В
комплексе главных задач, поставленных перед учебными заведениями,
является дальнейшее развитие педагогического единства действий в
воспитании подрастающего поколения школы, колледжа, семьи, трудовых
коллективов, общественных организаций.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя
и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка
общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи –
это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к
людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о
нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые
навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы
человека.
В
единых усилиях педагогов и родителей происходит формирование
всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых,
нравственно чистых, физически совершенных людей.
Содержание семейного воспитания определяется целью воспитания и
осуществляется повседневно в привычных для ребёнка естественных
условиях.
Родители воспитывают у детей высокие нравственные качества, любовь
к Родине, трудолюбие, честность и правдивость, простоту и
скромность, чуткость и внимание, культуру поведения.
Особое значение в воспитании молодежи придавал семейному воспитанию
великий казахский мыслитель-Абай. Первые и самые главные
воспитатели, учителя, по мысли Абая, - это родители.
Говоря о методах и средствах нравственного воспитания, Абай
подчеркивает необходимость такта, терпения, внимания и родительской
любви к детям. По мнению Абая, самый вредный и опасный метод — это
крикливость, гнев, нервозность. «От родителя, — писал он, — который
вначале показывает не ум, а гнев, дети не могут брать пример. Они
тоже прибегнут к гневу». В ряде своих произведений он указывал:
нравы и поведение детей портятся из-за неправильного воспитания их
родителями, наставниками. Дети портятся также в результате
пагубного влияния сверстников, друзей и товарищей. Так, родители
связывают воспитание детей с расчетливой целью. Во-первых, в лице
своих детей они видят лишь своих наследников; во-вторых, духовных
жрецов, богомольцев после смерти; в-третьих, кормильцев на старости
лет. Абай выступал против всех этих точек зрения на цели воспитания
детей. По его мнению, все указанные цели являются эгоистическими,
унижающими достоинство будущего гражданина: «Сын твоего отца —
недруг народу, сын народа — твой друг», — гневно писал Абай о
«концепциях» отдельных родителей на цели воспитания.
Сегодня
Государство уделяет большое внимание вопросу воспитания
подрастающего поколения.
В своем Послании народу
Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс
состоявшегося государства» Президент РК Н.Назарбаев
отметил:
«Какой наша страна будет в будущем напрямую зависит от того, что мы
сегодня воспитываем в наших детях». Государство делает все для
того, чтобы открыть перед молодежью новые возможности.
Подрастающему поколению предоставляются большие возможности по
получению лучшего образования: реализуется программа «Балапан»,
работают Интеллектуальные школы, Назарбаев Университет, программа
«Болашак». Обращаясь к молодежи, Президент отметил: «Помните: ваш
личный успех – это успех ваших родителей, успех ваших родных и
близких, успех ваших семей, успех всех ваших соотечественников,
успех нашей Родины».
Чтобы воспитание детей- достойных граждан страны дало свои
результаты, родители пользуются разнообразными методами. Среди них
основными являются: приучение, упражнения, убеждение, участие в
деятельности, поощрение. Все эти методы применяются и в работе
педагогов. Однако их использование в семье приобретает особый
характер, определяемый специфичностью условий семейной жизни,
своеобразием взаимоотношений родителей и детей, степенью овладения
родителями педагогическими знаниями и умениями.
В.А.
Сухомлинский рекомендовал внедрять в семейную педагогику десять
этических “нельзя”: “Нельзя бездельничать, когда все трудятся.
Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми. Нельзя вступать в
пререкания со старыми людьми, особенно со стариками. Нельзя
выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. Нельзя
делать то, что осуждают старшие. Нельзя оставлять старшего родного
человека в одиночестве. Нельзя собираться в дорогу, не спросив
разрешения и совета у старших. Нельзя садиться обедать, не
пригласив старшего. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается
старший, ты должен первым приветствовать его”.
Таковы основы родительского авторитета.
Главным в семейном воспитании является жизнь и работа родителей, их
гражданское лицо, поведение, родительский университет.
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни, - писал
А.С.Макаренко.
В.А.
Сухомлинский с пристрастием обращался к родителям: “Какая бы ни
была у Вас ответственная и сложная творческая работа на
производстве, помните, что дома вас ждёт ещё ответственейшая, ещё
сложнейшая, ещё тончайшая работа - воспитание человека».
Взаимосвязь между учебным заведением и родителями очень важна в
воспитании подрастающего поколения.
