Материалдар / Карточки
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Карточки

Материал туралы қысқаша түсінік
Поурочный план по русскому языку
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
572
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Карточки по русскому языку.

Местоимение.




  1. Использование местоимений в речи.


Найдите ошибки в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.


1) В городе проживает миллион человек. С каждым днём он благоустраивается. 2) Л. Н. Толстой мастерски изображает роль русского народа в войне 1812 года. Он показывает их мужество и патриотизм. 3) Они переехали реку на арбе. Оглянулись – по ней ходили большие волны. 4) У клеток с обезьянами всегда много детворы. Им нравится наблюдать за животными. 5) В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали деревья. 6) Молодёжь на привале шутила. Они не чувствовали усталости. 7) Друзей, вероятно, нет дома. В ихней квартире окна тёмные. 8) Кислород представляет из себе газ без цвета и запаха.



  1. Распознавание разрядов местоимений.


Спишите текст. Найдите в нём местоимения и укажите их разряды.


Я люблю ходить вдвоём

В поле, в лес, на водоём,

Я люблю пускаться в путь

Не один, а с кем-нибудь…

Белка в зелени густой

Скачет в перелеске.

Крикнуть некому: «Постой!»

Я один:.. Мне красотой

Поделиться не с кем.


(А. Барто.)



  1. Распознавание разрядов местоимений.


Составьте 4 предложения с местоимением некого, некем, никого, никем; запишите их в 2 столбика в зависимости от места ударения.










  1. Распознавание неопределённых местоимений.


Просчитайте стихотворение Л. Татьяничевой. Найдите неопределённые местоимения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.


Все на что-нибудь похоже

Все на что-нибудь похоже

На кого-то и на что-то.

На кого похож наш ёжик?

На енота!

На енота!

Все на что-нибудь похоже

На кого-то и на что-то.

Встала радуга над рожью,

Как огромные ворота.


  1. Распознавание разрядов местоимений.


Прочитайте отзыв ученика на книгу Г. Мартынова «Каллисто». Ответьте на вопросы: удалось ли автору отзыва заинтересовать вас этой книгой! О чём, по-вашему, следовало бы написать подробнее? Какие слова неоправданно повторяются? Как можно было избежать этого повторения? Запишите текст в исправленном виде.


В этом году я прочитал книгу «Каллисто». Мне эта книга очень понравилась. Я советую всем прочесть эту книгу.

В ней рассказывается о том, как на Землю прилетел космический корабль с планеты Каллисто, о приключениях его пассажиров на Земле и о полёте двух советских людей на Кпллисто.

В книге рассказывается много интересных случаев. Особенно мне понравилась вторая часть книги – «Каллистяне» В этой книге рассказывается о пребывании наших людей на Каллисто.


  • Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения.


  1. Распознавание вопросительных местоимений.

Прочитайте. Определите границы предложений. Спишите, вставляя на месте пропусков нужные местоимения.


На сучки грибы надеты … попали на сучки толстяки боровики… устроил … так ловко … с грибов очистил сор это белкина кладовка это белкин летний сбор!


(Е. Трунева.)



7. Распознавание вопросительных местоимений.


Запишите исправленные варианты предложений. Подчеркните неопределённые местоимения.


1) Я хочу сказать вам кой-чего. 2) Я принёс вам чего-то. 3) Чего-нибудь придумаем. 4) Кто-то из женщин вошла сюда.


  1. Использование местоимений в речи.



Прочитайте текст и найдите в нём неоправданные лексические повторы. Устраните их. Вы получили отрывок из рассказа А. И. Куприна «Слон». Спишите текст в отредактированном виде, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните слова, которые обеспечивают связь предложений. Какой частью речи они являются? Определите вид связи.


Маленькая девоч(?)ка нездорова. Каждый день к маленькой девоч(?)ке ход..т доктор Михаил Петрович к..торого маленькая девоч(?)ка зна..т уже д..вным-д..вно. а иногда Михаил Петрович пр..водит ещё двух докторов,(не) знакомых. (Не) знакомые доктора перев..рачивают девоч(?)ку на спину и на ж..вот слушают что-то оттягивают (в) низ глазные веки и смотрят. При этом д..ктора как-то важно посапывают лица у д..окторов строгие и говорят д..ктора (между) собой на (не) понятном языке.



  1. Слитное и раздельное написание не и ни в местоимениях.


Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные запятые. Подчеркните орфограммы.


1) Люблю того, кто (не) обидит (ни) кого. 2) Обидеть-то каждый мож..т, а пож..леть (не) кому. 3) Кто дважды олян..тся, тот (ни) чего (не) потеряет. 4) Дома с..дит, (ни) (на) кого (не) глядит. 5) Иного (ни) чем (не) удовлетворишь и (ни) чем (не) насытишь. 6) В одной руке пусто, а в другой нет (ни) чего. 7) Поехали с орехами – пр..едут (ни) (с) чем. 8) Воин с оружием – все ,воин без оружия – (ни) что. 9) (Не) чего на зеркало пенять, коли рожа кр..ва. 10) Плохого человека (ни) чем (не) уважишь.


(Пословицы.)


  1. Распознавание притяжательных местоимений.


Выпишите из текста словосочетания, зависимая часть которых – притяжательные местоимения; запишите их по образцу: …возле домика (чьего?) нашего; запишите полностью пятое предложение и произведите его синтаксический разбор.




