Консультация "Поговорим о красоте поведения дошкольников"

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Консультация "Поговорим о красоте поведения дошкольников"

Материал туралы қысқаша түсінік
Конкретные представление о красоте поступков усваиваются человеком вместе с опытом, вместе с накапливанием багажа нравственных понятий.
Материалдың қысқаша нұсқасы


Пожалуй, нет таких родителей, которые бы не хотели, чтобы их малыш выглядел привлекательно. Сколько прикладывается стараний, чтобы его со вкусом одеть и красиво причесать. И как мы тешим свое родительское, когда замечаем, что наше дитя становится предметом всеобщего внимания! Однако не всегда помним, что привлекательность ребенка не только в красивой одежде, но и в красоте поведения.

Действительно, какими бы внешними данными не обладал ребенок, но если он не умеет вести себя, мешает людям криком и шумом, не знаком со словом «пожалуйста», перебивает разговор взрослых, лезет в нос пальцем, забыв о носовом платке в кармане, то, конечно, такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан.

Определение «невоспитан» иногда мы относим и к взрослым, к тем, кто не считается с общепринятыми нормами, нарушает удобства окружающих, проявляет бестактность. Дефицит культурного воспитания сказывается и в другом. Не зная, как держать себя на людях, человек чувствует себя скованно, неуклюже, движения его неловки, угловаты, ему «некуда деть руки», он затрудняется вести беседу, непринужденно держаться, правильно есть, боится попасть в неловкое положение! Случается, что даже образованные люди не всегда обладают навыками элементарной культуры.

Воспитанность не образуется сама по себе: само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека.

Известно, что любые черты, которые мы хотим увидеть в сыне или дочери, когда они станут взрослыми, закладываются в детстве. Именно поэтому А.С. Макаренко указывал на то, что «культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо слышать, видеть и кое-что говорить» (Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1969, с. 346).

К сожалению, иные родители считают, что вежливость, сдержанность, хорошие манеры – это удел взрослых, и поэтому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросишь. Ведь ребенок!»

А тем временем ребенок растет, не зная даже самых элементарных и доступных для него законов приличия. Например, что, встретившись в дверях со взрослым, надо посторониться, уступить место; что в вагоне, пробираясь к выходу, расталкивать локтями людей неприлично; что с бутербродом или мороженым заходить в магазин, где много народу, нельзя – можно посторонним испачкать одежду; привлекать внимание окружающих громкими разговорами – признак невоспитанности. И еще многого ребенок не знает.… В общем в дальнейшем вырастет, как говорят, «неотесанный» человек, который немало докучает окружающим своим неумением вести себя.

Конечно, пока ребенок мал, изъяны воспитания не так уж и заметны. Ведь мы многое склонны оправдывать в его поведении так называемой детской непосредственностью. Но зато как бросаются в глаза эти изъяны воспитания, когда наш малыш незаметно для родительского глаза стал подростком! Мы вдруг обнаруживаем: повзрослел, возмужал, стал говорить басом, но, увы, по-прежнему не знает, как вести себя: в общении с окружающими категоричен, а то и дерзок, за столом неуклюж, в общественных местах ведет себя так, будто рос в джунглях…. Мы краснеем: откуда дурные манеры?

Кому из вас не доводилось видеть, как подросток (косая сажень в плечах!), удобно устроившись на сиденье в автобус, старается не замечать, что надо бы уступить место тем, кто постарше. И ведь – что самое удивительное в данной ситуации – юный «рыцарь» даже и не подозревает, что он выглядит смешным, потому что поступает не по –мужски. И уж совсем достоин сожаления тот, кто грубит, вступает в перебранку, привлекая внимание посторонних. Ведь он также не понимает, что, нагрубив другому, он унизил не его, а в первую очередь самого себя: ведь этим самым он демонстрирует свое бескультурье и недалекий ум.

