Материалдар / "Местоимение как часть речи"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

"Местоимение как часть речи"

Материал туралы қысқаша түсінік
Обучающие цели: знакомство с указательными функциями местоимения. Расширение знаний об употреблении и роли местоимений в устной и письменной речи. Развивающие цели: развитие логического мышления, речи и внимания учащихся. Ход урока I. Организационный момент. Дорогие ребята, здравствуйте. День за окном сегодня теплый и ясный, настроение у нас с вами сегодня прекрасное; давайте улыбнемся друг другу и начнем наш совместный урок. II. Запишите в тетради дату. Какой раздел науки о языке вы в настоящее время изучаете? (морфология). Значит вы без труда сможете назвать именные части речи и указать их признаки (Работа со схемой)
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
05 Қаңтар 2019
414
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

"Местоимение как часть речи"

Обучающие цели: знакомство с указательными функциями местоимения. Расширение знаний об употреблении и роли местоимений в устной и письменной речи.

Развивающие цели: развитие логического мышления, речи и внимания учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Дорогие ребята, здравствуйте. День за окном сегодня теплый и ясный, настроение у нас с вами сегодня прекрасное; давайте улыбнемся друг другу и начнем наш совместный урок.

  1. Запишите в тетради дату.

Какой раздел науки о языке вы в настоящее время изучаете? (морфология). Значит вы без труда сможете назвать именные части речи и указать их признаки

(Работа со схемой)

А зачем же пустая?

В названии какой части речи содержится корень слова “ИМЯ”?  (местоимение)

Подсказка (если не ответят)

Себя во всём ценю я:
Огромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

(Заполняем пустое).. (Внимание на стрелку)

  1. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Значит предмет нашего обсуждения сегодня – местоимение (Записываем тему).

Каковы же функции местоимения? (ответы учащихся)

Ответить на этот вопрос, подтвердив информацию, представленную на схеме, вам поможет стихотворение.

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.

Сформулируем цель нашей работы… 

  1. Работа над материалом урока.

  1. Возможно, вы уже что-то знаете о местоимении.

- Запишите известную вам информацию на жетонах (1 мин). Поделитесь своими знаниями с соседом.

Учитель: Ваши знания о местоимении мы представим в виде сочной виноградной грозди, каждая виноградинка которой – частичка информации о местоимении. Пожалуйста, представьте свои выводы, начиная их словами Я ЗНАЮ (на доске большая виноградная гроздь, на “виноградины” прикрепляем жетоны-виноградины)

(Если информация повторяется, собирает кто-то один и прикрепляет).

Каждое ваше мнение имеет значение.

  1. Местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их.

Объявляю поэтическую паузу. Обратимся к стихотворению Л.Кэрролла из сказки “Алиса в Стране чудес”

(Чтение стихотворения мной).

Всё ли вам понятно? Почему?

Герои сказки по-разному реагировали на это стихотворение, которое прочитал Белый Кролик как доказательство вины Валета. А Алиса сказала: “Если кто-нибудь сумеет объяснить мне эти стихи. Я дам ему шесть пенсов. Я уверена, что в них нем никакого смысла”.

Почему же нет смысла? (Указывают на предметы, признаки, но не называют их).

Информация к размышлению: не все ученые выделяют местоимение как самостоятельную часть речи и для этого есть все основания

  1. Определите лексическое значение слова книга - …………………………, а слова она?

Вывод: Местоимение лексического значения не имеет.

Вопрос о местоимении непростой, это работа не одного урока.

  1. Первичная работа по определению разрядов местоимений.

Учитель: Да, значения местоимения не имеют, а вот предназначение у каждого из них свое. Убедимся в этом (работа у доски)

Запись предложений.

  • Всякая лиса свой хвост хвалит.

  • Её вкус изумляет всех, только не ее саму.

  • Найдите местоимения в предложениях.

  • Подберите вопросы, на которые эти местоимения отвечают.

  • Определите синтаксическую роль местоимений.

Вывод: разные вопросы, разные значения, разные члены предложения, значит и разные грамматические признаки. Действительно местоимения бывают не только личными, но и Слайд № 7.

  • Возвратными,

  • Притяжательными

  • Относительными

  • Вопросительными

  • Определительными

  • Указательными

  • Неопределенными

  • Отрицательными

И эта информация требует тщательного изучения.

  1. Устная работа. Правильность употребления местоимений в речи

Учитель: Местоимения составляют очень малую часть всего словарного запаса русского языка – всего 0, 8%. Однако в речи они являются едва ли не самыми употребительными, помогая избегать неоправданных повторов одних и тех же слов и речевых ошибок.

Прочитайте предложения. 

Все ли в порядке? Попробуем отредактировать эти предложения.

  • Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

  • Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.

  • Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.

  1. Подведение итогов. Дифференцированное домашнее задание

Вывод: сегодня мы много говорили о местоимении, на следующих уроках вы продолжите этот разговор и дополните гроздь новыми открытиями. А пока мы подведем итог и еще раз вернемся к жетонам, запишем на них ответ на вопрос: Что я узнал о местоимении (возможность дополнить гроздь)

Выставление оценок.

Рефлексия: каждый из вас сегодня порадовал меня своими ответами, продемонстрировал свои возможности, и сейчас мне бы оченьхотелось услышать мнение о сегодняшнем уроке каждого из вас. Итак, закончите фразу “Сегодня на уроке Я…”

Домашнее задание: 

  • Сочинить грамматическую сказку о стране, в которой живут местоимения

  • Составить инструкцию по нахождению местоимений в предложениях.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!