем не общалась, трепетала перед отцом и разучивала сложные гаммы да плакала над задачами по геометрии. Он действительно прощает смертельного врага — Анатоля. Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Он неизмеримо выше ее по своей проницательности, умению понимать людей и события. Князь Андрей предсказывает участь Наполеона, Сперанского, исход сражений и мирных договоров, что не раз вызывало изумление критиков, упрекавших Толстого в анахронизме, в отступлениях от верности эпохе, в “осовременивании” Болконского и т. д. Но это особая тема. А вот участь самого князя Андрея предсказала его сестра. Она знала, что он не погиб под Аустерлицем, и молилась за него, как за живого (чем и спасла, наверное). Она поняла и то, что на счету каждая минута, когда, не имея о брате никаких сведений, пустилась в трудный путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых встречались уже отряды французов. Она знала, что он идет на смерть, и предсказала ему, что он простит перед смертью своего злейшего врага. И автор, заметьте, всегда на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта права она, никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики, предполагающие,
что им лучше будет под властью Наполеона.
Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась роковым образом в Анатоле. Но ошибка эта иного рода, чем ошибка Наташи. Наташей движет тщеславие, чувственность — что угодно. Княжной Марьей движут Долг и Вера. Поэтому она не может ошибиться. Она принимает судьбу как испытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест, а не рыдать и не пытаться отравиться, как Наташа Ростова. Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу. Она думает не о себе и никогда не плачет от “боли или от обиды”, а только от “грусти или жалости”. Ведь ангелу нельзя причинить боль, нельзя и обмануть или обидеть его. Можно только принять его предсказание, весть, которую он несет, и молиться ему о спасении.
Марья Болконская, безусловно, умна, однако она не выставляет свою «ученость» напоказ, поэтому с ней интересно и легко общаться. К сожалению, не все могут понять это и оценить. Анатоль Курагин, как типичный представитель светского общества, не может, а, скорее всего, просто не хочет разглядеть эту поистине редкой красоты душу. Он видит только невзрачную внешность, не замечая всего остального.
Несмотря на разные характеры, взгляды, стремления и мечты, Наташа Ростова и Марья Болконская крепко дружат в конце романа. Хотя первое впечатление друг о друге у обеих было неприятным. Наташа видит в сестре князя Болконского препятствие для ее брака, тонко чувствуя негативное отношение семьи Болконских к своей персоне. Марья же, со своей стороны, видит типичную представительницу светского общества, молодую, красивую, имеющую колоссальный успех у мужчин. Мне кажется, Марья даже немного завидует Наташе.
Но сближает девушек страшное горе - смерть Андрея Болконского. Он много значил для сестры и бывшей невесты, и чувства, которые девушки испытывали во время предсмертной агонии князя, были понятны и схожи для обеих.
Семья Марьи Болконской и Николая Ростова – это счастливый союз. Марья создает в семье атмосферу духовности, облагораживающе действует на Николая, который ощущает возвышенность и высокую нравственность того мира, в котором живет его жена. На мой взгляд, не могло быть иначе. Эта тихая и кроткая девушка, настоящий ангел, однозначно заслуживает всего того счастья, которым наградил ее Толстой в конце романа.
Наташа Ростова
Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа "Война и мир" и, пожалуй, самый любимый у автора. Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания. Прототипом Наташи считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип — жена писателя, который признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».
По данной героине характеристике, она «не удостаивает быть умной». В этом замечании проявляется основная отличительная черта образа Наташи — ее эмоциональность и интуитивная чуткость; недаром она необыкновенно музыкальна, обладает редким по красоте голосом, отзывчива и непосредственна. В то же время в ее характере есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень, что роднит ее с лучшими и популярнейшими героинями русской классической литературы.
Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа. Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.
Впервые мы встречаемся с
ней, когда девочка вбегает в комнату, счастье и радость у нее на
лице. Это существо не может понять, как другим может быть грустно,
если ей весело. Она не старается сдерживать себя. Все ее поступки
продиктованы чувствами, желаниями. Конечно, она немного избалована.
