«Методические рекомендации по организации и проведению
казахских народных игр»
Казахстан относится к стране древнейшей культуры. Подавляющая часть населения дореволюционного Казахстана занималась сельским хозяйством. В этот период у казахского народа преобладало кочевое и полукочевое животноводчество.
Социально-экономические условия жизни и быта оказывали существенное влияние на формирование культуры казахского народа, его традиции и обычаи. Исторические данные говорят о том, что различные предметы, специально приготовленные для различных игр (мячи из шерсти, фехтовальная палка, игрушечный лук и др.) появились ёще в период матриархата.
По укоренившейся традиции народа физическим воспитанием, как правило, занимались мужчины. Юноши в своих действиях подрожали взрослым мужчинам, воспроизводя их хозяйственную деятельность, что требовало определённую физическую подготовленность. Видимо, поэтому казахские национальные игры были, как правило, очень подвижными, необходимо было демонстрировать быстроту, ловкость и физическую силу.
Используемые национальные игры рассматривались, как источник родственных эмоций, обладающей большой воспитательной силой, в тоже время, они являлись одним из основных средств народной педагогики. Казахские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляющие большую ценность в формировании гармонического развития, одновременно являлась конкретным и объективным отражением жизни своего народа, где молодое поколение, давние традиции физического воспитания, методы, прошедшие проверки самой жизнью должны широко использоваться в развитии необходимых физических и нравственных качеств, побуждать интерес к народно-национальным играм, а через них и к быту, истории и культуре казахского народа.
Таким образом, целесообразность широкого использования народных игр в практике не вызывает сомнения. Для рационального применения игр необходимо руководствоваться конкретными педагогическими условиями отбора (учитывая психо-физиологические нагрузки, проявление физических качеств).
Содержание игрового комплекса направлено преимущественно на развитие двигательной координации и основных физических качеств. Дозировка двигательной деятельности в играх чрезвычайно сложна, поэтому рекомендуется руководствоваться следующими положениями о продолжительности проведения игр.
I. Продолжительность игр должна быть в прямой зависимости от физической подготовленности участников. Чем ниже физическая подготовленность участников, тем меньше (короче) каждая игра. Однако, чем выше физическая подготовленность участников, тем больше должна быть продолжительность каждой игры.
II. Продолжительность игры зависит от хода. Различают развитие игры, её кульминацию и спад. Не следует ни преждевременно прекращать игру, не затягивать её.
III. Время проведения игры также зависит от темпа выполняемых в ней движений. Чем выше темп в начале игры, тем меньше её продолжительность. С физиологической точки зрения быстрый темп даёт большой тренировочный эффект.
IV. При определении продолжительности игры нужно также учитывать утомление, которое могло наступить до игры. Поэтому очень важно, используя физиологический закон переключения от одного вида движений на другой, подбирать игровые средства, которые бы способствовали снятию утомления.
Подвижные игры начинаются по условному сигналу (команда, свисток, хлопок и т. д.). Сигнал подается только после того, как руководитель убедился, что все поняли содержание игры и заняли соответствующее место.
В процессе игр надо выявлять, поддерживать и направлять творчество и инициативу играющих. В тоже время игра должна проводиться согласно установленным правилам. Надо стремиться к тому, чтобы между играющими были здоровые товарищеские взаимоотношения, не допускать произвола со стороны отдельных игроков, зазнайства у победителей и падения интереса у побеждённых.
Каждая игра требует объективного беспристрастного судейства.
Задача воспитателя:
1. Внимательно следить за выполнением правил игры и привлекать к ответственности нарушителей согласно условию игры.
2. Не допускать грубую игру, не товарищеские поступки, чрезмерный азарт. Судья должен быть объективен, следить за тем, чтобы равные условия для всех играющих и для команд.
Ответственной задачей для организатора игр является определение правильной дозировки в игре.
В играх обычно физические упражнения сопровождаются у занимающихся сильными эмоциональными переживаниями. Поэтому необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся, их подготовленность и состояние здоровья, место проведения и используемый инвентарь. Если игры проводятся на открытом воздухе, то продолжительность зависит от температуры воздуха и погоды.
