Программа прикладного курса по русскому языку и литературе на тему: «Культура речи»
Пояснительная записка:
Этот курс предназначен для учащихся старших классов и нацелен на углубленное изучение русского языка и литературы. В рамках курса учащиеся будут не только совершенствовать свои знания по грамматике, орфографии и синтаксису, но и развивать навыки анализа литературных произведений, что поможет им лучше понимать культуру и историю русского народа через призму литературы.
Курс включает в себя как теоретические, так и практические занятия. Учащиеся будут изучать различные стили речи, учиться применять правила орфографии и пунктуации на практике, а также работать с различными литературными жанрами и авторами. Каждый блок курса направлен на развитие как навыков письменной речи, так и способности к анализу.
Программа курса охватывает как классические произведения русской литературы (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов), так и современную литературу, предоставляя учащимся возможность понять развитие литературы в контексте эпохи. Курс ориентирован на развитие глубоких знаний и навыков для дальнейшего применения этих знаний в жизни.
Цели курса:
1. Развитие речевой культуры: Формирование навыков правильного и грамотного общения, как устного, так и письменного.
2. Освоение основ русской грамматики и орфографии: Углубление знаний учащихся по грамматике, синтаксису, орфографии, что способствует улучшению навыков написания текстов.
3. Изучение русской литературы: Знакомство с произведениями классической и современной русской литературы, анализ художественных текстов, развитие критического мышления.
4. Развитие аналитического мышления: Научить анализировать литературные произведения, понимать их содержание, авторские замыслы, особенности стиля и художественные приемы
Структура курса "Культура речи" (1 час в неделю, всего 34 часа)
1. Введение в курс "Культура речи" (1 час)
- Цели и задачи курса
- Роль культуры речи в жизни человека
- Основные компоненты культуры речи: правильность, уместность, выразительность
2. Основы правильного произношения и акцента (2 часа)
- Роль произношения в речи
- Правила правильного произношения звуков
- Акцент и ударение в словах
- Упражнения на исправление произносительных ошибок
3. Орфография и пунктуация (3 часа)
- Основные правила орфографии (написание сложных слов, чередующиеся гласные, написание приставок и суффиксов)
- Пунктуация: правила постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях
- Ошибки в орфографии и пунктуации, способы их предотвращения
4. Лексика и стилистика (3 часа)
- Синонимы, антонимы, омонимы
- Словарный запас, его обогащение
- Лексическая ошибка и её предотвращение
- Языковые нормы и стилистические особенности речи
5. Тема и тип речи. Разновидности речи (3 часа)
Речевые жанры и их особенности (публичная речь, разговорная речь, письменная речь) Описание, повествование, рассуждение
- Роль речевого жанра в коммуникации
6. Устная речь. Формирование навыков публичного выступления (4 часа)
- Основы ораторского мастерства
- Умение строить речь: вступление, основная часть, заключение
- Практические задания: подготовка и проведение коротких выступлений
7. Тема "Текст как форма общения" (3 часа)
- Роль текста в коммуникации
- Письменные и устные тексты: различия и особенности
- Структура текста и грамотное построение речи
8. Речевые ошибки и их исправление (4 часа)
- Основные речевые ошибки: логические, грамматические, лексические
- Упражнения для исправления речевых ошибок
- Коррекция ошибок в письменной и устной речи
9. Культура общения и этикет (4 часа)
- Понятие речевого этикета
- Основные правила вежливости в разговоре
- Роль невербальной коммуникации
- Применение этикета в различных ситуациях общения
10. Речь и межличностное общение (3 часа)
- Вербальные и невербальные способы общения
- Психологические особенности восприятия речи
- Культура общения в различных социальных группах
11. Роль литературы в формировании культуры речи (2 часа)
- Литература как источник для развития речи
12. Итоговый урок. Практическое применение культуры речи (2 часа)
- Заключительная презентация по материалам курса
- Проведение коротких публичных выступлений
- Обсуждение результатов работы
Методы преподавания:
Курс будет включать как теоретические занятия, так и практические занятия,
обсуждения, ролевые игры и упражнения, направленные на развитие речи.
Особое внимание будет уделено анализу примеров из реальной жизни,
моделям диалогов и практическим заданиям, включая написание деловых
писем, участие в дискуссиях и публичных выступлениях.
