Анкета
школьной мотивации.
Цель - выявление
предпочтения игрового или учебного компонента школьной
жизни.
Процедура и
инструкция.
Детям предъявляется
анкета.
Инструкция: «Я буду
сейчас читать вам вопросы, а вы будете на них отвечать в ответном
листе значками: (+) означает «да», (-) означает «нет», (.) означает
«не знаю». Читать каждый вопрос я буду 2 раза». Вопросы
анкеты.
-
Тебе нравится в
школе?
-
Утром, когда ты
просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?
-
Если бы учитель сказал,
что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам. Желающим
можно остаться дома. Ты пошел бы в школу?
-
Тебе нравится, когда
отменяют какие-нибудь уроки?
-
Ты бы хотел, чтобы тебе
отменили домашние задания7
-
Ты хотел бы, чтобы в
школе остались одни перемены?
-
Ты часто рассказываешь
о школе родителям?
-
Ты хотел бы, чтобы у
тебя в школе был менее строгий учитель?
-
У тебя в классе много
друзей?
-
Тебе нравятся твои
одноклассники? Обработка.
1
(+)3
|
(-)0
|
(.)1
|
2
(+)3
|
(-)0
|
(.)1
|
3
(+)3
|
(-)0
|
(.)1
|
4
(-)3
|
(+)0
|
(.)1
|
5
(-)3
|
(+)0
|
(.)1
|
6
(-)3
|
(+)0
|
(.)1
|
7
(+)3
|
(-)0
|
(.)1
|
8
(-)3
|
(+)0
|
(.)1
|
9
(+)3
|
(-)0
|
(.)1
|
10
(+)3
|
(-)0
|
(.)1
|
Оценка.
25-30 – высокая
школьная мотивация 20-24 – средний уровень
15-19 – внешняя
мотивация 10-14 – низкий уровень
9 – 0 - негативное
отношение к школе, дезадаптация. Вопросы 1-3 – выявляют отношение к
школе Вопросы 4-6 – выявляют уровень учебной мотивации Вопрос 7 –
выявляет проблемы с родителями Вопрос 8 – выявляет проблемы с
учителями
Вопросы 9-10 – выявляют
проблемы в отношениях с учениками в классе
Рисунок
на тему: «Что мне нравится в школе».
Цель - выявление
предпочтения учебного или игрового мотивов в школьной
жизни.
Процедура и
инструкция.
Детей просят сделать
рисунок на тему: «Что мне нравится в школе».
Инструкция: «Нарисуйте,
пожалуйста, рисунок на тему: «Что мне нравится в
школе»».
Оценка.
УМ (предпочтение
отдается учебной стороне школьной жизни – учебная мотивация) –
нарисован процесс учебы.
ВМ (Предпочтение
отдается внешним проявлениям школьной жизни – внешняя мотивация) –
нарисована школа, дорога в школу, класс.
ИМ (предпочтение
отдается игровым моментам школьной жизни – игровая мотивация) –
нарисована ситуация перемены, спорт зал, столовая,
прогулка.
Методика «Что мне
нравится в школе» (рисунок)
Несоответствие рисунков теме указывает на:
а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной
мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В
этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и
прочее);
б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с
завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к
школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на
школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит
рисовать);
в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это
свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не
рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к
данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации,
учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30
баллов);
б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами
свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней
мотивации (20 баллов);
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным
отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10
баллов).
Анкета. Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с
помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой
оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, ней
тральный – 1, положительный – 3 балла).
Комфортность в классе
Цель – выявление уровня
комфортности для ученика в классе. Процедура и
инстр
На доске и в
бланках нарисованы два круга – один в другом. Ученикам нужно
проставить точку в пространстве двух кругов или за их
пределами.
Инструкция: «Ребята,
перед вами два круга. Один – в другом. Поставьте точку в
пространстве этих кругов или за их пределами.
Точка в центре двух
кругов означает - «Мне хорошо в классе». Точка между двух кругов
означает - «Мне нормально в классе». Точка за пределами кругов
означает - «Мне плохо в классе»».
Оценка.
Точка в центре двух
кругов – высокий уровень комфортности в классе. Точка между двух
кругов – средний уровень комфортности в классе.
Точка за пределами двух
кругов – низкий уровень комфортности в классе.
Бланк
ответов
ФИО_____________________________________________
Класс____________________________
1.Методика «Что мне нравится в
школе» (рисунок)
Цель - выявление предпочтения
учебного или игрового мотивов в школьной
жизни.
Процедура и
инструкция.
Инструкция: «Нарисуйте,
пожалуйста, рисунок на тему: «Что мне нравится в
школе»».
2.
Комфортность в
классе
Цель – выявление уровня
комфортности для ученика в классе.
Инструкция: «Ребята, перед
вами два круга. Один – в другом. Поставьте точку в пространстве
этих кругов или за их пределами.
3. Методика «Солнце, тучка,
дождик»
Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с
друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на
вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их
настроению.
1.В классе мне
-
2.С друзьями мне
-
3.Дома мне
-