Культура поведения. В своей основе она имеет глубоко социально нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общежития. Хочешь, чтобы уважали тебя, - уважай других, веди себя так, чтобы не вызывать у людей осуждения, неприязни. Ведь культура человеческих отношений – дело не только личное, но и общественное.

В воспитании дошкольника нельзя не учитывать, что способы поведения не формируются изолированно от общего развития личности. Конкретные представления о красоте поступков усваиваются человеком вместе с опытом, вместе с накапливанием багажа нравственных понятий. Однако накапливание нравственных представлений у маленького ребенка происходит медленнее, чем усвоение внешних форм поведения. В этом некоторая сложность воспитания, с которой нельзя не считаться. Потому то так важно своевременно прививать ребенку хорошие манеры, одновременно создавая предпосылки для нравственного их осмысления. Необходимо иметь в виду, что внешние и внутренние формы поведения взаимозависимы: если от ребенка требуют соблюдения внешних форм поведения, то непременно влияют и на его внутренний мир. Тем более если мы прививаем ему внутреннюю культуру, то обязаны научить его и внешним способам выражения, которые даже тогда, когда еще не осмысленны малышом, все же дисциплинируют его, подтягивают и обязывают к сдержанности. Ведь если отрицательные способы поведения становятся «второй натурой», то постепенно огрубляют, обедняют и его внутренний мир. Отсюда вывод: пренебрегая или запаздывая с формированием внешних форм поведения, можно упустить воспитание внутренней культуры ребенка.

К сожалению, в последнее время наметилась тенденция не придавать особого значения манерам поведения. Некоторые считают: главное – внутренняя привлекательность. Это, конечно, бесспорно. Но можно ли отрывать понятие культуры поведения от способов ее выражения?

Все мы хотим, чтобы наши дети были хорошо воспитаны, умели вести себя красиво, нравственно, выросли культурными людьми. В этой связи особую роль играет пример взрослых: культуру поведения ребенок, как известно, начинает усваивать, прежде всего подражая окружающим. Не зря говорят: дети – зеркало родителей. Их манеры, привычки, жесты, способы общения ребенок перенимает еще тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему не плохо бы почаще обращать придирчивый взгляд к самим себе: чему учит ребенка наш собственный пример?

С самого раннего важно формировать такие способы поведения, которые бы положили начало дальнейшему совершенствованию личности, содействовали общему развитию и воспитанности. Что же именно следует иметь в виду? Прежде всего, не забывать о воспитании у ребенка сдержанного поведения, умения вести себя в общественных местах, не привлекая внимание окружающих, считаться с удобствами старших. Ведь он будет жить не один на свете, а среди людей и обязан с ними строить отношения соответственно общепринятым нормам.

Нужно учить ребенка культуре человеческого общения – проявлять к взрослым вежливость, предупредительность, внимание.

Важно следить за тем, как ребенок разговаривает со старшими. Умеет ли выслушивать, не перебивая и не вторгаясь в их разговор? Надо добиваться, чтобы он говорил вежливо, без крика, владел голосом, не засорял свою речь словами – сорняками, во время разговора держал себя спокойно и скромно.

Вот, например, что рекомендуется в «Программе предшкольной подготовки детей в детском саду». Уже в 5-6 лет ребенок должен уметь «…вежливо обращаться с просьбой; просить разрешения войти; подождать, если взрослый занят; поблагодарить за услугу; предложить свою помощь при необходимости; уступить дорогу взрослым, маленьким. Уступать место матери, бабушке, старшим.

Какова же должна быть нравственная основа для выработки у дошкольника подлинной культуры поведения? Какие проявления воспитанности она включает?

Вежливость…. Принято считать ее одним из признаков воспитанности, она делает человека привлекательным, вызывает к нему у окружающих чувство симпатии. В ней выражается умение общаться с окружающими людьми.

