Методические приемы работы с текстом
Читать – это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чём главное дело.
К.Д. Ушинский
Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать читательские умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению ученики должны научиться тексты:
-
Понимать
-
Анализировать
-
Сравнивать
-
Видоизменять
-
Генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности.
Предтекстовый этап
Упражнения на узнавание слова по формальному признаку:
-
Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.
-
Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.
Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:
-
Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.
-
Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов.
-
Прочитайте и выпишите из текста все слова, обозначающие: предметы, действия и т. д.
-
Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.
Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц:
-
Найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное … …).
-
Найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. (Упражнения ограничить во времени).
Упражнения на различение грамматических явлений:
-
Ответьте на предтекстовые вопросы.
-
Определите верные и неверные утверждения.
-
Выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их.
-
Выпишите предложения с данной грамматической формой.
-
Объясните употребление данной грамматической формы
Текстовый этап
Упражнения на свёртывание текста:
-
Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию.
-
Расположите предложения абзаца по степени важности информации.
-
Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации.
Упражнения на реконструкцию текста:
-
Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.
-
Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой.
-
Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.
Упражнения на перефразирование:
-
Замените слово синонимом по образцу.
-
Замените слова дефиницией (описанием).
-
Преобразуйте действительный залог в страдательный, и наоборот по образцу.
-
Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием.
-
Воспроизведите текст по плану
Упражнения на обобщения материала:
-
Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.
Послетекстовый этап
Упражнения на выявление темы текста:
-
Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте.
-
Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему.
-
Сформулируйте тему самостоятельно.
Упражнения на передачу сюжета:
-
Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета.
-
Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте.
Упражнения на составление характеристики персонажей:
-
Выделите авторские характеристики.тветьте на вопросы к фрагментам текста.
-
Поставьте вопросы к фрагментам текста.
-
Прокомментируйте авторскую характеристику героев.
-
Дайте свою характеристику героям.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Методические приемы работы с текстом
Методические приемы работы с текстом
Методические приемы работы с текстом
Читать – это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чём главное дело.
К.Д. Ушинский
Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать читательские умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению ученики должны научиться тексты:
-
Понимать
-
Анализировать
-
Сравнивать
-
Видоизменять
-
Генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности.
Предтекстовый этап
Упражнения на узнавание слова по формальному признаку:
-
Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.
-
Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.
Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:
-
Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.
-
Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов.
-
Прочитайте и выпишите из текста все слова, обозначающие: предметы, действия и т. д.
-
Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.
Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц:
-
Найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное … …).
-
Найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. (Упражнения ограничить во времени).
Упражнения на различение грамматических явлений:
-
Ответьте на предтекстовые вопросы.
-
Определите верные и неверные утверждения.
-
Выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их.
-
Выпишите предложения с данной грамматической формой.
-
Объясните употребление данной грамматической формы
Текстовый этап
Упражнения на свёртывание текста:
-
Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию.
-
Расположите предложения абзаца по степени важности информации.
-
Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации.
Упражнения на реконструкцию текста:
-
Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.
-
Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой.
-
Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.
Упражнения на перефразирование:
-
Замените слово синонимом по образцу.
-
Замените слова дефиницией (описанием).
-
Преобразуйте действительный залог в страдательный, и наоборот по образцу.
-
Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием.
-
Воспроизведите текст по плану
Упражнения на обобщения материала:
-
Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.
Послетекстовый этап
Упражнения на выявление темы текста:
-
Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте.
-
Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему.
-
Сформулируйте тему самостоятельно.
Упражнения на передачу сюжета:
-
Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета.
-
Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте.
Упражнения на составление характеристики персонажей:
-
Выделите авторские характеристики.тветьте на вопросы к фрагментам текста.
-
Поставьте вопросы к фрагментам текста.
-
Прокомментируйте авторскую характеристику героев.
-
Дайте свою характеристику героям.
шағым қалдыра аласыз













