Саначёва Елена Петровна
Методика преподавания волейбола
Авторская программа
ӘОЖ 373
КБК 74.268
В 12
Құрастырушы автор: Саначёва Елена Петровна
Пікір жазған:
Абай ат.ҚазҰПУ-нің Біліктілікті арттыру және қашықтықтан білім беру орталығының доценті, педагогика ғылымдарының кандидаты,
Бельгия Жоғары Мектебінің Гонорар профессоры,
Халықаралық Ақпараттандыру Академиясының академигі -А.Ш.Орақова
Халықаралық ғылым мен білімді қолдау орталығының оқу-әдістемелік кеңес мәжілісінде талқыланып, 2023 ж. «12» маусым №067 хаттамасымен мақұлданған және баспаға ұсынылған.
«Методика преподавания волейбола» : /авт.бағдарл., /әд.нұсқ. /
Кітап жалпы білім саласы қызметкерлеріне арналған.
ISBN 978-601-02-1726-4
Пояснительное письмо
Волейбол - спортивная командная игра, гле кажлый игрок действуст с учетом лействий своего партнера. Каждая команда состоит из 6 игроков которые действуют своих зонах. Игроков, нахолящихся сетки (зоны 2.3,4) называют игроками передней линии, остальных игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные черелования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока.
Волейбол — динамичная, технически сложная игра с мячом, в когорой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Цель игры - направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся плошалки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника.
Волейбол — эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Все движения в волейболе носят естественный характер, базируются на беге, прыжках, метаниях, что способствует развитию силы, ловкости, выносливости, гибкости. Игровая деятельность способствует совершенствованию всех функций организма. В процессе игры занимаюшиеся проявляют положительные эмоции. Благодаря своей эмоциональности волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Условия игровой деятельности приучают занимающихся:
-
подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
-
действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
-
постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения. В учебном процессе золейбол используется каку важное средство общей физической подготовки учащихся.
Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
-
доступностью игры для любого возраста;
-
возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;
-
простотой правил игры, высоким зрелишным эффектом игрового состязания
Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:
чувства коллективизма;
-
настойчивости, решительности, целеустремлённости;
-
внимания и быстроты мышления;
-
способности управлять своими эмоциями;
-
совершенствованию основных физических качеств
Цели:
Для всестороннего развития личности школьникам необходимо:
-
овлалеть основами физической культуры;
-
приобретение крепкого здоровья;
-
развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции);
-
развить чувство ритма и такта, привить любовь к спорту.
Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:
-
выработка устойчивости организма к неблагоприятным Условиям среды;
-
способствовать укреплению здоровья;
-
содействие гармоничному физическому развитию;
-
развитие двигательных способностей;
-
всестороннее воспитание двигательных качеств;
-
создание надежнойн базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений к различных областях труда и спорта и т.д.;
-
укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы,
-
обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам, е
-
развить необходимые физические качества (силу, выносливость гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
-
обучить правильному выполнению упражнений
-
выполнение сознательных двигательных действий;
-
любовь к спорту;
-
чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;
-
воспитанию нравственных и волевых качеств;
-
привлечение учащихся к спорту;
-
устранение вредных привычек.
Занимаясь волейболом в школе, учащиеся получают сведения по истории развития волейбола, знакомятся с правилами игры, основами методики обучения и тренировки, методами и средствами физической технической, тактической. психологической и другими видами подготовки. Они получают также знания по гигиене, рсжиму пигания, профилактике травматизма. На занятиях по волейболу учащиеся укрепляютт свое здоровье, развивают специальные физические качества, овладевают элементами техники и тактики игры, повышают спортивное мастерство.
Нормативный раздел
Календарно-тематическое планирование 1 час в неделю
|
№ |
Раздел/Темы |
Цель урока |
Количество часов |
||
|
1 |
Методика обучения технике игры волейбола |
обучать технике приемов игры в волейбол
|
|||
|
Всего |
Лекция/ Теория |
Практика |
|||
|
2-3 |
Стойки и перемещения волейболиста |
научить учащихся основным стойкам волейболиста, способам перемещения, познакомить с техникой передачи мяча двумя руками сверху |
1 |
1 |
|
|
4-5 |
Передача мяча двумя руками сверху на месте и с перемещением |
Обучение передач мяча двумя руками сверху |
2 |
1 |
1 |
|
6-7 |
Подачи мяча: нижняя прямая, верхняя прямая, верхняя боковая |
Обучение верхней подаче мяча в волейболе |
2 |
1 |
1 |
|
8-9 |
Прием мяча снизу одной и двумя руками |
создать условия для формирования у обучающихся представление о технике приеме мяча снизу двумя руками |
2 |
1 |
1 |
|
10-11 |
Обучение приему мяча снизу и сверху с падением |
включить обучающихся в процесс понимания необходимости понятия «совершенствование приема мяча снизу» в спортивной игре Волейбол |
2 |
1 |
1 |
|
12-13 |
Нападающий удар |
Совершенствование техники нападающего удара в волейболе |
2 |
1 |
1 |
|
14-15 |
Прием нападающих ударов. Блокирование. Прием мяча от блока. |
Закрепить технику выполнения нападающего удара. Блокирование нападающего удара |
2 |
1 |
1 |
|
16-17 |
Индивидуальные тактические действия в нападении |
Создать представление о тактике нападающего удара и умения выполнять индивидуальные тактически |
2 |
1 |
1 |
|
18-19 |
Групповые тактические действия в нападении |
Создать представление о тактике нападающего удара и умения выполнять групповые тактически |
2 |
1 |
1 |
|
20-21 |
Командные тактические действия в нападении |
Создать представление о тактике нападающего удара и умения выполнять командные тактически |
2 |
1 |
1 |
|
22-23 |
Индивидуальные тактические действия в защите |
Совершенствовать индивидуальные тактические действия в нападении и защите |
2 |
1 |
1 |
|
24-25 |
Групповые тактические действия в защите |
Совершенствовать групповые тактические действия в нападении и защите |
2 |
1 |
1 |
|
26-27 |
Командные тактические действия в защите |
Совершенствовать командные тактические действия в нападении и защите |
2 |
1 |
1 |
|
28-29 |
Комбинированные упражнения для совершенствования техники волейбола |
Контролировать физическую нагрузку и развивать основные физические качества посредством волейбола |
2 |
1 |
1 |
|
30-31 |
Развитие скоростных качеств, быстроты ответных действий |
Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости) |
2 |
1 |
1 |
|
32-33 |
Наиболее распространенные ошибки при выполнении технических элементов |
Развивать у обучающихся координационные способности, быстроту, силу, ловкость |
2 |
1 |
1 |
|
34-35 |
Судейство и санкции |
Формирование у учащихся знаний по содержанию судейского корпуса и официальных жестов судей |
2 |
1 |
1 |
|
36 |
Организация и проведение соревнований |
Способствовать закреплению технических приёмов в волейболе |
2 |
1 |
1 |
Методический раздел.