Тем
более, что нашу общественность всё больше и больше тревожат такие
проблемы, как: малолетняя преступность, жестокость в среде
подростков, алкоголизм и наркомания. Падение нравственности и рост
правонарушений среди несовершеннолетних невозможно остановить без
укрепления связи с семьей.
Личность ребенка, его индивидуальные качества изначально
формируются в семье. Человеческой природой заложено, чтобы каждый
родитель стремился создать для своего ребенка самые комфортные
условия для его здорового роста и успешного развития. В тоже время
экономическая нестабильность, озабоченность семей проблемами
экономического выживания негативно сказываются на воспитании детей.
Возрастает опасная социальная тенденция на самоустранение многих
родителей от проблем нравственного и личностного развития
ребенка.
В
силу этих и многих других причин отношения с родителями студентов
большинства ссузов остаются проблематичными, а иногда даже
противоречивыми.
Многие родители не до конца понимают, какую реальную помощь могут
принести встречи с педагогическим коллективом учебного учреждения и
нередко занимают позицию стороннего наблюдателя. Отчуждение семьи
от образовательного учреждения еще никому не приносило пользу.
Для
нормального прохождения процесса обучения и формирования личности
ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и
студентами, самими студентами, образовательным учреждением и семьей
в целом. Микроклимат создает среду, в которой поддерживается
интерес ребенка к творческой активности, самореализации,
личностному росту. Эта живительная среда необходима и в семье и в
образовательном учреждении.
Мы
стремимся к тому, чтобы каждый студент нашего колледжа был
успешным, как в социальном плане, так и в профессиональной
деятельности. Этого результата можно достигнуть только совместными
усилиями педагогического коллектива и родителей. Коллектив
старается максимально включить родителей в учебно-воспитательный
процесс, создает базу для взаимного, заинтересованного
сотрудничества и способствует успешности обучения и воспитания
студентов.
Конструктивное взаимодействие педагогов и родителей необходимо на
всех этапах учебно-воспитательного процесса, но особенное значение
оно приобретает в первый год обучения. Именно в первые дни
пребывания студентов в колледже крайне важно создать положительный
эмоциональный фон для взаимопонимания с родителями.
Процессу адаптации родителей и студентов нового набора в нашем
учебном заведении уделяется особо пристальное внимание. С этой
целью традиционным стало проведение ряда комплексных мероприятий по
адаптации студентов и родителей к новой образовательной среде.
Родители и студенты знакомятся с функциональными обязанностями всех
структурных подразделений колледжа. На первом организационном
родительском собрании родители знакомятся с руководством и
кураторами
Характер сотрудничества педагогического коллектива с семьей
студента должен быть дифференцированным. Никто не стремится
навязывать всем одинаковые формы взаимодействия. В нашем учебном
заведении достаточно большой процент педагогов, помимо основной
деятельности занимаются вопросами воспитания, являясь кураторами
учебных групп. Это опытные педагоги, которые выстраивают свою
систему работы с родителями, ориентируясь на потребности и запросы
родителей, особенности семейного воспитания.
Инициатива в формировании позитивных отношений с родителями исходит
именно от кураторов и педагогов, потому что они являются
специалистами в деле обучения и воспитания студентов.
В
основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и
уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по
отношении друг к другу.
Это
помогает педагогам и родителям объединить свои усилия для
формирования у студентов тех качеств и свойств, которые необходимы
для его успешности.
Организация и содержание деятельности педагогического коллектива с
родителями вариативны. Во многом они определяются тем, в какой
социальной среде воспитываются студенты. Какие ценностные
ориентации сформировались в той или иной семье, какие эмоциональные
взаимоотношения сложились в учебной группе между педагогами,
родителями и студентами
Для
успешного взаимодействия родителей и педагогов, необходима
деятельность по повышению авторитета родителей у студентов.
Положительную роль в этом играют проводимые в колледже кураторские
часы, направленные на воспитание семьянина. В своей практике мы
используем следующие тематики часов общения: «Семейные традиции»,
«Мать в жизни ребенка» «О родительской любви». Даже если процент
посещения родительских собраний и совместных мероприятий родителей
и студентов не всегда достаточно высок, не стоит отказываться от
подобной деятельности, так как она проверена опытом и дает
устойчивый результат положительного личностного роста
студентов.
Такая организация работы с родителями является залогом делового
сотрудничества, направленного на создание условий успешного
развития студентов, делает образовательный процесс более открытым и
способствует созданию положительного имиджа колледжа.