Материалдар / Логика әлеміне саяхат
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Логика әлеміне саяхат

Материал туралы қысқаша түсінік
Логика әлеміне саяхат
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Маусым 2019
698
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Сборник заданий
формативного оценивания
Русская литература
(с русским языком обучения)
8 класс

ПРОЕКТ

Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.

2

ПРОЕКТ

СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть ......................................................................................................................................................... 4
Раздел «Дети и взрослые»............................................................................................................................... 4
2 четверть ......................................................................................................................................................... 8
Раздел «Любовь и честь» ................................................................................................................................ 8
3 четверть ....................................................................................................................................................... 20
Раздел «Сатира и юмор» ............................................................................................................................... 20
4 четверть ....................................................................................................................................................... 27
Раздел «Мечты и реальность» ...................................................................................................................... 27

3

ПРОЕКТ

1 четверть
Раздел «Дети и взрослые»
Раздел/Тема

Дети и взрослые Н.А. Некрасов «Школьник»

Цель обучения

8.2.2.1 Определять тему и идею произведения, выражая
свое мнение о проблематике
Обучающийся:
• Определяет тему и идею произведения
Навыки высокого порядка

Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Прочитай стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник». Выдели ключевые слова и
словосочетания и определи тему и идею стихотворения.
Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый,
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик

Дескриптор

Школьник

По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных, то и знай, Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Николай Некрасов

Обучающийся:
- выписывает ключевые слова;
- определяет тему стихотворения
- аргументирует свой выбор;
- формулирует идею стихотворения, аргументирует свой выбор;
- определяет проблему стихотворения;
- приводит аргументы в доказательство своего мнения;
- приводит примеры, подтверждающие аргументацию.
4

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения

Критерий оценивания

Дети и взрослые
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
8.1.1.1 Понимать термины: романтизм и реализм как
литературные направления, исторический образ
(персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ,
психологический параллелизм, афоризм, эпиграф,
прототип, автобиографизм
Обучающийся:
• Соотносит термин с содержанием текста
Понимание

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Запишите в таблицу примеры из текста стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские
дети», сделайте вывод о его принадлежности к определенному литературному
направлению (реализм).
Дайте определение термину:____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Признаки литературного направления
Влияние социальной среды на духовный
мир героя, формирование его характера.
Отражение социальной несправедливости
Общественно-историческая обстановка
Открытая авторская оценка
Вывод: литературное направление
Дескриптор

Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания

Примеры из текста

Обучающийся:
- отмечает признаки реализма в тексте;
- находит в тексте соответствующие примеры;
- заполняет таблицу в соответствии с требованиями;
- дает определение термину; литературного; направления.
Дети и взрослые
В. Распутин. «Уроки французского»
8.1.4.1 Составлять сложный цитатный план
Обучающийся:
Составляет сложный план
Навыки высокого порядка

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Составьте сложный цитатный план к рассказу В. Распутина «Уроки французского».
Обучающийся:
Дескриптор
- делит текст рассказа на смысловые части;
- выделяет и называет отдельные этапы в повествовании о герое
рассказа;
- определяет микротемы отрывков и называет части текста;
- оформляет план в соответствии с нормами языка.

5

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания

Дети и взрослые
Ч. Айтматов. «Белый пароход»
8.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы
композиции, объяснять значение вставных эпизодов
Обучающийся:
• Выделяет в тексте элементы композиции
• Объясняет значение вставных элементов
Навыки высокого порядка

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Определите, как соотносятся реальный, сказочный и мифологический миры в композиции
повести «Белый пароход» Ч. Айтматова. Отразите в схеме, какие эпизоды повести
описывают их и что их объединяет.

Сказочный мир

Мифологический
мир

Дескриптор

Реальный мир

Обучающийся:
- делит текст повести на композиционные отрывки;
- выделяет и называет отдельные этапы в повествовании;
- определяет роль каждого композиционного отрывка;
- составляет схему, отражающую соотношение сказочного, реального
и мифологического мира в произведении.