Форма работы:
1. Лекции и беседы — для теоретического изучения основ культуры речи, включая правила грамматики, орфографии, пунктуации, особенности речевого этикета и стилей общения.
2. Практические занятия — разработка и тренировка речевых навыков в реальных коммуникативных ситуациях: деловое общение, подготовка докладов, участие в дебатах.
3. Групповые обсуждения и дискуссии — работа в группах для анализа примеров и выработки навыков аргументации, слушания и ведения диалога.
4. Ролевая игра и деловые симуляции — имитация реальных ситуаций, например, интервью, встреч с клиентом или коллегами, чтобы развить практические навыки общения.
5. Самостоятельная работа и домашние задания
Оценивание :
-
Оценка за участие в практических занятиях
-
Оценка выполнения домашних заданий
-
Презентация в конце курса
Ожидаемые результаты:
По окончании курса учащиеся смогут:
- Грамотно строить письменные и устные высказывания в различных ситуациях.
- Применять полученные знания о культуре речи в повседневной и профессиональной жизни.
- Развивать навыки аргументации, умения.
Краткосрочный план по теме «Культура речи».
Цель урока : Ознакомить учащихся с понятием культуры речи,важностью правильного и грамотного общения в различных сферах.
Задачи:
-
Изучить основы культуры речи и ее значение в жизни человека.
-
Рассмотреть виды речевого этикета и их применение.
-
Обсудить влияние культуры речи на личные и профессиональные отношения
1.| Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы | Время ||
| 1. Организационный момент | Приветствие, настрой на работу, объяснение целей и задач урока. …
| 3. Теоретическая часть | Объяснение понятий: культура речи, нормы речи, речевой этикет, стили речи. Дать примеры неправильного использования норм. | Внимательно слушают, записывают основные моменты, задают вопросы. | Лекция, использование наглядных материалов | 10 мин |
| 4. Практическое задание | Предложение учащимся прослушать два разных отрывка речи (с ошибками и правильным речевым поведением), сравнить и проанализировать. | Анализируют, делают выводы о правильности использования языка, участвуют в обсуждении. | Прослушивание, анализ текста, групповая работа | 10 мин |
| 5. Ролевая игра / дискуссия | Организация групповой работы по моделированию различных ситуаций общения (деловая встреча, интервью и т.д.). | Участвуют в …
Д.задание: Подготовить краткое устное выступление на тему «Как культура речи влияет на успешность в жизни».
2.| Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы | Время |
| Теоретическая часть | Объяснение важности культуры речи, речевого этикета, норм общения. | Внимательно слушают, фиксируют основные моменты. | Презентация, лекция | 10 мин |
| Практическое задание | Разбор примеров некорректного общения, ошибки в речи. | Обсуждают примеры, ищут ошибки и исправляют их. | Работа с примерами | 10 мин |
| Групповая работа | Разработка и ролевые игры для моделирования разных ситуаций общения. | Участвуют в ролевых играх, анализируют ситуации. | Ролевая игра, групповая работа | 10 мин |
| Заключение и рефлексия | Подведение итогов урока, выводы о важности куль…
2. Развить навыки исправления ошибок в письменных текстах.
3. Проанализировать сложные предложения и правила их пунктуации.
3.| Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы | Время |
|------------------------------|----------------------------------------------------------------------------|---------------------------------------------------------------------------|---------------------------|-----------|
| Введение в тему | Объяснение важности орфографии и пунктуации для правильной письменной речи. | Внимательно слушают, задают вопросы. | Лекция, диску…
| Заключение и рефлексия | Обсуждение трудностей в изучении орфографии и пунктуации. | Выражают мнение, делятся своими проблемами в применении правил. | Вопросы-ответы | 5 мин |
Домашнее задание:
1. Написать эссе, соблюдая правила орфографии и пунктуации.
2. Разобрать и исправить ошибки в предложенном тексте.