Задача взрослых – добиваться, чтобы у ребенка вежливость проявлялась из внутренних побуждений и основывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Надо, чтобы любое проявление вежливости стало для растущего человека осознанной необходимостью. Нельзя, например, считать ребенка вежливым только потому, что он по нашему напоминанию благодарит или уступает место старшему. Так о должен поступать и в наше отсутствие, и в любых жизненных ситуациях.

Деликатность – сестра вежливости…. Тот, кто деликатен, не доставит неудобства окружающим, не станет навязчиво задавать вопросы или проявлять излишнее любопытство (об этом уже можно говорить со старшим дошкольником). Основы деликатности уходят глубокими корнями в детство. Вот почему уже четырехлетнему малышу вполне уместно напоминать: «Не шуми – видишь, спит малыш в коляске», «Здесь в мяч не играют – все читают, отойди вот сюда, чтобы не мешать», «Если утром проснулся раньше всех, веди себя тихо: в выходной день дать папе подольше поспать». А если в ваш дом придет гость, стоит заранее предупредить ребенка (это может и должен усвоить старший дошкольник!), что он обязан быть не только гостеприимным и приветливым, но и сдержанным: не спрашивать у пришедшего, кто он, как его зовут, зачем пришел, когда уйдет, не навязывать разговоров, если гость не расположен их поддерживать, не требовать к себе особого внимания, предлагать поиграть с собой, показывать рисунки или читать стихи и т.п.

Предупредительность…. Оказывать услугу, помогать окружающим из внутренних побуждений – этому не научишь ребенка, если в нем не заложены нравственные начала, ибо в основе предупредительности добрые чувства.

Понаблюдайте за своим шестилетним сыном или дочерью, умеют ли они по собственной инициативе предложить вам помощь, например: поднести покупку, успокоить плачущего малыша, открыть и придержать дверь, пропустив вперед взрослого и т.п.

Если в подобных случаях ваш ребенок «слеп и нем», значит, допущен урон в его воспитании, значит, надо учить, как проявлять предупредительность, поощряя любой добрый порыв. При этом полезно уточнять, что, значит, быть предупредительным: «Это значит самому уметь догадываться, в какой помощи нуждается человек и вовремя предложить ему услугу, не дожидаясь, когда он обратится с просьбой».

Скромность…это ценная черта личности, начала которой формируется в детстве. И надо ли доказывать, что культурный человек не может не обладать умением вести себя скромно, с достоинством, не выпячивая свое «я».

Формировать у ребенка умение быть скромным, считаться с удобствами окружающих, не допускать развязного поведения, в особенности в общественных местах, поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может, - одно из непременных условий в закладке нравственного фундамента культурного поведения.

К сожалению, случается, что родители допускают ошибку в оценке детского поведения. Стремятся, чтобы их ребенок вел себя естественно, непринужденно, но при этом не всегда могут определить границы, где кончается непринужденность и начинается развязность. А это очень и очень важно, ибо «вести себя непринужденно» и «вести себя развязно» - понятия антиподы. И если они отождествляются, то может случиться, что взамен умения держаться непринужденно мы невольно станем культивировать у ребенка зачатки развязности. Мы не учли всего лишь один нюанс: непринужденность непременно предполагает еще и сдержанность, скромность.

Некоторые родители считают, чуть ли не естественным, что их пятилетний сын или дочь не умеют вести себя сдержанно, скромно. Родителям даже и невдомек, что развязность, бесцеремонность, проявляемые ребенком, укореняются, могут стать чертой характера и что в первую очередь именно им самим придется пожинать плоды невоспитанности собственного чада.

Общительность…. В ее основе всегда присутствуют элементы дружелюбия, доброжелательности, приветливости к окружающим. А это, как известно, одно из непременных условий в выработке у детей культуры взаимоотношений, поведения в целом.

Общительные дети обычно отличаются дружелюбием, умением находить контакты со сверстниками, поддерживать общение со взрослыми. Такие дети испытывают удовольствие от совместных с ребятами игр, занятий. Они с готовностью уступят игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним. Проявить доброжелательность для них естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – источник уважения к человеку. На этой основе легче прививать культуру взаимоотношений.