В нее уже заложено что-то, характерное для того времени и для
светских барышень. Ведь не случайно Наташа думает, что уже любит
Бориса Друбецкого, что будет ждать, когда же ей исполнится
шестнадцать лет, и она сможет выйти за него замуж. Эта воображаемая
любовь для Наташи просто развлечение.
Но маленькая Ростова не похожа на других детей, не похожа своей
искренностью, отсутствием фальши. Эти качества, свойственные всем
Ростовым, за исключением Веры, особенно ярко проявляются при
сопоставлении с Борисом Друбецким, с Жюли Карагиной. Наташа знает
французский язык, но она не строит из себя француженку, как многие
девушки знатных семейств того времени. Она русская, ей свойственны
чисто русские черты, она даже умеет плясать русские
танцы.
Наталья Ильинична — дочь известных в Москве хлебосолов, добряков, разоряющихся богачей графов Ростовых, семейные черты которых получают от Денисова определение «ростовская порода». Наташа предстает в романе, пожалуй, наиболее ярким представителем этой породы, благодаря не только своей эмоциональности, но и многим другим качествам, важным для понимания философии романа. Ростова как бы бессознательно воплощает в себе то истинное понимание жизни, причастность к общенародному духовному началу, достижение которого дается главным героям — Пьеру Безухову и Андрею Болконскому — только в результате сложнейших нравственных исканий.
Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями. Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя. По мере развития сюжета Ростова превращается в привлекательную своей живостью и обаянием девушку, чутко реагирующую на все происходящее. Чаще всего именно Наташе принадлежат в романе самые точные характеристики других героев. Она способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы (обжигает раскаленной линейкой руку, чтобы доказать свою любовь и дружбу Соне; фактически решает судьбу раненых, отдавая подводы, чтобы вывезти их из горящей Москвы; спасает от умопомешательства мать после смерти Пети; самозабвенно ухаживает за умирающим князем Андреем).Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами. А как Наташа отплясывает после охоты! "Чистое дело, марш", - удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка".
В то же время Наташа может быть очень эгоистичной, что диктуется не разумом, а скорее инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой Андрея Болконского, она не выдерживает годичного испытания и увлекается Анатолем Курагиным, готовая в своем увлечении на самые безрассудные поступки. После случайной встречи в Мытищах с раненым князем Андреем, осознавая свою вину и получив возможность искупить ее, Ростова вновь возрождается к жизни; а после смерти Болконского (уже в эпилоге романа) становится женой Пьера Безухова, близкого ей по духу и по-настоящему любимого ею. В эпилоге Н.Р. представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы мужа и понимающая его.
В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему "роевому" инстинкту жизни. После гибели Пети Ростова она - главная в семье. Наташа долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, - высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа находится с князем Андреем до самого конца. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, - она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается "от жизни", Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве "благоговейного умиления", которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. "Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила". Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее "сильной, красивой и плодовитой самкой". Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по-особенному, не умом, "а всем существом своим, т. е. плотью". Об ее интеллектуальных способностях прекрасно говорит Пьер, сказав, что она "не удостаивает быть умной", потому что она гораздо выше и сложней понятий ума и глупости. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы. Не удивительно, что подобное состояние жизни не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору. Семья - обоюдное и добровольное рабство. "Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа". Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни.
"Война и мир" - единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, - лучшее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.