Календарно- тематическое планирование
|
№ |
Содержание |
Коли чество часов |
Время |
|
1 |
. Введение в курс "Культура речи" |
1 час |
сентябрь |
|
2 |
Правила правильного произношения звуков |
1 час |
сентябрь |
|
3 |
Акцент и ударение в словах |
1 час |
сентябрь |
|
4 |
Основные правила орфографии (написание сложных слов, чередующиеся гласные, написание приставок и суффиксов) |
1 час |
сентябрь |
|
5 |
Пунктуация: правила постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях |
1 час |
октябрь |
|
6 |
Ошибки в орфографии и пунктуации, способы их предотвращения |
1 час |
октябрь |
|
|
Ошибки в орфографии и пунктуации, способы их предотвращения |
1 час |
октябрь |
|
7 |
Синонимы, антонимы, омонимы |
1 час |
октябрь |
|
8 |
Словарный запас, его обогащение |
1 час |
ноябрь |
|
9 |
Лексическая ошибка и её предотвращение |
1 час |
ноябрь |
|
10 |
Языковые нормы и стилистические особенности речи |
1 час |
ноябрь |
|
11 |
Речевые жанры и их особенности (публичная речь, разговорная речь, письменная речь) Описание, повествование, рассуждение |
1 час |
декабрь |
|
12 |
Роль речевого жанра в коммуникации |
1 час |
декабрь |
|
13 |
Ораторское мастерство |
1 час |
декабрь |
|
14 |
Основы ораторского мастерства |
1 час |
декабрь |
|
15 |
- Умение строить речь: вступление, основная часть, заключение |
1 час |
январь |
|
16 |
Практические задания: подготовка и проведение коротких выступлений |
1 час |
январь |
|
17 |
Роль текста в коммуникации |
1 час |
январь |
|
18 |
Письменные и устные тексты: различия и особенности |
1 час |
январь |
|
19 |
Структура текста и грамотное построение речи1 час |
1 час |
февраль |
|
20 |
- Основные речевые ошибки: логические, грамматические, лексические |
1 час |
февраль |
|
21 |
Упражнения для исправления речевых ошибок |
1 час |
февраль |
|
22 |
Понятие речевого этикета |
1 час |
февраль |
|
23 |
Основные правила вежливости в разговоре |
1 час |
март |
|
24 |
Роль невербальной коммуникации |
1 час |
март |
|
25 |
Применение этикета в различных ситуациях общения |
1 час |
март |
|
26 |
Вербальные и невербальные способы общения |
1 час |
апрель |
|
27 |
Психологические особенности восприятия речи |
1 час |
апрель |
|
28 |
Культура общения в различных социальных группах |
1 час |
апрель |
|
29 |
Роль литературы в формировании культуры речи |
1 час |
апрель |
|
30 |
Литература как источник для развития речи |
1 час |
апрель |
|
31 |
Заключительная презентация по материалам курса |
1 час |
май |
|
32 |
Проведение коротких публичных выступлений |
1 час |
май |
|
33 |
Обсуждение результатов работы |
1 час |
май |
|
34 |
Повторение пройденного |
1 час |
май |
Упражнения на подбор синонимов, антонимов, использование словаря, анализ употребления устойчивых выражений в прикладном курсе на тему «Культура речи».
Упражнение 1: Подбор синонимов
Задание: Прочитайте предложения и замените выделенные слова на подходящие синонимы.
Учитель объяснил новую тему.
Синонимы: Рассказал, разъяснил, сообщил.
Погода сегодня хорошая .
Синонимы: отличный, приятный, замечательный.
Ему
интересно изучать иностранные языки.
Синонимы: любопытно, интересно, приобретение.
Дополнительное задание: найдите синонимы слов, которые вы употребляете в повседневной речи. Составьте список из 10 слов и их синонимов.
Упражнение 2: Подбор антонимов
Задание: Прочитайте слова и найдите к ним антонимы.
Долгий – ____________
Веселый – ____________
Легкий – ____________
Счастья – ____________
Умный – ____________
Дополнительное задание: В предложениях ниже замените выделенные слова на их антонимы:
Его ответ был обращен .
Она всегда спокойная .
Этот фильм был скучным .
Упражнение 3: Использование словаря (или онлайн-ресурсов)
Задание: воспользуйтесь словарем, укажите значения следующих слов, а также запишите их употребление в предложениях.
Терпимость
Соблюдение
Уважение
Дополнительное задание: Сравните разные словарные определения одних и тех же слов в бумажном и онлайн-словаре. Какие различия вы заметили?