Стараясь научить ребенка вести себя красиво, важно своевременно знакомить его с правилами поведения. Целесообразно, например, разъяснять ему правила, связанные с соблюдением чистоты отношения со сверстниками и окружающими людьми, правила вежливости, поведения в общественных местах и др.

Хорошо, чтобы в оценках родителей детского поведения ребенок слышал «добрый», «вежливый», «услужливый», «предупредительный», «скромный», «воспитанный». Полезно в конкретных жизненных ситуациях объяснять ребенку смысл этих оценок. Например: «Внимательными, отзывчивыми считают тех, кто умеет войти в положение другого, и определить, чем ему можно помочь. Вот так ты сегодня и поступил». Это помогает ребенку понять нравственный смысл своего поступка, положительно сказывается на формировании культуры поведения, имеющей в своей основе нравственные мотивы.

Несколько слов о рыцарстве будущих мужчин.

О культуре народа судят по его отношению к женщине. Эта мысль принадлежит К. Марксу, и если конкретизировать ее, то о культуре и воспитанности мужчины можно судить по тому, как он относится к женщине.

Вот почему если в вашей семье растет сын, то перед вами возникает необходимость учить его таким формам поведения, которые бы помогали ему понять, что значит вести себя достойно мужчины. В соответствующей ситуации полезно напоминать: «Мальчику капризничать и плакать не полагается, ведь этим ты привлекаешь внимание посторонних. А это стыдно», «Отнять, толкнуть, обидеть младшего или девочку недостойно мужчины», «Настоящий мужчина никогда не боится признать, что виноват» и т.д.

Конечно, пока наши мальчики совсем малы, их мужское достоинство может выразиться лишь во внешних формах поведения – поступать красиво. Например, уступить место, пропустить кого-то вперед, помочь там, где требуется физическая сила. Пусть эти совсем маленькие проявления внимания лягут в основу самосознания растущего человека, что значит вести себя по-мужски.

Важно, чтобы сын понимал: «Ты уступаешь не потому, что слаб, а потому, что силен». Напоминая ему «помоги», «принеси», «прояви внимание», постарайтесь поднять его собственное достоинство: «Ты поступил, как папа», «Так всегда поступают мужчины». Тогда мальчик не будет чувствовать себя ущемленным в правах, а, напротив, станет ощущать себя покровителем, помощником и защитником слабого. Важно внушить сыну, что, поступая иначе, мальчик выглядит смешным, что это унижает его достоинство; что пословица «Молодец против овец, а против молодца – сам овца» как раз о тех, кто, чувствуя свое физическое превосходство, обижает слабых, а перед теми, кто посильнее, сам трепещет от страха.

Задача родителей – помочь сыну уважать в себе будущего мужчину. Важно, чтобы с малого возраста он усвоил: быть мужчиной – значит быть сильным духом, а не только физически. И если эта мысль становится мировоззрением растущего человека, то и проявление рыцарства, джентльменства не будет рассматриваться им, как ущемление собственных удобств, а явится не чем иным, как способом выражения мужского достоинства и чести.

Ваш сегодняшний малыш – будущий школьник – студент – член трудового коллектива. Очень важно, чтобы наши дети умели общаться в красивых человеческих формах, знали правила этикета, обязательные для культурного человека.


Литература:

  1. Дошкольное воспитание №2 1976 Л. Островская “Поговорим о красоте поведения”

  2. Дошкольное воспитание №7 1975 г. Л.Одинцова “Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника”.

  3. Дошкольное воспитание №9 2001г. С.Козлова “Нравственное воспитание детей в современном мире

Коммунальное государственное казенное предприятие «Ясли-сад № 38 «Ласточка» отдела образования по городу Риддеру Управления образования ВКО






Консультация

«Поговорим о красоте поведения в дошкольном возрасте»








Подготовил:

Заведующий Попова Л.Н.


Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
doc
26.05.2025
72
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі