"Местоимение как часть речи"
Обучающие
цели: знакомство с указательными функциями местоимения.
Расширение знаний об употреблении и роли местоимений в устной и
письменной речи.
Развивающие
цели: развитие логического мышления, речи и
внимания учащихся.
Ход урока
-
Организационный
момент.
Дорогие ребята, здравствуйте. День за окном
сегодня теплый и ясный, настроение у нас с вами сегодня прекрасное;
давайте улыбнемся друг другу и начнем наш совместный
урок.
-
Запишите в тетради
дату.
Какой раздел науки о языке вы в настоящее
время изучаете? (морфология). Значит вы без труда сможете назвать именные
части речи и указать их признаки
(Работа со
схемой)
А зачем же пустая?
В
названии
какой части речи содержится корень слова
“ИМЯ”? (местоимение)
Подсказка (если не
ответят)
Себя во всём
ценю я:
Огромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
(Заполняем пустое).. (Внимание на
стрелку)
-
Формулирование темы и цели
урока
Учитель: Значит предмет нашего обсуждения сегодня –
местоимение (Записываем
тему).
Каковы же функции
местоимения? (ответы учащихся)
Ответить на этот вопрос, подтвердив
информацию, представленную на схеме, вам поможет
стихотворение.
Я заменить могу
другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
Сформулируем цель нашей
работы…
-
Работа над материалом
урока.
-
Возможно, вы уже что-то знаете о
местоимении.
- Запишите известную вам информацию на
жетонах (1 мин). Поделитесь своими знаниями с
соседом.
Учитель: Ваши знания о местоимении мы представим в
виде сочной виноградной грозди, каждая виноградинка которой –
частичка информации о местоимении. Пожалуйста, представьте свои
выводы, начиная их словами Я ЗНАЮ (на доске большая виноградная гроздь,
на “виноградины” прикрепляем
жетоны-виноградины)
(Если
информация повторяется, собирает кто-то один и
прикрепляет).
Каждое ваше мнение имеет
значение.
-
Местоимения указывают на предметы,
признаки, количество, но не называют их.
Объявляю поэтическую паузу. Обратимся к
стихотворению Л.Кэрролла из сказки “Алиса в Стране
чудес”
(Чтение
стихотворения мной).
Всё ли вам понятно?
Почему?
Герои сказки по-разному реагировали на это
стихотворение, которое прочитал Белый Кролик как доказательство
вины Валета. А Алиса сказала: “Если кто-нибудь сумеет объяснить мне
эти стихи. Я дам ему шесть пенсов. Я уверена, что в них нем
никакого смысла”.
Почему же нет
смысла? (Указывают на предметы, признаки, но не
называют их).
Информация к
размышлению: не все ученые выделяют местоимение как
самостоятельную часть речи и для этого есть все
основания
-
Определите лексическое значение
слова книга - …………………………, а
слова она?
Вывод: Местоимение лексического значения не
имеет.
Вопрос о местоимении непростой, это работа
не одного урока.
-
Первичная работа по определению разрядов
местоимений.
Учитель: Да, значения местоимения не имеют, а вот
предназначение у каждого из них свое. Убедимся в
этом (работа у доски)
Запись
предложений.
-
Найдите местоимения в
предложениях.
-
Подберите вопросы, на которые эти
местоимения отвечают.
-
Определите синтаксическую роль
местоимений.
Вывод: разные вопросы, разные значения, разные
члены предложения, значит и разные грамматические признаки.
Действительно местоимения бывают не только личными, но
и Слайд
№ 7.
-
Возвратными,
-
Притяжательными
-
Относительными
-
Вопросительными
-
Определительными
-
Указательными
-
Неопределенными
-
Отрицательными
И эта информация требует тщательного
изучения.
-
Устная работа. Правильность употребления
местоимений в речи
Учитель: Местоимения составляют очень малую часть
всего словарного запаса русского языка – всего 0, 8%. Однако в речи
они являются едва ли не самыми употребительными, помогая избегать
неоправданных повторов одних и тех же слов и речевых
ошибок.
Прочитайте
предложения.
Все ли в порядке? Попробуем отредактировать
эти предложения.
-
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на
него не обиделся, а велел содрать с него
шкуру.
-
Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее
вверх.
-
Я вытащил рыбу из корзины и передал ее
отцу.
-
Подведение итогов. Дифференцированное
домашнее задание
Вывод: сегодня мы много говорили о местоимении, на
следующих уроках вы продолжите этот разговор и дополните гроздь
новыми открытиями. А пока мы подведем итог и еще раз вернемся к
жетонам, запишем на них ответ на вопрос: Что я узнал о
местоимении (возможность дополнить
гроздь)
Выставление
оценок.
Рефлексия: каждый из вас сегодня порадовал меня своими
ответами, продемонстрировал свои возможности, и сейчас мне бы
оченьхотелось услышать мнение о сегодняшнем уроке каждого из вас.
Итак, закончите фразу “Сегодня на уроке
Я…”
Домашнее
задание:
-
Сочинить грамматическую сказку о стране, в
которой живут местоимения
-
Составить инструкцию по нахождению
местоимений в предложениях.