Упражнение 4: Анализ устойчивых выражений
Задание: Прочитайте предложения и определите устойчивые выражения. Объясните их значение и приведите примеры.
«Как на снегу голова»
Значение: внезапно и неожиданно.
Пример: Новости о свадьбе пришли как снег на
голову.
"Два сердца – одна судьба"
Значение: близкие люди видят общий судьбой.
Пример: Эта пара действительно доказала, что два сердца – одна
судьба.
Дополнительное задание: Найдите и проанализируйте 5 устойчивых выражений в популярных песнях или стихотворениях. Что они означают и какие эмоции передают?
Упражнение 5: Создание собственного словаря
Задание: создать личный словарь, в котором будут собраны синонимы, антонимы и устойчивые выражения. Каждый месяц добавляйте новые слова и выражения, а также показывайте их использование.
Заключение
Эти упражнения можно адаптировать под разные условия подготовки учащихся и их интересов. Найдите время для обсуждения результатов, которые помогут улучшить понимание культуры речи и улучшить навыки общения.
Примеры ситуативного моделирования разных речевых ситуаций (деловой разговор, разговор по телефону, общение с клиентами, публичное выступление).
1. Деловой разговор
Ситуация: Встреча с бизнес-партнером для обсуждения условий сотрудничества.
Участники: Менеджер компании А и бизнес-партнер из компании Б.
Scenario:
Менеджер А: «Здравствуйте, рад вас видеть. Сегодня мы хотели бы обсудить условия нашего партнера. Какие факторы для вас наиболее важны при выборе партнера?»
Бизнес-партнер Б: "Здравствуйте. Для нас ключевыми моментами являются надежность поставок и качество продукции. Можете ли вы рассказать об аспектах вашей компании?"
Менеджер А: "Конечно. Имеем многолетний опыт работы в отрасли и можем предложить гарантии своевременных поставок."
2. Переговоры
Ситуация: Проведение о цене на партию товаров.
Участники: Менеджер компании А и продавец компании Б.
Scenario:
Менеджер А: «Наша компания заинтересована в закупке продукции, но цена, которую вы предложили, выше наших ожиданий. Можно ли обсудить возможность снижения цен?»
Продавец Б: «Я понимаю вашу позицию. Могу предложить скидку при увеличении объема заказа. Это позволит нам быть более гибкими в ценообразовании».
Менеджер А: «Это разумное. Какой объем вы считаете достойным предложением для предоставления скидок?»
3. Общение с клиентами
Ситуация: Оператор колл-центра отвечает на запрос клиента по поводу возврата товара.
Участники: Оператор и клиент.
Scenario:
Клиент: "Здравствуйте! Я хочу вернуть товар, который не подошел. Как мне это сделать?"
Оператор: «Добрый день! Конечно, я помог вам с этим. Пожалуйста, сообщите номер вашего заказа».
Клиент: «Заказ номер 12345».
Оператор: "Спасибо! Вам нужно заполнить форму возврата на нашем сайте и отправить товар обратно в течение 14 дней. Я могу отправить вам ссылку на форму, если это удобно."
4. Публичное выступление
Ситуация: Выступление перед аудиторией на конференции.
Участники: Докладчик и аудитория.
Scenario:
Докладчик: «Доброе утро, уважаемые коллеги! Спасибо, что пришли на мое выступление. Я хотел бы поговорить о новых тенденциях в маркетинге и о том, как они могут выглядеть в бизнесе».
(Пауза для привлечения внимания и создания контакта с аудиторией.)
Докладчик: «Первый тренд, который мы обсудим, — это использование искусственного интеллекта для персонализации рекламных кампаний. По исследованиям, это позволяет увеличить конверсию на 30%».
(Докладчик задает вопрос для интерактивности.) «Кто из вас уже использует ИИ в своем бизнесе? Поделитесь своим опытом!»
Заключение
Ситуационное моделирование помогает подготовиться к различным речевым ситуациям, развить навыки общения и уверенность в себе. Практика таких случаев может помочь справиться с реальными вызовами в бизнесе и повседневной жизни.