Урок № 1
|
Раздел |
|
|
|
ФИО педагога |
|
|
|
Дата |
|
|
|
Класс |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|
Тема урока |
Методика обучения технике игры волейбола |
|
|
Цели урока |
обучать технике приемов игры в волейбол |
|
Ход урока
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оценивание |
Ресурсы |
|
Начало урока
|
Приветствие учащихся. Проверка посещаемости; Создание приятной атмосферы в классе, эмоциональный настрой на урок. Формировать: регулятивные, коммуникативные, личностные УУД
|
Готовятся с положитель ным эмоциональным ностроям к началу урока и занятием, Создают положитель ную атмосферу в классе |
|
Музыка, стикеры, плакаты, картинки |
|
Середина урока
|
Для современного волейбола характерен универсализм в техническом оснащении игроков. Это в первую очередь проявляется в умении хорошо владеть всеми техническими приемами и на высоком уровне выполнять те, которые характерны для конкретного амплуа. Разучивание технических приемов осуществляется с помощью целостного и расчлененного методов (метода разучивания по частям). Целостный метод является ведущим при разучивании большинства игровых приемов. Расчлененный метод Используется при обучении нападающим ударам. К применению расчлененного метода необходимо прибегать и в тех случаях, когда при изучении приема в целостном виде допускаются грубые ошибки. В этом случае рекомендуется вычленить искажаемый элемент движения и упражняться над его правильным исполнением. Последовательность обучения техническим приемам. Начинают обучение с передач мяча сверху и снизу двумя руками, затем осваивают выполнение подач. В дальнейшем, на основе изученных приемов, приступают к обучению нападающим ударам и блокированию. Освоенные приемы нужно совершенствовать в игровых условиях и в игре. Процесс обучения техническим приемам складывается из следующих этапов: 1. Ознакомление занимающихся с приемом: а) терминологически правильно назвать прием. б) показать прием, комментируя его роль в игре; в) объяснить технику выполнения приема, демонстрируя положения звеньев тела до выполнения, в момент выполнения и после выполнения приема, создавая понятие о наиболее рациональном способе его выполнения; г) делается попытка практического выполнения приема: принятие исходного положения (стойка); - перемещения в стойке; - имитация технического приема; - выполнение в целом или по частям. 2. Разучивание приема в упрощенных условиях а) самостоятельное выполнение приема с мячом: б) на месте, у стены, в движении (с 1-го, 2-х, 3-х шагов и т.д.); в) на тренажерах, специальном оборудовании; г) упражнения в парах, тройках, четверках в простых условиях. 3. Разучивание приема в усложненной (игровой) обстановке: упражнения увеличением количества мячей, партнеров (в парах, тройках, четверках); б) выполнение упражнений пассивным, малоподвижным и активным сопротивлением; в) разучивание комбинаций в нападении защите, соблюдая строгую последовательность действий игроков; г) совершенствование комбинаций в нападении и защите с концовкой на определенного игрока; д) применение технического приема (приемов) в условиях, приближенных к игре, учебных играх 1x1,2х2, 3х3, 4х4, 4х5, 6х6 и т.п. 4. Совершенствование приема в игре: а) выполнение технического приема (приёмов) в модельных игровых ситуациях с определенным заданием; б) выполнение технического приема (приемов) в учебных играх 3х3, 4х4, 5×5,6хби тренировочных играх. Чтобы добиться правильного представления о структуре изучаемого приема, необходимо сосредоточить внимание на основном движении, опуская все тонкости и детали. Приступая к разучиванию новых игровых приемов, не следует сразу говорить занимающимся о возможных и наиболее часто встречающихся ошибках. Обычно они чаще всего повторяют именно их, поэтому качество показа должно быть очень хорошим. Обучение техническим приемам усложненной обстановке предполагает воспитание у начинающих волейболистов умений выполнять приемы в меняющихся условиях, приближенных к игровой обстановке, что обеспечивает формирование гибких двигательных навыков совершенствование техники. Усложнение выполнения технических приемов рекомендуется строить в такой последовательности: на месте; * в движении; * в подвижных играх; * в парах, тройках, четверках, * в парах, тройках, четверках с дополнительными заданиями; * в игровых упражнениях; * в игровых упражнениях при пассивном сопротивлении соперника, затем * при активном сопротивлении соперника; в учебных играх. Вопросы для самоконтроля. 1. Дайте определения следующим понятиям: техника игры, технический прием. 2. Дайте определения следующим понятиям: техническая подготовка, структура технического приема. 3. Перечислите основные технические приемы игры. 4. Какие существуют разделы квалификации техники игры. |
|
|
Интерактивная доска |
|
Конец урока |
Рефлексия. Учитель просит закончить высказывания
|
Оценивая свою работу по определенным критериям пишут рефлексию |
|
Стикеры, плакаты с рисунком для рефлексии |
Урок № 2-3
|
Раздел |
|
|
|
ФИО педагога |
|
|
|
Дата |
|
|
|
Класс |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|
Тема урока |
Стойки и перемещения волейболиста |
|
|
Цели урока |
научить учащихся основным стойкам волейболиста, способам перемещения, познакомить с техникой передачи мяча двумя руками сверху |
|
Ход урока
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оценивание |
Ресурсы |
|
Начало урока
|
Приветствие учащихся. Проверка посещаемости; Создание приятной атмосферы в классе, эмоциональный настрой на урок. Формировать: регулятивные,
коммуникативные, личностные УУД
|