При дозировке надо учитывать и число игроков. Чем меньше играющих, тем, как правило, большую нагрузку они получают в игре. Необходимо следить за сменой водящих, чтобы не перегрузить их.
Окончание игр должно быть организованным. Многие игры заканчиваются согласно правилам или в связи с окончанием установленного времени, или по определённому количеству очков. Если игра не имеет определённого конца, то воспитатель должен уловить момент, когда наиболее целесообразно прекратить игру. Наиболее правильно заканчивать игру тогда, когда игроки получили от неё удовлетворение, но не переутомились. Если воспитатель считает необходимым закончить игру, он должен предупредить об этом заранее.
Подведение итогов имеет большое воспитательное значение. После окончания игры воспитатель подводит итог, оценивая игру в целом и отмечая, как проявили себя отдельные играющие. Разбор игр содействует лучшему усвоению правил и увеличивает у участников интерес к игре. При разборе уточняются отдельные детали игры, улаживаются возникающие конфликты. С другой стороны, разбор игры помогает воспитателю уяснить себе, несколько игра освоена занимающимся, что им понравилось в игре, над какими моментами игры требуется дальнейшая работа.
В процессе игр внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья, поэтому игры даются с постепенным усложнением движения. Так, в игре «Поймай кокпара» дети бегают по кругу; в играх «Пеший кокпар», «Найди своё место» дети упражняются в быстром беге и ловле. Основное место занимают игры спортивного характера с мячами, верёвками, ремешками, камешками. Это игры с элементами соревнования в быстроте, ловкости «Кто сильнее», «Находчивый», «Ремешок», «Охотники», «Пять камешков», «Кто перетянет» и др. Упражнению в координации движении рук способствует игры «Быстрый платок», «Рука и петля», «Летит-летит» и др. Игры на развитие метания-«Ямка», «Лунка и мяч».Чтобы игры жили в каждой группе, возникали и проводились по инициативе самих детей, необходимо хорошо подумать их организацию, использовать разнообразные средства, вызывающие у детей желание играть. Народные игры должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо. Только в этом случае они будут эффективным средством воспитания детей.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Методические рекомендации по организации и проведению казахских народных игр
Методические рекомендации по организации и проведению казахских народных игр
«Методические рекомендации по организации и проведению
казахских народных игр»
Казахстан относится к стране древнейшей культуры. Подавляющая часть населения дореволюционного Казахстана занималась сельским хозяйством. В этот период у казахского народа преобладало кочевое и полукочевое животноводчество.
Социально-экономические условия жизни и быта оказывали существенное влияние на формирование культуры казахского народа, его традиции и обычаи. Исторические данные говорят о том, что различные предметы, специально приготовленные для различных игр (мячи из шерсти, фехтовальная палка, игрушечный лук и др.) появились ёще в период матриархата.
По укоренившейся традиции народа физическим воспитанием, как правило, занимались мужчины. Юноши в своих действиях подрожали взрослым мужчинам, воспроизводя их хозяйственную деятельность, что требовало определённую физическую подготовленность. Видимо, поэтому казахские национальные игры были, как правило, очень подвижными, необходимо было демонстрировать быстроту, ловкость и физическую силу.
Используемые национальные игры рассматривались, как источник родственных эмоций, обладающей большой воспитательной силой, в тоже время, они являлись одним из основных средств народной педагогики. Казахские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляющие большую ценность в формировании гармонического развития, одновременно являлась конкретным и объективным отражением жизни своего народа, где молодое поколение, давние традиции физического воспитания, методы, прошедшие проверки самой жизнью должны широко использоваться в развитии необходимых физических и нравственных качеств, побуждать интерес к народно-национальным играм, а через них и к быту, истории и культуре казахского народа.
Таким образом, целесообразность широкого использования народных игр в практике не вызывает сомнения. Для рационального применения игр необходимо руководствоваться конкретными педагогическими условиями отбора (учитывая психо-физиологические нагрузки, проявление физических качеств).
Содержание игрового комплекса направлено преимущественно на развитие двигательной координации и основных физических качеств. Дозировка двигательной деятельности в играх чрезвычайно сложна, поэтому рекомендуется руководствоваться следующими положениями о продолжительности проведения игр.
