Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность".
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема: Права, обязанности и ответственность.
Цели:
-
Познакомить учащихся с основными правами ребенка.
-
Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.
-
Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.
1. Ход урока
Сценка «Игра». (Показывают дети)
Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.
Заур: Давайте поиграем в войну!
Леша: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.
Ваня: А я не хочу.
Заур: Чего не хочешь?
Леша: Играть в войну.
Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Леша: Я не хочу.
Ваня: Захочешь.
Леша: Что же вы меня заставите?
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
(Дети садятся на места)
Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Ваня и Заур? Почему они не правы? Прав ли Леша?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)
– Может, кто догадался о теме нашего разговора?
(Права, обязанности и ответственность.) А сейчас попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.
2. Выступление учащихся
1 ученик: Сегодня мы расскажем вам о некоторых правах детей.
2 ученик: Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.
3 ученик: Только ты на свет родился
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.
4 ученик:
Очень трудно самому, жить на свете одному.
Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.
1 ученик:
Есть еще такое право помнить, думать и творить
И другим свои раздумья, если хочешь подарить.
2 ученик:
Я росточком не доволен и пока не так силен.
Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон.
3 ученик:
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры, то позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
4 ученик:
Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь - учиться на родном мне языке.
1 ученик:
Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки - это право есть у нас.
2 ученик:
Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.
3 ученик:
Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.
Ты родился быть счастливым - Это право всем дано.
4 ученик: А как вы понимаете, что понимают под понятием право?
1 ученик: Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
2 ученик: Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”. Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.
Учитель:
Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.
По достижению совершеннолетия появляются права на: владение имуществом, свободный труд и выбор профессии и т.д. Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
-
ООН (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)
-
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.
-
Всеобщая декларация по правам человека (принята 10 декабря 1948 года - носит рекомендательный характер и не является обязательным документом).
3. Практическая часть классного часа
Ранее вы были ознакомлены с некоторыми статьями декларации по правам человека.
Работая в группе. Пользуясь этими статьями, ответьте сказочному герою.
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.)
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)
4. Обязанности. Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):
Ксюша: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Настя: Ксюша, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.
Кто прав?
Шамиль: Саша, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Саша: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Кто прав?
Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.
5. Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.
Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.
На территории РК уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14 лет, законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.
Ложный звонок.
Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «право-нарушитель»: – Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Учитель: ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Оказывается, это обычная шутка, избавляющая от очередной контрольной. А статья УК, предусматривает конкретное наказание! Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных вызовов скорой помощи, милиции.
Нанесение побоев
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и условно бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Учитель: Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.
– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?
– В этом случае действует Гражданский кодекс, который гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи.
Порча чужого имущества
На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.
Выбрасывает телефон.
Учитель: Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А некоторые статьи УК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.
Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. наказывает штрафом, либо лишение свободы до двух лет.
Угроза «болтовней»
В класс входят ребята, якобы продолжая разговор:
– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
Учитель: по ст. УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
Оскорбление
Две девочки входят в класс, якобы ссорятся:
– Да ты глупая
– А ты дурочка
Учитель: ст. УК - оскорбление - штраф, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
В класс вбегают мальчишки:
– А «Кайрат» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Каждый день, идя по улицам, мы видим следы нашего пребывания. Разрисованные заборы, сломанные скамейки, мусорные ящики, разбросанный мусор. А знаете ли вы, что наши действия попадают под статью?
Учитель: Правильно, ст. УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах – штраф и возмещение ущерба.
А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.
Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.
6. Анкета
Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 1000 тенге:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
7. Итог
1 ученик: Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
2 ученик: Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!