Готовятся к положитель Ным эмоци ональным ностроям к началу урока и занятием, Создают положите льную атмосфер а в классе |
|
Музыка, стикеры, плакаты, картинки |
|
Середина урока
|
С изучения стоек и перемещений начинается освоение игры в волейбол, им постоянно надо уделять внимание в подготовительной части тренировочных занятий и в процессе совершенствования навыков технических приемов тактических действий. Надо постоянно сочетать развитие физических качеств, особенно быстроты, с изучением способов перемещений, а изученные перемещения - с техническими приемами. Существует два вида основных стоек: 1. Высокая стойка для игроков передней линии (перед блокированием) и игроков, принимающих подачу. 2. Стойка игроков для приема нападающих ударов и страховки (игроки задней линии). Высокая стойка игрока должна быть такой: - стопы параллельны (или одна впереди другой) на расстоянии 20-30 см друг от друга; - ноги слегка согнуты в коленях; - руки согнуты в локтях ладонями вперед. Стойка игроков задней линии должна быть такой: - ноги значительно согнуты; - ступни параллельны или одна впереди другой; - туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтях, кисти на уровне пояса. Передвижения выполняем в виде ходьбы, бега, скачков, выпадов. Но прежде чем выполнить тот или иной прием игры, учащийся должен принять определенную стойку или положение, обеспечивающее возможность своевременного выполнения необходимого движения Перемещения по площадке осуществляют ходьбой, бегом, скачком.
1. Ходьба. Игрок перемещается пригибным шагом. В отличие от обычного шага здесь ногу выносят вперед слегка согнутой в колене. Это позволяет избежать вертикальных колебаний ОЦТ (общий центр тяжести) тела и быстро принимать исходные положения для выполнения технических приемов. Кроме обычного шага можно применять приставной скрестный шаги. 2. Бег характеризуется стартовыми ускорениями, незначительными расстояниями перемещения, резкими изменениями направления и остановками. Осуществляют его тем же пригибным шагом, позволяющим сохранить высокую скорость движения на малом расстоянии передвижения. Последний беговой шаг по длине должен быть наибольшим и заканчивается стопорящим движением вынесенной вперед ноги, аналогичным напрыгивающему шагу при нападающем ударе. Подводящие упражнения для изучения стоек и перемещений волейболиста 1. Выполнение перемещений медленно, по частям, с применением зрительных ориентиров и звуковых сигналов. 2. Броски и ловля набивного мяча: во время перемещения; после остановки различными способами; после остановки и поворота; с последующим падением. Скорость перемещения постепенно увеличивают до максимальной. Броски выполняют, стоя лицом и спиной по направлению. Расстояние вначале - 1-2 м, затем - 3-6 м. 3. Упражнения в парах: один игрок бросает мяч вверх-вперед, другой бежит, останавливается шагом (скачком), ловит мяч на уровне головы в положении приема мяча сверху двумя руками; разгибая ноги, плавным движением кистей бросает мяч партнеру и возвращается на место. 4. Упражнения в тройке: один игрок бросает мяч другому, тот после перемещения делает двойной шаг вперед, ловит мяч над головой и бросает его третьему, стоя к нему спиной. 5. Упражнения с падениями и перекатами после перемещений делают вначале на мягкой опоре, со страховкой, на небольшой скорости. 6. Очень осторожно надо подходить к обучению перемещениям спиной вперед, особенно с последующими падениями. В эти упражнения рекомендуется вводить имитацию приемов с падением, затем ловлю и броски набивного мяча. Упражнения по технике упражнениях по технике совершенствуют навыки основных способов перемещения: отдельно каждого способа, сочетаний способов между собой, в сочетании с выполнением приемов с мячом. 1. Перемещение в колонне вдоль определенных границ площадки приставными шагами по 4 шага: лицом, правым боком, спиной, левым боком вперед. Чем ниже «посадка» и больше скорость, тем интенсивнее нагрузка. 2. Перемещение заданным способом, на определенном участке - ускорение, остановка и имитация технических приемов. 3. Передача сверху (снизу) двумя руками над собой и перемещение различными способами, остановки. 4. Передачи сверху (снизу) во время перемещения с изменением направления после остановки: передача вперед-вверх, перемещение лицом вперед (бег, приставные шаги), передача над собой, передача назад за голову и перемещение спиной вперед, снова передача над собой и т.д. Более сложное задание - передачи только вперед и назад. То же, но перемещение вправо, влево. 5. Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных заданий. Соревнование на скорость перемещения и точность попадания мячом (например, при передачах, приеме и т.п.). упражнениях по технике совершенствуют навыки основных способов перемещения: отдельно каждого способа, сочетаний способов между собой, в сочетании с выполнением приемов с мячом. 1. Перемещение в колонне вдоль определенных границ площадки приставными шагами по 4 шага: лицом, правым боком, спиной, левым боком вперед. Чем ниже «посадка» и больше скорость, тем интенсивнее нагрузка. 2. Перемещение заданным способом, на определенном участке ускорение, остановка имитация технических приемов. 3. Передача сверху (снизу) двумя руками над собой и перемещение различными способами, остановки. 4. Передачи сверху (снизу) во время перемещения с изменением направления после остановки: передача вперед-вверх, перемещение лицом вперед (бег, приставные шаги), передача над собой, передача назад за голову и перемещение спиной вперед, снова передача над собой и т.д. Более сложное задание - передачи только вперед и назад. То же, но перемещение вправо, влево. 5. Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных заданий. Соревнование на скорость перемещения и точность попадания мячом (например, при передачах, приеме и т.п.) Вопросы для самоконтроля. 1. Опишите технику выполнения стоек и перемещений волейболиста. 2. Приведите примеры подводящих упражнений для изучения стоек и перемещений волейболиста. 3. Какие можно использовать упражнения ДЛЯ закрепления основных способов перемещений волейболиста? |