Светские дамы
(Элен Безухова ,княгиня Друбецкая , А.П. Шерер)
В каждом человеке есть свои достоинства и свои недостатки, некоторые из них мы даже порой не замечаем, просто не обращаем на них внимания. Редко баланс хорошего и плохого уравновешивается, чаще всего друг от друга мы слышим о ком-то: добрый, злой; красивый, некрасивый; плохой, хороший; умный, глупый. Что нас заставляет произносить те или иные прилагательные, характеризующие человека? Конечно же, преобладание одних качеств над другими:- зла над добром, красоты над уродством. При этом рассматриваем мы как внутренний мир личности, так и внешний облик. И случается, что красота способна скрыть зло, а добру удается сделать незаметным уродство. Увидев человека в первый раз, мы совсем не думаем о его душе, мы замечаем только внешнюю привлекательность, но часто состояние души противоположно внешнему облику: под белоснежной скорлупой оказывается протухшее яйцо. Л. Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере дам высшего света в своем романе
Элен Курагина — душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но и только... притом из-за влекущей внешней оболочки. Она знает, какова она, и именно этим пользуется. А почему бы и нет?.. Элен всегда уделяет большое внимание своей внешности. Писатель подчеркивает, что героиня желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Как бы это ни было подло и низко, Элен заставила Пьера произнести слова любви. Она решила за него, что он ее любит, как только Безухов оказался богат. Поставив себе цель, Курагина хладнокровно добивается ее путем обмана, что заставляет нас почувствовать холод и опасность в океане ее души, несмотря на поверхностную прелесть и сверкание. Даже когда после дуэли мужа с Долоховым и разрыва с Пьером Элен понимает, что она натворила (хотя это и входило в ее планы) во имя достижения своей цели, она все равно принимает это как неизбежное, по крайней мере, убеждена, что поступила правильно и ни в коем случае ни в чем не виновата: таковы, дескать, законы жизни. Тем более, что деньги-то от нее не ушли — ушел лишь муж. Элен знает цену своей красоте, но не знает, насколько она по своей натуре чудовищна, ведь самое страшное, когда человек не ведает, что он болен, и не принимает лекарства.
“Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер, — представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются”. С Безуховым нельзя не согласиться. Может возникнуть спор только лишь из-за ее ума, но если внимательно изучить всю ее стратегию по достижению цели, то и ума-то особо не заметишь, скорее, догадливость, расчет, житейский опыт. Когда Элен добивалась богатства, она его получила с помощью удачного замужества. Это самый простой, не требующий ума, привычный для женщины способ разбогатеть. Ну а когда она возжелала свободы, то опять же нашелся самый легкий способ — вызвать ревность в муже, который в конце концов готов отдать все, лишь бы она навсегда исчезла, при этом Элен не потеряла денег, а также не утратила положения в обществе. Цинизм и расчет — вот главные качества героини, позволяющие ей достигать поставленных целей.
В Элен влюблялись, но никто ее не любил. Она - как красивая статуя из белого мрамора, на которую смотрят, восхищаются, но никто не считает ее живой, никто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, — камень, холодный и твердый, там нет души, а значит, нет отклика и тепла.
Среди нелюбимых Толстым персонажей можно выделить и Анну Павловну Шерер. На самых первых страницах романа читатель знакомится с салоном Анны Павловны и с ней самой. Ее характернейшая примета - постоянство дел, слов, внутренних и внешних жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она хочет, не может и не находит нужным исправляться”. За этой характеристикой - авторская ирония.
Анна Павловна — фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге великосветского «политического» салона, описанием вечера в котором Толстой начинает свой роман. Анне Павловне 40 лет, у нее «отжившие черты лица», всякий раз при упоминании об императрице выражающего соединение грусти, преданности и уважения. Героиня ловка, тактична, влиятельна при дворе, склонна к интригам. Ее отношение к какому-либо человеку или событию всегда продиктовано самыми последними политическими, придворными или светскими соображениями, она близка к семье Курагиных и дружна с князем Василием. Шерер постоянно «преисполнена оживления и порыва», «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением», а в своем салоне, помимо обсуждения последних придворных и политических новостей, она всегда «угощает» гостей какой-нибудь новинкой или знаменитостью, а в 1812 г. ее кружок демонстрирует в петербургском свете салонный патриотизм.
Известно, что для Толстого женщина- это, прежде всего, мать, хранительница семейного очага. У великосветской дамы, хозяйки салона, Анны Павловны нет детей и мужа. Она - «пустоцвет». Это самое страшное наказание, которое только мог придумать для нее Толстой.
Еще одна дама высшего света - это княгиня Друбецкая. Впервые мы видим ее в салоне А.П. Шерер, просящей за своего сына, Бориса. Затем мы наблюдаем, как она просит деньги у графини Ростовой. Сцена, в которой Друбецкая и князь Василий вырывают друг у друга портфель Безухова, дополняет образ княгини. Это абсолютно беспринципная женщина, главное для нее в жизни - это деньги и положение в обществе. Ради них она готова идти на любые унижения.
Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” начинается с описания великосветского общества, собравшегося в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер. Это “высшая знать Петербурга, люди самые разные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили...”. Здесь все фальшиво и напоказ: улыбки, фразы, чувства. Эти люди рассуждают о родине, патриотизме, политике, в сущности не интересуясь этими понятиями. Их волнует лишь личное благополучие, карьера, спокойствие. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль или чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к “приличьем стянутым маскам”, к маскараду. Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений! И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы. Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Даже красота и молодость представителей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой. Лгут, играя в патриотизм, Жюли Курагина, ставшая наконец-то Друбецкой, и ей подобные.
Заключение
Женщин называют «прекрасной половиной человечества». Многие годы и даже столетия женщина была практически бесправна, однако именно благодаря ей человечество живет и будет жить. Мужчины всегда преклонялись перед женщиной, а многие даже обожествляли. Например, для поэта Александра Блока многие годы понятия «женщина» и «богиня» были практически равнозначны. Не только для Блока, но и для многих других писателей женщина представляла собой тайну, загадку, которую они стремились разгадать, но тщетно. Многими писателями были созданы замечательные героини, буквально живущие на страницах написанных книг. Бесспорно, одним из таких писателей является Лев Николаевич Толстой. Несмотря на то, что все-таки ключевыми героями в его произведениях зачастую становились мужчины-идеалисты, героини Толстого так хорошо описаны, что в них нельзя не верить. Им нельзя не сопереживать. Читая произведения Толстого, я будто «окуналась» в мир, полный страстей и различных эмоций. Вместе с Анной Карениной я разрывалась между сыном и Вронским, с Катюшей Масловой- переживала предательство Нехлюдова. Любила и ненавидела, жила вместе с Наташей Ростовой, испытывала неимоверную боль и ужас Марьи Болконской после смерти князя Андрея…Все героини Толстого различны и абсолютно самодостаточны. В чем-то они похожи друг на друга, а в чем-то нет. В противовес положительным героиням, таким, как Наташа Ростова или Марья Болконская, автор противопоставляет отрицательных, например, Элен Безухову, княгиню Друбецкую. Анну Каренину нельзя назвать положительной или отрицательной героиней. Она виновна, но ее жалко, и прежде всего самому Толстому. Катюша Маслова - жертва несовершенного общества, как и многие другие девушки.
Были у Толстого и многие другие героини. Красавицы и не очень, умные и глупые, безнравственные и с богатым духовным миром. Всех их объединяет только одно:они-настоящие.И в XIX веке, и в XXI созданные Толстым образы женщин актуальны и будут таковыми еще очень долгое время.
Библиография
1.Л.Н.Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.
2.В.Ермилов, "Тослтой-художник и роман "Война и мир", М., "Гослитиздат" 1979г.
3.А.А.Сабуров, "Война и мир" Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика", Изд-во МГУ, 1981г.
4. Л. Н. Тол стой, Поли. собр. соч., издание, т. 53, стр. 101.
5. Гудзий Н. К. Лев Толстой. М., 1960, с. 154. 166
6. И. В. Страхов. Л. Н. Толстой как .психолог. Ученые записки Саратовского гос. пед. ин-та, вып. X, 1947, отр. 268.
Народные идеалы женских образов Л.Н. Толстого (роман "Война и мир")
В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.
Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа - Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения. Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее...”.
Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”.
Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития.
Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.
Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой.
В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов — так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”. В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло после смерти отца, и главное - когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.
Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”. За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу.
Жюли— такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения.
Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.