I. Продолжительность игр должна быть в прямой зависимости от физической подготовленности участников. Чем ниже физическая подготовленность участников, тем меньше (короче) каждая игра. Однако, чем выше физическая подготовленность участников, тем больше должна быть продолжительность каждой игры.
II. Продолжительность игры зависит от хода. Различают развитие игры, её кульминацию и спад. Не следует ни преждевременно прекращать игру, не затягивать её.
III. Время проведения игры также зависит от темпа выполняемых в ней движений. Чем выше темп в начале игры, тем меньше её продолжительность. С физиологической точки зрения быстрый темп даёт большой тренировочный эффект.
IV. При определении продолжительности игры нужно также учитывать утомление, которое могло наступить до игры. Поэтому очень важно, используя физиологический закон переключения от одного вида движений на другой, подбирать игровые средства, которые бы способствовали снятию утомления.
Подвижные игры начинаются по условному сигналу (команда, свисток, хлопок и т. д.). Сигнал подается только после того, как руководитель убедился, что все поняли содержание игры и заняли соответствующее место.
В процессе игр надо выявлять, поддерживать и направлять творчество и инициативу играющих. В тоже время игра должна проводиться согласно установленным правилам. Надо стремиться к тому, чтобы между играющими были здоровые товарищеские взаимоотношения, не допускать произвола со стороны отдельных игроков, зазнайства у победителей и падения интереса у побеждённых.
Каждая игра требует объективного беспристрастного судейства.
Задача воспитателя:
1. Внимательно следить за выполнением правил игры и привлекать к ответственности нарушителей согласно условию игры.
2. Не допускать грубую игру, не товарищеские поступки, чрезмерный азарт. Судья должен быть объективен, следить за тем, чтобы равные условия для всех играющих и для команд.
Ответственной задачей для организатора игр является определение правильной дозировки в игре.
В играх обычно физические упражнения сопровождаются у занимающихся сильными эмоциональными переживаниями. Поэтому необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся, их подготовленность и состояние здоровья, место проведения и используемый инвентарь. Если игры проводятся на открытом воздухе, то продолжительность зависит от температуры воздуха и погоды.
При дозировке надо учитывать и число игроков. Чем меньше играющих, тем, как правило, большую нагрузку они получают в игре. Необходимо следить за сменой водящих, чтобы не перегрузить их.
Окончание игр должно быть организованным. Многие игры заканчиваются согласно правилам или в связи с окончанием установленного времени, или по определённому количеству очков. Если игра не имеет определённого конца, то воспитатель должен уловить момент, когда наиболее целесообразно прекратить игру. Наиболее правильно заканчивать игру тогда, когда игроки получили от неё удовлетворение, но не переутомились. Если воспитатель считает необходимым закончить игру, он должен предупредить об этом заранее.
Подведение итогов имеет большое воспитательное значение. После окончания игры воспитатель подводит итог, оценивая игру в целом и отмечая, как проявили себя отдельные играющие. Разбор игр содействует лучшему усвоению правил и увеличивает у участников интерес к игре. При разборе уточняются отдельные детали игры, улаживаются возникающие конфликты. С другой стороны, разбор игры помогает воспитателю уяснить себе, несколько игра освоена занимающимся, что им понравилось в игре, над какими моментами игры требуется дальнейшая работа.
В процессе игр внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья, поэтому игры даются с постепенным усложнением движения. Так, в игре «Поймай кокпара» дети бегают по кругу; в играх «Пеший кокпар», «Найди своё место» дети упражняются в быстром беге и ловле. Основное место занимают игры спортивного характера с мячами, верёвками, ремешками, камешками. Это игры с элементами соревнования в быстроте, ловкости «Кто сильнее», «Находчивый», «Ремешок», «Охотники», «Пять камешков», «Кто перетянет» и др. Упражнению в координации движении рук способствует игры «Быстрый платок», «Рука и петля», «Летит-летит» и др. Игры на развитие метания-«Ямка», «Лунка и мяч».Чтобы игры жили в каждой группе, возникали и проводились по инициативе самих детей, необходимо хорошо подумать их организацию, использовать разнообразные средства, вызывающие у детей желание играть. Народные игры должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо. Только в этом случае они будут эффективным средством воспитания детей.
шағым қалдыра аласыз