|
Метод «Светофор»
С помошью пять пальцев
С помощью звездочек |
Интерактивная доска |
|
Конец урока |
Рефлексия Учитель просит закончить высказывания
|
Оценивая свою работу по определенным критериям пишут рефлексию |
|
стикеры, плакаты с рисунком для рефлексии |
Урок № 4-5
|
Раздел |
|
|
|
ФИО педагога |
|
|
|
Дата |
|
|
|
Класс |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|
Тема урока |
Передача мяча двумя руками сверху на месте и с перемещением |
|
|
Цели урока |
Обучение передач мяча двумя руками сверху |
|
Ход урока
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оценивание |
Ресурсы |
|
Начало урока
|
Приветствие. Комплектование учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Привлечение внимания учащихся. Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький. Конфуций
|
Готовятся с положительным эмоциональным ностроям к началу урока и занятием, Создают положительную атмосфера в классе |
|
Музыка, стикеры, плакаты, картинки |
|
Середина урока
|
Данный прием является основным при
организации нападающих действий. С него начинается овладение
действиями с мячом. На протяжении всего периода обучения этот прием
находится в центре внимания, а для связующих игроков
совершенствование навыков верхней передачи составляет основу всех
тренировочных занятий. Передача (при тактической реализации как вторая передача) - технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. Существует два способа выполнения передачи (двумя руками сверху и одной рукой сверху) и несколько разновидностей. Передача двумя руками сверху. Перед выполнением передачи игрок принимает стойку готовности: одна нога впереди другой, опора на впереди - стоящую ногу. Если от партнера ожидается передача с левой стороны, впереди ставят правую ногу, и наоборот. Перемещаются к предполагаемому месту встречи с мячом шагом или бегом. Упражнения по технике Упражнения по технике ставят занимающихся в различные, постепенно усложняющиеся условия. 1. Передачи над собой на месте, с изменением высоты и исходного положения (от высокой стойки до положения сидя и лежа), во время перемещений и после перемещения и остановки. 2. Упражнения у тренировочной стенки (гладкой): изменять высоту передачи, увеличивать и уменьшать расстояние от стены, чередовать передачи в мишень с передачами над собой, выполнять передачу в стену после того, как мяч отскочит от пола. 3. Сочетание передач: в стену; над собой и поворот кругом; в стену, стоя спиной к ней; снова поворот кругом и передана в стену и т. д. 4. Передачи в парах на месте; стоя лицом и спиной к партнеру, расстояние варьируют - от 0,5 м до максимального, на которое способны (варьируют и высоту передачи). 5. То же, но один игрок на месте, другой перемещается, точно возвращая мяч передачей партнеру. 6. Упражнения во встречных колоннах так, чтобы передачи происходили в пределах границ волейбольной площадки и направление передачи соответствовало направлению первых и вторых передач: зоны 6-3, 6-2, 6-4; 5-3, 5-2, 5-4; 1-3, 1-4, 1- 2; 3-4, 3-2; 2-4. То же, но передачи выполняют через сетку: в пределах зон нападения, из зоны нападения на заднюю линию, с задней линии на переднюю, с задней линии на заднюю. 7. В тройках расположение треугольнике: зоны 6-3-4, 6-2- 3, 6-2-4; 5-3-4, 5-2-3 (4); 1-3-2, 1-4-3 (2); 5-3-2 (передача из зоны 3, стоя спиной); 1-3-4 (то же) и т.п. Направление передач здесь соответствует последовательности указания зон, в последней зоне занимающийся выполняет передачу над собой и посылает мяч в зону, названную первой, и т.д. С задней линии мяч посылают и сверху, и снизу двумя руками. 8. Передачи в опорном положении и в прыжке на точность: в обручи (кольца) на сетке, на стойке; мишени на тренировочной стенке, на площадке. 9. Игры, способствующие совершенствованию навыков передачи: «Эстафеты у стены», «Мяч в воздухе», побеждает команда, допустившая меньше падений мяча. Вопросы для самоконтроля 1. Цель применения передачи мяча сверху двумя руками в игре волейбол. 2. Опишите технику выполнения передачи мяча сверху двумя руками. 3. Виды передач. 4. Особенности выполнения передачи мяча сверху двумя руками сверху. 5. От чего зависит скорость и направление полета мяча в передачах. |
|
Метод «Светофор»
С помошью пять пальцев
С помощью звездочек С помощью смайликов
Дерево оценивании
|
|
|
Конец урока |
Рефлексия
|
Оценивая свою работу по определенным критериям пишут рефлексию |
|
стикеры, плакаты с рисунком для рефлексии |
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Методика преподавания волейбола авторская программа
Методика преподавания волейбола авторская программа
Саначёва Елена Петровна
Методика преподавания волейбола
Авторская программа
ӘОЖ 373
КБК 74.268
В 12
Құрастырушы автор: Саначёва Елена Петровна
Пікір жазған:
Абай ат.ҚазҰПУ-нің Біліктілікті арттыру және қашықтықтан білім беру орталығының доценті, педагогика ғылымдарының кандидаты,
Бельгия Жоғары Мектебінің Гонорар профессоры,
Халықаралық Ақпараттандыру Академиясының академигі -А.Ш.Орақова
Халықаралық ғылым мен білімді қолдау орталығының оқу-әдістемелік кеңес мәжілісінде талқыланып, 2023 ж. «12» маусым №067 хаттамасымен мақұлданған және баспаға ұсынылған.