Противоположные женские характеры в произведении Л.Н. Толстого "Война и мир"
Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” — произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: “Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы”. Вымышленные образы описаны художественно и одновременно являются проводниками мыслей автора. Женские характеры передают идеи Толстого о сложности человеческой натуры, об особенностях отношений между людьми, о семье, браке, материнстве, счастье.
С точки зрения системы образов героев романа можно условно разделить на “живых” и “мертвых”, то есть на развивающихся, меняющихся с течением времени, глубоко чувствующих и переживающих и — в противоположность им — застывших, не эволюционирующих, а статичных. В обоих “лагерях” есть женщины, причем женских образов столь много, что оговорить в сочинении всех представляется практически невозможным; пожалуй, разумнее остановиться подробнее на главных действующих лицах и характерных второстепенных персонажах, играющих значительную роль в развитии сюжета.
“Живые” героини в произведении — прежде всего Наташа Ростова и Марья Болконская. Несмотря на разницу в воспитании, семейных традициях, атмосфере дома, складе характера, они в конце становятся близкими друзьями. Наташа, выросшая в теплой, любящей, открытой, искренней семейной атмосфере, впитавшая в себя беспечность, лихость, восторженность “ростовской породы”, с юности покоряет сердца своей всеобъемлющей любовью к людям и жаждой ответной любви. Красоту в общепринятом смысле слова ей заменяет подвижность черт, живость глаз, грация, гибкость; чудесный голос и умение танцевать очаровывают многих. Княжна Марья, напротив, неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка освещается “лучистыми глазами”. Безвылазная жизнь в деревне делает ее диковатой и молчаливой, общение с ней — тяжелым. Лишь чуткий и проницательный человек может заметить скрытую за внешней замкнутостью чистоту, религиозность, даже самопожертвование (ведь в ссорах с отцом княжна Марья обвиняет только себя, не признавая его вспыльчивость и грубость). Однако в то же время двух героинь многое объединяет: живой, развивающийся внутренний мир, тяга к высоким чувствам, душевной чистоте, чистой совести. Их обеих судьба сталкивает с Анатолем Курагиным, и только случай спасает Наташу и княжну Марью от связи с ним. В силу своей наивности девушки не видят низкие и корыстные цели Курагина и верят в его искренность. Из-за внешней разницы отношения между героинями сперва складываются непросто, возникает непонимание, даже презрение, но потом, узнав друг друга лучше, они становятся незаменимыми подругами, составляя неделимый нравственный союз, объединенный лучшими духовными качествами любимых героинь Толстого.
В построении системы образов Толстой далек от схематизма: грань между “живыми” и “мертвыми” проницаема. Толстой писал: “Для художника не может и не должно быть героев, а должны быть люди”. Поэтому в ткани произведения возникают женские образы, которые трудно определенно отнести к “живым” или “мертвым”. Такой можно считать мать Наташи Ростовой, графиню Наталью Ростову. Из разговоров действующих лиц становится ясно, что в молодости она вращалась в свете и была членом и желанным гостем салонов. Но, выйдя замуж за Ростова, она меняется и посвящает себя семье. Ростова как мать — образец сердечности, любви и такта. Она — близкий друг и советчик детей: в трогательных разговорах по вечерам Наташа посвящает мать во все свои тайны, секреты, переживания, ищет у нее совета, помощи. В то же время на момент основного действия романа ее внутренний мир статичен, но это может быть объяснено значительной эволюцией в молодости. Она становится матерью не только для своих детей, но и для Сони. Соня тяготеет к лагерю “мертвых”: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе. Толстой наделил эту в общем неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы. Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь.
Динамичные и статичные характеры женских персонажей в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
В романе Толстого "Война и мир" перед читателем проходит огромное количество образов. Все они превосходно изображены автором, живы и интересны. Толстой сам делил своих героев на положительных и отрицательных, а не только на второстепенных и главных. Так, положительность подчеркивалась динамичностью характера персонажа, а статичность и лицемерность указывала на то, что герой далек от совершенства.