Курманбаева Гульжазира Жакатаевна
Орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі
№ 31 орта мектеп
Курманбаева Гульжазира Жакатаевна
Орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Культура речи
Культура речи
Программа прикладного курса по русскому языку и литературе на тему: «Культура речи»
Пояснительная записка:
Этот курс предназначен для учащихся старших классов и нацелен на углубленное изучение русского языка и литературы. В рамках курса учащиеся будут не только совершенствовать свои знания по грамматике, орфографии и синтаксису, но и развивать навыки анализа литературных произведений, что поможет им лучше понимать культуру и историю русского народа через призму литературы.
Курс включает в себя как теоретические, так и практические занятия. Учащиеся будут изучать различные стили речи, учиться применять правила орфографии и пунктуации на практике, а также работать с различными литературными жанрами и авторами. Каждый блок курса направлен на развитие как навыков письменной речи, так и способности к анализу.
Программа курса охватывает как классические произведения русской литературы (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов), так и современную литературу, предоставляя учащимся возможность понять развитие литературы в контексте эпохи. Курс ориентирован на развитие глубоких знаний и навыков для дальнейшего применения этих знаний в жизни.
Цели курса:
1. Развитие речевой культуры: Формирование навыков правильного и грамотного общения, как устного, так и письменного.
2. Освоение основ русской грамматики и орфографии: Углубление знаний учащихся по грамматике, синтаксису, орфографии, что способствует улучшению навыков написания текстов.
3. Изучение русской литературы: Знакомство с произведениями классической и современной русской литературы, анализ художественных текстов, развитие критического мышления.
4. Развитие аналитического мышления: Научить анализировать литературные произведения, понимать их содержание, авторские замыслы, особенности стиля и художественные приемы
Структура курса "Культура речи" (1 час в неделю, всего 34 часа)
1. Введение в курс "Культура речи" (1 час)
- Цели и задачи курса
- Роль культуры речи в жизни человека
- Основные компоненты культуры речи: правильность, уместность, выразительность
2. Основы правильного произношения и акцента (2 часа)
- Роль произношения в речи
- Правила правильного произношения звуков
- Акцент и ударение в словах
- Упражнения на исправление произносительных ошибок
3. Орфография и пунктуация (3 часа)
- Основные правила орфографии (написание сложных слов, чередующиеся гласные, написание приставок и суффиксов)
- Пунктуация: правила постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях
- Ошибки в орфографии и пунктуации, способы их предотвращения
4. Лексика и стилистика (3 часа)
- Синонимы, антонимы, омонимы
- Словарный запас, его обогащение
- Лексическая ошибка и её предотвращение
- Языковые нормы и стилистические особенности речи
5. Тема и тип речи. Разновидности речи (3 часа)
Речевые жанры и их особенности (публичная речь, разговорная речь, письменная речь) Описание, повествование, рассуждение
- Роль речевого жанра в коммуникации
6. Устная речь. Формирование навыков публичного выступления (4 часа)
- Основы ораторского мастерства
- Умение строить речь: вступление, основная часть, заключение
- Практические задания: подготовка и проведение коротких выступлений
7. Тема "Текст как форма общения" (3 часа)
- Роль текста в коммуникации
- Письменные и устные тексты: различия и особенности
- Структура текста и грамотное построение речи
8. Речевые ошибки и их исправление (4 часа)
- Основные речевые ошибки: логические, грамматические, лексические
- Упражнения для исправления речевых ошибок
- Коррекция ошибок в письменной и устной речи
9. Культура общения и этикет (4 часа)
- Понятие речевого этикета
- Основные правила вежливости в разговоре
- Роль невербальной коммуникации
- Применение этикета в различных ситуациях общения
10. Речь и межличностное общение (3 часа)
- Вербальные и невербальные способы общения
- Психологические особенности восприятия речи
- Культура общения в различных социальных группах
11. Роль литературы в формировании культуры речи (2 часа)
- Литература как источник для развития речи
12. Итоговый урок. Практическое применение культуры речи (2 часа)
- Заключительная презентация по материалам курса
- Проведение коротких публичных выступлений
- Обсуждение результатов работы
Методы преподавания:
Курс будет включать как теоретические занятия, так и практические занятия,
обсуждения, ролевые игры и упражнения, направленные на развитие речи.
Особое внимание будет уделено анализу примеров из реальной жизни,
моделям диалогов и практическим заданиям, включая написание деловых
писем, участие в дискуссиях и публичных выступлениях.
Форма работы:
1. Лекции и беседы — для теоретического изучения основ культуры речи, включая правила грамматики, орфографии, пунктуации, особенности речевого этикета и стилей общения.
2. Практические занятия — разработка и тренировка речевых навыков в реальных коммуникативных ситуациях: деловое общение, подготовка докладов, участие в дебатах.
3. Групповые обсуждения и дискуссии — работа в группах для анализа примеров и выработки навыков аргументации, слушания и ведения диалога.
4. Ролевая игра и деловые симуляции — имитация реальных ситуаций, например, интервью, встреч с клиентом или коллегами, чтобы развить практические навыки общения.
5. Самостоятельная работа и домашние задания
Оценивание :
-
Оценка за участие в практических занятиях
-
Оценка выполнения домашних заданий
-
Презентация в конце курса
Ожидаемые результаты:
По окончании курса учащиеся смогут:
- Грамотно строить письменные и устные высказывания в различных ситуациях.
- Применять полученные знания о культуре речи в повседневной и профессиональной жизни.
- Развивать навыки аргументации, умения.
Краткосрочный план по теме «Культура речи».
Цель урока : Ознакомить учащихся с понятием культуры речи,важностью правильного и грамотного общения в различных сферах.
Задачи:
-
Изучить основы культуры речи и ее значение в жизни человека.
-
Рассмотреть виды речевого этикета и их применение.
-
Обсудить влияние культуры речи на личные и профессиональные отношения
1.| Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы | Время ||
| 1. Организационный момент | Приветствие, настрой на работу, объяснение целей и задач урока. …
| 3. Теоретическая часть | Объяснение понятий: культура речи, нормы речи, речевой этикет, стили речи. Дать примеры неправильного использования норм. | Внимательно слушают, записывают основные моменты, задают вопросы. | Лекция, использование наглядных материалов | 10 мин |
| 4. Практическое задание | Предложение учащимся прослушать два разных отрывка речи (с ошибками и правильным речевым поведением), сравнить и проанализировать. | Анализируют, делают выводы о правильности использования языка, участвуют в обсуждении. | Прослушивание, анализ текста, групповая работа | 10 мин |
| 5. Ролевая игра / дискуссия | Организация групповой работы по моделированию различных ситуаций общения (деловая встреча, интервью и т.д.). | Участвуют в …
Д.задание: Подготовить краткое устное выступление на тему «Как культура речи влияет на успешность в жизни».
2.| Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы | Время |
| Теоретическая часть | Объяснение важности культуры речи, речевого этикета, норм общения. | Внимательно слушают, фиксируют основные моменты. | Презентация, лекция | 10 мин |
| Практическое задание | Разбор примеров некорректного общения, ошибки в речи. | Обсуждают примеры, ищут ошибки и исправляют их. | Работа с примерами | 10 мин |
| Групповая работа | Разработка и ролевые игры для моделирования разных ситуаций общения. | Участвуют в ролевых играх, анализируют ситуации. | Ролевая игра, групповая работа | 10 мин |
| Заключение и рефлексия | Подведение итогов урока, выводы о важности куль…
2. Развить навыки исправления ошибок в письменных текстах.
3. Проанализировать сложные предложения и правила их пунктуации.
3.| Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы | Время |
|------------------------------|----------------------------------------------------------------------------|---------------------------------------------------------------------------|---------------------------|-----------|
| Введение в тему | Объяснение важности орфографии и пунктуации для правильной письменной речи. | Внимательно слушают, задают вопросы. | Лекция, диску…
| Заключение и рефлексия | Обсуждение трудностей в изучении орфографии и пунктуации. | Выражают мнение, делятся своими проблемами в применении правил. | Вопросы-ответы | 5 мин |
Домашнее задание:
1. Написать эссе, соблюдая правила орфографии и пунктуации.
2. Разобрать и исправить ошибки в предложенном тексте.
Календарно- тематическое планирование
|
№ |
Содержание |
Коли чество часов |
Время |
|
1 |
. Введение в курс "Культура речи" |
1 час |
сентябрь |
|
2 |
Правила правильного произношения звуков |
1 час |
сентябрь |
|
3 |
Акцент и ударение в словах |
1 час |
сентябрь |
|
4 |
Основные правила орфографии (написание сложных слов, чередующиеся гласные, написание приставок и суффиксов) |
1 час |
сентябрь |
|
5 |
Пунктуация: правила постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях |
1 час |
октябрь |
|
6 |
Ошибки в орфографии и пунктуации, способы их предотвращения |
1 час |
октябрь |
|
|
Ошибки в орфографии и пунктуации, способы их предотвращения |
1 час |
октябрь |
|
7 |
Синонимы, антонимы, омонимы |
1 час |
октябрь |
|
8 |
Словарный запас, его обогащение |
1 час |
ноябрь |
|
9 |
Лексическая ошибка и её предотвращение |
1 час |
ноябрь |
|
10 |
Языковые нормы и стилистические особенности речи |
1 час |
ноябрь |
|
11 |
Речевые жанры и их особенности (публичная речь, разговорная речь, письменная речь) Описание, повествование, рассуждение |
1 час |
декабрь |
|
12 |
Роль речевого жанра в коммуникации |
1 час |
декабрь |
|
13 |
Ораторское мастерство |
1 час |
декабрь |
|
14 |
Основы ораторского мастерства |
1 час |
декабрь |
|
15 |
- Умение строить речь: вступление, основная часть, заключение |
1 час |
январь |
|
16 |
Практические задания: подготовка и проведение коротких выступлений |
1 час |
январь |
|
17 |
Роль текста в коммуникации |
1 час |
январь |
|
18 |
Письменные и устные тексты: различия и особенности |
1 час |
январь |
|
19 |
Структура текста и грамотное построение речи1 час |
1 час |
февраль |
|
20 |
- Основные речевые ошибки: логические, грамматические, лексические |
1 час |
февраль |
|
21 |
Упражнения для исправления речевых ошибок |
1 час |
февраль |
|
22 |
Понятие речевого этикета |
1 час |
февраль |
|
23 |
Основные правила вежливости в разговоре |
1 час |
март |
|
24 |
Роль невербальной коммуникации |
1 час |
март |
|
25 |
Применение этикета в различных ситуациях общения |
1 час |
март |
|
26 |
Вербальные и невербальные способы общения |
1 час |
апрель |
|
27 |
Психологические особенности восприятия речи |
1 час |
апрель |
|
28 |
Культура общения в различных социальных группах |
1 час |
апрель |
|
29 |
Роль литературы в формировании культуры речи |
1 час |
апрель |
|
30 |
Литература как источник для развития речи |
1 час |
апрель |
|
31 |
Заключительная презентация по материалам курса |
1 час |
май |
|
32 |
Проведение коротких публичных выступлений |
1 час |
май |
|
33 |
Обсуждение результатов работы |
1 час |
май |
|
34 |
Повторение пройденного |
1 час |
май |
Упражнения на подбор синонимов, антонимов, использование словаря, анализ употребления устойчивых выражений в прикладном курсе на тему «Культура речи».
Упражнение 1: Подбор синонимов
Задание: Прочитайте предложения и замените выделенные слова на подходящие синонимы.
Учитель объяснил новую тему.
Синонимы: Рассказал, разъяснил, сообщил.
Погода сегодня хорошая .
Синонимы: отличный, приятный, замечательный.
Ему
интересно изучать иностранные языки.
Синонимы: любопытно, интересно, приобретение.
Дополнительное задание: найдите синонимы слов, которые вы употребляете в повседневной речи. Составьте список из 10 слов и их синонимов.
Упражнение 2: Подбор антонимов
Задание: Прочитайте слова и найдите к ним антонимы.
Долгий – ____________
Веселый – ____________
Легкий – ____________
Счастья – ____________
Умный – ____________
Дополнительное задание: В предложениях ниже замените выделенные слова на их антонимы:
Его ответ был обращен .
Она всегда спокойная .
Этот фильм был скучным .
Упражнение 3: Использование словаря (или онлайн-ресурсов)
Задание: воспользуйтесь словарем, укажите значения следующих слов, а также запишите их употребление в предложениях.
Терпимость
Соблюдение
Уважение
Дополнительное задание: Сравните разные словарные определения одних и тех же слов в бумажном и онлайн-словаре. Какие различия вы заметили?
Упражнение 4: Анализ устойчивых выражений
Задание: Прочитайте предложения и определите устойчивые выражения. Объясните их значение и приведите примеры.
«Как на снегу голова»
Значение: внезапно и неожиданно.
Пример: Новости о свадьбе пришли как снег на
голову.
"Два сердца – одна судьба"
Значение: близкие люди видят общий судьбой.
Пример: Эта пара действительно доказала, что два сердца – одна
судьба.
Дополнительное задание: Найдите и проанализируйте 5 устойчивых выражений в популярных песнях или стихотворениях. Что они означают и какие эмоции передают?
Упражнение 5: Создание собственного словаря
Задание: создать личный словарь, в котором будут собраны синонимы, антонимы и устойчивые выражения. Каждый месяц добавляйте новые слова и выражения, а также показывайте их использование.
Заключение
Эти упражнения можно адаптировать под разные условия подготовки учащихся и их интересов. Найдите время для обсуждения результатов, которые помогут улучшить понимание культуры речи и улучшить навыки общения.
Примеры ситуативного моделирования разных речевых ситуаций (деловой разговор, разговор по телефону, общение с клиентами, публичное выступление).
1. Деловой разговор
Ситуация: Встреча с бизнес-партнером для обсуждения условий сотрудничества.
Участники: Менеджер компании А и бизнес-партнер из компании Б.
Scenario:
Менеджер А: «Здравствуйте, рад вас видеть. Сегодня мы хотели бы обсудить условия нашего партнера. Какие факторы для вас наиболее важны при выборе партнера?»
Бизнес-партнер Б: "Здравствуйте. Для нас ключевыми моментами являются надежность поставок и качество продукции. Можете ли вы рассказать об аспектах вашей компании?"
Менеджер А: "Конечно. Имеем многолетний опыт работы в отрасли и можем предложить гарантии своевременных поставок."
2. Переговоры
Ситуация: Проведение о цене на партию товаров.
Участники: Менеджер компании А и продавец компании Б.
Scenario:
Менеджер А: «Наша компания заинтересована в закупке продукции, но цена, которую вы предложили, выше наших ожиданий. Можно ли обсудить возможность снижения цен?»
Продавец Б: «Я понимаю вашу позицию. Могу предложить скидку при увеличении объема заказа. Это позволит нам быть более гибкими в ценообразовании».
Менеджер А: «Это разумное. Какой объем вы считаете достойным предложением для предоставления скидок?»
3. Общение с клиентами
Ситуация: Оператор колл-центра отвечает на запрос клиента по поводу возврата товара.
Участники: Оператор и клиент.
Scenario:
Клиент: "Здравствуйте! Я хочу вернуть товар, который не подошел. Как мне это сделать?"
Оператор: «Добрый день! Конечно, я помог вам с этим. Пожалуйста, сообщите номер вашего заказа».
Клиент: «Заказ номер 12345».
Оператор: "Спасибо! Вам нужно заполнить форму возврата на нашем сайте и отправить товар обратно в течение 14 дней. Я могу отправить вам ссылку на форму, если это удобно."
4. Публичное выступление
Ситуация: Выступление перед аудиторией на конференции.
Участники: Докладчик и аудитория.
Scenario:
Докладчик: «Доброе утро, уважаемые коллеги! Спасибо, что пришли на мое выступление. Я хотел бы поговорить о новых тенденциях в маркетинге и о том, как они могут выглядеть в бизнесе».
(Пауза для привлечения внимания и создания контакта с аудиторией.)
Докладчик: «Первый тренд, который мы обсудим, — это использование искусственного интеллекта для персонализации рекламных кампаний. По исследованиям, это позволяет увеличить конверсию на 30%».
(Докладчик задает вопрос для интерактивности.) «Кто из вас уже использует ИИ в своем бизнесе? Поделитесь своим опытом!»
Заключение
Ситуационное моделирование помогает подготовиться к различным речевым ситуациям, развить навыки общения и уверенность в себе. Практика таких случаев может помочь справиться с реальными вызовами в бизнесе и повседневной жизни.
Курманбаева Гульжазира Жакатаевна
Орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі
№ 31 орта мектеп
Курманбаева Гульжазира Жакатаевна
Орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі
шағым қалдыра аласыз