«Методика преподавания волейбола» : /авт.бағдарл., /әд.нұсқ. /
Кітап жалпы білім саласы қызметкерлеріне арналған.
ISBN 978-601-02-1726-4
Пояснительное письмо
Волейбол - спортивная командная игра, гле кажлый игрок действуст с учетом лействий своего партнера. Каждая команда состоит из 6 игроков которые действуют своих зонах. Игроков, нахолящихся сетки (зоны 2.3,4) называют игроками передней линии, остальных игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные черелования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока.
Волейбол — динамичная, технически сложная игра с мячом, в когорой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Цель игры - направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся плошалки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника.
Волейбол — эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Все движения в волейболе носят естественный характер, базируются на беге, прыжках, метаниях, что способствует развитию силы, ловкости, выносливости, гибкости. Игровая деятельность способствует совершенствованию всех функций организма. В процессе игры занимаюшиеся проявляют положительные эмоции. Благодаря своей эмоциональности волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Условия игровой деятельности приучают занимающихся:
-
подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
-
действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
-
постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения. В учебном процессе золейбол используется каку важное средство общей физической подготовки учащихся.
Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
-
доступностью игры для любого возраста;
-
возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;
-
простотой правил игры, высоким зрелишным эффектом игрового состязания
Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:
чувства коллективизма;
-
настойчивости, решительности, целеустремлённости;
-
внимания и быстроты мышления;
-
способности управлять своими эмоциями;
-
совершенствованию основных физических качеств
Цели:
Для всестороннего развития личности школьникам необходимо:
-
овлалеть основами физической культуры;
-
приобретение крепкого здоровья;
-
развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции);
-
развить чувство ритма и такта, привить любовь к спорту.
Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:
-
выработка устойчивости организма к неблагоприятным Условиям среды;
-
способствовать укреплению здоровья;
-
содействие гармоничному физическому развитию;
-
развитие двигательных способностей;
-
всестороннее воспитание двигательных качеств;
-
создание надежнойн базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений к различных областях труда и спорта и т.д.;
-
укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы,
-
обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам, е
-
развить необходимые физические качества (силу, выносливость гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
-
обучить правильному выполнению упражнений
-
выполнение сознательных двигательных действий;
-
любовь к спорту;
-
чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;
-
воспитанию нравственных и волевых качеств;
-
привлечение учащихся к спорту;
-
устранение вредных привычек.
Занимаясь волейболом в школе, учащиеся получают сведения по истории развития волейбола, знакомятся с правилами игры, основами методики обучения и тренировки, методами и средствами физической технической, тактической. психологической и другими видами подготовки. Они получают также знания по гигиене, рсжиму пигания, профилактике травматизма. На занятиях по волейболу учащиеся укрепляютт свое здоровье, развивают специальные физические качества, овладевают элементами техники и тактики игры, повышают спортивное мастерство.
Нормативный раздел
Календарно-тематическое планирование 1 час в неделю
|
№ |
Раздел/Темы |
Цель урока |
Количество часов |
||
|
1 |
Методика обучения технике игры волейбола |
обучать технике приемов игры в волейбол
|
|||
|
Всего |
Лекция/ Теория |
Практика |
|||
|
2-3 |
Стойки и перемещения волейболиста |
научить учащихся основным стойкам волейболиста, способам перемещения, познакомить с техникой передачи мяча двумя руками сверху |
1 |
1 |
|
|
4-5 |
Передача мяча двумя руками сверху на месте и с перемещением |
Обучение передач мяча двумя руками сверху |
2 |
1 |
1 |
|
6-7 |
Подачи мяча: нижняя прямая, верхняя прямая, верхняя боковая |
Обучение верхней подаче мяча в волейболе |
2 |
1 |
1 |
|
8-9 |
Прием мяча снизу одной и двумя руками |
создать условия для формирования у обучающихся представление о технике приеме мяча снизу двумя руками |
2 |
1 |
1 |
|
10-11 |
Обучение приему мяча снизу и сверху с падением |
включить обучающихся в процесс понимания необходимости понятия «совершенствование приема мяча снизу» в спортивной игре Волейбол |
2 |
1 |
1 |
|
12-13 |
Нападающий удар |
Совершенствование техники нападающего удара в волейболе |
2 |
1 |
1 |
|
14-15 |
Прием нападающих ударов. Блокирование. Прием мяча от блока. |
Закрепить технику выполнения нападающего удара. Блокирование нападающего удара |
2 |
1 |
1 |
|
16-17 |
Индивидуальные тактические действия в нападении |
Создать представление о тактике нападающего удара и умения выполнять индивидуальные тактически |
2 |
1 |
1 |
|
18-19 |
Групповые тактические действия в нападении |
Создать представление о тактике нападающего удара и умения выполнять групповые тактически |
2 |
1 |
1 |
|
20-21 |
Командные тактические действия в нападении |
Создать представление о тактике нападающего удара и умения выполнять командные тактически |
2 |
1 |
1 |
|
22-23 |
Индивидуальные тактические действия в защите |
Совершенствовать индивидуальные тактические действия в нападении и защите |
2 |
1 |
1 |
|
24-25 |
Групповые тактические действия в защите |
Совершенствовать групповые тактические действия в нападении и защите |
2 |
1 |
1 |
|
26-27 |
Командные тактические действия в защите |
Совершенствовать командные тактические действия в нападении и защите |
2 |
1 |
1 |
|
28-29 |
Комбинированные упражнения для совершенствования техники волейбола |
Контролировать физическую нагрузку и развивать основные физические качества посредством волейбола |
2 |
1 |
1 |
|
30-31 |
Развитие скоростных качеств, быстроты ответных действий |
Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости) |
2 |
1 |
1 |
|
32-33 |
Наиболее распространенные ошибки при выполнении технических элементов |
Развивать у обучающихся координационные способности, быстроту, силу, ловкость |
2 |
1 |
1 |
|
34-35 |
Судейство и санкции |
Формирование у учащихся знаний по содержанию судейского корпуса и официальных жестов судей |
2 |
1 |
1 |
|
36 |
Организация и проведение соревнований |
Способствовать закреплению технических приёмов в волейболе |
2 |
1 |
1 |
Методический раздел.
Урок № 1
|
Раздел |
|
|
|
ФИО педагога |
|
|
|
Дата |
|
|
|
Класс |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|
Тема урока |
Методика обучения технике игры волейбола |
|
|
Цели урока |
обучать технике приемов игры в волейбол |
|
Ход урока
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оценивание |
Ресурсы |
|
Начало урока
|
Приветствие учащихся. Проверка посещаемости; Создание приятной атмосферы в классе, эмоциональный настрой на урок. Формировать: регулятивные, коммуникативные, личностные УУД
|
Готовятся с положитель ным эмоциональным ностроям к началу урока и занятием, Создают положитель ную атмосферу в классе |
|
Музыка, стикеры, плакаты, картинки |
|
Середина урока
|
Для современного волейбола характерен универсализм в техническом оснащении игроков. Это в первую очередь проявляется в умении хорошо владеть всеми техническими приемами и на высоком уровне выполнять те, которые характерны для конкретного амплуа. Разучивание технических приемов осуществляется с помощью целостного и расчлененного методов (метода разучивания по частям). Целостный метод является ведущим при разучивании большинства игровых приемов. Расчлененный метод Используется при обучении нападающим ударам. К применению расчлененного метода необходимо прибегать и в тех случаях, когда при изучении приема в целостном виде допускаются грубые ошибки. В этом случае рекомендуется вычленить искажаемый элемент движения и упражняться над его правильным исполнением. Последовательность обучения техническим приемам. Начинают обучение с передач мяча сверху и снизу двумя руками, затем осваивают выполнение подач. В дальнейшем, на основе изученных приемов, приступают к обучению нападающим ударам и блокированию. Освоенные приемы нужно совершенствовать в игровых условиях и в игре. Процесс обучения техническим приемам складывается из следующих этапов: 1. Ознакомление занимающихся с приемом: а) терминологически правильно назвать прием. б) показать прием, комментируя его роль в игре; в) объяснить технику выполнения приема, демонстрируя положения звеньев тела до выполнения, в момент выполнения и после выполнения приема, создавая понятие о наиболее рациональном способе его выполнения; г) делается попытка практического выполнения приема: принятие исходного положения (стойка); - перемещения в стойке; - имитация технического приема; - выполнение в целом или по частям. 2. Разучивание приема в упрощенных условиях а) самостоятельное выполнение приема с мячом: б) на месте, у стены, в движении (с 1-го, 2-х, 3-х шагов и т.д.); в) на тренажерах, специальном оборудовании; г) упражнения в парах, тройках, четверках в простых условиях. 3. Разучивание приема в усложненной (игровой) обстановке: упражнения увеличением количества мячей, партнеров (в парах, тройках, четверках); б) выполнение упражнений пассивным, малоподвижным и активным сопротивлением; в) разучивание комбинаций в нападении защите, соблюдая строгую последовательность действий игроков; г) совершенствование комбинаций в нападении и защите с концовкой на определенного игрока; д) применение технического приема (приемов) в условиях, приближенных к игре, учебных играх 1x1,2х2, 3х3, 4х4, 4х5, 6х6 и т.п. 4. Совершенствование приема в игре: а) выполнение технического приема (приёмов) в модельных игровых ситуациях с определенным заданием; б) выполнение технического приема (приемов) в учебных играх 3х3, 4х4, 5×5,6хби тренировочных играх. Чтобы добиться правильного представления о структуре изучаемого приема, необходимо сосредоточить внимание на основном движении, опуская все тонкости и детали. Приступая к разучиванию новых игровых приемов, не следует сразу говорить занимающимся о возможных и наиболее часто встречающихся ошибках. Обычно они чаще всего повторяют именно их, поэтому качество показа должно быть очень хорошим. Обучение техническим приемам усложненной обстановке предполагает воспитание у начинающих волейболистов умений выполнять приемы в меняющихся условиях, приближенных к игровой обстановке, что обеспечивает формирование гибких двигательных навыков совершенствование техники. Усложнение выполнения технических приемов рекомендуется строить в такой последовательности: на месте; * в движении; * в подвижных играх; * в парах, тройках, четверках, * в парах, тройках, четверках с дополнительными заданиями; * в игровых упражнениях; * в игровых упражнениях при пассивном сопротивлении соперника, затем * при активном сопротивлении соперника; в учебных играх. Вопросы для самоконтроля. 1. Дайте определения следующим понятиям: техника игры, технический прием. 2. Дайте определения следующим понятиям: техническая подготовка, структура технического приема. 3. Перечислите основные технические приемы игры. 4. Какие существуют разделы квалификации техники игры. |
|
|
Интерактивная доска |
|
Конец урока |
Рефлексия. Учитель просит закончить высказывания
|
Оценивая свою работу по определенным критериям пишут рефлексию |
|
Стикеры, плакаты с рисунком для рефлексии |
Урок № 2-3
|
Раздел |
|
|
|
ФИО педагога |
|
|
|
Дата |
|
|
|
Класс |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|
Тема урока |
Стойки и перемещения волейболиста |
|
|
Цели урока |
научить учащихся основным стойкам волейболиста, способам перемещения, познакомить с техникой передачи мяча двумя руками сверху |
|
Ход урока
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оценивание |
Ресурсы |
|
Начало урока