6

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания

Дети и взрослые
Ч. Айтматов. «Белый пароход»
8.4.1.1 Участвовать в обсуждении произведения, отстаивая
свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев,
позицию автора
Обучающийся:
• Участвует в обсуждении произведения, отстаивает
свою точку зрения, оценивает поведение, поступки
героев, позицию автора

Уровень мыслительных
Навыки высокого порядка
навыков
Задание
Дайте аргументированные, развернутые ответы на вопросы:
Что же победило в повести, добро или зло?
Кто из героев является воплощением зла и добра? Почему вы так считаете?
Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Дайте оценку поступкам героев произведения.
Выразите свое отношение к героям, приведите аргументы в доказательство.
Дескриптор

Обучающийся:
- определяет основных героев произведения;
- дает оценку поступкам героев;
- выражает свое отношение к поведению героя и его системе
ценностей;
- использует факты для доказательства своего мнения;
- делает выводы о характере персонажей и позиции автора
произведения;
- определяет позицию автора.

7

ПРОЕКТ

2 четверть
Раздел «Любовь и честь»
Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания

Любовь и честь
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
8.1.2.1 Понимать художественное произведение,
критически осмысливая; различать открытую и скрытую
(подтекст) информацию
Обучающийся:
• Выделяет в тексте открытую и скрытую (подтекст)
информацию, критически осмысливает ее
Знание и понимание

Уровень мыслительных
навыков
Задание
- Прочитайте сказку об орле и вороне. Объясните, как ее содержание связано со всей
повестью.
- Докажите свою позицию, используя цитаты из текста.
Орел и ворон
Однажды орел спрашивал у ворона: «Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом
свете 300 лет, а я всего-на-все только 33 года? » – «Оттого, батюшка, – отвечал ему ворон,
– что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной». Орел подумал: «Давай
попробуем и мы питаться тем же». Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую
лошадь, спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул
другой, махнул крылом и сказал ворону: «Нет, брат ворон: чем 300 лет питаться падалью,
лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», Сказка об орле и вороне.
Дескриптор

Обучающийся:
- читает сказку об орле и вороне, соблюдая интонацию и темп речи;
- выделяет в тексте открытую информацию;
- выделяет в тексте фразы, содержащие недосказанность и скрытый
смысл;
- проводит параллели между героями сказки и героями повести;
- приводит цитаты из текста в доказательство своей позиции.

8

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания

Любовь и честь
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
8.2.1.1 Определять жанр и его признаки (трагедия,
комедия, поэма)
Обучающийся
• Определяет жанр и его признаки
Навыки высокого порядка

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Определите, какие из отличительных признаков трагедии представлены в этом отрывке
пьесы. Приведите примеры и прокомментируйте.
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: Верона и Мантуя
ACT I - АКТ II - ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРОЛОГ
Входит ХОР
Хор. Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
Их жизнь, любовь и смерть и, сверх того,
Мир их родителей на их могиле,
На два часа составят существо
Разыгрываемой пред вами были.
Помилостивей к слабостям пера Их сгладить постарается игра.
(Уходит.)
СЦЕНА II
Улица
Входят КАПУЛЕТТИ, ПАРИС и СЛУГА
Капулетти. Монтекки и меня оштрафовали.
А разве трудно было б жить в ладу?
Парис. Да, это странно. Два почтенных старца И почему-то вечно на ножах.
Однако вы мне не дали ответа.
Капулетти. Я повторю, что я уже сказал:
Ведь дочь моя совсем еще ребенок,
Ей нет еще четырнадцати лет.(11*)
Еще повремените два годочка,
И мы невестою объявим дочку.
Парис. Вступают в брак моложе, чем она.
Капулетти. Но эта зрелость ранняя вредна.
9

ПРОЕКТ

Мои надежды пожрала могила,
И небо только дочь мне сохранило.
Столкуйтесь с нею, дорогой Парис, Вот все, что надо, чтобы мы сошлись.
Узнайте наперед ее желанья,
А я благословляю вас заране.
Сегодня вечером у нас прием Мы ежегодный праздник задаем.
Тут соберется множество народа.
Мы будем рады вашему приходу.
Вы попадете на богатый съезд,
Как звезды ночи, блещущих невест
И будете свидетелем веселья,
Подобного разливу вод в апреле,
Когда вас окружит их хоровод
И вы очутитесь среди красот,
Решите вы, какая с большей силой
Воображенье ваше поразила.
Без права на такую похвалу
Дочь будет тоже ночью на балу.
Пойдемте, граф.
(СЛУГЕ, отдавая ему записку.)
А ты, мошенник низкий,
Всех приглашенных обойди по списку.
Скажи гостям, чье имя здесь стоит,
Что вход для них широко к нам открыт.
КАПУЛЕТТИ и ПАРИС уходят.
Слуга. «Обойди по списку, обойди по списку»! А кто поймет этот список?
А может, тут написано, что дело сапожника - аршин, а дело портного - колодка.
«Обойди по списку»! А может, тут написано, что рыбу ловят кистью, а крыши красят
неводами.
«Скажи гостям, чье имя здесь стоит»! А ты мне скажи, чье здесь стоит имя?
Для этого есть которые умеющие. Да вот они! Легки на помине.
Входят БЕНВОЛИО и РОМЕО
Дескриптор

Обучающийся
- называет признаки трагедии;
- комментирует признаки, подтверждает цитатами из текста;
- делает вывод о жанре произведения на основе указанных признаков.

10

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения
Уровень мыслительных
навыков
Критерий оценивания

Любовь и честь
Лирика поэтов 19 века. М.Ю. Лермонтов. «Из-под
таинственной холодной полумаски»
8.2.2.1 Определять тему и идею произведения, выражая
свое мнение о проблематике
Навыки высокого порядка
Обучающийся:
• Формулирует тему и идею произведения;
• Комментирует проблематику произведения.

Задание
Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной
полумаски», определите тему и идею произведения. Назовите проблемы, являющиеся
сквозными для лирики поэта.
ИЗ-ПОД ТАИНСТВЕННОЙ, ХОЛОДНОЙ ПОЛУМАСКИ
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе, ласкаю и люблю.
И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
Читать полностью: http://www.foreverlove.ru/stihi_lermontova_o_ljubvi.html
Дескриптор

Обучающийся
- читает текст стихотворения, соблюдая интонацию и темп речи;
- формулирует тему произведения;
- формулирует идею произведения;
- соотносит название произведения с темой или идеей;
- формулирует проблематику произведения;
- приводит аргументы в доказательство своего мнения;
- приводит примеры, подтверждающие аргументацию.

11

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания

Любовь и честь
О. Сулейменов. «Последнее слово акына Смета»
8.2.9.1 Писать творческие работы (письмо литературному
герою, сценарии и др.), выражая отношение к герою, его
поступкам, используя изобразительные средства
Обучающийся
• Создает творческие работы различных жанров
Навыки высокого порядка

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Напишите сценарий ключевой сцены фильма об акыне Смете или напишите письмо
старцу Азербаю, в котором выразите свое отношение к его решению.

Последнее слово акына Смета
Олжас Сулейменов
(19 век)
Смет украл красивую молодую жену акына Азербая. Говорят, что до этого между ними
была любовь. Их догнали. Азербай должен был решить их судьбу.
Спеленатого арканом Смета сбросили у двери юрты. Он с трудом поднялся на ноги.
Ухмыляющийся Алибек в двух местах рванул ножом, и аркан кольцами упал на землю.
Смет поглядел вниз на аркан и отшвырнул ногой.
Мокрые от пота кони, всхрапывая, выискивали остатки травы возле юрты.
Смет, потирая затекшие руки, глядел на черный прямоугольник двери. И тихо пел
последние слова:
«...Что гляделся в озеро рябое
от ветров холодных, не жалею.
Что не избегал любой работы,
засыпал голодным, не жалею.
Что делился с добрым
полной чашей,
а с недобрым чаще,
не жалею.
Что утрами умывался сажей,
а ночами — снегом,
не жалею.
Масла мне в дорогу не сбивала
тихая подруга,
не жалею.
Что мечта о друге не сбывалась
долгими ночами,
не жалею.
Не качал я сына на колене,
не ласкал ладонью,
не жалею.
Говорят, что счастье мчит оленем,
не догнать на чалом,
не жалею.
У любой скалы меня встречала
смерть кривым кинжалом,
12

ПРОЕКТ

не жалею.
Об одном я только пожалею,
что судьбу не повторить сначала.
Об одном я только пожалею,
что уйду, как ветерок по лицам,
что уже ничем не заболею,
что уже тоске не повториться.
Об одном я только пожалею,
сном последним в травах засыпая,
что не знал я никого милее
женщины поэта Азербая».
Он пропел это одним дыханием, не напрягаясь и не торопясь. Его плечи и голова еще
отчетливо печатались на мрачном небе.
Днем он был некрасив, его образу не хватало голоса.
И я вспомнил, что во всех встречах с ним мы видели, но ни разу не слышали его. Резко
отошел полог, вышел маленький седой Азербай.
- Алибек! - позвал он сына.
- Я здесь, отец.
- Дай двух коней, пусть уходят.
- Отец!..
- Пусть уходят с миром.
Из-за спины Азербая выскользнула, закрыв лицо шалью, Баян. Смет схватил узду своего
чалого, подсадил Баян. Поймал коня Алибека, вскочил и, ударив каблуками, они ушли в
черную степь.
- Отец! - Алибек яростно плакал, опустившись на корточки.
- Тогда слушай, сын. И вы слушайте. Мужчина Смет опозорил меня. Но поэт Смет
продолжит славу Азербая. Мясо готово?
- Уже поспело, ата! - звонко откликнулась молодка в белом жаулыке.
- Кто голоден, пусть войдет, - и великий старик скрылся в юрте…
Дескриптор

Обучающийся
- определяет ключевую сцену;
- пишет сценарий или письмо в соответствии с их признаками;
- соблюдает структуру сценария или письма;
- раскрывает тему, идею произведения;
- формулирует проблематику произведения;
- приводит аргументы в доказательство своего мнения.

13

ПРОЕКТ

Раздел/Тема

Любовь и честь

Цель обучения

8.3.2.1 Сравнивать художественное произведение с
произведениями других видов искусства, характеризуя
специфические средства создания образов в разных видах
искусства
Обучающийся:
• Сравнивает художественное произведение с
произведениями других видов искусства
Навыки высокого порядка

Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Прочитайте сцену объяснения в любви из трагедии «Ромео и Джульетта» и сопоставьте ее
со сценой из фильма Франко Дзеффирелли. Сделайте вывод – смог ли режиссер сохранить
в фильме идею пьесы, написанной Шекспиром?
Ромео и Джульетта (Сцена на балконе)
Sophie Hope 31 июля 2012 г. 18:57:57
Входит Ромео.
Ромео:
Им по незнанью эта боль смешна.
Но что за блеск я вижу на балконе?
Там брезжит свет. Джульетта, ты как день!
Стань у окна, убей луну соседством;
Она и так от зависти больна,
Что ты ее затмила белизною.
На балконе показывается Джульетта.
Оставь служить богине чистоты.
Плат девственницы жалок
и невзрачен.
Он не к лицу тебе. Сними его.
О, милая! О, жизнь моя! О, радость!
Стоит, сама не зная, кто она.
Губами шевелит, но слов не слышно.
Пустое, существует взглядов речь!
О, как я глуп! С ней говорят другие.
Две самых ярких звездочки, спеша
По делу с неба отлучиться, просят
Ее глаза покамест посверкать.
Ах, если бы глаза ее на деле
Переместились на небесный свод!
При их сиянье птицы бы запели,
Принявши ночь за солнечный восход.
Стоит одна, прижав ладонь к щеке.
О чем она задумалась украдкой?
О, быть бы на ее руке перчаткой,
Перчаткой на руке!
Джульетта:
О горе мне!
Ромео:
Проговорила что-то. Светлый ангел,
Во мраке над моею головой
14

ПРОЕКТ

Ты реешь, как крылатый вестник неба
Вверху, на недоступной высоте,
Над изумленною толпой народа,
Которая следит за ним с земли.
Джульетта:
Ромео, как мне жаль, что ты Ромео!
Отринь отца да имя измени,
А если нет, меня женою сделай,
Чтоб Капулетти больше мне не быть.
Ромео:
Прислушиваться дальше иль ответить?
Джульетта:
Лишь это имя мне желает зла.
Ты б был собой, не будучи Монтекки.
Что есть Монтекки? Разве так зовут
Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?
Неужто больше нет других имен?
Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
Ромео под любым названьем был бы
Тем верхом совершенств, какой он есть.
Зовись иначе как-нибудь, Ромео,
И всю меня бери тогда взамен!
Ромео:
О, по рукам! Теперь я твой избранник!
Я новое крещение приму,
Чтоб только называться по-другому.
Джульетта:
Кто это проникает в темноте
В мои мечты заветные?
Ромео:
Не смею
Назвать себя по имени. Оно
Благодаря тебе мне ненавистно.
Когда б оно попалось мне в письме,
Я б разорвал бумагу с ним на клочья.
Джульетта:
Десятка слов не сказано у нас,
А как уже знаком мне этот голос!
Ты не Ромео? Не Монтекки ты?
Ромео:
Ни тот, ни этот: имена запретны.
Джульетта:
Как ты сюда пробрался? Для чего?
Ограда высока и неприступна.
Тебе здесь неминуемая смерть,
Когда б тебя нашли мои родные.
Ромео:
Меня перенесла сюда любовь,
Ее не останавливают стены.
В нужде она решается на все,
И потому - что мне твои родные!
15

ПРОЕКТ

Джульетта:
Они тебя увидят и убьют.
Ромео:
Твой взгляд опасней двадцати кинжалов.
Взгляни с балкона дружелюбней вниз,
И это будет мне от них кольчугой.
Джульетта:
Не попадись им только на глаза!
Ромео:
Меня плащом укроет ночь. Была бы
Лишь ты тепла со мною. Если ж нет,
Предпочитаю смерть от их ударов,
Чем долгий век без нежности твоей.
Джульетта:
Кто показал тебе сюда дорогу?
Ромео:
Ее нашла любовь. Я не моряк,
Но если б ты была на крае света,
Не медля мига, я бы, не страшась,
Пустился в море за таким товаром.
Джульетта:
Мое лицо спасает темнота,
А то б я, знаешь, со стыда сгорела,
Что ты узнал так много обо мне.
Хотела б я восстановить приличье,
Да поздно, притворяться ни к чему.
Ты любишь ли меня? Я знаю, верю,
Что скажешь «да». Но ты не торопись.
Ведь ты обманешь. Говорят, Юпитер
Пренебрегает клятвами любви.
Не лги, Ромео. Это ведь не шутка.
Я легковерной, может быть, кажусь?
Ну ладно, я исправлю впечатленье
И откажу тебе в своей руке,
Чего не сделала бы добровольно.
Конечно, я так сильно влюблена,
Что глупою должна тебе казаться,
Но я честнее многих недотрог,
Которые разыгрывают скромниц,
Мне б следовало сдержаннее быть,
Но я не знала, что меня услышат.
Прости за пылкость и не принимай
Прямых речей за легкость и доступность.
Ромео:
Мой друг, клянусь сияющей луной,
Посеребрившей кончики деревьев...
Джульетта:
О, не клянись луною, в месяц раз
Меняющейся, - это путь к изменам.
Ромео:
Так чем мне клясться?
Джульетта:
16

ПРОЕКТ

Не клянись ничем
Или клянись собой, как высшим благом,
Которого достаточно для клятв.
Ромео:
Клянусь, мой друг, когда бы это сердце...
Джульетта:
Не надо, верю. Как ты мне ни мил,
Мне страшно, как мы скоро сговорились.
Все слишком второпях и сгоряча,
Как блеск зарниц, который потухает,
Едва сказать успеешь «блеск зарниц».
Спокойной ночи! Эта почка счастья
Готова к цвету в следующий раз.
Спокойной ночи! Я тебе желаю
Такого же пленительного сна,
Как светлый мир, которым я полна.
Ромео:
Но как оставить мне тебя так скоро?
Джульетта:
А что прибавить к нашему сговору?
Ромео:
Я клятву дал. Теперь клянись и ты.
Джульетта:
Я первая клялась и сожалею,
Что дело в прошлом, а не впереди.
Ромео:
Ты б эту клятву взять назад хотела?
Джульетта:
Да, для того, чтоб дать ее опять.
Мне не подвластно то, чем я владею.
Моя любовь без дна, а доброта Как ширь морская. Чем я больше трачу,
Тем становлюсь безбрежней и богаче.
Голос кормилицы за сценой.
Меня зовут. Я ухожу. Прощай.
- Иду, иду! - Прости, не забывай.
Я, может быть, вернусь еще. Постой-ка.
(Уходит)
Ромео:
Святая ночь, святая ночь! А вдруг
Все это сон? Так непомерно счастье,
Так сказочно и чудно это все!
На балкон возвращается Джульетта.
Джульетта:
Еще два слова. Если ты, Ромео,
Решил на мне жениться не шутя,
Дай завтра знать, когда и где венчанье.
С утра к тебе придет мой человек
Узнать на этот счет твое решенье.
Я все добро сложу к твоим ногам
И за тобой последую повсюду.
Кормилица:
17

ПРОЕКТ

(за сценой) Голубушка!
Джульетта:
Иду! Сию минуту! А если у тебя в уме обман,
Тогда, тогда...
Кормилица:
(за сценой) Голубушка!
Джульетта:
Немедля
Оставь меня и больше не ходи.
Я завтра справлюсь.
Ромео:
Я клянусь спасеньем.
Джульетта:
Сто тысяч раз прощай.
(Уходит.)
Ромео:
Сто тысяч раз
Вздохну с тоской вдали от милых глаз.
К подругам мы - как школьники домой,
А от подруг - как с сумкой в класс зимой.
(Направляется к выходу.)
На балкон возвращается Джульетта.
Джульетта:
Ромео, где ты? Дудочку бы мне,
Чтоб эту птичку приманить обратно!
Но я в неволе, мне кричать нельзя,
А то б я эхо довела до хрипа
Немолчным повтореньем этих слов:
Ромео, где ты? Где же ты, Ромео?
Ромео:
Моя душа зовет меня опять.
Как звонки ночью голоса влюбленных!
Джульетта:
Ромео!
Ромео
Милая!
Джульетта:
В каком часу
Послать мне завтра за ответом?
Ромео:
В девять.
Джульетта:
До этого ведь целых двадцать лет!
Мученье ждать... Что я сказать хотела?
Ромео:
Припомни, я покамест постою.
Джульетта:
Постой, покамест я опять забуду,
Чтоб только удержать тебя опять.
Ромео:
Припоминай и забывай, покуда,
18

ПРОЕКТ

Себя не помня, буду я стоять.
Джульетта:
Почти светает. Шел бы ты подальше.
А как, скажи, расстаться мне с тобой?
Ты как ручная птичка щеголихи,
Привязанная ниткою к руке.
Ей то дают взлететь на весь подвесок,
То тащат вниз на шелковом шнурке.
Вот так и мы с тобой.
Ромео:
Мне б так хотелось
Той птицей быть!
Джульетта:
О, этого и я
Хотела бы, но я бы умертвила
Тебя своими ласками. Прощай!
Прощай, прощай, а разойтись нет мочи!
Так и твердить бы век: «Спокойной ночи».
(Уходит.)
Ромео:
Прощай! Спокойный сон к тебе приди
И сладкий мир разлей в твоей груди!
А я к духовнику отправлюсь в келью
Поговорить о радости и деле.
(Уходит.)
Ссылка на сцену из фильма
https://www.youtube.com/watch?v=6m8lmxJv82U
Дескриптор

Обучающийся:
- находит общее и различное при сопоставлении произведения с
экранизацией;
- сравнивает произведение и экранизацию по проблематике;
- сравнивает жанровые особенности произведения и экранизации;
- объясняет разницу в изобразительной манере писателя и
режиссера;
- делает вывод о способах изображения персонажа в кино и в
литературе;
- делает вывод о том, как автор экранизации воплотил замысел
писателя.

19

ПРОЕКТ

3 четверть
Раздел «Сатира и юмор»
Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания

Сатира и юмор
Н.В. Гоголь. «Ревизор»
8.1.5.1 Пересказывать содержание произведения или
отрывка, используя разные приемы цитирования
Обучающийся:
Пересказывает эпизод произведения, используя различные
приемы цитирования
Применение

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Расположите иллюстрации в сюжетном порядке. Перескажите одну из изображенных сцен
(по своему выбору). При пересказе используйте цитаты из произведения.

Дескриптор

Обучающийся:
- располагает иллюстрации в сюжетном порядке;
- выбирает сцену, соответствующую иллюстрации;
- пересказывает отрывок из произведения, сохраняя особенности
авторского стиля;
- при пересказе использует различные приемы цитирования (прямая
речь, косвенная).

20

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Задание

Сатира и юмор
А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»
8.1.6.1 Давать аргументированный ответ на проблемный
вопрос, используя цитаты
Обучающийся.
• Дает аргументированный ответ на проблемный
вопрос, используя цитаты
Навыки высокого порядка

Дайте ответ на вопрос: «Как вы понимаете название рассказа? Каким вам кажется рассказ
— смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? Над кем и над чем
смеется писатель?» Для аргументации используйте цитаты.
Дескриптор

Обучающийся
- определяет смысл названия рассказа;
- находит в тексте признаки юмористического рассказа;
- подбирает аргументацию для доказательства своего мнения;
- дает развернутый ответ на вопрос.

21

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания

Уровень мыслительных
навыков
Задание

Сатира и юмор
А.П. Чехов. «Хамелеон»
8.2.5.1 Характеризовать героев произведения, их поступки,
мотивы поведения, значение имен и фамилий
Обучающийся:
• Характеризует героев на основе их поступков, мотивов
поведения;
• объясняет значение художественного приема
«говорящая фамилия» в раскрытии характера героя.
Навыки высокого порядка

Дайте развернутый ответ на вопрос.
Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе прием «говорящие фамилии»?
Попробуйте «расшифровать» фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов)
Дескриптор

Обучающийся:
- выделяет важные для характеристики героя поступки;
- объясняет мотивы поступков героев рассказа;
- делает выводы о характере героя;
- эмоционально выражает свое отношение к поведению героя и его
системе ценностей.
- называет «говорящие» фамилии героев рассказа;
- объясняет связь между фамилией героя и его поведением;
- характеризует героев, используя расшифровку фамилии.

22

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания

Сатира и юмор
В. Шукшин. Рассказы (по выбору учителя)
8.2.4.1 Анализировать эпизоды произведений, объяснять
их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета
Обучающийся:
• Объясняет связь эпизода с проблематикой
произведения;
• Объясняет роль эпизода в развитии сюжета.
Навыки высокого порядка

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Прочитайте финальный эпизод рассказа В. Шукшина «Чудик» и ответьте на вопросы.
Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод? Какую роль играет пейзаж в
этом эпизоде?

Домой Чудик приехал, когда шел рясный парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял
новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле – в одной руке чемодан, в другой –
ботинки. Подпрыгивал и громко пел:
- Тополя-а, тополя-а…
С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик
редел, шлепал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри.
В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал.
…………………………………………………………………………………………
Ря́сный - прил. местн. Крупный, частый, обильный.
Дескриптор

Обучающийся:
- определяет место эпизода в композиции рассказа;
- называет проблемы рассказа, раскрываемые в эпизоде;
- определяет роль пейзажа в эпизоде;
- объясняет роль эпизода в рассказе.