Дергач

Почти всё лето возле нашего домика на клеверном поле кричал дергач-коростель. По ночам я выходил на дорогу слушать его бодрый крик.

Звёздное небо широким шатром простиралось над моею головою. Казалось, я слышал живое дыхание земли. Я посмотрел на звёзды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери-земле напало на меня.

Никто никогда не видел отлетающих на юг дергачей. Наверное, далёкие путешествия свои они совершают в тёмные ночи, бесшумно и низко летя над землёй.


(И. Соколов-Микитов.)


  1. Распознавание определительных местоимений.


Спишите и укажите синтаксическую роль определительных местоимений.


1) Рощи да леса – всему краю краса. 2) Маленькому зверьку в лесу – каждый куст помощник. 3) Всякая помощь хорошо вовремя. 4) Сам погибай, а товарища выручай.


  1. Распознавание разрядов местоимений.


Определите падеж определительных и притяжательных местоимений; укажите местоимения-синонимы; составьте с ними предложения.


Как-то зимой я устроил кормушку под самым окном нашего лесного домика. На кормушку каждый день слетались синицы и другие лесные птицы. Всякий раз неизменно появлялся и поползень. Наверное, не все видели и знают эту небольшую и очень весёлую птицу.


(И. Соколов-Микитов.)


  1. Распознавание разрядов местоимений.


Выпишите из текста местоимения и определите их разряды.


Как-то я шагал домой И добавил:

И болтал с самим собой. - Не хитри!

Говорит мне сам с собой: Разве я сейчас не видел,

- Ты, приятель, сам не свой! Как ты девочку обидел?

Я ведь знаю по себе, Я прошу тебя: вернись и

Что тебе не по себе! Сейчас же извинись!

Я ответил: Я на миг остановился:

- Интересно! - Где же я её найду?

Ну-ка, что тебе известно? Сам собою разозлился:

Поскорее признавайся, - Ну тогда я сам пойду.

Только правду говори! … Мы друг другу подмигнули

Он сказал: И обратно повернули.

- Не притворяйся!

(С. Орлов.)

  1. Местоимения с предлогами.


Спишите, раскрывая скобки и ставя местоимения в нужной форме.


Поступать наперекор (они), прийти без (она), наклониться над (он), достать благодаря (он), устроиться около (он), договориться по поводу (они), остановиться возле (он), попасть мячом в (она), пройти мимо (они).


  1. Местоимения с предлогами.


Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите разряды местоимений.


С виду хорёк маленький и безобидный. Мордочка (у) него круглая, симпатичная, будто у кошки. А в теплой, зимней шубке он т..кой красивый, что так и хочется потрепать его пушистую ш..рсточку. Но т..ким безобидным хорек только кажет(?)ся , (на) самом деле это очень кровожадный зверёк. Стоит только посмотреть (на) его тонкое, гибкое тело, на острые клыки и стремительно хищ(?)ные движения, что(бы) сразу догадат(?)ся, что хорёк хоть и маленький, но очень грозный хищ(?)ник.


(В. Чаплина.)


  1. Распознавание личных местоимений.


Спишите. Определите синтаксическую роль и падеж местоимений 1-гол. ед. ч.


1) Я уселся на камень, как в кресло, и стал наблюдать. 2) (Передо) мною простиралось море. 3) Высоко (надо) мной, срываясь со скалы, шумели крыльями бесчисленные птицы. 4) Мне захотелось остаться одному. 5) (Подо) мной зелёным ковром расстилается мох, ниже – розовый свет и вмёрзшие в лёд недвижимые камни. 6) (Надо) мной наверху шумит птичий базар. (И. Соколов-Микитов.) 7) Каждой веточкой живой лес беседует со (мной). (Л. Татьяничева.)


  • Укажите беглые гласные в предлогах, употреблённых с местоимениями.


  1. Употребление личных местоимений.


Спишите. Поставьте местоимения в нужной форме.


1) Берёз пахучие сере..ки зв..нели тихо надо (я). 2) А роз..вое обл..ка с..яет, как будто очень весело (оно). (С. Смирнов.) 3) И царица у окна села ждать (он) ода. 4) На (он) она взглянула, т..желешенько взд..хнула. 5) (Она) в приданное дано было зерк..льце одно.. (А. Пушкин.)



  1. Распознавание разрядов местоимений.


Спишите. Подчеркните как члены предложения все известные вам местоимения.


Кто, волны, вас остановил,

Кто оковал ваш бег могучий,

Кто в пруд безмолвный и дремучий

Поток мятежный обратил?

Чей жезл волшебный поразил

Во мне надежду, скорбь и радость?


(А. Пушкин.)


  • Найдите в тексте однородные члены предложения и объясните постановку.


  1. Употребление местоимений.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите, какими членами предложения являются выделенные местоимения. Укажите падежи.


Дочери только и знали, что у ворот с..деть, на улицу гл..деть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала.

Выйдет Крошечка-Ховрошечка в поле, обнимет свою рябую к..рову, ляжет к ней на шейкуи рассказывает, как ей тяжело жить-поживать: «Коровушка-матушка! Меня бьют, хлеба не д..ют, плакать не велят К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, поб..лить».


(Из сказки.)

  1. Использование местоимений в речи


Объясните, какие неправильности допущены в данных ниже вопросах. Запишите исправленный вариант формулировки вопроса. Подчеркните местоимения.


1) Чего ты делаешь? 2) Сколько время? 3) Сколько много книг ты прочитал за лето?






Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!