|
Приветствие учащихся. Проверка посещаемости; Создание приятной атмосферы в классе, эмоциональный настрой на урок. Формировать: регулятивные,
коммуникативные, личностные УУД
|
Готовятся к положитель Ным эмоци ональным ностроям к началу урока и занятием, Создают положите льную атмосфер а в классе |
|
Музыка, стикеры, плакаты, картинки |
|
Середина урока
|
С изучения стоек и перемещений начинается освоение игры в волейбол, им постоянно надо уделять внимание в подготовительной части тренировочных занятий и в процессе совершенствования навыков технических приемов тактических действий. Надо постоянно сочетать развитие физических качеств, особенно быстроты, с изучением способов перемещений, а изученные перемещения - с техническими приемами. Существует два вида основных стоек: 1. Высокая стойка для игроков передней линии (перед блокированием) и игроков, принимающих подачу. 2. Стойка игроков для приема нападающих ударов и страховки (игроки задней линии). Высокая стойка игрока должна быть такой: - стопы параллельны (или одна впереди другой) на расстоянии 20-30 см друг от друга; - ноги слегка согнуты в коленях; - руки согнуты в локтях ладонями вперед. Стойка игроков задней линии должна быть такой: - ноги значительно согнуты; - ступни параллельны или одна впереди другой; - туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтях, кисти на уровне пояса. Передвижения выполняем в виде ходьбы, бега, скачков, выпадов. Но прежде чем выполнить тот или иной прием игры, учащийся должен принять определенную стойку или положение, обеспечивающее возможность своевременного выполнения необходимого движения Перемещения по площадке осуществляют ходьбой, бегом, скачком.
1. Ходьба. Игрок перемещается пригибным шагом. В отличие от обычного шага здесь ногу выносят вперед слегка согнутой в колене. Это позволяет избежать вертикальных колебаний ОЦТ (общий центр тяжести) тела и быстро принимать исходные положения для выполнения технических приемов. Кроме обычного шага можно применять приставной скрестный шаги. 2. Бег характеризуется стартовыми ускорениями, незначительными расстояниями перемещения, резкими изменениями направления и остановками. Осуществляют его тем же пригибным шагом, позволяющим сохранить высокую скорость движения на малом расстоянии передвижения. Последний беговой шаг по длине должен быть наибольшим и заканчивается стопорящим движением вынесенной вперед ноги, аналогичным напрыгивающему шагу при нападающем ударе. Подводящие упражнения для изучения стоек и перемещений волейболиста 1. Выполнение перемещений медленно, по частям, с применением зрительных ориентиров и звуковых сигналов. 2. Броски и ловля набивного мяча: во время перемещения; после остановки различными способами; после остановки и поворота; с последующим падением. Скорость перемещения постепенно увеличивают до максимальной. Броски выполняют, стоя лицом и спиной по направлению. Расстояние вначале - 1-2 м, затем - 3-6 м. 3. Упражнения в парах: один игрок бросает мяч вверх-вперед, другой бежит, останавливается шагом (скачком), ловит мяч на уровне головы в положении приема мяча сверху двумя руками; разгибая ноги, плавным движением кистей бросает мяч партнеру и возвращается на место. 4. Упражнения в тройке: один игрок бросает мяч другому, тот после перемещения делает двойной шаг вперед, ловит мяч над головой и бросает его третьему, стоя к нему спиной. 5. Упражнения с падениями и перекатами после перемещений делают вначале на мягкой опоре, со страховкой, на небольшой скорости. 6. Очень осторожно надо подходить к обучению перемещениям спиной вперед, особенно с последующими падениями. В эти упражнения рекомендуется вводить имитацию приемов с падением, затем ловлю и броски набивного мяча. Упражнения по технике упражнениях по технике совершенствуют навыки основных способов перемещения: отдельно каждого способа, сочетаний способов между собой, в сочетании с выполнением приемов с мячом. 1. Перемещение в колонне вдоль определенных границ площадки приставными шагами по 4 шага: лицом, правым боком, спиной, левым боком вперед. Чем ниже «посадка» и больше скорость, тем интенсивнее нагрузка. 2. Перемещение заданным способом, на определенном участке - ускорение, остановка и имитация технических приемов. 3. Передача сверху (снизу) двумя руками над собой и перемещение различными способами, остановки. 4. Передачи сверху (снизу) во время перемещения с изменением направления после остановки: передача вперед-вверх, перемещение лицом вперед (бег, приставные шаги), передача над собой, передача назад за голову и перемещение спиной вперед, снова передача над собой и т.д. Более сложное задание - передачи только вперед и назад. То же, но перемещение вправо, влево. 5. Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных заданий. Соревнование на скорость перемещения и точность попадания мячом (например, при передачах, приеме и т.п.). упражнениях по технике совершенствуют навыки основных способов перемещения: отдельно каждого способа, сочетаний способов между собой, в сочетании с выполнением приемов с мячом. 1. Перемещение в колонне вдоль определенных границ площадки приставными шагами по 4 шага: лицом, правым боком, спиной, левым боком вперед. Чем ниже «посадка» и больше скорость, тем интенсивнее нагрузка. 2. Перемещение заданным способом, на определенном участке ускорение, остановка имитация технических приемов. 