В романе перед нами предстает несколько образов женщин. И они также поделены Толстым на две группы.
К первой относятся женские образы, которые ведут ложную, искусственную жизнь. Все их устремления нацелены на достижение одной единственной цели – высокого положения в обществе. К ним относятся Анна Шерер, Элен Курагина, Жюли Карагина и другие представители высшего света.
Ко второй группе относятся те, кто ведет истинный, настоящий, естественный образ жизни. Толстой подчеркивает эволюцию этих героев. К ним относятся Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня, Вера.
Абсолютным гением светской жизни можно назвать Элен Курагину. Она была красива, как статуя. И так же бездушна. Но в модных салонах никому нет дела до твоей души. Самое важное – то, как ты повернешь голову, как изящно улыбнешься при приветствии и какой у тебя безупречный французский прононс. Но Элен не просто бездушна, она порочна. Княжна Курагина выходит замуж не за Пьера Безухова, а за его наследство.
Элен была мастером завлекать мужчин, воздействуя на их низменные инстинкты. Так, Пьер ощущает что-то нехорошое, грязное в своих чувствах к Элен. Она предлагает себя всякому, кто способен обеспечить ей богатую жизнь, полную светских удовольствий: «Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам тоже».
Элен изменяла Пьеру, у нее был всем известный роман с Долоховым. И граф Безухов был вынужден, защищая свою честь, стреляться на дуэли. Страсть, застилавшая глаза, быстро прошла, и Пьер понял, с каким чудовищем он живет. Конечно же, развод оказался благом для него.
Важно заметить, что в характеристике любимых героев Толстого особое место занимают их глаза. Глаза – зеркало души. У Элен ее нет. В итоге мы узнаем, что жизнь этой героини заканчивается печально. Она умирает от болезни. Таким образом, Толстой выносит приговор Элен Курагиной.
Любимейшими героинями Толстого в романе являются Наташа Ростова и Марья Болконская.
Марья Болконская не отличается красотой. Она имеет вид запуганного зверька из-за того, что очень боится своего отца, старого князя Болконского. Ей свойственно «грустное, испуганное выражение, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым…». Только одна черта показывает нам ее внутреннюю красоту: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто… глаза эти делались привлекательнее красоты».
Марья посвятила свою жизнь отцу, являясь его незаменимой поддержкой и опорой. У нее очень глубока связь со всей семьей, с отцом и братом. Эта связь проявляется в минуты душевных потрясений.
Отличительная черта Марьи, как и всей ее семьи, - высокая духовность и большая внутренняя сила. После смерти отца, в окружении французских войск, княжна, убитая горем, все-таки гордо отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. В отсутствии мужчин в экстремальной ситуации она одна управляет имением и делает это замечательно. В конце романа эта героиня выходит замуж и становится счастливой женой и матерью.
Самый обаятельный образ романа – образ Наташи Ростовой. В произведении показывается ее духовный путь от тринадцатилетней девочки до замужней женщины, многодетной матери.
С самого начала Наташе были присущи жизнерадостность, энергичность, чувствительность, тонкое восприятие добра и красоты. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых. Её лучшим другом была безропотная Соня, сирота. Образ Сони выписан не настолько тщательно, но в некоторых сценах (объяснение героини и Николаем Ростовым), читателя поражает в этой девушке чистая и благородная душа. Лишь Наташа подмечает, что в Соне «чего-то не хватает»… В ней, действительно, нет живости и огня, свойственного Ростовой, но нежность и кротость, так любимая автором, извиняют все.
Автор подчеркивает глубокую связь Наташи и Сони с русским народом. Это великая похвала героиням со стороны их создателя. Например, Соня прекрасно вписывается в атмосферу святочных гаданий и колядований. Наташа «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». Подчеркивая народную основу своих героинь, Толстой очень часто показывает их на фоне русской природы.
