МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЕЛОВ В
ЗНАНИЯХ УЧАЩИХСЯ
Заместитель директора по УВР
Шахмухамедова Ш.Б.
Еще
год назад в марте 2020 года школы РК как и по всему
миру приостановили обучение в очном формате и вынуждено перешли на
дистанционное обучение. Ситуация с карантином показала, что в жизни
бывают ситуации, которые не дают возможности детям учиться очно,
посещать школу, осуществлять полноценный учебный процесс, где дети
сидят за партами в классе. Дистанционное обучение вошло в нашу
жизнь по методу «шоковой терапии», но именно в этих условиях в
образовательных организациях Казахстана родился уникальный опыт
организации обучения с применением дистанционных технологий.
Важность качества образования в новой реальности несомненна, и
поэтому поиск образовательных технологий, в значительной степени
способных подготовить человека к переменам, к потребностям
настоящего момента, необходимо вести постоянно. Поскольку одной из
наиболее перспективных форм образования на сегодняшний день
является дистанционное обучение, и его влияние на качество
образования приобретает все большее значение. Безусловно, возможно
снижение качества обучения, использование учащимися плагиата вместо
собственной работы, отсутствие живого общения с педагогами и
сверстниками, эмоциональной поддержки, возможности интерактивной
работы по развитию навыков коммуникации, дискуссии и
др.
Систематическая работа по выявлению и
устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся — одно из
основных условий повышения качества обучения. Учитель должен
использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои
средства контроля, умелое владение которыми предупреждает
отставание, обеспечивает активную работу каждого
учащегося.
Диалоговая площадка для учителей на тему:
«Практические рекомендации для учителей по устранению пробелов в
знаниях учащихся в условиях дистанционного
обучения», которую организовали я, обрела широкую
аудиторию среди учителей. Диалоговая площадка целью которого
является оказание методической помощи учителям по преодолению
пробелов знании, умении и навыков учащихся и определению мер по их
дальнейшему предотвращению в условиях дистанционного
обучения.
Ведь необходимо признать,
что пробелы в знаниях есть. Перед нами вопрос: Что
такое пробелы в знаниях? По-простому можно сказать так: «Это
то, что школьник на данный момент должен знать, но не знает. То,
что должен уметь делать, но не умеет». Как справиться с пробелами в
знаниях школьников после вынужденного дистанционного обучения?
Предлагаю начать работу по выявлению и устранению пробелов
поэтапно: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных
ошибок; вместе с тем поиск новых, более эффективных путей
формирования знаний у учащихся по преодолению пробелов знаний,
умений и навыков учащихся, и только потом предстоит
определить меры по их дальнейшему предотвращению. Из
всего этого конкретизировала задачи для достижения поставленных
целей:
1.Выявить сущность и особенности пробелов в
знаниях учащихся.
-
Изучить причины отставания, методы и формы
ликвидации пробелов.
-
Разработать систему работы по преодолению
пробелов в знаниях после вынужденного дистанционного
обучения.
Обсуждение данных проблем в рабочих группах
показало, что каждый из них может стать достоинством при грамотном
подходе. Например, умелое составление критериев оценивания,
деятельностно-ориентированные домашние задания, четкие установки не
дадут возможность списывать или использовать плагиат, проектные
задания стимулируют проявление творчества и индивидуальности
учащихся.
Новый формат работы – это не только бесконечные
трудности, но и множество новых возможностей. Учителя рассказывали
как добиться у учащихся более активной работы на уроках в
формате онлайн, высокой заинтересованности в материале, уверенности
в себе, повышение уровня знаний и успеваемости в условиях
дистанционного обучения. Практика показала, что к пробелам в
знаниях нужно относиться рационально.
Несомненно, преодолевая и используя их, мы
поднимаемся на ступеньки. Критичные пробелы должны устраняться в
безусловном порядке. На это нужно направлять все необходимые
временные и иные ресурсы. Остальные пробелы — по ситуации. В этом
учебном году нужно будет дорожить каждым днем, каждым уроком,
потому что формат обучения изменен, и даже если
ликвидировать пробелы трудно, если чувствуешь, что отдача будет всё
равно невелика, всё равно сидеть сложа руки не годится.
Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать,
внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми
предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого
учащегося. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя баллы
своевременно.
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся — одна из
главных проблем, которую приходится решать учителю во время
всего учебного процесса.
В
ходе мероприятия было подчеркнуто, что на устранение причин
неуспеваемости учащихся должны быть направлены совместные усилия
учителя, классного руководителя и, обязательно, к этому
процессу должны быть привлечены родители.
По
мнению специалистов, родители помогут своим отношением к
школе, проявляя заинтересованность в том, чтобы ребёнок учился
лучше, то и пробелов основном, как таковых, не будет. О совместной
работе, вместе с родителями по устранению
пробелов в знаниях учащихся в условиях дистанционного
обучения выступали участники открытой диалоговой площадки, были
намечены пути их преодоления. Предложено провести
анкетирование среди родителей учащихся, где им предложат
ответить на вопросы:
-
Испытывает ли ребёнок трудности в учёбе в
условиях дистанционного обучения?
-
По каким
предметам?
-
Что является на ваш взгляд
причиной?
-
Как вы и ваш ребёнок относитесь к
этому?
-
Каков путь преодоления трудностей подходит
конкретно для вашего ребёнка в формате
онлайн?
-
Для чего вашему ребёнку надо учиться как можно
лучше? Или это вовсе, на ваш взгляд,
необязательно?
Родители с удовольствием идут на контакт с
преподавателем и по его просьбе помогают своему ребёнку с
выполнением домашних заданий. И такую работу можно
организовать дистанционно. Таким образом, при правильном
взаимодействии учителя с родителями можно решить проблемы слабой
успеваемости учащихся и достигнуть хороших
результатов.