23

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения
Критерий оценивания

Сатира и юмор
В. Шукшин. Рассказы (по выбору учителя)
8.2.7.1 Определять способы выражения авторского
отношения к героям
Обучающийся:
• Определяет способы выражения авторского
отношения к герою
Навыки высокого порядка

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Внимательно прочитайте памятку и сделайте выводы о способах выражения авторской
позиции в рассказе В. Шукшина «Чудик».
Памятка
Как определить авторское отношение к герою
Отношение автора к герою – это проявление авторской позиции в художественном
произведении. Она помогает читателю понять систему ценностей, которую писатель
утверждает или отрицает в литературном произведении.
Правило первое. Чтобы правильно определить отношение автора к герою, необходимо
сначала проследить, есть ли в тексте прямые авторские оценки героя и его поступков,
отметить прямые авторские выводы и комментарии, относящиеся к герою, как автор
называет героя.
Правило второе. Чтобы определить авторское отношение к герою, надо найти авторскую
характеристику поведения героя.
Однако отношение автора к герою не всегда выражается прямо и формулируется четко.
Чаще авторская оценка, авторское отношение скрыты в повествовании и выражены лишь
косвенно. И нужно много потрудиться, чтобы тайна авторского отношения открылась
читателю.
Правило третье. Найди в тексте эпизоды, в которых о герое говорят другие персонажи.
Определи отношение этих персонажей к герою.
Правило четвертое. Чтобы определить авторское отношение к герою, надо найти, если
есть в тексте, слова, высказывания, монологи героя. Речь героя не только характеризует
самого героя, но может косвенно выражать авторское отношение к нему.
Правило пятое. Постарайся найти в произведении сопоставление героя с другими
персонажами, если оно присутствует. Это важно для углубления нашего понимания
авторского отношения к герою произведения.
Как правило, в произведении дан портрет главного героя. Через описание внешности
автор выражает свое отношение к герою.
Правило шестое. Найди портрет героя, отметь характерные детали, позволяющие сделать
вывод об авторском отношении к нему.
Правило седьмое. Если образ героя «похож» на образ какого-либо персонажа (постарайся
вспомнить!) другого произведения искусства, то этим также выражается авторское
отношение к герою.
Обучающийся:
Дескриптор
- находит в тексте прямые авторские оценки поведения героя и его
поступков;
- находит в тексте авторскую характеристику героя;
- находит в тексте характеристику героя другими персонажами;
- выделяет в тексте речевые особенности персонажа;
- находит характерные детали внешности героя;
- делает вывод об авторском отношении к герою.

24

ПРОЕКТ

Раздел/Тема
Цель обучения

Критерий оценивания

Сатира и юмор
8.3.3.1 Сопоставлять произведения (или фрагменты)
русской, казахской и мировой литературы, близкие по
тематике/
проблематике/жанру, учитывая особенности национальной
культуры
Обучающийся:
• Сопоставляет особенности тематики, жанра
произведений
• Указывает на воплощение в произведении
особенностей национальной культуры
Навыки высокого порядка

Уровень мыслительных
навыков
Задание
Прочитайте отрывки из предложенных произведений. Сопоставьте эти отрывки по
тематике, жанру произведений, укажите на воплощение в отрывках национальных
особенностей уклада жизни в отрывках.
Василий Шукшин
Дария Джумагельдинова
Чудик
Еркегали по прозвищу Кошмарик
Быстро стали снижаться. Вот уж земля –
рукой подать, стремительно летит назад. А
толчка все нет. Как потом объясняли
знающие люди, летчик «промазал». Наконец
толчок, и всех начинает так швырять, что
послышался зубовный стук и скрежет.
читатель с газетой сорвался с места, боднул
Чудика головой, потом приложился к
иллюминатору, потом очутился на полу. При<
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!