Внешность Наташи, на первый взгляд, некрасива, но ее облагораживает внутренняя красота. Наташа всегда остается сама собой, никогда не претворяется, в отличие от ее светских знакомых. Выражение глаз Наташи очень разнообразно, так же, как и проявления ее души. Они и «сияющие», «любопытные», «вызывающие и несколько насмешливые», «отчаянно-оживленные», «остановившиеся», «умоляющиеся», «испуганные» и так далее.
Сущность жизни Наташи заключается в любви. Она, несмотря на все невзгоды, проносит ее в своем сердце и, наконец, становится воплощенным идеалом Толстого. Наташа превращается в мать, полностью посвятившую себя детям и мужу. В ее жизни нет никаких интересов, кроме семейных. Так она стала поистине счастлива.
Все героиня романа в той или иной степени представляют собой мировосприятие самого автора. Наташа, например, является любимой героиней, потому что полностью отвечает запросам самого Толстого к женщине. А Элен «убивается» автором за то, что не смогла оценить тепло домашнего очага.
Диалектика женской души произведений Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир")
Роман-эпопея Л.Н. Толстого посвящена не только масштабным историческим событиям 1805 – 1812 года. Писатель обладал удивительным даром изображать движения человеческой души. Эту особенность таланта Толстого отмечал еще Чернышевский. Он впервые обозначил ее понятием «диалектика души».
Особое внимание автор уделил изображению женских характеров. Во времена писателя остро встал вопрос о роли женщины в обществе. Л.Н. Толстой выразил в романе свою точку зрения на эту проблему. У каждой героини автора своя неповторимая судьба, свой характер. При этом изображение женского образа связано с изучением русского национального характера. Издавна женщина олицетворяла тепло домашнего очага, любовь, семейные узы. Любимые героини Толстого продолжают эту славную традицию. Все героини романа либо сопоставляются друг с другом, либо противопоставляются. Таким образом, автор проводит параллельные сюжетные линии: Наташа Ростова и Марья Болконская, Наташа и Элен, Наташа и Соня.
Любимые женские образы Толстого: Наташа Ростова и княжна Марья Болконская. Наташу любят все – и действующие лица, и автор. В чем же секрет ее обаяния? Впервые мы видим ее 13-летней девочкой на приеме у Ростовых. Гости восхищаются именинницей. А Толстой сообщает, что «она вовсе не была хороша». Все черты лица ее были неправильны. Нижняя губа слишком велика. Глаза блестящие, большие. Рассмотрев Наташу, нельзя было понять, почему она так нравится. Но когда эта героиня заговорила, то вся преобразилась: «Голос у девочки был поразительно изменчив, как и вся ее наружность. Все, что она делала, казалось, так и должно было бы быть кстати».
Изображая «изменяющуюся прелесть лица Наташи, художник очень внимателен к тому, как она улыбается. Улыбка Наташи – самая примечательная черта в ее облике. Ее говорящая улыбка, блеск и свет больших глаз, интонации звучного голоса часто выражали больше, чем сказанные слова. Нигде автор не дает законченный портрет Наташи. Он выделяет лишь одни важные детали.
В изображении Наташи Ростовой Толстой выступил новатором. Он создал «движущийся портрет». Новые черты героини появляются с ее развитием. При этом бездушные люди, такие как Элен, княгиня Друбецкая, Вера, Соня статичны, их внешность не меняется. Лицо Наташи отражает ее настроение. В горе она некрасива. Но чаще всего ее нежное лицо излучает радость. В один из таких моментов Денисов назвал ее «волшебницей». В этой связи Толстой ставит проблему духовности и красоты. Элен безупречно прекрасна внешне. Автор подчеркивает это постоянным повтором одних и тех же деталей: холодный взгляд, мраморные плечи. Ее красота лишена человечности, тепла. Красота Наташи и княжны Марьи прежде всего духовная. Наташа не умеет притворяться, лгать. Ей чужды условности света. У героини особое восприятие мира – во всем многообразии его цветов. Поэтому она говорит, что Пьер ей видится четвероугольным, «темно-синим с красным», а Борис напоминает столовые часы – серые и узкие.
