Министерство науки и высшего образования
Республики Казахстан
Казахский национальный университет имени
аль-Фараби
Факультет философии и
политологии
Кафедра религиоведения и
культурологии
Проект
на тему:
«Кочевая цивилизация в системе цивилизационных
классификаторов»
по специальности
«6В03102 –
Культурология»
Выполнила: Абдурахманова
Х.Б.
студентка
4 курса
Научный руководитель: Жолдубаева А.К.
доктор
философских наук, доцент
Алматы
2024
По мнению многих
исследователей, к числу цивилизационных признаков можно
отнести:
-
единство территории и общность условий
проживания,
-
государственность,
-
языковое родство,
-
общность этногенеза,
-
наличие религии и письменности,
-
развитая система экономических
отношений,
-
единство или близость экономического и
политического строя, культуры и менталитета [1].
Рассмотрим кочевую культуру
Евразийской Степи с зрения данных цивилизационных признаков более
подробно и наглядно, которые позволяют более четче и
аргументированней рассмотреть вопрос:
-
-
Единство территории и общность условий
проживания: прародина тюрков – Алтай и степи Азии, с их
резко-континентальными климатическими условиями. Географический
ландшафт для тюркского этноса – это не просто место проживания, а
равноправный партнер, с которым на протяжении многих веков
выстраивались гармоничные отношения.
Языковое родство: тюркский мир объединяет тюркская языковая группа. Сейчас,
например, к тюркской языковой группе относят казахов, турков,
азербайджанцев, узбеков, уйгуров, туркмен, татар, киргизов, кумыков
и др., язык всех этих народов, несмотря на диалектные различия,
имеет очень сильное сходство.
-
Государственность: обладая огромным военным потенциалом, тюркская цивилизация
постоянно расширяла границы своего территориального пространства.
Осваивая новые территории, она утверждала на протяжении многих
веков свое господство на значительной части евразийского
континента с середины I тыс. до н.э. до XVII
века.
-
Наличие единой религии: если следовать научному пониманию религии, то тенгрианство,
распространенное в среде тюрков, достаточно сложно назвать
религией, поскольку в нем переплетены элементы мировоззрения и
мировосприятия, единобожия, шаманизма, пантеизма, тотемизма. Но по
своему значению и статусу, который имело тенгрианство в тюркском
мире, оно значительно превосходит тот социальный статус, которым
обладают религии в обществе, поскольку пронизывало всю структуру
тюркской цивилизации и стало тем фундаментальным фактором, который
не был утрачен при многих других религиозных
воздействиях.
-
-
Экономическая система тюрков была определена их
жизнедеятельностью. К основным видам относятся: кочевое
скотоводство, добыча и обработка железа, земледелие,
торговля.
-
Единство культуры и менталитета.
Данное единство определено,
прежде всего, тюркской языковой группой, принадлежность к которой
способствовала формированию близких всем тюрко-язычным народам
культурных ценностей и способов передачи культурного
опыта.
Вывод: Таким образом, как показал анализ основных
характеристик кочевой цивилизации Евразийской Степи через призму
выработанных наукой цивилизационных классификаторов,
историко-культурная самобытность, основополагающие принципы и
гуманистические идеалы рассматриваемого типа культуры в полной
степени соответствуют культурологическим признакам феномена
цивилизации.
Использованная литература
-
Аязбекова С. "Тюркская
цивилизация" в системе цивилизационных классификаторов [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://lib2.znate.ru; Аязбеков С., Аязбекова С. Тюркская
цивилизация: теоретический и исторический контекст //Тюркский
альманах. 2014. – С. 172-195.