3. Передача сверху (снизу) двумя руками над собой и перемещение различными способами, остановки. 4. Передачи сверху (снизу) во время перемещения с изменением направления после остановки: передача вперед-вверх, перемещение лицом вперед (бег, приставные шаги), передача над собой, передача назад за голову и перемещение спиной вперед, снова передача над собой и т.д. Более сложное задание - передачи только вперед и назад. То же, но перемещение вправо, влево. 5. Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных заданий. Соревнование на скорость перемещения и точность попадания мячом (например, при передачах, приеме и т.п.) Вопросы для самоконтроля. 1. Опишите технику выполнения стоек и перемещений волейболиста. 2. Приведите примеры подводящих упражнений для изучения стоек и перемещений волейболиста. 3. Какие можно использовать упражнения ДЛЯ закрепления основных способов перемещений волейболиста? |
|
Метод «Светофор»
С помошью пять пальцев
С помощью звездочек |
Интерактивная доска |
|
Конец урока |
Рефлексия Учитель просит закончить высказывания
|
Оценивая свою работу по определенным критериям пишут рефлексию |
|
стикеры, плакаты с рисунком для рефлексии |
Урок № 4-5
|
Раздел |
|
|
|
ФИО педагога |
|
|
|
Дата |
|
|
|
Класс |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|
Тема урока |
Передача мяча двумя руками сверху на месте и с перемещением |
|
|
Цели урока |
Обучение передач мяча двумя руками сверху |
|
Ход урока
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оценивание |
Ресурсы |
|
Начало урока
|
Приветствие. Комплектование учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Привлечение внимания учащихся. Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький. Конфуций
|
Готовятся с положительным эмоциональным ностроям к началу урока и занятием, Создают положительную атмосфера в классе |
|
Музыка, стикеры, плакаты, картинки |
|
Середина урока
|
Данный прием является основным при
организации нападающих действий. С него начинается овладение
действиями с мячом. На протяжении всего периода обучения этот прием
находится в центре внимания, а для связующих игроков
совершенствование навыков верхней передачи составляет основу всех
тренировочных занятий. Передача (при тактической реализации как вторая передача) - технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. Существует два способа выполнения передачи (двумя руками сверху и одной рукой сверху) и несколько разновидностей. Передача двумя руками сверху. Перед выполнением передачи игрок принимает стойку готовности: одна нога впереди другой, опора на впереди - стоящую ногу. Если от партнера ожидается передача с левой стороны, впереди ставят правую ногу, и наоборот. Перемещаются к предполагаемому месту встречи с мячом шагом или бегом. Упражнения по технике Упражнения по технике ставят занимающихся в различные, постепенно усложняющиеся условия. 1. Передачи над собой на месте, с изменением высоты и исходного положения (от высокой стойки до положения сидя и лежа), во время перемещений и после перемещения и остановки. 2. Упражнения у тренировочной стенки (гладкой): изменять высоту передачи, увеличивать и уменьшать расстояние от стены, чередовать передачи в мишень с передачами над собой, выполнять передачу в стену после того, как мяч отскочит от пола. 3. Сочетание передач: в стену; над собой и поворот кругом; в стену, стоя спиной к ней; снова поворот кругом и передана в стену и т. д. 4. Передачи в парах на месте; стоя лицом и спиной к партнеру, расстояние варьируют - от 0,5 м до максимального, на которое способны (варьируют и высоту передачи). 5. То же, но один игрок на месте, другой перемещается, точно возвращая мяч передачей партнеру. 6. Упражнения во встречных колоннах так, чтобы передачи происходили в пределах границ волейбольной площадки и направление передачи соответствовало направлению первых и вторых передач: зоны 6-3, 6-2, 6-4; 5-3, 5-2, 5-4; 1-3, 1-4, 1- 2; 3-4, 3-2; 2-4. То же, но передачи выполняют через сетку: в пределах зон нападения, из зоны нападения на заднюю линию, с задней линии на переднюю, с задней линии на заднюю. 7. В тройках расположение треугольнике: зоны 6-3-4, 6-2- 3, 6-2-4; 5-3-4, 5-2-3 (4); 1-3-2, 1-4-3 (2); 5-3-2 (передача из зоны 3, стоя спиной); 1-3-4 (то же) и т.п. Направление передач здесь соответствует последовательности указания зон, в последней зоне занимающийся выполняет передачу над собой и посылает мяч в зону, названную первой, и т.д. С задней линии мяч посылают и сверху, и снизу двумя руками. 8. Передачи в опорном положении и в прыжке на точность: в обручи (кольца) на сетке, на стойке; мишени на тренировочной стенке, на площадке. 9. Игры, способствующие совершенствованию навыков передачи: «Эстафеты у стены», «Мяч в воздухе», побеждает команда, допустившая меньше падений мяча. Вопросы для самоконтроля 1. Цель применения передачи мяча сверху двумя руками в игре волейбол. 2. Опишите технику выполнения передачи мяча сверху двумя руками. 3. Виды передач. 4. Особенности выполнения передачи мяча сверху двумя руками сверху. 5. От чего зависит скорость и направление полета мяча в передачах. |
|
Метод «Светофор»
С помошью пять пальцев
С помощью звездочек С помощью смайликов
Дерево оценивании
|
|
|
Конец урока |
Рефлексия
|
Оценивая свою работу по определенным критериям пишут рефлексию |
|
стикеры, плакаты с рисунком для рефлексии |
шағым қалдыра аласыз
