Наташа близка к природе, обладает природной музыкальностью. Героиня чутко замечает в людях отсутствие естественности. Поэтому она против присутствия Долохова в их семье. Однажды Пьера спросили: «Умна ли Наташа?» Он ответил, что Наташа «не удостаивает быть умной». Пьер не хотел сказать этим, что она глупа. Л.Н. Толстой различал «ум сердца» и «ум ума»: рассудочный и эмоциональный. У Наташи чувство нередко главенствовало над рассудком. Но это не мешало ей быть на редкость проницательной: «Она на лету ловила еще невысказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера».
От всех светских знакомых Наташу отличало то, что она была свободна «от общего светского отпечатка» с его искусственностью, манерностью. Именно за это и полюбил ее Андрей Болконский. По складу своего характера, по образу мыслей, чувствам привычкам Наташа – глубоко русский человек. Рисуя ее танцующей у дяди, Толстой говорит о своей любимице: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка».
Наташа чувствовала, какими узкими пределами ограничена жизнь женщины. Особенно остро она переживала это во время разлуки с князем Андреем. Во втором томе романа Наташа увлекается Анатолем Курагиным, отказывает князю Андрею, чуть не губит себя. Но она глубоко раскаивается в содеянном. Пьер помогает героине справится с горем и позором. Наташа близко к сердцу восприняла вторжение Наполеона, совершила патриотический поступок, отдав подводу со своим приданым для раненых.
Наташа проявляет самоотверженную любовь, ухаживая за умирающим князем Андреем. В эпилоге романа мы видим ее счастливой женой и матерью четверых детей. Многие критики не приняли образ Наташи из эпилога. Им казалось, что Толстой «принизил образ». Но таким способом писатель выражал свое отношение к истинному предназначению женщины.
Если основная черта Наташи – ее жизнелюбие, то в княжне Марье преобладает жертвенность. Она так же, как Наташа, обладает необычной красотой. Толстой подчеркивает ее тяжелые шаги и вместе с тем выделяет лучистые глаза. Марья посвятила свою жизнь деспотичному отцу. Она была практически изолирована от мира в своем родовом имении. Каждый день старый князь Болконский учил ее математике.
Княжна Марья очень религиозна. Она принимает у себя в доме нищих, божьих людей, доверяет заветные мысли в письмах к Жюли Карагиной. Марья знает, что она некрасива. Во время знакомства с Анатолем ее пытаются приодеть, накрасить, но от этого она выглядит еще нелепее. Во время болезни отца княжна Марья самоотверженно ухаживает за ним, но в тайне хочет освободиться от долгого гнета.
В конфликте жизни и самоотречения победила жизнь. Героиня неожиданно для себя стала проявлять коренные черты рода Болконских: деловитость, практичность. Эти качества высветились во время войны. Свое счастье героиня обрела с Николаем Ростовым. В нем она нашла опору и защиту. Княжна Марья стала прекрасной женой, хозяйкой.
В идеале автору хотелось бы соединить жизнелюбие Наташи и жертвенность княжны Марьи. Соня, Вера, княжна Друбецкая и другие героини кажутся бесцветными, пустыми по сравнению с любимицами автора. Но каждая из них несет свою смысловую нагрузку в романе. Жертвенность Сони мнимая. Она хочет казаться не такой, какая она на самом деле. Именно поэтому ей так и не удается завоевать сердце Николая Ростова. Вера выбирает спокойную, сытую жизнь со своим мужем - карьеристом Бергом.
Особняком стоит образ графини Ростовой. Она показана истинной хранительницей домашнего очага, семейных традиций. Эта героиня тяжело переживает трагическую гибель на войне юного Пети. Толстой не дает подробного описания состояния героини в этот момент. О графине лишь сказано, что после известия о гибели сына она стала седой. Именно в это время от полного отчаяния ее спасла поддержка Наташи.
К каждому женскому образу своего романа Л.Н. Толстой подбирал свой ключ. Именно поэтому женские образы из «Войны и мира» так глубоко вошли в сердце каждого читателя.